Инновационные технологии в государственном управлении регионом (на примере Челябинской области)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
1.1 Инновационные технологии в государственном управлении в
Российской Федерации: понятия, сущность, функции и задачи 12
1.2 Технологии, методы и нормативное и правовое регулирование
инновационными технологиями в государственном управлении регионом 15
1.3 Методика оценки эффективности применения инновационных
технологий в государственном управлении регионом 32
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Деятельность Министерства экономического развития
Челябинской области по реализации политики в сфере инновационных технологий 48
2.2 Оценка результатов и анализ практики применения
инновационных технологий в Челябинской области 60
2.3 Анализ практики эффективности реализации политики
применения инновационных технологий в регионе 70
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и направления их решения в сфере применения инновационных технологий в Челябинской области 76
3.2 Проект программы по совершенствованию применения
инновационных технологий в государственном управлении в Челябинской области на 2019-2021 г.г 84
3.3 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию применения инновационных технологий в государственном управлении в
Челябинской области 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Рейтинг инновационного развития Челябинской области 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Проект муниципальной программы «Формирование образа «Умного города Сатка Челябинской области» на 2019-2021 годы 100
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
1.1 Инновационные технологии в государственном управлении в
Российской Федерации: понятия, сущность, функции и задачи 12
1.2 Технологии, методы и нормативное и правовое регулирование
инновационными технологиями в государственном управлении регионом 15
1.3 Методика оценки эффективности применения инновационных
технологий в государственном управлении регионом 32
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Деятельность Министерства экономического развития
Челябинской области по реализации политики в сфере инновационных технологий 48
2.2 Оценка результатов и анализ практики применения
инновационных технологий в Челябинской области 60
2.3 Анализ практики эффективности реализации политики
применения инновационных технологий в регионе 70
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и направления их решения в сфере применения инновационных технологий в Челябинской области 76
3.2 Проект программы по совершенствованию применения
инновационных технологий в государственном управлении в Челябинской области на 2019-2021 г.г 84
3.3 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию применения инновационных технологий в государственном управлении в
Челябинской области 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Рейтинг инновационного развития Челябинской области 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Проект муниципальной программы «Формирование образа «Умного города Сатка Челябинской области» на 2019-2021 годы 100
Важной категорией, определяющей сущность научно-технического прогресса, являются инновации - результат инновационной деятельности, основанный на новых знаниях, востребованные рынком и способные обеспечить положительный эффект (социальный, экономический и иной). С учетом данного определения, можно сформулировать характерные признаки деятельности, связанные с инновациями и инновационной деятельностью.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной технологии в государственном управлении в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как 5 фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании современных технологий в государственном управлении и предложении для Министерства экономического развития Челябинской области инновационных технологий в управлении и исполнении своих полномочий.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
• рассмотреть теоретические аспекты инновационных технологий;
• определить формы, принципы, методы и инструменты, влияющие на инновационные технологии в государственном управлении регионом;
• разработать методику оценки эффективности применения инновационных технологий в Челябинской области;
• провести обзор экономического положения Челябинской области;
• построить анализ эффективности реализации политики применения инновационных технологий в регионе;
• разработать мероприятия по совершенствованию инновационных технологий в государственном управлении.
...
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной технологии в государственном управлении в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как 5 фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании современных технологий в государственном управлении и предложении для Министерства экономического развития Челябинской области инновационных технологий в управлении и исполнении своих полномочий.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
• рассмотреть теоретические аспекты инновационных технологий;
• определить формы, принципы, методы и инструменты, влияющие на инновационные технологии в государственном управлении регионом;
• разработать методику оценки эффективности применения инновационных технологий в Челябинской области;
• провести обзор экономического положения Челябинской области;
• построить анализ эффективности реализации политики применения инновационных технологий в регионе;
• разработать мероприятия по совершенствованию инновационных технологий в государственном управлении.
...
В ходе проведенного исследования, были получены следующие выводы и результаты.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
В настоящее время в России создана достаточно надежная основа для развития системы государственного управления путем внедрения инновационных разработок в функционирование органов власти. Эффективность государственного управления направлена на получение максимально продуктивных итогов в работе при минимальных затратах располагаемых ресурсов и высоком уровне удовлетворения общественных потребностей.
