🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ТВОРЧЕСТВО В. А. НЕЯСОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XX ВЕКА

Работа №203018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ
1.ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
1.1. Культурные контексты развития советского искусства 20
1.2. Художественная жизнь Южного Урала и Челябинска 43
2. ПУТИ ТВОРЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В.А. НЕЯСОВА
2.1. Этапы творческого становления В.А. Неясова, взаимосвязь между
мировоззрением эпохи и творчеством художника. Повседневное и эпическое, как основные составляющие творческой линии художника 61
2.2. Контекстуальность живописных произведений В.А. Неясова 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Художники социалистического реализма 106
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Старые мастера в эпоху господства соцреализма ... 108
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Работы Ф.В. Сычкова 109
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Работы В.Н. Бакшеева 110
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Работы с выставки «Урало-Кузбасс» 111
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 Работы художников «сурового стиля» 112
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Работы челябинских художников 113
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 Работы В.А. Неясова 114


Актуальность темы, состоит в том, что всевозрастающее внимание к художественному наследию советского периода обусловливает потребность в более глубоком изучении творчества художников, произведения которых недостаточно освещены в искусствоведении.
Василий Андреевич Неясов - яркий художник, представитель своего времени, многогранная личность. Его творчество, вписанное в контекст советской истории искусства Южного Урала, стоит вровень с наследием выдающихся мастеров России. Изучая произведения В.А. Неясова, можно расширить представление о том, как творчество отдельно взятого художника сохраняет и развивает традиции русского академического реалистического искусства, подлинную школу мастерства, имеющую непреходящую ценность не только в настоящем, но и в будущем.
И, тем не менее, мы не можем говорить о полноте исследования его творчества, на настоящий момент не имеется более-менее развернутых исследований его творчества, кроме, пожалуй небольшой монографии Титова В.И. «Василий Андреевич Неясов. Страницы жизни» изданной в 2013 году по рукописи 1987 года, каталога - альбома творческого наследия «Василий Андреевич Неясов. Личность и творчество» с весьма информативной вступительной (но большей частью биографической) статьей Г.С. Трифоновой и ее же статьи к каталогу выставки «Василий Андреевич Неясов (1926 - 1984) Воссоединение волжских народов с Россией 1948 - 1983. История
ненаписанной картины» 2008 года.
Таким образом - обширное творческое наследие художника еще ждет своего исследователя.
Проблема исследования: В данной работе предпринимается попытка изучить творчество Василия Андреевича Неясова в особом ракурсе:
- рассмотреть этапы его творческого пути в контексте общественно-художественной ситуации отечественного искусства середины-второй половины ХХ века, проанализировав основные составляющие творческой линии художника.
Рассматривая и анализируя творческий путь Василия Андреевича Неясова, в контексте развития отечественного искусства мы не стали ограничивать хронологические рамки данного исследования, периодом творческой активности художника (1950-1980 г.г.), справедливо считая, что исследовать историю советского искусства следует со времени ее зарождения, с истоков формирования магистральной линии социалистического реализма, его эстетических принципов, сложения советского мифа.
В свете общехудожественных процессов страны, была рассмотрена художественная культура Южного Урала XX века, проанализированы этапы ее развития, закономерности, особенности.
Творчество и сама личность В.А. Неясова во многом определили развитие искусства в Челябинске, начиная с начала 1950-х годов. По мнению челябинского искусствоведа В.И. Титова, «Неясов представлял собой одну их граней советского изобразительного искусства середины-второй половины XX века. Ему принадлежит заслуга в развитии тематической картины 50-80-х годов на Южном Урале».
Формирование и самостоятельное творчество художника совпало с крупными драматическими этапами развития общества.
Патриотизм, любовь к родине, народу в отношении В.А. Неясова - не громкие пафосные слова, а реальные мировоззренческие установки художника, определившие его жизненную позицию и нашедшие отражение в его творчестве.
