Формирование ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 10
1.1 Проблемы формирования здорового образа жизни российской
молодежи 10
1.2 Факторы здорового образа жизни 25
1.3 Модель ориентации студентов гостиничного дела на здоровый образ
жизни 36
Выводы по главе один 52
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
У СТУДЕНТОВ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА 55
2.1 Логика и задачи опытно-экспериментальной работы 55
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 62
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
Выводы по главе два 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тест на уровень тревожности «Филиппса» 89
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 10
1.1 Проблемы формирования здорового образа жизни российской
молодежи 10
1.2 Факторы здорового образа жизни 25
1.3 Модель ориентации студентов гостиничного дела на здоровый образ
жизни 36
Выводы по главе один 52
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
У СТУДЕНТОВ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА 55
2.1 Логика и задачи опытно-экспериментальной работы 55
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 62
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
Выводы по главе два 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тест на уровень тревожности «Филиппса» 89
Здоровье является одним из главных элементов национального богатства любого государства. В России на медицину возложена значительная доля ответственности за сохранение и приумножение уровня здоровья граждан. Однако, медицина занимается, в основном, лечением заболеваний, чего недостаточно, особенно в связи с ухудшения здоровья нации по основным качественным характеристикам, таким как низкая рождаемость, наркомания и алкоголизм, ухудшение показателей физической подготовленности и работоспособности, а также высоким уровнем смертности.
Индустрия гостеприимства - это сегмент, который является одним из важных факторов развития туризма. От деятельности гостиниц зависит благополучие и здоровье туристов, т.к. именно в гостинице после насыщенных экскурсионных или рекреационных программ турист получает возможность отдыха и ночевки. Кроме того, в гостиницах предоставляются услуги питания, а также дополнительные услуги и развлечения - фитнес и spa-услуги, спортивные и тренажерные залы. Многие гостиничные комплексы оборудованы теннисными кортами, бассейнами и другими спортивными сооружениями, а также центрами досуга и культурных развлечений, бутиками, бизнес-центрами и т.п.
Работники гостиничного хозяйства - это специалисты, в обязанности которых входит создание комфортных условий размещения и психо-эмоционального равновесия, коммуникативной атмосферы и толерантности. Поэтому одним из важных критериев их профессионализма является критерий здоровьесбережения, как собственного, так и туристов.
Предприятия индустрии гостеприимства стремятся к объединению и сотрудничеству со спортивными, оздоровительными, образовательными организациями, предприятиями питания, центрами оздоровления и превращаются в многофункциональные рекреационно-оздоровительные комплексы.
Несмотря на то, что отдых в гостинице способствует снятию нервного напряжение и восстановлению физических и духовных сил для гостей данных предприятий, а это значит, что работники индустрии гостеприимства - это особая социальная группа людей, объединенных определенными целями, условиями организации обслуживания в зависимости от целей пребывания гостей и способов их бытовой обустроенности. Работники гостиничных предприятий подвержены определенному уровню психологических и физических нагрузок в связи с резкой сменой деятельности, а также необходимостью в сжатые сроки усваивать большой объем информации о клиентах и в связи с большими потоками и частой сменой гостей.
Теоретической базой ВКР является специализированная литература по здоровьесбережению.
Авторы различных трудов о здоровье используют различные критерии, которые характеризуют сущность этого понятия, сводя к двум определениям: негативному и позитивному. Негативное определение рассматривает здоровье как отсутствие болезни. Позитивное - как состояние «благополучия», «оптимального функционирования организма», «равновесия между индивидом и окружающей средой».
Устав ВОЗ «примерил» два этих определения. В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Однако, данное определение не может считаться достаточно научным оно указывает на необходимость структурного подхода в анализе этого целостного многоуровневого состояния, в связи с чем, здоровье рассматривается как состояние, как процесс и как способность.
Работы авторов В. А. Квартальнова, А. Ю. Александровой, Л. В. Ковыневой, А.Б. Здорова содержат развернутые характеристики терминов и понятий регионального туризма, принятых в отечественной и зарубежной практике.
В работах М.М. Маринина, О.В. Котляровой, Н.А. Радионовой, Ю.А. Штурмера, С.В. Белова, И.И. Бутко, Д. Вайзман, В.Г. Волович, А.Г. Ильичева, А.А.Коструб, О.С.Третьяковой, Д.А.Кривошеина, В.В.Маркова, А.Г.Маслова, О.Н.Русак и др. рассматриваются различные аспекты безопасности путешествий.