Используя зарубежный и отечественный опыт инновационных преобразований в России, может быть создана развитая система государственного регулирования управления инновационной деятельностью при максимальном удовлетворении общественных потребностей.
Для повышения эффективности государственного управления отдельными сферами общественной жизни в России необходимо внедрять систематическую оценку их деятельности.
Реализация целей и задач систематической оценки позволит: в максимальной степени сориентировать государственное управление различных сфер на достижение целей и соблюдение ограничений экономического развития; сформировать адекватный поставленным целям организационный и нормативноправовом механизм их достижения; обеспечить отчетность и систематическую оценку результатом программно-целевой деятельности, выработку на ее основе мер по корректировке действии; повысить результативность, производительность, эффективность и качество работы управленческой деятельности в любой области.
Анализ теоретических аспектов концепции «умный город», ее базовых структурных компонент позволяет сформулировать определение «умного города» как города, в котором ресурсы городской среды эффективно используются всеми участниками городской жизни, в первую очередь его жителями, а также конкретизировать сущность концепции «умного города», которая предполагает эффективное использование временных и финансовых ресурсов всех жителей для обеспечения более комфортной, безопасной и экологичной жизни в рамках городской среды.
Разработка и внедрение интеллектуальных систем «умного города» может сопровождаться участием всех заинтересованных сторон (жителей городов, общественных и некоммерческих организаций, представителей бизнеса, представителей органов государственной власти).
Правительство должно действовать в качестве инициатора таких взаимодействий, обеспечивая идентификацию взглядов и интересов всех участников и осуществляя контроль за их деятельностью. При этом принятая федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой одним из ключевых направлений является реализация концепции «умный город», может стать основой разработки и внедрения соответствующих проектов, что, несомненно, будет способствовать качественным изменениям в развитии российских городов.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
В настоящее время в России создана достаточно надежная основа для развития системы государственного управления путем внедрения инновационных разработок в функционирование органов власти. Эффективность государственного управления направлена на получение максимально продуктивных итогов в работе при минимальных затратах располагаемых ресурсов и высоком уровне удовлетворения общественных потребностей.
Используя зарубежный и отечественный опыт инновационных преобразований в России, может быть создана развитая система государственного регулирования управления инновационной деятельностью при максимальном удовлетворении общественных потребностей.
Для повышения эффективности государственного управления отдельными сферами общественной жизни в России необходимо внедрять систематическую оценку их деятельности.
Реализация целей и задач систематической оценки позволит: в максимальной степени сориентировать государственное управление различных сфер на достижение целей и соблюдение ограничений экономического развития; сформировать адекватный поставленным целям организационный и нормативноправовом механизм их достижения; обеспечить отчетность и систематическую оценку результатом программно-целевой деятельности, выработку на ее основе мер по корректировке действии; повысить результативность, производительность, эффективность и качество работы управленческой деятельности в любой области.
Анализ теоретических аспектов концепции «умный город», ее базовых структурных компонент позволяет сформулировать определение «умного города» как города, в котором ресурсы городской среды эффективно используются всеми участниками городской жизни, в первую очередь его жителями, а также конкретизировать сущность концепции «умного города», которая предполагает эффективное использование временных и финансовых ресурсов всех жителей для обеспечения более комфортной, безопасной и экологичной жизни в рамках городской среды.
Разработка и внедрение интеллектуальных систем «умного города» может сопровождаться участием всех заинтересованных сторон (жителей городов, общественных и некоммерческих организаций, представителей бизнеса, представителей органов государственной власти).
Правительство должно действовать в качестве инициатора таких взаимодействий, обеспечивая идентификацию взглядов и интересов всех участников и осуществляя контроль за их деятельностью. При этом принятая федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой одним из ключевых направлений является реализация концепции «умный город», может стать основой разработки и внедрения соответствующих проектов, что, несомненно, будет способствовать качественным изменениям в развитии российских городов.