Благодаря хорошей жизненной школе, имея педагогов - выдающихся художников, В.А. Неясов в процессе роста сформировал твердые жизненные позиции (безусловно, то, что даже внутри объема работы одного художника возникали разные зоны интересов и приоритеты, шла сложная эволюция, подчас борьба с самим собой), сформировавшиеся не без влияния исторической и культурной ситуации в советском обществе, нашедшие в его творчестве яркое воплощение в различных видах пространственных искусств: в монументальной живописи, в масштабных полотнах и других станковых произведениях живописи.
Условия, в которых вырос В.А. Неясов, сформировался, как творческая личность, преподаватели-художники повлиявшие на него, черты его характера все это в сумме привело к тому, что творческая линия художника складывается из двух основных составляющих:
- пафос соцреализма приобретает в его работах черты эпоса, эпическое в творчестве художника - это «открыто заявленная в исторических и историко-революционных картинах гражданская убежденность, вера в правду в народном ее истолковании»;1
- «жизнелюбие, здоровье, яркое восприятие натуры, любовь к ней, к живой, наслаждение ее красотой» в многочисленных портретах, пейзажах у темпераментного, позитивного, неугомонного художника, является искренним проявлением неподдельного интереса к проявлениям обычной человеческой жизни - повседневному.
Таким образом, основа творческой линии художника, состоит из переплетения двух составляющих: эпического и повседневного.
Объект исследования - станковые и монументальные живописные произведения челябинского художника В.А. Неясова. Творческое наследие художника жанрово весьма многогранно - портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетные картины, огромные исторические полотна, диорамы, монументальные росписи, театральные работы.
Искусствоведами, исследователями творчества В.А Неясова - В.И. Титовым и Г.С. Трифоновой составлены весьма полные каталоги сохранившихся и дошедших до нашего времени (этюдов, набросков, зарисовок, картонов, станковых картин, монументальных работ) произведений художника начиная с 1940 по 1984 годы, насчитывающие более 1100 единиц.
В последние годы жизни по просьбе В.И. Титова, Василий Андреевич начал делать записи о своем далеком детстве, об учебе в Московском художественном училище 1905 года, о встречах с интересными людьми. К сожалению автобиографические записи фрагментарны (ранний уход художника из жизни не дал возможности закончить воспоминания), они опубликованы в каталогах и монографии В.И. Титова.
Предмет исследования - особенности творческого становления художника В.А. Неясова в контексте общественно-художественной ситуации середины- второй половины ХХ века, в которой сформировалась личность художника и раскрывалось его творчество как одного из ярких представителей в искусстве своего времени.
Цель исследования - изучить основные этапы творческого становления и выявить особенности творческой линии челябинского художника Василия Андреевича Неясова, в контексте общественно-художественной ситуации середины-второй половины ХХ века.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) Провести анализ исторических и искусствоведческих материалов, осмыслить особенности, специфику и общие тенденции развития отечественного искусства XX века в целом и социалистического реализма в частности, а также их влияние на формирование основных составляющих творческой линии художника;
2) Изучить научные исследования и литературные источники посвященные истории возникновения и развития изобразительного искусства в Челябинске и на Южном Урале ХХ века, выявить влияние специфики искусства региона на творчество В.А. Неясова;
3) Исследовать литературу, посвященную творчеству В.А. Неясова, его личности и мировоззрению: автобиографические записи, а также статьи других авторов, каталоги выставок, в которых участвовал художник, публикации в прессе;
4) Проанализировать избранные произведения станковой и монументальной живописи художника, выявить взаимосвязь между мировоззрением эпохи и его творчеством, сделать выводы.
Теоретическо-методологическая основа. В ходе данного исследования был проанализирован комплекс следующих материалов:
1) исследования искусствоведов, историков искусства, критиков и культурологов по отечественному искусству XX века, он весьма богат, разнообразен, но не равнозначен. Это обусловлено тем, что немалое количество книг, монографий, альбомов, популярных статей о художниках, о различных творческих объединениях, о явлениях художественной жизни страны опубликованных в период существования советского государства прошло через жесткий контроль цензуры1.
