Историко-культурный потенциал Челябинской области в контексте развития въездного туризма (на примере групп туристов из Китая)
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 13
1.1 Оценка историко-культурного потенциала как научная проблема 13
1.2 Историко-культурное наследие Челябинской области, как ресурс
развития въездного туризма 24
1.3 Модель оценки историко-культурного потенциала туристских
территорий в контексте развития въездного туризма 34
Выводы по главе один 38
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 40
2.1 Содержание модели оценки историко-культурного потенциала
Челябинской области 40
2.2 Мониторинг результатов оценки историко-культурного потенциала
туристских территорий в контексте развития въездного туризма 43
2.3 Разработка въездного тура для делегаций из Китая на основе
результатов оценки историко-культурного потенциала Челябинской области 68
Выводы по главе два 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 13
1.1 Оценка историко-культурного потенциала как научная проблема 13
1.2 Историко-культурное наследие Челябинской области, как ресурс
развития въездного туризма 24
1.3 Модель оценки историко-культурного потенциала туристских
территорий в контексте развития въездного туризма 34
Выводы по главе один 38
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 40
2.1 Содержание модели оценки историко-культурного потенциала
Челябинской области 40
2.2 Мониторинг результатов оценки историко-культурного потенциала
туристских территорий в контексте развития въездного туризма 43
2.3 Разработка въездного тура для делегаций из Китая на основе
результатов оценки историко-культурного потенциала Челябинской области 68
Выводы по главе два 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Челябинская область - едва ли не самый разнообразный из уральских регионов. Здесь раскинувшиеся по горам леса сменяются на вершинах каменистой тундрой, а у подножья гор граничат с лесостепью, к югу переходящей в настоящую степь. Примыкающая к Свердловской области местность к северу и западу от Челябинска заселялась при строительстве уральских заводов. Южная же, степная часть исторически относится к Оренбуржью, возникшему из казачьих станиц и крепостей. Добавить к этому следы древней степной цивилизации в Аркаиме, богатые купеческие города вроде Троицка и Верхнеуральска или промышленные гиганты XX века - Магнитогорск и Челябинск, и получится широкий спектр историко-культурных достопримечательностей на фоне замечательной природы. В горах области множество красивых долин, скал, пещер, водопадов, а еще - месторождений поделочных камней и знаменитых уральских минералов. Все это вместе - очень интересная и разноплановая часть России и самая богатая на рекреационные зоны на Урале.
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. В области реализуются 17 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными странами в целом и с субъектами иностранных государств. Благодаря растущему интересу международных деловых кругов к Уральскому региону растет и численность прибывающих сюда иностранных граждан, которым хочется побывать в промышленных центрах области, так как интереснее всего увидеть действующее производство воочию: например, в Сатке работает небольшой металлургический завод со старыми домнами, рекуперационными колоннами и другими необходимыми атрибутами, в Магнитогорске - крупнейший в России металлургический комбинат, а в поселке Пороги - Порожская ГЭС, не менявшаяся с начала XX века.
Ежегодно в области проводятся крупные спортивные мероприятия регионального, федерального и международного значения: Чемпионат Европы по конькобежному спорту, Чемпионаты мира по тхэквондо и дзюдо, Матч звезд КХЛ, соревнования по сноуборду и так далее.
В 2020 году Челябинск определен местом проведения заседания Совета глав государств-членов ШОС и встречи лидеров БРИКС, в соответствии с подписанным указом Президента Российской Федерации № 110 «Об
Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2019 - 2020 годах и в объединении БРИКС в 2020 году». Многочисленные делегации из Китая, Индии, Пакистана и других стран Шанхайской организации сотрудничества приедут в южноуральскую столицу. Увеличение процента въездного туризма требует от операторов внутреннего туризма перестройки своей деятельности. Иностранцы привыкли доверять свой досуг профессионалам и всегда готовы платить за хороший сервис и интересную экскурсионную программу.
