🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ДЕРИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА

Работа №203223

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4590 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ 9
1.1. Семантическая наполненность понятия «жаргонная лексика» 9
1.2. Деривационные характеристики жаргонной лексики 18
1.3. Жаргонизмы как средство выразительности 24
2. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ,
ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА_«КЛАССНАЯ ДЕВЧОНКА» 28
2.1. Морфологический способ 28
2.2. Неморфологический способ 37
2.3. Транслитерация как способ образования жаргонной лексики 40
2.4. Деривационный потенциал жаргонизмов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА .

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к «расшатыванию» традиционных литературных норм. Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием просторечия, диалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных), в стилистическом снижении современной устной и письменной речи и в вульгаризации бытовой сферы общения.
Экспрессивность жаргонной лексики способствует тому, что слова из жаргона переходят в разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами и правилами.
Отличительной чертой жаргонных слов является высокая степень экспрессивности многих из них, особенно в выражении эмоциональных оттенков. Так, слова как классный, крутизна обозначают предельную степень положительной оценки, восхищение с оттенком удивления; а чмошник, чмошный, лох — это крайняя степень неодобрения, пренебрежения. Глаголы врубаться, балдеть, башлять (платить), напрягать, наезжать обозначают шутливоироническое отношение к тому, кто производит действие. А прилагательные крутой, конкретный при некоторой размытости, неопределенности лексического значения обладают способностью выражать целую гамму эмоциональных нюансов — от восторга до полного неодобрения.
Интересно то, что в научных статьях жаргон не встречается, а в статьях развлекательного характера встречается довольно часто. Подобное явление зависит от того, на какую аудиторию рассчитывается определенный текст. Если статья носит научный характер или политический, то в таком тексте не встретится жаргонная лексика. А если статья относится к молодежным изданиям, то здесь точно будет выявлен не один жаргонизм.
Существенную роль в понимании функциональных и словообразовательных особенностей молодежного жаргона сыграли лексикографические работы, отражающие материал последнего десятилетия: Л. И. Скворцова, Е. В. Уздинской, Т. Г. Никитиной и т. д. Эти работы стали теоретической основой для написания нашей исследовательской работы.
Наша работа посвящена деривационным особенностям и возможностям словообразования жаргонизмов в публицистических текстах.
В работе был использован материал печатного журнала «Классная девчонка» за 2013 — 2014 гг. и 2017 — 2018 гг.
Название журнала говорит о его целевой аудитории: это аудитория женская, девичья. Возрастная категория определена от 12 до 25 лет. Журнал предназначен для молодежного чтения: здесь обсуждаются и раскрываются те темы, которые будут полезны и интересны молодым людям.
Молодёжи свойственно стремление к непохожести, нежелание жить так, как прописано в правилах, как диктует общество. Всё это находит отражение и в языке. На протяжении всей истории развития человеческого общества, молодые люди выражали несогласие с общественными традициями посредством внешнего вида, поведения, языка. Поэтому исследование молодёжного сленга не утрачивает своей актуальности и заявленная дипломная работа современна и своевременна.
Для анализа языка были взяты единицы, возникшие в языке и актуальные в последние шесть лет, что придает новизну нашему исследованию.
Объектом исследования является жаргонная лексика, представленная на страницах журнала «Классная девчонка» за 2013 — 2014 гг. и 2017 — 2018 гг.
Предмет исследования — особенности деривации жаргонной лексики на страницах журнала «Классная девчонка» за 2013 — 2014 гг. и 2017 — 2018 гг.
Целью исследования является определение словообразовательных особенностей современной жаргонной лексики, представленной в молодёжных СМИ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить смысловое наполнение терминов «жаргон», «сленг» и «арго»;
2) описать словообразовательные модели современных жаргонизмов;
3) выявить наиболее продуктивные способы словообразования современной жаргонной лексики;
4) исследовать деривационный потенциал жаргонной лексики.
Основными исследовательскими методами в работе являются дифференциальный, описательно-аналитический, а также приемы наблюдения, обобщения и количественного подсчета.
Данная работа была апробирована на конференции «Язык. Культура. Коммуникации», в процессе преддипломных выступлений в рамках заседаний кафедры.
Квалификационная работа содержит в себе следующие разделы: введение, теоретическую главу, в которой описываются сведения о жаргонной лексике в системе лексики русского языка, практическую главу, в которой описываются словообразовательные особенности и исследуется деривационный потенциал жаргонной лексики из материалов журнала «Классная девчонка», заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования жаргонной лексики материала журнала «Классная девчонка» за 2013 — 2014 гг. и за 2017 — 2018 гг. мы пришли к следующим результатам.
Жаргон — это речь социально и профессионально обусловленной группы, как элемент речи, не соответствующий норме литературного языка.
Сленг — элементы той или иной профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или в речь людей, приобретают особую эмоционально-экспрессивную окраску.
Мы определили термины «жаргон» и «сленг» как синонимичные и взаимозаменяемые понятия.
Сленг присутствует в повседневной речи, газетных публикациях, различных молодёжных журналах. Чтобы быть ближе и понятнее молодому читателю, печатные издания вводят в оборот слова из молодёжного языка.
Основная функция жаргонной лексики — экспрессивно-эмоциональная, позволяющая выражать чувства и эмоции более точно и остро.
Состав сленговых слов не остается постоянным. Когда происходит смена одного модного явления, то старые слова уходят и их заменяют новые. Этот процесс очень стремителен и быстр. Сленг обновляется с развитием общества и развивается в нем. Сленг будет существовать всегда потому, что у молодых людей есть постоянное стремление самоопределиться, самоутвердиться в обществе, отделиться от остального мира, показать свою значимость в социальном плане.
В ходе исследования мы пришли к тому, что образование жаргонной лексики происходит по тем же моделям, что и словообразование литературных слов (морфологический и неморфологический способы).
Из морфологического способа самым продуктивным оказался способ суффиксации — 53 единицы (22 %). Здесь продуктивными частями речи
оказались прилагательные (10 %) и глаголы (7 %).
Самым непродуктивным способом оказалась аббревиация — 15 единиц (6 %). Все слова являются существительными.
Из неморфологического способа продуктивным и единственным оказался лексико-семантический — 58 единиц (24 %). Самыми продуктивными частями речи оказались глаголы (15 %) и существительные (7 %).
При рассмотрении словообразовательного потенциала жаргонной лексики был выделен такой способ образования сленговых слов, как транслитерация. Это явление не рассматривается как способ словообразования при описании деривационной системы русского языка. Г оворя же об образовании жаргонизмов, считаем целесообразным отметить транслитерацию как один из способов словообразования, так как им образовано 47 единиц (20 %) жаргонной лексики анализируемого материала. Самой продуктивной частью речи оказались существительные (13 %).
Жаргонная лексика может составлять словообразовательные гнезда. Но не все корни жаргонных слов имеют одинаковый деривационный потенциал. Было выявлено три группы словообразовательных слов: большая (8 —
12 однокоренных слов), средняя (5 — 6 однокоренных слов) и малая (1 — 3 однокоренных слова).
Самое большое словообразовательное гнездо получилось у корня -фиг- (12 единиц). Оно включает такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы и слова категории состояния.



