🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В XXI ВЕКЕ

Работа №203125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 9
1.1 Базовые методологические подходы к исследованию
наднациональных институтов 9
1.2 Основные направления исследований модернизации ООН в
отечественных и зарубежных публикациях 15
2 ПРЕДПОСЫЛКИ И МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ
ИНСТИТУТОВ ООН 25
2.1 Политические проблемы модернизации ООН 25
2.2 Новые направления в подходах урегулирования военнополитических конфликтов посредством институтов ООН 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61


Актуальность исследования: геополитическое противоборство ведущих мировых акторов обостряет по всему миру многие политические противоречия. В результате чего появляются новые вызовы мировому порядку и международной безопасности. Урегулирование геополитических конфликтов может быть основано на политическом реализме, выраженном в концепции баланса сил в международных отношениях, либо на либеральной идее наднациональных институтов и международном праве. В этом контексте, Организация Объединенных Наций будет являться безусловным вторым вариантом решения проблемы международных вызовов и урегулирования мировых конфликтов.
Между тем, сегодняшнее состояние ООН является объектом критики. С 1964 года ООН не претерпевала никаких организационных изменений. Основная претензия в адрес ООН, которую можно услышать,- несоответствие этой организации современному геополитическому раскладу сил в мировой политике. И это во многом справедливо, ведь со времен основания ООН состав Совета Безопасности не претерпевал никаких особо значимых изменений (изменений касалось и касается только число непостоянных членов Совета Безопасности), между тем мир за более чем 70 лет изменился очень серьезно.
При этом важно понимать, что под политической модернизацией следует понимать универсальный процесс, роль которого первоначально подчинена решению задачи экономического роста. Постепенно происходит переход от вопроса экономического роста к вопросу политическому, где формулируются требования трансформации традиционного состояния организации ООН в современную, актуальную времени организацию.
Актуальными видятся слова бывшего постоянного представителя России в ООН В. И. Чуркина в интервью новостному агенству ТАСС в 2015 году, где он заявил, что: «Нельзя считать нормальной такую ситуацию, когда три ключевых позиции - заместителей Генсекретаря по миротворчеству, по политическим и гуманитарным вопросам - фактически узурпированы тремя странами.
Убеждены, что для поддержания эффективности и легитимности работы Секретариата необходима ротация этих и некоторых других высших постов в Секретариате среди всех государств-членов ООН. Важно сделать процесс их назначения более прозрачным» [53].
В 2018 году Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш, заявил, что Совет Безопасности ООН фрагментирован и неэффективен, и признал факт существования «новой Холодной войны» [50]. В этой связи, видится своевременным и необходимым подвергнуть анализу деятельность системы институтов ООН и предпринять попытку найти объяснение существующим проблемам и противоречиям внутри институтов ООН.
Цель исследования: проанализировать вероятность реализации существующих проектов реформирования ООН.
Задачи исследования:
1) Определить методологические подходы к анализу и оценке деятельности наднациональных институтов;
2) Проанализировать отечественные и зарубежные исследования по проблеме модернизации ООН;
3) Определить политические проблемы модернизации ООН;
4) Проанализировать передовые направления модернизации ООН в области урегулирования военно-политических конфликтов;
Объект исследования: ООН как глобальный политический институт.
Предмет исследования: проблемы модернизации ООН и ее институтов в XXI веке.
Методология исследования: Институциональный подход позволил выявить роль ООН в современной системе международных отношений. Кроме того, этот метод позволил проанализировать деятельность структурных подразделений этой глобальной организации в контексте процессов урегулирования военнополитических конфликтов.
Системный подход позволил выделить связи и отношения, которые оказывают влияние на формулирование позиций государств-акторов модернизации ООН. Данный подход был дополнен методологией реалистской школы международных отношений, позволивший выделить соотношение сил между ведущими геополитическими акторами при формулировании позиций в отношении модернизации Организации Объединенных Наций.
Степень научной разработанности темы исследования: базовые методологические подходы к исследованию наднациональных институтов раскрываются в работах: Л. Зиринга, Р. Ригса, Д. Плано, В. Н. Федорова, Г. А. Дробот, Ч. Зоргбиба, Ч. Кегли и Ю. Уитткопфа, Р. Кеохейна, Дж. Найя и Ст. Хоффмана, К. Арчера.