Предоставление туристских услуг иностранным гражданам несет на себе двойную нагрузку. С одной стороны, необходимо как можно более ярко представить природное и культурное разнообразие области, города и объектов, с которыми знакомятся экскурсанты. С другой - необходимо заинтересовать посетителей нашей страной в целом: создать ее имидж через отдельную экскурсию, ознакомить зарубежных гостей с наиболее характерными чертами жизни народа, описать способы проживания и особенности быта, традиции, сформулировать через отдельные объекты и сведения представление об уровне развития страны, ее современные политические и экономические процессы. Такие задачи требуют особенного подхода к отбору объектов, составления программы тура, маршрутов экскурсий, использования приемов показа и рассказа, невербальных средств коммуникации.
Когда речь заходит о развитии въездного туризма, чаще всего как главный аргумент звучит один и тот же тезис: Россия богата уникальными памятниками истории и культуры. У нас действительно насчитывается более 170 тыс. историко-культурных объектов. И все они для нас очень ценны, а иногда и священны. А вот что касается ценности и привлекательности для иностранцев, то их интересы не всегда совпадают с нашими желаниями.
У них свои вкусы и предпочтения. Обычному иностранному туристу не хочется осматривать памятники известных только в нашей стране вождей, которых у нас тысячи. Не особо интересны ему и памятники в виде пушек, танков, самолетов и других образцов военной техники. Иностранцев трудно удивить музеями, однако их заинтересуют самобытные экспозиции национальных музеев - русского изобразительного и прикладного искусства, иконы, архитектуры и быта под открытым небом и др.
Учитывая вышесказанное, актуальность темы исследования определяется большой трудностью разрабатывать познавательные туристские маршруты для иностранных гостей в регионе. Возможный путь привлечения иностранных туристов в Челябинскую область, в том числе и групп из Китая - продуктивное использование накопленного за многие годы историко-культурного наследия и объективная оценка историко-культурного потенциала региона на территории выделенных туристских зон и районов Челябинской области.
Степень разработанности проблемы. В современной научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы исследования, заключающейся в поиске и обосновании механизмов оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма.
Общетеоретические вопросы историко-культурного наследия региона представлены в работах Ю.А. Веденина, И.Я. Мурзиной, А.Э. Мурзина. В них обоснована сущность и классификация историко-культурного наследия региона, состояние и характеристика различных видов и объектов историко-культурного наследия региона. Учеными изучены различные объекты историко-культурного наследия региона, их описание и анализ представлены в работах М.Н. Ефименко, Г.Б. Зданович, Г.М. Казаковой А.И. Левит, Н.С. Мироненко, Т.Н. Третьяковой, А.А. Романова.
В науке разработано достаточно большое количество механизмов и способов использования историко-культурного потенциала региона в культурно-познавательном туризме (В.А. Рубцов, С.А. Шабалина И.С. Барщуков, И.С. Важенина, Е.С. Гриндфельдт, О.А. Климанова). Осмыслению сущности культурно-познавательного туризма посвящены работы А.А. Андреевой, Т.В. Верещака, А.В. Дроздова, В.А. Квартального, А.С. Кускова, Д.Ю. Шарапова.
В процессе написания магистерской диссертации также были изучены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в исследование проблем оценки историко-культурного потенциала как на макроуровне, так и на региональном уровне: Александровой А.Ю., Байкова Е.А., Богданова Е.И., Бураченко А.В., Виханского О.С., Воронцовой М.Г., Джанджугазовой Е.А., Закорина Н.Д., Зорина И.В., Зуба Т.А., Ильиной Е.Н., Исмаева Д.К., Карповой Г.А., Кострюковой О.Н., Лапина А.Н., Малышевой Г.М., Наумова А.И., Орловской В.П., Романовой Г.М., Сенина В.С., Соколовой М.И., Темновой Н.К., Туменовой С.А., Фатхутдинова Р.А., Ансоффа И., Боумена К., Ипкинса Э., Ирвина Дж., Стрикленда А., Томсона А. и других, а также научные разработки по оценки потенциала в Пермском крае: Ширинкина П.С., Зырянова А.И., Худеньких Ю.А. и других.
