🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Личностные факторы жизненной успешности

Работа №203154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 12
1.1 Понятия «успех» и «жизненная успешность» в психологии 12
1.2 Исследования зарубежных и отечественных авторов о личностных
свойствах и особенностях, способствующих достижению жизненной успешности 19
1.3 Представления социума о критериях жизненной успешности 25
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 31
2.2 Методы исследования 33
2.3 Методы математической обработки данных 45
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ИСПЫТУЕМЫХ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТЬЮ 46
3.1 Результаты факторного анализ структуры личностных свойств,
связанных с жизненной успешностью 46
3.2 Результаты сравнительного анализа показателей личностного
благополучия в подгруппах с высокой и низкой жизненной успешностью 49
3.3 Результаты однофакторного дисперсионного анализа данных
исследования группы респондентов с разной степенью жизненной
успешности 54
3.3.1 Зависимость жизненной успешности от факторов личности 55
3.3.2 Зависимость свойств личности от уровня жизненной успешности 60
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 83


Актуальность исследования. Актуальность темы данного исследования не вызывает сомнения. Социальная востребованность подобных исследований крайне высока и связана с целым рядом причин.
Во-первых, социальная актуальность данного исследования заключается в наличии процессов, происходящих в стране в настоящее время. Это и рост наркомании и преступлений, безработицы в условиях кризисов, возрастание количества люмпенов, увеличение текучести кадров, количества разводов, различных заболеваний, и как следствие снижение удовлетворённости жизнью и ее успешности. Данные процессы подрывают жизнь как самого «несчастного», неуспешного по социальным меркам гражданина, так и отрицательно влияют на экономический, культурный и интеллектуальный потенциал страны.
Во-вторых, социальная актуальность исследования связана с миграцией целого слоя успешного, благополучного населения из России, в том числе, в целях уменьшения контактов с менее успешными людьми, которые составляют большую часть населения страны.
В последние десятилетия в разных странах экономисты и политики высказывают предложения о необходимости дополнять главный показатель экономического развития государства - ВВП показателем (или показателями) потенциала субъективного благополучия граждан этого государства, называя этот показатель «Валовое национальное счастье», расчет которого производился бы на основе сочетания экономической ситуации в стране и удовлетворенности своей жизнью населением [2].
Исходя из курса политики России на сохранение творческих, научных кадров, успешных предпринимателей и других, ценных для экономики кадров, понимание механизмов функционирования личности успешного человека является основополагающим и может помочь избежать их «утечки», вырастить новые поколения людей активных, патриотично реализующих себя в России.
Такие люди смогут найти возможности развиваться в собственной стране, находить единомышленников, что сможет оказать позитивное влияние на повышении конкурентоспособности страны и укреплению ее позиций на мировой арене.
Но какими ресурсами, особенностями, качествами или навыками должен обладать человек, чтобы быть успешным? Что отличит его от других претендентов на благополучную жизнь, хорошую карьеру и реализацию талантов? Проблема соответствия высоким стандартам, а также вопрос о том, какие ресурсы необходимы личности в меняющемся мире, являются крайне актуальными [3].
В-третьих, в эпоху когда базовые потребности человека удовлетворены, все больше выступает на первый план мотив самоактуализации личности. Такой интерес на наш взгляд связан, с развитием нового направления - позитивная психология, а также с гуманистическими ценностями и желанием достичь максимума своих возможностей получая за это достойное вознаграждение.
По данным сайта «wordstat.yandex.ru» в современном российском обществе человек все чаще задает запросы в интернет пространство: «как достичь успеха?», «показатели успеха», развивается коучинг, помогающий понять, «насколько я успешен в жизни», «что является критерием успеха именно для меня», и «как повысить уровень своей успешности, удовлетворенности жизнью и благополучия». Закономерно, что связи с таким личностным, социальным, экономическим и политическим спросом сейчас постоянно проводятся новые исследования жизненной успешности, благополучия, удовлетворенности жизнью, в том числе и в других научных направления, междисциплинарные исследования. Так, например, эксперты Финансового университета при Правительстве РФ обнародовали результаты масштабного исследования удовлетворенности российских граждан своей жизнью и составили список наиболее «удовлетворенных» городов [47].
Тем не менее, все исследования носят не системный характер, ограничены локальными вопросами и не охватывают весь спектр «неуспешность - успешность».