Вопросы эргономики широко освещаются в инженерно-психологических и физиологических исследованиях А.Н.Анохина, Г.З. Бедного, А.В. Голубчиковой, И.В.Дегтяренко, М.П. Зеленина, А.А.Крылова, С.Ф.Сергеева, Б.А.Смирнова, Е.А.Трофимова и др.
Вместе с тем, исследований в области формирование ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела нами не выявлено, что делает актуальным определение проблемы исследования, которая заключается в создании модели здоровьесбережения студентов гостиничного дела.
Обозначенная проблема исследования позволила сформулировать тему исследования «Формирование ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела».
Исходя из темы исследования определена цель магистерской диссертации - разработать и обосновать модель формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Объект исследования - факторы формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Предмет исследования - создания модели формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение научной литературы по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы;
- создать факторную характеристику формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела;
- создать компонентную модель здоровьесбережения студентов гостиничного дела;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу по исследованию проблем формирования ориентации на здоровый образ жизни.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ и синтез теоретической информации, выбор и обоснование основных методик для проведения опытно-экспериментальной работы, моделирование процессов здоровьсбережения у студентов гостиничного дела; организация опытно - экспериментальной работы и анализ ее результатов, выработка практических рекомендаций для создания здоровьесберегающих условий эффективного функционирования модели.
Опытно-экспериментальной базой исследования является кафедра «Туризма и социально культурного сервиса» Южно-Уральского государственного университета.
Новизна работы заключается в том, что
- на основе изучения различных источников по формированию ориентации на здоровый образ жизни, проведен факторный анализ ситуаций и рисков, позволивший систематизировать различные сведения и представить систему факторов и рисков здоровьесбережения, представленный в виде таблицы;
- разработана модель здоровьесбережения студентов, которая состоит из шести основных блоков: целевой, методологический; содержательно-определяющий; нормативно-организующий блок, результативный; условно-обеспечивающий блок, включающий совокупность общесистемных и специальных условий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности по формированию ориентации студентов на здоровый образ жизни.
Логика и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 54 источников, 20 рисунков, 3 таблиц.
Индустрия гостеприимства - это сегмент, который является одним из важных факторов развития туризма. От деятельности гостиниц зависит благополучие и здоровье туристов, т.к. именно в гостинице после насыщенных экскурсионных или рекреационных программ турист получает возможность отдыха и ночевки. Кроме того, в гостиницах предоставляются услуги питания, а также дополнительные услуги и развлечения - фитнес и spa-услуги, спортивные и тренажерные залы. Многие гостиничные комплексы оборудованы теннисными кортами, бассейнами и другими спортивными сооружениями, а также центрами досуга и культурных развлечений, бутиками, бизнес-центрами и т.п.
Работники гостиничного хозяйства - это специалисты, в обязанности которых входит создание комфортных условий размещения и психо-эмоционального равновесия, коммуникативной атмосферы и толерантности. Поэтому одним из важных критериев их профессионализма является критерий здоровьесбережения, как собственного, так и туристов.
Предприятия индустрии гостеприимства стремятся к объединению и сотрудничеству со спортивными, оздоровительными, образовательными организациями, предприятиями питания, центрами оздоровления и превращаются в многофункциональные рекреационно-оздоровительные комплексы.
Несмотря на то, что отдых в гостинице способствует снятию нервного напряжение и восстановлению физических и духовных сил для гостей данных предприятий, а это значит, что работники индустрии гостеприимства - это особая социальная группа людей, объединенных определенными целями, условиями организации обслуживания в зависимости от целей пребывания гостей и способов их бытовой обустроенности. Работники гостиничных предприятий подвержены определенному уровню психологических и физических нагрузок в связи с резкой сменой деятельности, а также необходимостью в сжатые сроки усваивать большой объем информации о клиентах и в связи с большими потоками и частой сменой гостей.
Теоретической базой ВКР является специализированная литература по здоровьесбережению.
Авторы различных трудов о здоровье используют различные критерии, которые характеризуют сущность этого понятия, сводя к двум определениям: негативному и позитивному. Негативное определение рассматривает здоровье как отсутствие болезни. Позитивное - как состояние «благополучия», «оптимального функционирования организма», «равновесия между индивидом и окружающей средой».