Кроме того, были проанализированы различные нормативно-правовые акты, касающиеся развития въездного туризма в Российской Федерации, федеральные программы и стратегии развития туризма в Челябинской области, а также различные статистические и иные источники, относящиеся к вопросам въездного туризма в регионе.
Анализ работ показывает, что в настоящее время проведена оценка туристского потенциала центров, объектов и местностей различных регионов России (Пермский край, Удмуртия, Алтай и другие), но при этом территория Челябинской области (особенно в контексте развития въездного туризма) в данных работах не упоминается. В изученных работах достаточно глубоко исследуются проблемы теории и практики использования туристского потенциала. Но по-прежнему остаются открытыми вопросы оценки его величины и эффективности использования в контексте развития въездного туризма. Это обосновывает необходимость дальнейшего научно-методического рассмотрения указанных проблем, что определило цели и задачи, объект и предмет исследования.
Все это позволяет нам выявить ряд противоречий:
- между имеющимися исследованиями, посвященными вопросам оценки туристского и рекреационного потенциала различных территорий и регионов России и недостаточным теоретическим обоснованием модели оценки историко¬культурного потенциала на территории Челябинской области;
- между существующим потенциалом историко-культурного наследия Челябинской области и отсутствием системных исследований по оценке его величины и использования в контексте развития въездного туризма в условиях данного региона;
- между существующими туристскими ресурсами на территории Челябинской области, используемыми в деятельности отдельных туристских предприятий региона и несформированного конкурентоспособного туристского продукта, позволяющего достойно представлять Челябинскую на международном туристском рынке, особенно в преддверии заседания Совета глав государств- членов ШОС и встречи лидеров БРИКС 2020.
Данные противоречия обусловили актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске и научном обосновании путей и методик оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма (на примере групп туристов из Китая).
Цель исследования - разработать и обосновать модель оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма.
Объект исследования - историко-культурное наследие региона как ресурс развития въездного туризма.
Предмет исследования - оценка величины историко-культурного потенциала Челябинской области и его использование для формирования качественного и конкурентоспособного туристского продукта для международных делегаций (на примере групп из Китая).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики историко-культурных компонентов оценивания потенциала Челябинской области.
2) проанализировать существующие методики оценки туристского и рекреационного потенциала территорий и определить актуальные методики по оценке историко-культурных потенциала Челябинской области;
3) обосновать взаимосвязь структурных компонентов модели оценки историко-культурного потенциала с учетом географического зонирования территории Челябинской области;
4) определить и экспериментально проверить комплекс условий реализации модели оценки историко-культурного потенциала, ориентированных на функционирование и дальнейшее развитие я в Челябинской области.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез методологической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме, интерпретативный анализ данных маркетинговых исследований, статистические методы обработки данных, сравнение, а также количественный анализ результатов, полученных в ходе исследования. За основу оценки историко-культурного потенциала Челябинской области, был взят комплексный метод интегральной оценки показателей, на основании анализа историко-культурных достопримечательностей.
Вся исследовательская работа носила этапный характер:
1) первый этап - подготовительный (с сентября по декабрь 2018 года) был связан с изучением необходимой для исследования литературы, определением ключевых понятий для дальнейшего исследования. Главной задачей на этом этапе был выбор подходящей системы оценки историко-культурного потенциала территории, которая позволила наиболее точно оценить потенциал административных районов области.
2) второй этап (январь 2018 - февраль 2019) включал оценку каждого
административного района и был самым продолжительным. В данный период была проведена оценка историко-культурного потенциала районов.
3) третий этап (март - июнь 2019 года) являлся заключительным, на котором были заключены выводы, позволившие разработать конечный туристский продукт для групп туристов из Китая, оформлялись выводы по проведенной работе и результаты исследования. Новизна исследования заключается в поиске наиболее благоприятного района Челябинской области с точки зрения историко-культурного потенциала и разработки туристского продукта для групп туристов из Китая, описан маршрут тура.
Структура магистерской диссертации соответствует логике диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы, включающего 77 наименования. Диссертация содержит 57 таблиц, два рисунка, три приложения.