Исходя из этого, научная актуальность исследования состоит в том, что на данный момент в мире не существует научных эмпирических данных, свидетельствующих о значимых факторах личности успешных людей, различиях успешных и неуспешных, и влиянии качеств личности на достижение человеком успешности. Как следствие не существует научно-обоснованных разработок программ по повышению жизненной успешности, и профилактике неуспешности, прошедших все необходимые процедуры проверки. Предполагается, что итоги, полученные в данном исследовании, послужат базисом и лягут в основу более крупных теоретических и практических разработок по повышению жизненной успешности и благополучия россиян.
Основные подходы, используемые в работе.
Методологической основой исследования стали теоретические подходы и положения отечественных и зарубежных ученых.
Анализ свойств личности, связанных с жизненной успешностью базируется на трудах Н.А. Батурина, Мельниковой Н.Н., Башкатова С.А., Конюховой Т.В., на исследованиях М. Селигмана.
Теоретической основой работы выступает концепция позитивной психологии М. Селигмана, и гуманистическая теория мотивации А.Маслоу.
Цель исследования: изучить личностные факторы жизненной успешности.
Задачи исследования: выявить структуру личностных факторов, связанных с жизненной успешностью; выявить различия показателей личностных особенностей, связанных с жизненной успешностью, в группе успешных и неуспешных участников исследования; определить влияние личностных факторов на жизненную успешность; установить влияние жизненной успешности на личностные особенности, способствующие достижениям человека.
Объект исследования: жизненная успешность
Предмет исследования: личностные факторы, связанные с жизненной успешностью.
Гипотеза исследования: жизненная успешность зависит от личностных факторов, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на жизненную успешность.
Характеристика выборки: 78 респондентов (48 женщин и 30 мужчин) в возрасте от 25 до 55 лет. В ходе исследования также испытуемые были разделены на две подгруппы. Основанием для выделения подгрупп послужили критерии жизненной успешности.
Для реализации целей и задач были применены следующие методы:
- теоретический анализ исследований, анкетирование, психодиагностические опросники, интервью (биографический метод), психометрические методики: тест- опросник «Мотивации достижения» (А. Мехрабиан), тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинд), «Шкала благополучия» Калифорнийского психологического опросника (CPI), «Тест на оптимизм» (Л.М. Рудина), краткая версия методики «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (ШПАНА) (Е.Н. Осин), опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) (Н.Н. Мельникова), методика «Исследования профессиональной и жизненной успешности» (Н.А.Батурин в соавторстве);
- методами анализа и статистической обработки явились: факторный анализ, сравнительный анализ (с применением t-критерия), однофакторный дисперсионный анализ. Применялся статистический пакет SPSS Statistcs 19.
Практическая значимость: выявленные различия в показателях жизненной успешности и факторов личности у подгрупп с высокой и низкой жизненной успешностью дали возможность выдвинуть ряд новых гипотез для дальнейших исследований. Кроме этого, полученные результаты могут лечь в основу разработки рекомендаций по повышению как личной жизненной успешности (в сфере консалтинга, коучинга, школьных и иных государственных образовательных программ), так и применяться в кадровом аудите и рекрутинге, программах реабилитации социально-неблагополучных слоев населения страны, стать базой для формирования полезных ценностей на уровне менталитета согласно курса внутренней государственной политики.
Апробация: полученные данные были описаны в статье «Различия
показателей личностного благополучия в группах с высокой и низкой жизненной успешностью» в сборнике материалов международной студенческой научно-практической конференции «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования» от 2019 г. Челябинск.
Текст выпускной квалификационной работы представлен на 98 страницах и содержит в своей структуре: введение, три главы, выводы, заключение, библиографический список - 80 наименований, 4 приложения, а также
представлен 4 таблицами, 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена исследованию феномена жизненной успешности, в связи с возрастающим в последнее десятилетие интересом общества к достижению процветания, а для каждого из его членов - реализации максимума жизненных возможностей, раскрытия способностей и обретения благополучия.
В исследовании рассматривалась проблема зависимости жизненной успешности от личностных факторов, которые, как предполагалась, оказывают также обратное влияние на жизненную успешность.
Для изучения их роли в обретении желаемого уровня благополучия жизни основной целью исследования было изучение личностных факторов жизненной успешности.
Исходя из этого, в исследовании принимали участие испытуемые с разной выраженностью жизненной успешности - с низкими и высокими показателями.