Устав ВОЗ «примерил» два этих определения. В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Однако, данное определение не может считаться достаточно научным оно указывает на необходимость структурного подхода в анализе этого целостного многоуровневого состояния, в связи с чем, здоровье рассматривается как состояние, как процесс и как способность.
Работы авторов В. А. Квартальнова, А. Ю. Александровой, Л. В. Ковыневой, А.Б. Здорова содержат развернутые характеристики терминов и понятий регионального туризма, принятых в отечественной и зарубежной практике.
В работах М.М. Маринина, О.В. Котляровой, Н.А. Радионовой, Ю.А. Штурмера, С.В. Белова, И.И. Бутко, Д. Вайзман, В.Г. Волович, А.Г. Ильичева, А.А.Коструб, О.С.Третьяковой, Д.А.Кривошеина, В.В.Маркова, А.Г.Маслова, О.Н.Русак и др. рассматриваются различные аспекты безопасности путешествий.
Вопросы эргономики широко освещаются в инженерно-психологических и физиологических исследованиях А.Н.Анохина, Г.З. Бедного, А.В. Голубчиковой, И.В.Дегтяренко, М.П. Зеленина, А.А.Крылова, С.Ф.Сергеева, Б.А.Смирнова, Е.А.Трофимова и др.
Вместе с тем, исследований в области формирование ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела нами не выявлено, что делает актуальным определение проблемы исследования, которая заключается в создании модели здоровьесбережения студентов гостиничного дела.
Обозначенная проблема исследования позволила сформулировать тему исследования «Формирование ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела».
Исходя из темы исследования определена цель магистерской диссертации - разработать и обосновать модель формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Объект исследования - факторы формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Предмет исследования - создания модели формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение научной литературы по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы;
- создать факторную характеристику формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов гостиничного дела;
- создать компонентную модель здоровьесбережения студентов гостиничного дела;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу по исследованию проблем формирования ориентации на здоровый образ жизни.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ и синтез теоретической информации, выбор и обоснование основных методик для проведения опытно-экспериментальной работы, моделирование процессов здоровьсбережения у студентов гостиничного дела; организация опытно - экспериментальной работы и анализ ее результатов, выработка практических рекомендаций для создания здоровьесберегающих условий эффективного функционирования модели.
Опытно-экспериментальной базой исследования является кафедра «Туризма и социально культурного сервиса» Южно-Уральского государственного университета.
Новизна работы заключается в том, что
- на основе изучения различных источников по формированию ориентации на здоровый образ жизни, проведен факторный анализ ситуаций и рисков, позволивший систематизировать различные сведения и представить систему факторов и рисков здоровьесбережения, представленный в виде таблицы;
- разработана модель здоровьесбережения студентов, которая состоит из шести основных блоков: целевой, методологический; содержательно-определяющий; нормативно-организующий блок, результативный; условно-обеспечивающий блок, включающий совокупность общесистемных и специальных условий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности по формированию ориентации студентов на здоровый образ жизни.
Логика и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 54 источников, 20 рисунков, 3 таблиц.
В течение столетий ученые изучали, как работает организм человека. В последние несколько столетий небольшая, но быстро увеличивающаяся группа ученых занялась изучением того, как изменяются функции или физиология организма во время занятий физической деятельностью и спортом.
На основе этого нами разработана модель здоровьесбережения, которая состоит из шести основных блоков: целевой, методологический (включающий подходы - системный, комплексный, нормативный, деятельностный, ситуационный, физиологический, психологический; и принципы - организационные, ориентирующие, управленческие, технические, человеческий факторы, интеграция, здоровьесбережене, дозированное нормирование); содержательно-определяющий опасности и риски в туризме (включающие три основных блока - природные, техногенные и социальные опасности); нормативно-организующие блок по среде и объектам путешествий, основанный на определении и соблюдении законодательной базы, государственных стандартов, СНИПов и СанПиНов, основанных на обеспечение экологической, материально-технической, технологической безопасности путешествия и услуг, а также ответственности организаторов, поставщиков услуг и личности путешествующего, соблюдающих все условия безопасного путешествия); результативный блок включает инструктивные технологии и документы, процесс контроля оказания безопасных услуг, информационно-рекламные материалы по безопасности путешествия и статистику несчастных случаев; условно-обеспечивающий блок состоит из общесистемных требований к модели безопасности путешествий и здоровьесбережения туристов (геополитическая стабильность, квалификация работников туриндустрии поставщиков услуг, и специальных условий, связанных с видом путешествия, наличием сертификационных документов, гарантирующих безопасное предоставление услуг и готовность работников и самих туристов к деятельности в чрезвычайных условиях и ведению здорового образа жизни.
