🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. СИГАРЕВА

Работа №203095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
Е ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
ЕЕ Обзор творчества В. Сигарева п
Е2. Феномен кинематографической поэтики в литературном тексте 18
Е 3. Вывод по главе 36
2. АНАЛИЗ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ОРИГИНАЛЬНЫХ
ПЬЕСАХ В. СИГАРЕВА 37
2Л. Монтаж 37
2.2. Кинематографичность ремарок 65
2.3. Выводы по главе 86
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. КОНСПЕКТ УРОКА 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98

Василий Владимирович Сигарев — российский драматург, сценарист и режиссер. Родился в 1977 году в Верхней Салде Свердловской области. После школы поступил в Нижнетагильский педагогический институт. Через три года забрал документы. Как признается сам драматург, изначально он стремился к кино, но свой путь он начал с театра, поступив Екатеринбургский театральный институт на специальность «Драматургия».
В настоящем исследовании осуществляется анализ кинематографической поэтики в пьесах В. Сигарева, в которых обнаруживается тесная связь с эстетикой и поэтикой кино. Однако творчество В. Сигарева с точки зрения кинематографической поэтики исследовано мало, что делает наше исследование особенно актуальным.
Выбранный для рассмотрения в настоящей работе феномен кинематографической поэтики можно отнести к числу малоизученных. Границы термина литературной кинематографичности до сих пор не определены. Часть исследователей относит его к зримости, другие — связывают с проникновением кинематографической тематики в литературу.
Чаще всего понятие кинематографичности используется для оценки новаторских произведений разных видов искусства: «Принцип спектакля — кинематографичность; логика следования сцен-картинок — это логика сновидения, спонтанной нарезки кадров...» [46, с. 10]. По отношению к самому кинематографу оно может выступать как синоним эстетики фильма или аналог фотогеничности [41, с. 54].
Основополагающей в данной теме является работа С. М. Эйзенштейна «Монтаж» (1938). В этой и в других работах (например, «Диккенс, Гриффит и мы» (1933)) С. М. Эйзенштейн высказывает мысль, что кинематографическая образность существовала в литературе до кинематографа, ученый описывает неотрывность монтажного мышление от общеидейных основ мышления в целом.
Из существующих на данный момент современных научных трудов, посвященных изучению кинематографической поэтики, особо следует выделить работы И. А. Мартьяновой, изучающей феномен литературной кинематографичности. В книге «Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности» И. А. Мартьянова определяет литературную кинематографичность как «характеристику текста с монтажной техникой композиции, в котором различными, но прежде всего композиционно- синтаксическими средствами изображается динамическая ситуация наблюдения. Вторичными признаками литературной кинематографичности являются слова лексико-семантической группы: кино, киноцитаты, фреймы киновосприятия, образы и аллюзии кинематографа, функционирующие в тексте. Кинематографичный тип текста подчеркнуто визуален в самом характере своего пунктуационно-графического оформления и членения» [39, с. 7].
Также большую значимость для нашего исследования представляет монография И. А. Мартьяновой «Текстообразующая роль киносценария в ретрансляции русской культуры». В ней раскрываются параметры оригинального сценария, анализируются законы сценарных жанров и объективные причины трансформации текстов русской литературы.
Целью данной работы является изучение кинематографической поэтики в творчестве В. Сигарева. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи'.
1) осмыслить специфику творчества творчество Василия Сигарева;
2) осмыслить феномен литературной кинематографиности;
3) проанализировать особенности кинематографической поэтики в пьесах В. Сигарева;
Материалом исследования являются 13 оригинальных пьес В. Сигарева: «Замочная скважина» (1998); «В моем омуте» (1998); «Фантомные боли» (1999); «Детектор лжи» (1999); «Семья вурдалака» (1999); «Гупёшка» (2000); «Пластилин» (2000); «Агасфер» (2000); «Черное молоко» (2000); «Яма» (2000);
«Божьи коровки возвращаются на землю» (2001); «Любовь у сливного бачка» (2002); «Русское лото» (2002).
Объект исследования — кинематографическая поэтика как литературный феномен.
Предмет исследования — особенности кинематографической поэтики пьес В. Сигарева.