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. В области реализуются 17 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными странами в целом и с субъектами иностранных государств. Благодаря растущему интересу международных деловых кругов к Уральскому региону растет и численность прибывающих сюда иностранных граждан, которым хочется побывать в промышленных центрах области, так как интереснее всего увидеть действующее производство воочию: например, в Сатке работает небольшой металлургический завод со старыми домнами, рекуперационными колоннами и другими необходимыми атрибутами, в Магнитогорске - крупнейший в России металлургический комбинат, а в поселке Пороги - Порожская ГЭС, не менявшаяся с начала XX века.
Ежегодно в области проводятся крупные спортивные мероприятия регионального, федерального и международного значения: Чемпионат Европы по конькобежному спорту, Чемпионаты мира по тхэквондо и дзюдо, Матч звезд КХЛ, соревнования по сноуборду и так далее.
В 2020 году Челябинск определен местом проведения заседания Совета глав государств-членов ШОС и встречи лидеров БРИКС, в соответствии с подписанным указом Президента Российской Федерации № 110 «Об
Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2019 - 2020 годах и в объединении БРИКС в 2020 году». Многочисленные делегации из Китая, Индии, Пакистана и других стран Шанхайской организации сотрудничества приедут в южноуральскую столицу. Увеличение процента въездного туризма требует от операторов внутреннего туризма перестройки своей деятельности. Иностранцы привыкли доверять свой досуг профессионалам и всегда готовы платить за хороший сервис и интересную экскурсионную программу.
Предоставление туристских услуг иностранным гражданам несет на себе двойную нагрузку. С одной стороны, необходимо как можно более ярко представить природное и культурное разнообразие области, города и объектов, с которыми знакомятся экскурсанты. С другой - необходимо заинтересовать посетителей нашей страной в целом: создать ее имидж через отдельную экскурсию, ознакомить зарубежных гостей с наиболее характерными чертами жизни народа, описать способы проживания и особенности быта, традиции, сформулировать через отдельные объекты и сведения представление об уровне развития страны, ее современные политические и экономические процессы. Такие задачи требуют особенного подхода к отбору объектов, составления программы тура, маршрутов экскурсий, использования приемов показа и рассказа, невербальных средств коммуникации.
Когда речь заходит о развитии въездного туризма, чаще всего как главный аргумент звучит один и тот же тезис: Россия богата уникальными памятниками истории и культуры. У нас действительно насчитывается более 170 тыс. историко-культурных объектов. И все они для нас очень ценны, а иногда и священны. А вот что касается ценности и привлекательности для иностранцев, то их интересы не всегда совпадают с нашими желаниями.
У них свои вкусы и предпочтения. Обычному иностранному туристу не хочется осматривать памятники известных только в нашей стране вождей, которых у нас тысячи. Не особо интересны ему и памятники в виде пушек, танков, самолетов и других образцов военной техники. Иностранцев трудно удивить музеями, однако их заинтересуют самобытные экспозиции национальных музеев - русского изобразительного и прикладного искусства, иконы, архитектуры и быта под открытым небом и др.
Учитывая вышесказанное, актуальность темы исследования определяется большой трудностью разрабатывать познавательные туристские маршруты для иностранных гостей в регионе. Возможный путь привлечения иностранных туристов в Челябинскую область, в том числе и групп из Китая - продуктивное использование накопленного за многие годы историко-культурного наследия и объективная оценка историко-культурного потенциала региона на территории выделенных туристских зон и районов Челябинской области.
Степень разработанности проблемы. В современной научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы исследования, заключающейся в поиске и обосновании механизмов оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма.
Общетеоретические вопросы историко-культурного наследия региона представлены в работах Ю.А. Веденина, И.Я. Мурзиной, А.Э. Мурзина. В них обоснована сущность и классификация историко-культурного наследия региона, состояние и характеристика различных видов и объектов историко-культурного наследия региона. Учеными изучены различные объекты историко-культурного наследия региона, их описание и анализ представлены в работах М.Н. Ефименко, Г.Б. Зданович, Г.М. Казаковой А.И. Левит, Н.С. Мироненко, Т.Н. Третьяковой, А.А. Романова.
