Повышение культуры безопасности жизнедеятельности среди
|
РЕФЕРАТ 9
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 10
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 11
ОГЛАВЛЕНИЕ 13
ВВЕДЕНИЕ 16
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
1.1. Общие положения о культуре безопасности жизнедеятельности 18
1.2. Формирование культуры безопасности 21
1.3. Необходимость совершенствования подходов к формированию
культуры безопасности населения 24
1.4. Способы формирования и методы повышения уровня культуры
безопасности 28
1.5. Современные подходы по формированию культуры безопасности 32
1.5.1. Компетенции ФГОС в области культуры безопасности 36
1.5.1.1. ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.) 37
1.5.1.2. ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.) 38
1.5.1.3. Приобретение компетенций в области безопасности в ВУЗе 40
1.5.2. Роль МЧС России в формировании культуры безопасности 48
1.6. Культура безопасности на производстве 51
1.6.1. Культура безопасности производства как элемент системы
управления охраной труда 53
1.7. Компоненты культуры безопасности 57
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 62
2.1. Анализ подходов в оценке уровня культуры безопасности 62
2.2. Результаты исследования 65
2.2.1. Методика исследования 65
2.2.2. Результаты анализа уровня знаний студентов различных ВУЗов ... 68
2.2.3. Результаты диагностики уровня КБЖ по компонентам 71
2.2.4. Влияние пола и возраста студентов на уровень культуры
безопасности 77
2.3. Мероприятия по повышению уровня культуры безопасности 83
3. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 85
3.1. Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 85
3.1.1. Потенциальные потребители результатов исследования 85
3.1.2. Анализ конкурентных технических решений 86
3.1.3. SWOT-анализ 88
3.2. Оценка готовности проекта к коммерциализации 91
3.2.1. Инициация проекта 92
3.2.1.1. Цели и результат проекта 92
3.2.1.2. Ограничения проекта 93
3.3. Планирование научно-исследовательских работ 94
3.3.1. План проекта 94
3.3.2. Определение трудоемкости выполнения работ 95
3.3.3. Разработка графика проведения научного исследования 96
3.4. Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 99
3.4.1. Расчет затрат на потребляемую компьютером электроэнергию .... 100
3.4.2. Расчет материальных затрат НТИ 100
3.4.3. Расчет затрат на специальное оборудование для НТИ 101
3.4.4. Основная заработная плата исполнителей темы 101
3.4.5. Дополнительная заработная плата исполнителей темы 103
3.4.6. Отчисления во внебюджетные фонды 103
3.4.7. Накладные расходы 104
3.4.8. Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта104
3.5. Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования ... 105
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 108
4.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 109
4.1.1. Правовые нормы трудового законодательства 109
4.1.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны. ... 110
4.2. Производственная безопасность 111
4.2.1. Анализ выявленных вредных и опасных факторов 112
4.2.1.1. Недостаточная освещенность рабочей зоны 112
4.2.1.2. Неудовлетворительный микроклимат 114
4.2.1.3. Повышенный уровень шума 115
4.2.1.4. Поражение электрическим током 116
4.3. Экологическая безопасность 117
4.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ А 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 141
ПРИЛОЖЕНИЕ В 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 152
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 10
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 11
ОГЛАВЛЕНИЕ 13
ВВЕДЕНИЕ 16
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
1.1. Общие положения о культуре безопасности жизнедеятельности 18
1.2. Формирование культуры безопасности 21
1.3. Необходимость совершенствования подходов к формированию
культуры безопасности населения 24
1.4. Способы формирования и методы повышения уровня культуры
безопасности 28
1.5. Современные подходы по формированию культуры безопасности 32
1.5.1. Компетенции ФГОС в области культуры безопасности 36
1.5.1.1. ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.) 37
1.5.1.2. ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.) 38
1.5.1.3. Приобретение компетенций в области безопасности в ВУЗе 40
1.5.2. Роль МЧС России в формировании культуры безопасности 48
1.6. Культура безопасности на производстве 51
1.6.1. Культура безопасности производства как элемент системы
управления охраной труда 53
1.7. Компоненты культуры безопасности 57
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 62
2.1. Анализ подходов в оценке уровня культуры безопасности 62
2.2. Результаты исследования 65
2.2.1. Методика исследования 65
2.2.2. Результаты анализа уровня знаний студентов различных ВУЗов ... 68