В ходе исследования были использованы следующие методы. 1) структурно-описательный; 2) историко-типологический; 3) аналитический;
4) жанровый; 5) контекстуальный и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведён подробный анализ кинематографической поэтики в оригинальных пьесах
B. Сигарева.
Методологической базой исследования послужили работы по теории текста:
C. Я. Гончаровой-Гробовской, П. И. Ковалевой, Н. А. Купиной; по теории жанра:
С. Я. Гончаровой-Гробовской, М. И. Громовой, О. В. Журчевой,
Н. Л. Лейдермана, А. Я. Эсалнек; по кинематографической поэтике: И. А. Мартьяновой, С М. Эйзенштейна; по теории литературы: М. Полякова, Ю. Н. Тынянова.
Теоретическая значимость заключается в развитии и уточнения теории литературной кинематографичности.
Практическая значимость исследования заключается в использовании его результатов в общих и специальных курсах по истории русской литературы, современной литературы, в спецкурсах по современной драматургии и в научных исследованиях, посвященных проблемам изучения кинематографической поэтики.
Материалы исследования прошли апробацию на следующих конференциях: III Международная студенческая научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи» (г. Магнитогорск, МГТУ им. Н. И. Носова, 2017), XII Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018); Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (г. Екатеринбург, УрГПУ, 2018); IV научно-практическая конференция молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современному гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (г. Москва, МИГУ, 2018); Международная студенческая конференция «Абсурд в литературе, искусстве и кино» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018); IV Международная студенческая научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи» (г. Магнитогорск, МГТУ им. Н. И. Носова, 2018), XIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ, 2019).
Материал работы опубликованы:
1. Мальцева, Д. В. Поэтика пьесы В. Сигарева «Черное молоко» / Д. В. Мальцева // Мировая литература глазами современной молодежи : сборник материалов III Международ, науч-практич. конференции. — Магнитогорск,
2017. — С. 149—153.
2. Мальцева, Д. В. Интермедиальность в творчестве В Сигарева / Д. В. Мальцева // Мировая литература глазами современной молодежи : сборник материалов VI Международ, научно-практич. конференции. — Магнитогорск,
2018. — С. 289—292.
3. Мальцева, Д. В. Поэтика абсурда в творчестве В. Сигарева / Д. В. Мальцева // Абсурд в литературе, искусстве и кино : мат. конф, молодых ученых: под ред. О. В. Бурениной-Петровой, Е. В. Пономаревой, Т. Ф. Семьян. — Челябинск : Цицеро, 2018. — С. 69—74.
4. Мальцева, Д. В. В. Сигарев — драматург и режиссер: авторская интерпретация киносценария в фильме «Волчок» / Д. В. Мальцева // Кино. Речь. Культура : материалы Международ, студ. форума. — СПб. : СПбГИКиТ, 2019. — С. 110—115.
Специфика материала, поставленные цели и задачи определили структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе осмыслена творческая биография Василия Сигарева, ключевые литературоведческие исследования, посвященные его творчеству, охарактеризованы теоретические аспекты исследования феномена кинематографической поэтики.
Во второй главе проводится анализ кинематографической поэтики в оригинальных пьесах В. Сигарева, выявляются специфические особенности кинематографического мышления драматурга.
В методическом разделе представлен конспект занятия по теме «Творчество Василия Сигарева» в формате интерактивной лекции.
В заключении приводятся выводы о специфике кинематографической поэтики пьес Василия Сигарева.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа Василия Сигарева как режиссера, драматурга и сценариста становится своеобразным экспериментом, в котором размываются границы кинематографического и литературного. Он моделирует читательское воображение и расширяет его, внедряя кинематографические приемы в свои произведения, которые способствуют не только визуализации образов, но и аудиализации. В. Сигарев направляет воображение читателя, заставляя буквально совместить несколько режимов восприятия при чтении своих произведений.
На творчество Василия Сигарева несомненно оказало влияние кинематографическое искусство, о чем свидетельствует литературная кинематографичность в его пьесах, которая проявляется в:
1) подчеркнутой визуальности повествования;
2) монтажной конструкции текстов;
3) динамики повествования;
4) визуально-графическом облике;
5) движении повествования или точки зрения;
6) языковых особенностях и структуре фраз.