В науке разработано достаточно большое количество механизмов и способов использования историко-культурного потенциала региона в культурно-познавательном туризме (В.А. Рубцов, С.А. Шабалина И.С. Барщуков, И.С. Важенина, Е.С. Гриндфельдт, О.А. Климанова). Осмыслению сущности культурно-познавательного туризма посвящены работы А.А. Андреевой, Т.В. Верещака, А.В. Дроздова, В.А. Квартального, А.С. Кускова, Д.Ю. Шарапова.
В процессе написания магистерской диссертации также были изучены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в исследование проблем оценки историко-культурного потенциала как на макроуровне, так и на региональном уровне: Александровой А.Ю., Байкова Е.А., Богданова Е.И., Бураченко А.В., Виханского О.С., Воронцовой М.Г., Джанджугазовой Е.А., Закорина Н.Д., Зорина И.В., Зуба Т.А., Ильиной Е.Н., Исмаева Д.К., Карповой Г.А., Кострюковой О.Н., Лапина А.Н., Малышевой Г.М., Наумова А.И., Орловской В.П., Романовой Г.М., Сенина В.С., Соколовой М.И., Темновой Н.К., Туменовой С.А., Фатхутдинова Р.А., Ансоффа И., Боумена К., Ипкинса Э., Ирвина Дж., Стрикленда А., Томсона А. и других, а также научные разработки по оценки потенциала в Пермском крае: Ширинкина П.С., Зырянова А.И., Худеньких Ю.А. и других.
Кроме того, были проанализированы различные нормативно-правовые акты, касающиеся развития въездного туризма в Российской Федерации, федеральные программы и стратегии развития туризма в Челябинской области, а также различные статистические и иные источники, относящиеся к вопросам въездного туризма в регионе.
Анализ работ показывает, что в настоящее время проведена оценка туристского потенциала центров, объектов и местностей различных регионов России (Пермский край, Удмуртия, Алтай и другие), но при этом территория Челябинской области (особенно в контексте развития въездного туризма) в данных работах не упоминается. В изученных работах достаточно глубоко исследуются проблемы теории и практики использования туристского потенциала. Но по-прежнему остаются открытыми вопросы оценки его величины и эффективности использования в контексте развития въездного туризма. Это обосновывает необходимость дальнейшего научно-методического рассмотрения указанных проблем, что определило цели и задачи, объект и предмет исследования.
Все это позволяет нам выявить ряд противоречий:
- между имеющимися исследованиями, посвященными вопросам оценки туристского и рекреационного потенциала различных территорий и регионов России и недостаточным теоретическим обоснованием модели оценки историко¬культурного потенциала на территории Челябинской области;
- между существующим потенциалом историко-культурного наследия Челябинской области и отсутствием системных исследований по оценке его величины и использования в контексте развития въездного туризма в условиях данного региона;
- между существующими туристскими ресурсами на территории Челябинской области, используемыми в деятельности отдельных туристских предприятий региона и несформированного конкурентоспособного туристского продукта, позволяющего достойно представлять Челябинскую на международном туристском рынке, особенно в преддверии заседания Совета глав государств- членов ШОС и встречи лидеров БРИКС 2020.
Данные противоречия обусловили актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске и научном обосновании путей и методик оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма (на примере групп туристов из Китая).
Цель исследования - разработать и обосновать модель оценки историко-культурного потенциала Челябинской области в контексте развития въездного туризма.
Объект исследования - историко-культурное наследие региона как ресурс развития въездного туризма.
Предмет исследования - оценка величины историко-культурного потенциала Челябинской области и его использование для формирования качественного и конкурентоспособного туристского продукта для международных делегаций (на примере групп из Китая).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики историко-культурных компонентов оценивания потенциала Челябинской области.