В теоретической главе работы было рассмотрено понятие «жизненная успешность», были проанализированы мнения отечественных и зарубежных исследователей, В работе был проведен анализ научных исследований по проблеме жизненной успешности и ее зависимости от личностных факторов. По результатам теоретического анализа были уточнены свойства личности, связываемые с успешностью, а также, исходя из социальных стандартов, выделены признаки успешности.
По результатам эмпирического исследования из всей совокупности свойств личности, связанных с жизненной успешностью, были выделены 3 наиболее значимых фактора - «удовлетворенность жизнью», «стремление к достижению», «жизненная включенность», которые описывают специфическую факторную структуру личностных особенностей, связанных с жизненной успешностью.
Выявлено, что респонденты успешной подгруппы склонны испытывать уверенность в своих силах, они считают, что возможности кроются в них самих. Они переживают ответственность, как свою силу, рассматривая неблагоприятные ситуации, как возможные к совладанию и посильные.
Подгруппа испытуемых с низкой успешностью, наоборот, видит обстоятельства достаточно пессимистично, недостаточно осознавая свой вклад в их формирование. Испытуемые из данной группы не удовлетворены своей жизнью и не присваивают себе «авторство» своей жизни.
Были выявлены статистически значимые положительные влияния показателей личностных свойств на степень успешности испытуемых. Это показатели: «уровень позитивных эмоций», «мотивация достижения», «благополучие» и «удовлетворенность жизнью».
Было найдено статистически значимое отрицательное влияние показателя «уровень негативных эмоций» на уровень успешности испытуемых.
Кроме этого были получены данные, что изменение уровня жизненной успешности также влияет на изменение свойств личности - с ростом жизненной успешности вышеописанных качества увеличиваются, уровень негативных эмоций снижается.
Результаты данного исследования могут быть применены в сфере:
- развития личности (коучинге, психологическом консультировании);
- разработки рекомендаций по повышению личной жизненной успешности при оценке кандидатов для приема на работу, в кадровом аудите и рекрутинге;
- образования (школьных и иных государственных образовательных программ);
- социальной помощи и реабилитации социально-неблагополучных слоев населения страны;
- политики, как базы для разработки программ формирования полезных ценностей на уровне менталитета и курса внутренней государственной политики.
Полученные данные могут лечь в основу других исследований как объективного, так и субъективного, субьективно-объективного компонентов жизненной успешности при помощи увеличения количества испытуемых, и различных вариантов оснований для подбора и разделения выборки.



1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 209 с.
2. Анушевская, А. Что такое министерство счастья, которое может появиться в России? /А.Анушевская. - газета "Аргументы и Факты" от 14.04.2016.
3. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
4. Атюнина, В.С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности / В.С. Атюнина. Монография. - Хабаровск. - 2007. - 196 с.
5. Батурин, Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности (на примере спортивной деятельности): Дис. ... канд.психол.наук. Ленинград, 1980. - 191 с.
6. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия /Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова //Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». - Челябинск. - 2013. - Т.6. - №4. - С.4-14.
7. Батурин, Н.А. Батурина, Н.В. Успех и неудача: теория, исследования, практика: монография / Н.А. Батурин, Н.В. Батурина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180с.
8. Батурин, Н.А. Психология оценивания и оценки: теоретические и прикладные аспекты / Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. - 243с.
9. Батурина Н.В., Черняева Ю.Е. Соотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия //Теоретическая и экспериментальная психология. - 2018. - Т.11. - № 4. - С.18-23.
10. Башкатов, С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: Дис. ...канд.психол.наук. Челябинск, 2013. - 175 с.
11. Бевзенко, Л.Д. Жизненный успех, ценности, стили жизни / Л.Д. Бевзенко // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2007. - № 7. - С.132 - 151.
12. Бонивелл, И. Ключи к благополучию / И. Бонивелл. - М.: Время, 2009. - 192 с.
13. Вострикова, О.А. Эталонный образ успеха. [Текст]/ О.А. Вострикова, М.Я. Дворецкая// Психология и психотехника. - 2014. - № 5. - С. 538-545.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 182с.
15. Гладышев, В.И., Цаюкова, Е.Д. Роль гипотетических фикций в формировании целостного мировоззрения личности/ HOMO HOLISTIC: человек целостный, Изательство: Издательский центр ЮУрГУ. - 2018. - Вып. 6. С. 21-27...80

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