🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Взаимосвязь преобладающих мотивов информационной активности и уровня осмысленности жизни в различные периоды взрослости

Работа №203148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ И МОТИВАХ
ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ 12
1.1 Медиапотребление и его возрастная специфика 12
1.2 Развитие представлений о мотивах информационной активности 19
1.3 Смысложизненные ориентации как проблема исследования в
психологии 25
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Цель, предмет, объект, задачи исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.2.1 Опросник «мотивационная структура информационной активности». 35
2.2.2 Опросник «смысложизненные ориентации» 36
2.2.3 Опросник «исследование волевой саморегуляции» 38
2.3 Методы математической обработки данных 39
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ МОТИВОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ, ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В
РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ 42
3.1 Возрастные особенности мотивов информационной активности, смысложизненных ориентаций и волевой саморегуляции в различные
периоды взрослости 42
3.1.1 Возрастные особенности мотивов информационной активности в
различные периоды взрослости 42
3.1.2 Специфика возрастных особенностей смысложизненных ориентаций
в различные периоды взрослости 44
3.1.3 Возрастная специфика особенностей волевой саморегуляции в
различные периоды взрослости 47
3.1.4 Анализ изменений характеристик мотивационной структуры
информационной активности, смысложизненных ориентаций, волевой саморегуляции в различные возрастные периоды 48
3.2 Взаимосвязь преобладающих мотивов информационной активности, осмысленности жизни и волевой саморегуляции в различные периоды взрослости 51
3.2.1 Взаимосвязь преобладающих мотивов информационной активности,
осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период «юности» 51
3.2.2 Взаимосвязь пре обладающих мотивовинформационной активности,
осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период «молодости».... 54
3.2.3 Взаимосвязь преобладающих мотивов информационной активности, уровня осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период
«взрослости» 56
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72


Актуальность темы обусловлена тем, что в связи с развитием информационного общества, с постоянным увеличением потока информации и её разнообразия существенно усиливается влияние информационного пространства на психическое здоровье людей, особенно молодых, более сензитивных к внешним воздействиям и идущих по пути личностного и профессионального самоопределения, важно исследовать структуру, мотивы медиапотребления и как они связаны с осмысленностью жизни. Эти знания важны овладения индивидуальными стратегиями безопасного медиапотребления, что будет способствовать сохранению личностной целостности и психического здоровья людей, особенно молодых [30].
Известный американский психотерапевт Э. Шостром считает, что физическое насилие гораздо менее разрушительно для человеческого рода, чем информационное манипулирование и тотальный контроль над людьми [57].
«Коммуникационная деятельность управления сознанием человека - это технологии, разрабатываемые сотнями тысяч профессионалов, и эти технологии проникают в каждый дом. Целью манипулирования является внедрение в сознание людей «нужных» ценностей, жизненных ориентиров и образов жизни, а также разрушение традиций, снятие культурных запретов и норм, на которые прежде опиралась личность в своём поведении. Основная задача - ... изменить людей..., чтобы регулировать и контролировать их, а для этого необходимо отключить здравый смысл, деморализовать, заставить человека усомниться в своих жизненных целях и ценностях.». Самым эффективным средством информационного воздействия на людей являются электронные СМИ. Вот почему так важно знать способы и методы воздействия и уметь им противостоять, уметь критически мыслить и анализировать, чтобы сохранить себя как целостную личность [6].
Научная новизна данного исследования состоит в изучении взаимосвязей преобладающих мотивов информационной активности, уровня осмысленности жизни и волевой саморегуляции в различные периоды взрослости.
Цель исследования: выявить взаимосвязи между преобладающими мотивами информационной активности, осмысленностью жизни и волевой саморегуляцией людей в различные периоды взрослости.
Задачи:
1) Выявить возрастные особенности мотивов информационной активности, смысложизненных ориентаций и волевой саморегуляции в различные периоды взрослости.
2) Исследовать взаимосвязи между преобладающими мотивами информационной активности, уровнем осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период «юности».
3) Исследовать взаимосвязи между преобладающими мотивами информационной активности, уровнем осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период «молодости».
4) Исследовать взаимосвязи между преобладающими мотивами информационной активности, уровнем осмысленности жизни и волевой саморегуляции в период «взрослости».
Объект исследования: мотивы информационной активности в различные периоды взрослости.
Предмет исследования: взаимосвязь преобладающих мотивов
информационной активности, уровня осмысленности жизни и волевой саморегуляции в различные периоды взрослости.