Отечественные и зарубежные исследования по проблеме модернизации ООН содержатся в работах: С. Б. Крылова, Г. И. Морозова, В. Г. Трухановского, Л. Е. Гришаевой, А. А. Дынкина, Е. М. Примакова, Г. А. Дробот, А. Е. Кутейникова, А. В. Фененко, Ч. Алгерда, П. Баера, Л. Горденкера, И. Мюллера.
Политические проблемы модернизации ООН освещаются в работах: А. В. Кортунова, С. В. Лаврова, Т. Н. Финлеттера, Дж. Крука, Б. Фассбендера, Т. Вейса, В. Ф. Заемского, Ш. Денли, Л. Е. Гришаевой, О. Стейнкела, А. П. Барышева.
Анализ передовых направлений модернизации ООН в области урегулирования военно-политических конфликтов содержится в исследованиях: А. В. Кортунова, К. Аннана, А. П. Барышева, В. И. Чуркина.
Эмпирическая основа исследования состоит из официальных выступлений президентов, министров иностранных дел, дипломатов, постоянных представителей суверенных государств в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. Официальных заявлений и программных статей Генеральных секретарей ООН, докладов специальных международных комиссий, стенограмм заседаний Генеральной ассамблеи и Устава ООН. Двухсторонних и многосторонних межгосударственных договоров, позиционных документов и совместных заявлений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ведущие зарубежные исследователи полагают, что синтез теоретических подходов в анализе и оценке наднациональных институтов, является эффективным исследовательским методом. В результате синтеза ключевых элементов теоретических подходов в международных отношениях, нами было выделено три линии методологического анализа: стратегия торга суверенных государств; национальные интересы как базис поведения суверенных государств и культурная гегемония в наднациональных институтах. Стратегия торга и признание суверенитета и национальных интересов представляют собой базовые концепты политического реализма в международных отношениях. Наднациональные институты являются акторами в либеральной парадигме международных отношений. Культурная гегемония является грамшианским концептом, являющимся ключевым термином критической теории в
международных отношениях.
Отечественная исследовательская литература уступает иностранной в охвате проработанности различных аспектов проблемы модернизации ООН. Аналогичным образом, как и отечественные публикации, западная литература сочетает в себе междисциплинарные походы в исследовании проблематики ООН. Многие работы целиком посвящены одному аспекту модернизации ООН. Отечественные и иностранные публикации, несмотря на глубину проработанности темы, мало внимания уделяют непосредственным практическим шагам по модернизации ООН. Большинство исследователей рассматривают модернизацию ООН как отдаленную перспективу, когда откроется возможность для реализации конкретных изменений в этом глобальном органе. Таким образом, одной из политических проблем модернизации ООН является недостаточное научное сопровождение разработки проектов реформ и непосредственных поэтапных механизмов реализации политической модернизации ООН.
Политическое решение о модернизации ООН зависит от интересов ведущих акторов современной системе международных отношений. Однако, национальные интересы государств постоянных членов Совбеза ООН, и присущий им эгоизм, препятствует расширению Совета Безопасности. Постоянные члены Совбеза ООН противятся расширении Совета и приданию ему транспарентного характера. Проекты «Кофейного клуба», «Группы четырех» и «Швейцарской группы» не могут быть реализованы, вследствие национального эгоизма постоянных членов Совбеза. Единственной практически осуществимой моделью модернизации ООН, является «10 пунктов Трампа», представляющие собой недавнюю инициативу президента США. Так как, это единственный проект, исходящий от глобального геополитического гегемона, имеющего абсолютную поддержку в Генеральной ассамблее и в Совете Безопасности ООН. Но важно подчеркнуть, что даже инициатива США не имеет 100 % вероятность воплощения, так как президента Трампу придется заручиться поддержкой других 4-х постоянных членов Совбеза, с двумя из которых, на сегодняшний день, лидер США конфликтует (Китай, Российская Федерация).