2) проанализировать существующие методики оценки туристского и рекреационного потенциала территорий и определить актуальные методики по оценке историко-культурных потенциала Челябинской области;
3) обосновать взаимосвязь структурных компонентов модели оценки историко-культурного потенциала с учетом географического зонирования территории Челябинской области;
4) определить и экспериментально проверить комплекс условий реализации модели оценки историко-культурного потенциала, ориентированных на функционирование и дальнейшее развитие я в Челябинской области.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез методологической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме, интерпретативный анализ данных маркетинговых исследований, статистические методы обработки данных, сравнение, а также количественный анализ результатов, полученных в ходе исследования. За основу оценки историко-культурного потенциала Челябинской области, был взят комплексный метод интегральной оценки показателей, на основании анализа историко-культурных достопримечательностей.
Вся исследовательская работа носила этапный характер:
1) первый этап - подготовительный (с сентября по декабрь 2018 года) был связан с изучением необходимой для исследования литературы, определением ключевых понятий для дальнейшего исследования. Главной задачей на этом этапе был выбор подходящей системы оценки историко-культурного потенциала территории, которая позволила наиболее точно оценить потенциал административных районов области.
2) второй этап (январь 2018 - февраль 2019) включал оценку каждого
административного района и был самым продолжительным. В данный период была проведена оценка историко-культурного потенциала районов.
3) третий этап (март - июнь 2019 года) являлся заключительным, на котором были заключены выводы, позволившие разработать конечный туристский продукт для групп туристов из Китая, оформлялись выводы по проведенной работе и результаты исследования. Новизна исследования заключается в поиске наиболее благоприятного района Челябинской области с точки зрения историко-культурного потенциала и разработки туристского продукта для групп туристов из Китая, описан маршрут тура.
Структура магистерской диссертации соответствует логике диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы, включающего 77 наименования. Диссертация содержит 57 таблиц, два рисунка, три приложения.
За последнее время широкое распространение получил въездной туризм. Развитие данного вида туризма оказывает положительное влияние на национальную экономику. Россия, благодаря большому количеству разнообразных туристских ресурсов, привлекательна для иностранных туристов. Однако в нашей стране до сих пор выездной и внутренний туризм преобладают над въездным.
При создании конкурентоспособного туристского продукта необходимо помнить, что иностранный турист хочет получить новые ощущения в комфортных и привычных для него условиях. Именно по этой причине перед формированием туристского продукта необходимо выяснить, что может заинтересовать, а в дальнейшем будет востребовано иностранным туристом. Выбор и разработка туристского маршрута в первую очередь связаны с целью приезда иностранных туристов. Так, если подготавливается познавательный тур, необходимо запланировать его прохождение по городам с наибольшим количеством исторических памятников. Если планируются туры на отдых, то для их проведения выбираются курортные места или места с живописным ландшафтом. При формировании маршрута необходимо также учитывать степень развития инфраструктуры, дорог, видов транспорта в отдельных населенных пунктах. Следует спланировать маршрут таким образом, чтобы не было транзитных проездов через населенные пункты, где группа уже была. От того, насколько правильно был сделан выбор перевозчика, зависит комфортабельность и быстрота перемещения туристической группы. Сроки поездок должны быть строго регламентированы. Так, привлекательным предложением для зарубежных туристов считается краткосрочный тур, до 7 дней.
Челябинская область является структурной единицей Урала, который ассоциируется с «опорным краем державы», здесь сосредоточены огромные промышленные предприятия, выпускающие тысячи тонн, стали, чугуна, сотни единиц крупнотоннажного оборудования. Вместе с тем туристские ресурсы области, ее особенности, достижения, традиционные и формируемые ценности позволяют позиционировать Челябинскую область как яркий туристский регион, имеющий свои отличительные особенности. На основе изучения истории и культуры Челябинской области и ее муниципальных образований нами был составлен перечень объектов историко-культурного наследия региона, в который включено 2677 историко-культурных объектов. При этом количество объектов по региону распределяется крайне неравномерно.