2.2.3. Результаты диагностики уровня КБЖ по компонентам 71
2.2.4. Влияние пола и возраста студентов на уровень культуры
безопасности 77
2.3. Мероприятия по повышению уровня культуры безопасности 83
3. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 85
3.1. Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 85
3.1.1. Потенциальные потребители результатов исследования 85
3.1.2. Анализ конкурентных технических решений 86
3.1.3. SWOT-анализ 88
3.2. Оценка готовности проекта к коммерциализации 91
3.2.1. Инициация проекта 92
3.2.1.1. Цели и результат проекта 92
3.2.1.2. Ограничения проекта 93
3.3. Планирование научно-исследовательских работ 94
3.3.1. План проекта 94
3.3.2. Определение трудоемкости выполнения работ 95
3.3.3. Разработка графика проведения научного исследования 96
3.4. Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 99
3.4.1. Расчет затрат на потребляемую компьютером электроэнергию .... 100
3.4.2. Расчет материальных затрат НТИ 100
3.4.3. Расчет затрат на специальное оборудование для НТИ 101
3.4.4. Основная заработная плата исполнителей темы 101
3.4.5. Дополнительная заработная плата исполнителей темы 103
3.4.6. Отчисления во внебюджетные фонды 103
3.4.7. Накладные расходы 104
3.4.8. Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта104
3.5. Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования ... 105
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 108
4.1. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 109
4.1.1. Правовые нормы трудового законодательства 109
4.1.2. Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны. ... 110
4.2. Производственная безопасность 111
4.2.1. Анализ выявленных вредных и опасных факторов 112
4.2.1.1. Недостаточная освещенность рабочей зоны 112
4.2.1.2. Неудовлетворительный микроклимат 114
4.2.1.3. Повышенный уровень шума 115
4.2.1.4. Поражение электрическим током 116
4.3. Экологическая безопасность 117
4.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ А 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 141
ПРИЛОЖЕНИЕ В 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 152
На протяжении всего развития цивилизации, человека окружали всевозможные угрозы.
И если на первоначальном этапе развития человечества это были биоугрозы, и в приоритете для человека было выживание, то с течением времени облики опасностей и угроз трансформировались в различные формы, в связи с чем проблемы безопасного обитания стали заключатся не только лишь в защите личности, но и в формировании безопасной среды обитания.
И здесь нельзя не согласиться с тем, что безопасность - это необходимость и изначальная потребность личности, общества и страны, связанная с преодолением противоречий и угроз в реальной работе, осуществляемой в критериях неопределенности и риска, возможно имеющих место быть внешних и внутренних опасностей [1].
В настоящее время безопасность рассматривается обобщенно в рамках защищенности страны, а внимание к обеспечиванию КБЖ делается основным смысловым компонентом в заключении стратегических вопросов обеспечения безопасности личности, общества и страны. Это связано с тем, что в государственную безопасность входит финансовая, политическая, социальная, демографическая, научно-техническая, военная и иные облики безопасности, где главной составляющей выступает человек.
В большинстве исследований понятие «безопасность» ориентируется как положение безопасности актуально весомых интересов личности, общества и страны от внутренних и внешних опасностей.
Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов безопасности личности обоснована, в первую очередь тем, что безопасность личности является базовым элементом обеспечения безопасности общества и страны в целом.
Во-вторых, приемлемая безопасность для человека достигается через его поведение, а поведение человека, как известно, находится в зависимости от его морали, нравственности, образования, то есть, культуры, а именно культуры безопасности жизнедеятельности.
В-третьих, формирование КБЖ должно осуществляться на постоянной основе на протяжении всей жизни человека.
Цель работы - разработка мероприятий по повышению уровня культуры безопасности.
Задачи:
1. Анализ литературных источников по методам оценки и повышения культуры безопасности.
2. Оценка уровня культуры безопасности на примере студентов университетов.
3. Разработка мероприятий для повышения уровня культуры безопасности во время учебного процесса в ВУЗе.
И если на первоначальном этапе развития человечества это были биоугрозы, и в приоритете для человека было выживание, то с течением времени облики опасностей и угроз трансформировались в различные формы, в связи с чем проблемы безопасного обитания стали заключатся не только лишь в защите личности, но и в формировании безопасной среды обитания.