Данные приемы являются элементами кинематографической поэтики и отражают художественную манеру писателя. Кинематографическая поэтика В. Сигарева осознанно построена на активном применении разных видов монтажа. Монтажные фрагменты драматурга организованы со сдвигом в сторону показа наблюдаемого или слышимого, с низкой степенью обнаружения своего присутствия.
Во всех произведениях В. Сигарев сознательно сокращает дистанцию между читателем-зрителем и пьесами, создавая эффект присутствия, свойственный кинематографу за счет ремарок, в которых происходит «зона расширения границ». Читатель-зритель максимально погружается в текст и становится «наблюдателем».
Точка зрения представлена через внутреннее пространство произведений. В. Сигарев использует сверхдетализацию и сверхконкретизацию крупных планов для создания кинематографической образности.
Также, стоит отметить, что В. Сигарев активно работает с графическим обликом текста, таким образом направляя и моделируя визуализацию образов в воображении читателей-зрителей. Его тексты насыщены многоточиями, отсутствием пробелов, прерванными фразами, шрифтовыми изменениями. Графическое воспроизведение речи представлено монтажными швами, которые призваны заставить читателя-зрителя проявить рефлексию к происходящему.
Перспективой дальнейшего исследования представляется расширенное рассмотрение кинематографической поэтики в творчестве Василия Сигарева.



1. Абдуллаева, 3. Кровь с молоком. «Волчок», режиссер Василий Сигарев / 3. Абдуллаева // Искусство кино. — 2009. — № 8. — URL: http://kinoart.ru/archive/2009/08/n8-article4 (дата обращения: 01.02.2019).
2. Амашкевич, Э. Г. Сценарий особый жанр художественной литературы : автореф. дне. ... канд. филол. наук / Э. Г. Амашкевич. — Ташкент, 1972. — 18 с.
3. Аронсон, О. В. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия / О. В. Аронсон. — М. : Новое литературное обозрение, 2007. — 348 с.
4. Багдасарян, О. Ю. Характер диалога в драматургии «новой волны» / О. Ю. Багдасарян // Семантическая поэтика русской литературы. К юбилею профессора Н. Л. Лейдермана : сб. науч, трудов. — Екатеринбург : УрГПУ, 2008. — С. 218—220.
5. Балина, М. Р. Воспоминания о детстве в советской литературе: к вопросу о специфике жанра / М. Р. Балина // Семантическая поэтика русской литературы. К юбилею профессора Н. Л. Лейдермана : сб. науч, трудов. — Екатеринбург : УрГПУ, 2008. — С. 322—333.
6. Бен, Г. Е. Ремарка / Г. Е. Бен // Краткая литературная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — Т. 6. — 250 с.
7. Берг, М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — 352 с.
8. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста : учебное пособие / Н. С. Болотнова. — 5-е изд. — М. : Флинта, 2016. — 520 с.
9. Болотян, И. М. Джон Фридман: «Русская драматургия работает с исчезающим миром» : беседа с Д. Фридманом / И. М. Болотян // Современная драматургия. — 2010. — № 2. — С. 202—206.
10. Болотян, И. М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX — начала XXI века : дис. ... канд. филол. наук / И. М. Болотян. — М., 2008. — 255 с.
11. Болотян, И. М. Художественная структура «Пластилина» Василия Сигарева / И. М. Болотян // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. —2010. —№ 1 (54). — С. 198—205.
12. Винокур, Т. Г. О языке современной драматургии / Т. Г. Винокур, Н. А. Кожевникова, В. В. Одинцов и др. // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. —М. : Наука, 1977. — С. 130—197.
13. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох: рубеж XX—XXI веков / А. В. Вислова. — М : Университетская книга, 2009. — 272 с.
14. Владимиров, С. В. Действие в драме / С. В. Владимиров. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2007. — 192 с.
15. «В чем отличия работы над пьесой от работы над сценарием?»// cinemotionlab.com. — URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/00087- v_chem_otlichiya_raboty_nad_pesoy_ot_raboty_nad_scenariem/ (дата обращения: 05.11.2018).
..84

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