Опытно-эксперимсментальная работа состояла из трех основных этапов и основана на тестировании студентов гостиничного дела ЮУрГУ 1-4 курс. В качестве основных методик выбрана методика определения уровня тревожности Филипса и анкета самооценки здоровьесбережения студентов, разработана на основе методики Санкт-Петербургского НИИИ физической культуры совместно с ВОЗ «Health Behaviour in School-aged Children», направленной на изучения здоровьесбережения школьников.
Результаты эксперимента показали, что студенты действительно чувствуют себя хорошо и их не беспокоит физическая боль или психо-эмоциональные расстройства. Преобладающее большинство студентов делает выбор в пользу организации правильно питания, отказа от вредных привычек, занимаются физической активностью, рационально используют свободное время. Обучающиеся удовлетворенности своими учебными достижениями и способностями.
Студентам не свойственна ориентация на значимость мнения третьих лиц на их учебные или иные достижения, оценки их поступков. У большинства тестируемых выявлен достаточно высокий уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости в ситуациях стрессогенного характера. Студенты готовы вести активную познавательную деятельность, направленную на достижение высоких результатов, они уверены в себе находят возможность самовыражения.
На основе этого нами разработана модель здоровьесбережения, которая состоит из шести основных блоков: целевой, методологический (включающий подходы - системный, комплексный, нормативный, деятельностный, ситуационный, физиологический, психологический; и принципы - организационные, ориентирующие, управленческие, технические, человеческий факторы, интеграция, здоровьесбережене, дозированное нормирование); содержательно-определяющий опасности и риски в туризме (включающие три основных блока - природные, техногенные и социальные опасности); нормативно-организующие блок по среде и объектам путешествий, основанный на определении и соблюдении законодательной базы, государственных стандартов, СНИПов и СанПиНов, основанных на обеспечение экологической, материально-технической, технологической безопасности путешествия и услуг, а также ответственности организаторов, поставщиков услуг и личности путешествующего, соблюдающих все условия безопасного путешествия); результативный блок включает инструктивные технологии и документы, процесс контроля оказания безопасных услуг, информационно-рекламные материалы по безопасности путешествия и статистику несчастных случаев; условно-обеспечивающий блок состоит из общесистемных требований к модели безопасности путешествий и здоровьесбережения туристов (геополитическая стабильность, квалификация работников туриндустрии поставщиков услуг, и специальных условий, связанных с видом путешествия, наличием сертификационных документов, гарантирующих безопасное предоставление услуг и готовность работников и самих туристов к деятельности в чрезвычайных условиях и ведению здорового образа жизни.
Опытно-эксперимсментальная работа состояла из трех основных этапов и основана на тестировании студентов гостиничного дела ЮУрГУ 1-4 курс. В качестве основных методик выбрана методика определения уровня тревожности Филипса и анкета самооценки здоровьесбережения студентов, разработана на основе методики Санкт-Петербургского НИИИ физической культуры совместно с ВОЗ «Health Behaviour in School-aged Children», направленной на изучения здоровьесбережения школьников.
Результаты эксперимента показали, что студенты действительно чувствуют себя хорошо и их не беспокоит физическая боль или психо-эмоциональные расстройства. Преобладающее большинство студентов делает выбор в пользу организации правильно питания, отказа от вредных привычек, занимаются физической активностью, рационально используют свободное время. Обучающиеся удовлетворенности своими учебными достижениями и способностями.
Студентам не свойственна ориентация на значимость мнения третьих лиц на их учебные или иные достижения, оценки их поступков. У большинства тестируемых выявлен достаточно высокий уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости в ситуациях стрессогенного характера. Студенты готовы вести активную познавательную деятельность, направленную на достижение высоких результатов, они уверены в себе находят возможность самовыражения.