И здесь нельзя не согласиться с тем, что безопасность - это необходимость и изначальная потребность личности, общества и страны, связанная с преодолением противоречий и угроз в реальной работе, осуществляемой в критериях неопределенности и риска, возможно имеющих место быть внешних и внутренних опасностей [1].
В настоящее время безопасность рассматривается обобщенно в рамках защищенности страны, а внимание к обеспечиванию КБЖ делается основным смысловым компонентом в заключении стратегических вопросов обеспечения безопасности личности, общества и страны. Это связано с тем, что в государственную безопасность входит финансовая, политическая, социальная, демографическая, научно-техническая, военная и иные облики безопасности, где главной составляющей выступает человек.
В большинстве исследований понятие «безопасность» ориентируется как положение безопасности актуально весомых интересов личности, общества и страны от внутренних и внешних опасностей.
Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов безопасности личности обоснована, в первую очередь тем, что безопасность личности является базовым элементом обеспечения безопасности общества и страны в целом.
Во-вторых, приемлемая безопасность для человека достигается через его поведение, а поведение человека, как известно, находится в зависимости от его морали, нравственности, образования, то есть, культуры, а именно культуры безопасности жизнедеятельности.
В-третьих, формирование КБЖ должно осуществляться на постоянной основе на протяжении всей жизни человека.
Цель работы - разработка мероприятий по повышению уровня культуры безопасности.
Задачи:
1. Анализ литературных источников по методам оценки и повышения культуры безопасности.
2. Оценка уровня культуры безопасности на примере студентов университетов.
3. Разработка мероприятий для повышения уровня культуры безопасности во время учебного процесса в ВУЗе.
В ходе выполнения магистерской диссертации был проведен анализ литературных источников в области культуры безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены подходы и способы формирования КБЖ, стадии формирования компетенций (в школе, университете и на производстве), а также изучены компоненты культуры безопасности.
В рамках данного исследования был составлен перечень вопросов и проведено анкетирование студентов четырех университетов, по результатам которого проанализированы различия в культуре безопасности между различными группами студентов. Не было обнаружено значимых различий между студентами разных учебных заведений.
Вместе с тем, установлено, что студентам следует уделять больше внимания правилам электробезопасности и оказания первой помощи, поскольку показатель уровня знаний достаточно мал.
Респондентам мужского пола следует уделять больше внимания правилам безопасности и действиям в ЧС, так как существует значительная разница между КБ студентов женского и мужского пола.
Предложено включить дополнительные форматы обучения правилам техники безопасности в учебную программу бакалавриата на основе полученных результатов анкетирования. У студентов-магистрантов культура безопасности выше, чем у обучающихся младших курсов. В целом, уровень культуры безопасности студентов выше среднего, но наблюдаются низкие показатели в определенных областях знаний.
Предложенные в данной работе мероприятия направлены на организацию дополнительных развивающих и погружающих в обучающий процесс занятий для студентов с привлечением профильных специалистов, вовлечения в организацию жизни с пониманием и применением основных правил безопасности, исключающих возникновения нештатных ситуаций и возможности оказать помощь пострадавшим в случае возникновения такой необходимости, что позволит повысить уровень культуры безопасности.
В рамках данного исследования был составлен перечень вопросов и проведено анкетирование студентов четырех университетов, по результатам которого проанализированы различия в культуре безопасности между различными группами студентов. Не было обнаружено значимых различий между студентами разных учебных заведений.
Вместе с тем, установлено, что студентам следует уделять больше внимания правилам электробезопасности и оказания первой помощи, поскольку показатель уровня знаний достаточно мал.
Респондентам мужского пола следует уделять больше внимания правилам безопасности и действиям в ЧС, так как существует значительная разница между КБ студентов женского и мужского пола.
Предложено включить дополнительные форматы обучения правилам техники безопасности в учебную программу бакалавриата на основе полученных результатов анкетирования. У студентов-магистрантов культура безопасности выше, чем у обучающихся младших курсов. В целом, уровень культуры безопасности студентов выше среднего, но наблюдаются низкие показатели в определенных областях знаний.
Предложенные в данной работе мероприятия направлены на организацию дополнительных развивающих и погружающих в обучающий процесс занятий для студентов с привлечением профильных специалистов, вовлечения в организацию жизни с пониманием и применением основных правил безопасности, исключающих возникновения нештатных ситуаций и возможности оказать помощь пострадавшим в случае возникновения такой необходимости, что позволит повысить уровень культуры безопасности.