Основная проблема для процесса урегулирования военно-политических конфликтов, все еще сохраняется в идее национального суверенитета и процесса определения национального интереса. В своей концепции «Ответственность за защиту» Кофи Аннан предлагает предпринять попытки ограничить суверенитет национальных государств, что влечет дискредитацию институтов ООН в глазах мировой общественности. Пришедшая на смену концепции Аннана - концепция «Объединяя наши силы во имя мира - политика, партнерство, люди» не декларирует совершать односторонние военно-политические действия, нарушающие национальный суверенитет, а напротив, - содержит цель отойти от идеи военного одностороннего вмешательства, который необходимо заменить на политическое давление на конфликтующие стороны. Таким образом, эта концепция увеличивает авторитет Организации Объединенных Наций, а так же символизирует проявление политического реализма теории международных отношений.
Таким образом, политическая модернизация ООН в современной системе международных отношений имеет ряд позитивных возможностей для своего осуществления. С нашей точки зрения, это - в первую очередь реализм, которая проявляет «Независимая группы высокого уровня по миротворческим операциям» в своей деятельности, связанной с коренным изменением подходов по урегулирования военно-политических конфликтов. И во-вторых, это проявление реализма во внешнеполитической деятельности президента США Дональда Трампа. Однако стоит учитывать, что как первое, так и второе, это - временные явления, которые в скором времени могут исчезнуть. Вслед за ними исчезнет и позитивная тенденция и на ее место может вернуться односторонние внешнеполитические действия ключевых геополитических акторов, в первую очередь США, а так же концепция Кофи Аннана - «Ответственность защищать», ключевой тезис которой - уничтожение национальных суверенитетов посредством односторонних военно-политических действий миротворческого контингета ООН.



1 Выступление В. В. Путина на 70 сессии Генеральной Ассамблеи ООН //
Кремлин.Ру. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385/ Дата обращения:
13.05.2019.
2 Гали, Б. Доклад «Повестка дня для мира» // Электронный ресурс:
http: //www.un.org/ru/siteindex/agenda forpeace.pdf/ Дата обращения:
13.05.2019.
3 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // Министерство иностранных дел Российской Федерации, Электронный ресурс: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-
/asset publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870/ Дата обращения:
13.05.2019.
4 Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Более безопасный мир: наша общая ответственность // Электронный ресурс: https://undocs.Org/ru/A/59/565/ Дата обращения: 13.05.2015.
5 Доклад Международной Комиссии по вопросам вмешательства и
государственного суверенитета // Electronic resource:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/a/57/303/ Date of the application: 13.05.2019.
6 Доклад «Более безопасный мир: наша общая ответственность» //
Электронный ресурс: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/59/565/ Дата
обращения: 13.05.2019.
7 Доклад «Объединяя наши силы во имя мира - политика, партнерство люди»
// Электронный ресурс: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/70/95/ Дата
обращения: 13.05.2019.
8 Заседание 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 34 пленарное
заседание, 31 октября 2001 года // Электронный ресурс:
https: //undoes. org/pdf?symbol=ru/A/5 6/PV.34/ Дата обращения: 13.05.2019
9 Итоговый документ Всемирного саммита // Электронный ресурс: https: //www. un. org/ru/doeuments/deel eonv/deelarations/outeome2005. shtml/ Дата обращения: 13.05.2019.
10 Концепция внешней политики России, от 2016 года // Кремлин.Ру, Электронный ресурс: http://kremlin.ru/aets/bank/41451/ Дата обращения: 13.05.2019
11 Краткий обзор доклада Группы высокого уровня // Электронный ресурс: https: //www.un. org/ru/events/pastevents/a more seeure world. shtml resume.sht ml/ Дата обращения: 13.05.2019.
12 Позиционный документ КНР по вопросу о реформе ООН // Министерство иностранных дел Китайской Народной республики, Электронный ресурс: http://www.fmpre.gov.en/rus/zxxx/t199801.htm/ Дата обращения: 13.05.2019.
13 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия // Кремлин.Ру, Электронный ресурс: http: //www.kremlin.ru/supplement/1642/ Дата обращения: 13.05.2019.
14 Устав Организации Объединенных Наций. Электронный ресурс - http://www.un.org/ru/seetions/un-eharter/ehapter-v/index.html/ Дата обращения: 13.05.2019.
Литература
15 Барышев, А. П. Мировая политика и Организация Объединенных Наций. 1945- 2009. -М.: АВИТИ, 2009. - 1340с.
...79

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