1. Алимова, Г. Ю. Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике / Г. Ю. Алимова // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 606— 608. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41110/ (дата обращения: 14.02.2019).
2. Анищенко, О. А. Эволюция обозначения молодежной речи: от технического языка до жаргона / О. А. Анищенко // Вопросы языкознания. — 2009. — № 5. — С. 108—117. — URL: http://naukarus.com/ (дата обращения: 14.02.2019).
3. Антрушина, Г. Б. Лексикология английского языка : учеб. пособие / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. — М. : Дрофа, 2004. — 288 с.
4. Арнольд, И. В. Стилистика : учебник для вузов / И. В. Арнольд. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Наука, 2002. — 384 с.
5. Арустамова, А. А. Современный молодежный сленг и особенности его функционирования: на материале речи студентов республики Адыгея : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Арустамова. — Майкоп, 2006. — 260 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — 4-е изд., стереотип. — М. : КомКнига, 2007. — 570 с.
7. Баулина, М. Великий и могучий сленг / М. Баулина // Здоровье школьника. — 2008. — № 1. — С. 36—39.
8. Беглова, Е. И. Жаргонизмы в русском языке / Е. И. Беглова. — Стерлитамак : Тезаурус, 1994. — 178 с.
9. Беляевская, Е. Г. Семантика слова / Е. Г. Беляевская. — М. : Высшая школа, 1987. — 128 с.
10. Береговская, Э. М. Молодежный сленг: формирование и
функционирование / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. — 1996. — № 3. — С. 32—41.
11. Бондалетов, В. Д. Типология и генезис русских арго / В. Д. Бондалетов // Русская диалектология. — 2015. — Рязань : Триада, 1987. — 84 с. — URL : https://www.twirpx.com/file/1752166/ (дата обращения: 19.20.2019).
12. Борисова, Е. Г. Современный молодежный жаргон / Е. Г. Борисова // Русская речь. — 1980. — № 5. — С. 51—54.
13. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Логос, 2002. — 528 с.
14. Васильев, А. Д. Крутой: к вопросу о формировании жаргонной лексики / А. Д. Васильев // Русская речь. — 1993. — № 6. — С. 44—47.
15. Вахитов, С. В. Лекции о русском сленге / С. В. Вахитов. — Уфа : Изд- во БГПУ, 2001. — 47 с.
..53

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