Выборка
Общая выборка составила 89 человек, в том числе 24 мужчин и 65 женщин. В ходе исследования были выделены три возрастные группы имеющие, в соответствии с возрастной периодизацией Э. Эриксона, следующие условные названия: «юность» (18 - 19 лет), «молодость» (19 - 35 лет) и «взрослость» (35 - 60 лет):
1) «юность»: юноши (9 человек) и девушки (21 человек) 18 - 19 лет, студенты - 30 человек;
2) «молодость»: молодые люди в возрасте от 19 до 34 лет (9 мужчин и 20 женщин), студенты и работающие - 29 человек;
3) «взрослость»: взрослые люди более старшего возраста - от 36 до 59 лет (6 мужчин и 24 женщины), работающие - 30 человек.
Возрастная периодизация в данной работе основывается на теории психосоциального развития человека Э. Эриксона, который выделял восемь фаз развития, им соответствуют восемь возрастных периодов в жизни человека. В данном исследовании рассматриваются три возрастных периода, которые имеют следующие условные названия: «юность» (18 - 19 лет), «молодость» (19 - 35 лет) и «взрослость» (35 - 60 лет).
Гипотезы исследования:
1. В различные периоды взрослости существуют преобладающие мотивы информационной активности.
2. Существует возрастная специфика во взаимосвязях между мотивами информационной активности, смысложизненными ориентациями и волевой саморегуляцией в различные периоды взрослости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: понятие мотива как одного из ключевых понятий психологической теории деятельности, основоположниками которой были выдающиеся советские психологи А.Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн; периодизация психического развития в онтогенезе Э.Эриксона; иерархия потребностей А.Г. Маслоу, теорию социального научения Э. Бандуры, на теорию личности В. Франкла, теория потребностей К. Альдерфера, труды такихъ психологов как Д. Макклелланд, Э. Динер, А. Уайт, Р. М. Шамионов, М. Аргайл, Н.Н. Мельникова и др.
Методы исследования:
В исследовании была использована батарея психодиагностических методик включающая:
1) Опросник «мотивационная структура информационной активности», авторы - разработчики - Долгов Ю.Н., Коповой А.С., Малюченко Г.Н.
2) Опросник «смысложизненные ориентации», авторы - Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева.
3) Опросник «исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эрдмана.
Методы математической обработки данных :
1) Описательная математическая статистика.
2) Критерий Колмогорова-Смирнова.
3) Критерий Крускала-Уоллеса.
4) Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.
Практическая значимость: Выявленные психологические особенности
взаимосвязей информационной активности со смысложизненными ориентациями и волевой саморегуляцией важно учитывать в возрастном консультировании, они могут быть полезны для формирования стратегий безопасного медиапотребления, что будет способствовать сохранению личностной целостности и психического здоровья людей.
Объём и структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 60 наименований) и 2 приложений. В тексте работы имеются 13 таблиц. Общий объём работы 80 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с развитием информационного общества, с постоянным увеличением потока информации и её разнообразия существенно усиливается влияние информационного пространства на психическое здоровье людей, особенно молодых, более сензитивных к внешним воздействиям и идущих по пути личностного и профессионального самоопределения, важно исследовать структуру, мотивы медиапотребления и как они связаны с осмысленностью жизни. Эти знания важны для овладения индивидуальными стратегиями безопасного медиапотребления, что будет способствовать сохранению личностной целостности и психического здоровья людей, особенно молодых.
В данной работе исследовались взаимосвязи взаимосвязи
преобладающих мотивов информационной активности, уровня осмысленности жизни и волевой саморегуляции в различные периоды взрослости.
В первой главе были рассмотрены возрастная специфика информационной активности, развитие представлений о мотивах и о смысложизненных ориентациях, проанализированы отечественные и зарубежные исследования, касающиеся данной проблематики.
Во второй главе представлена программа исследования: выделены цель, задачи, объект, предмет исследования, описана выборка, определена гипотеза исследования, указаны методы исследования и обработки данных.
Общая выборка составила 89 человек, в том числе 24 мужчин и 65 женщин, состоящая из трёх групп:
1) «юность»: юноши и девушки 18 - 19 лет, студенты - 30 человек;
2) «молодость»: мужчины и женщины в возрасте от 19 до 34 лет, студенты и работающие - 29 человек;
3) «взрослость»: мужчины и женщины в возрасте от 36 до 59 лет, работающие - 30 человек.
В третьей главе представлен анализ результатов исследования взаимосвязи преобладающих мотивов информационной активности и уровня осмысленности жизни в различные периоды взрослости.