При анализе туристского потенциала Челябинской области нами был выбран Троицкий муниципальный район. Это обусловлено наиболее привоекательной оценкой историко-культурным потенциалом, а также удобным географическим местоположением. Челябинской области были получены следующие результаты: комплексная интегральная оценка рекреационного потенциала Троицкого городского округа Челябинской области составила 2,3 балла. Территория района благоприятна для развития всех форм туризма. Рекреационная сеть района в целом развита достаточно для качественного оказания туристских услуг и привлечения в регион большого числа посетителей.
Также в ходе выполнения работы были выявлены проблемы, негативно влияющие на развитие туризма:
- недостаточная освоенность природного рекреационного потенциала;
- недостаточное количество охранных объектов;
Для привлечения наибольшего потока туристов необходимо: больше осваивать природный потенциал региона, развивать рекреационную сеть, строить новые предприятия лечебно-оздоровительного и спортивного туризма, благоустраивать объекты спелеологического туризма, улучшать инфраструктуру района (благоустраивать средства размещения, предприятия питания, улучшать качество дорожного покрытия), а так же совершенствовать и улучшать качество обслуживания гостей на территории Троицкого района.
При создании конкурентоспособного туристского продукта необходимо помнить, что иностранный турист хочет получить новые ощущения в комфортных и привычных для него условиях. Именно по этой причине перед формированием туристского продукта необходимо выяснить, что может заинтересовать, а в дальнейшем будет востребовано иностранным туристом. Выбор и разработка туристского маршрута в первую очередь связаны с целью приезда иностранных туристов. Так, если подготавливается познавательный тур, необходимо запланировать его прохождение по городам с наибольшим количеством исторических памятников. Если планируются туры на отдых, то для их проведения выбираются курортные места или места с живописным ландшафтом. При формировании маршрута необходимо также учитывать степень развития инфраструктуры, дорог, видов транспорта в отдельных населенных пунктах. Следует спланировать маршрут таким образом, чтобы не было транзитных проездов через населенные пункты, где группа уже была. От того, насколько правильно был сделан выбор перевозчика, зависит комфортабельность и быстрота перемещения туристической группы. Сроки поездок должны быть строго регламентированы. Так, привлекательным предложением для зарубежных туристов считается краткосрочный тур, до 7 дней.
Челябинская область является структурной единицей Урала, который ассоциируется с «опорным краем державы», здесь сосредоточены огромные промышленные предприятия, выпускающие тысячи тонн, стали, чугуна, сотни единиц крупнотоннажного оборудования. Вместе с тем туристские ресурсы области, ее особенности, достижения, традиционные и формируемые ценности позволяют позиционировать Челябинскую область как яркий туристский регион, имеющий свои отличительные особенности. На основе изучения истории и культуры Челябинской области и ее муниципальных образований нами был составлен перечень объектов историко-культурного наследия региона, в который включено 2677 историко-культурных объектов. При этом количество объектов по региону распределяется крайне неравномерно.
При анализе туристского потенциала Челябинской области нами был выбран Троицкий муниципальный район. Это обусловлено наиболее привоекательной оценкой историко-культурным потенциалом, а также удобным географическим местоположением. Челябинской области были получены следующие результаты: комплексная интегральная оценка рекреационного потенциала Троицкого городского округа Челябинской области составила 2,3 балла. Территория района благоприятна для развития всех форм туризма. Рекреационная сеть района в целом развита достаточно для качественного оказания туристских услуг и привлечения в регион большого числа посетителей.
Также в ходе выполнения работы были выявлены проблемы, негативно влияющие на развитие туризма:
- недостаточная освоенность природного рекреационного потенциала;
- недостаточное количество охранных объектов;
Для привлечения наибольшего потока туристов необходимо: больше осваивать природный потенциал региона, развивать рекреационную сеть, строить новые предприятия лечебно-оздоровительного и спортивного туризма, благоустраивать объекты спелеологического туризма, улучшать инфраструктуру района (благоустраивать средства размещения, предприятия питания, улучшать качество дорожного покрытия), а так же совершенствовать и улучшать качество обслуживания гостей на территории Троицкого района.





