АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ЭФФЕКТА ОТ ЛИКВИДАЦИИ ДОРОЖНЫХ ЗАТОРОВ 9
1.1 Сущность социально-экономического эффекта от ликвидации заторов 9
1.2 Особенности социальной и экономической эффективности 14
1.3 Подходы к определению социально-экономического эффекта 21
2 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ТРУДОСПОСОБНОГО
НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ 27
2.1 Краткая история и характеристика города Челябинска 27
2.2 Основные социально-экономические показатели города Челябинска 35
2.3 Расчёт стоимости свободного времени в городе Челябинске 44
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА 50
3.1 Расчёт затрат времени и её стоимости при текущей организации
дорожного движения на исследуемом участке улично-дорожной сети 50
3.2 Расчёт социально-экономического эффекта от ликвидации заторов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность определения социально-экономического эффекта
от ликвидации заторов обусловлена тем, что для человека и общества в целом важно иметь в своём распоряжении свободное время, освобождённое от затрат времени в часы пик при заторах по пути от дома до места работы и обратно, понимать и знать его стоимостное выражение.
Объектом исследования являются транспортные процессы. Предметом исследования - социально-экономический эффект от ликвидации заторов.
Цель работы состоит в определении и оценке социально-экономического эффекта от ликвидации дорожных заторов.
Таким образом, задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) обзор теоретических аспектов социально-экономического эффекта;
2) определение социально-экономического эффекта от ликвидации заторов путём оценки стоимости свободного времени в городе Челябинске;
3) разработка рекомендаций по реорганизации движения на участке уличнодорожной сети и расчёт социально-экономического эффекта от их реализации.
Методологической основой при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного анализа. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты социально-экономического эффекта, определить сущность, особенности и подходы, предпринятые в этой сфере. Применение экономико-математических методов позволило оценить стоимость свободного времени человека и определить социально-экономический эффект от ликвидации заторов.
Основными источниками информации по данной теме исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные, подготовленные федеральной службой государственной статистики.
Предметом защиты является разработанный подход определения и оценки социально-экономического эффекта от ликвидации дорожных заторов.
Практической ценностью работы является то, что данный подход определения и оценки социально-экономического эффекта от ликвидации заторов может быть использован другими исследователями в данной сфере. Элементом новизны работы является то, что в данной сфере исследования сравнительно мало работ и существующих подходов его определения.
В первой главе данной работы приведён обзор теоретических аспектов социально экономического эффекта. Во второй главе определён социальноэкономический эффект от ликвидации дорожных заторов и проведена оценка стоимости свободного времени. В третьей главе разработаны рекомендации по реорганизации движения на участке улично-дорожной сети в городе Челябинске и рассчитан социально-экономический эффект от их реализации.
Объём основного материала пояснительной записки состоит из 69 страниц, 18 рисунков, 5 таблиц, 37 наименований списка использованных источников и литературы, 2 приложений.
В первой главе данной работы были обзорно рассмотрены теоретические аспекты социально-экономического эффекта от ликвидации дорожных заторов: сущность категории, особенности социально и экономической эффективности, существующие подходы к его определению.
Под социально-экономическим эффектом от ликвидации заторов понимается социально-экономические, в том числе финансовые результаты ликвидации дорожных заторов, являющиеся выходом системы и сопровождающиеся экономическими отношениями.
Во второй главе были рассмотрены краткая история и характеристика города Челябинска, его основные социально-экономические показатели, была оценена стоимость свободного времени через среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работникам организаций, а также с учётом прибавочной стоимости от реализации продукции на трудоспособного жителя города.
Так, результат оценки стоимости свободного времени следующий:
- стоимость часа свободного времени без учёта прибавочной стоимости составила 379,76 рублей (стоимость минуты 6,33 рублей);
- стоимость часа свободного времени с учётом прибавочной стоимости составила 850,39 рублей (стоимость минуты 14,17 рублей).
В третьей главе были разработаны рекомендации по оптимизации дорожного движения на участке улично-дорожной сети по улице Труда и был определён его социально-экономический эффект от ликвидации заторов.
Так, социально-экономический эффект заключается в высвобождении свободного времени в количестве 36 минут в часы пик рабочего дня, что в стоимостном выражении составило 2 871 288 рублей или 6 427 512 рублей с учётом прибавочной стоимости.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены. Поставленные цели достигнуты.