В результате исследования было выявлено следующее:
1. Значимых отличий в различные периоды взрослости по показателям мотивационной структуры информационной активности не обнаружено.
Достаточно высокий уровень осмысленности жизни, наблюдающийся во всех возрастных группах, имеет тенденцию к увеличиению с возрастом, при этом группы «юность» и «молодость» практически не отличаются между собой, а группа «взрослость» отличается очень высокой целеустремлённостью.
Уровень волевой саморегуляции имеет тенденцию к увеличению с возрастом: от среднего уровня в группах «юность» и «молодость», которые почти не отличаются друг от друга, до достаточно высоких значений по уровню волевой саморегуляции в группе «взрослость», особенно по самообладанию.
2. В юности преобладает коммуникативная активность, которая отрицательно связана с уровнем осмысленности жизни, что в свою очередь ведёт к компенсаторной информационной активности, а с повышением последней снижается уровень волевой саморегуляции.
3. В молодости существует значимая взаимосвязь между реактивирующей мотивацией информационной активности и локусом контроля Я, а также между осмысленностью жизни и волевой саморегуляцией .
4. В группе «взрослость» существуют следующие значимые взаимосвязи: между познавательной мотивацией и целями и процессом жизни; между реактивирующей мотивацией и смысложизненными ориентациями; между компенсаторой мотивацией и такими смысложизненными ориентациями, как цели в жизни, процесс жизни и локус контроля Я.
Таким, образом поставленные в исследовании задачи были решены, а одна из гипотез была подтверждена, а другая не оправдалась. Гипотеза о наличии возрастной специфики во взаимосвязях между мотивами информационной активности, смысложизненными ориентациями и волевой саморегуляцией в различные периоды взрослости подтвердилась. Гипотеза об отличии различных возрастных групп по преобладающим мотивам информационной активности не оправдалась - практически все мотивы равнозначны во всех возрастных группах.
Результаты исследования о возрастных особенностях и взаимосвязях мотивации информационной активности, смысложизненных ориентаций и волевой саморегуляции могут быть учтены в возрастном консультировании , для помощи в овладении индивидуальными стратегиями безопасного медиапотребления,



1. Анипкин, М.А. «Поколение «лишних людей»: антропологический портрет последнего советского поколения» / Новое литературное обозрение. 2018. №1, с. 290-308. URL:
https://www.researchgate.net/publication/324593658_Pokolenie_lisnih_ludej_antro pologiceskij_portret_poslednego_sovetskogo_pokolenia_The_Generation_of_'Super fluous_Men'_an_Anthropological_Portrait_of_the_Last_Soviet_Generation
2. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
3. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы: учеб. пособие / П. Винтерхофф-Шпурк. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 288 с.
4. Голощапова Е. С. Психология смысловой регуляции и временной организации жизненного пути современной личности // Вестник ТГУ. 2012. № 7. с. 222-226.
- 318 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-smyslovoy-regulyatsii-i- vremennoy-organizatsii-zhiznennogo-puti-sovremennoy-lichnosti.
5. Долгов, Ю.Н., Коповой, А.С., Малюченко, Г.Н., Смирнов, В.М. Развитие
культуры медиапотребления: социально -психологический подход
(монография) / Под ред. Г.Н. Малюченко, А.С. Копового. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 208 с.
6. Долгов, Ю.Н., Малюченко, Г.Н., Смирнов, В.М., Смотрова, Т.Н. Психологический анализ влияния медиапространства на жизненный путь личности (монография). - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2011. - 134 с.
7. Иванников В. А., Монроз А. В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7, № 35. - 158 с.
8. Иванов А. П. Психология воли. М. : Лаборатория книги, 2012. - 99 с.
9. Иванова, Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и
возрастная специфика / Вестник Костромского государственного университета. 2011, №2, с. 253-257. - 300 с.
10. Иващенко, А.В. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении / А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгурова / Российский психологический журнал, 2016. Т. 13, № 2. - с. 58-70. - 332 с.
11. Кабанченко Е. А. К проблеме исследования волевой саморегуляции // Научные исследования и разработки молодых ученых : сборник материалов XVIII Международной молодежной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. С. 67-71. - 143 с.
12. Кириллова, Н.Б. Медиасреда российской модернизации: учеб. пособие / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005. - 400 с.
13. Клементьева М. В. Влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни взрослых людей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 186-195. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-biograficheskoy-refleksii- na-osmyslennost-zhizni-vzroslyh-lyude.
14. Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном Российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - с. 58-66. - 158 с.
15. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. Вып. 62. С. 18-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-resursy-i-lichnostnyy-potentsial...60

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