Художественные тенденции отечественного искусства XX века рассматривались в трудах ведущих историков искусства В. В. Ванслова , Д. В.
Сарабьянова , М.Г. Неклюдовой2, Т. В. Ильиной3 в работах российских эстетиков и культурологов В. В. Бычкова4, В.М. Диановой5, И. П. Ильина6, Н. Б. Маньковской7, в философских исследованиях А.С. Ахиезера8, Ю. М. Лотмана9, А. Ф. Лосева10, М. С. Кагана , И.В. Кондакова12, В.П.Шестакова13.
2) концептуальные исследования искусствоведов, историков искусства, критиков и культурологов посвященные методу социалистического реализма.
В отечественной науке разрабатывали проблемы реализма и социалистического реализма В. В. Ванслов , М.А. Лифшиц2, Д. Ф. Марков3, С. М. Петров4, Д. В. Сарабьянов5, Е.М. Деготь6, Г.Ч. Гуссейнов7, Е.А. Добренко, А. Морозов8, А.М. Некрич9, В.З. Паперный10, Г.Г. Поспелов , В. Агамов- Тупицын12, М. Чегодаева13. М.Г. Неклюдова14, Т. В. Ильина15, Б.Е. Гройс 16, Ю.Я. Герчук 17, и другие.
Из западных исследователей можно назвать таких авторов как К.
1 <ТТТ'Т1/''Тл2 -»АТТТТ^/Л-1ЛТЧ3 6
Аймермахер , И. Г оломшток , К. Г риноерг , М. 1 еллер , л. i юнтер , Ф. Серс .
3) исследования посвященные истории возникновения и развития изобразительного искусства в Челябинске и на Южном Урале.
Полномасштабных исследований художественной культуры Челябинска ХХ века на настоящий момент практически нет. Большая часть литературы о людях искусства приходится на труды краеведов, автобиографии и воспоминания художников, газетные и журнальные статьи.
Одной из первых монографий посвященных профессиональному изобразительному искусству на Урале, с биографическими сведениями о художниках, художественных выставках, музейных коллекциях уральских городов является работа «Урал в изобразительном искусстве» Н.Н. Серебрянникова . Художественная жизнь Урала является сферой научных интересов для искусствоведа и краеведа из Екатеринбурга Е.П. Алексеева , в своих работах он внимательно и скрупулезно изучает и анализирует процессы, происходящие в изобразительном искусстве Урала.
Достаточно информативно, небольшое исследование, известного челябинского искусствоведа Л.П. Байнова1, рассказывающее через призму господствующей идеологии того времени, о художниках Челябинска, их творчестве, истории Челябинского регионального отделения Союза художников. Биографические сведения о художниках Челябинска содержат юбилейные справочники ЧОСХ - 1996 года автор-составитель О.А. Кудзоев и справочник Челябинского регионального отделения Союза художников Росси 2006 года , а также две энциклопедии - «Челябинск» (существует в 2-х вариантах бумажном и электронном) и «Челябинская область» .
Особняком от вышеперечисленного хочется выделить монографию Г.С. Трифоновой по данной теме, представляющую собой комплексное историко-культурное и искусствоведческое исследование художественной культуры Южного Урала, сочетающее искусствоведческий и исторический подходы к изучаемой проблеме. Многочисленные научные труды , статьи, публикации , альбомы о творчестве художников Урала, Трифоновой Г.С., также стали предметом нашего пристального интереса.
4) Из более ста изученных источников, посвященных непосредственно творчеству В.А. Неясова, особого внимания заслуживают несколько работ: каталог персональной выставки Неясова Василия
Андреевича, посвященной 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности. Живопись. Графика. 1978 года, с авторской вступительной статьей В.С. Семенова1, каталог выставки 1985 года: Василий Андреевич Неясов. 1926-1984, с весьма информативной вступительной статьей Г.С. Трифоновой и с автобиографическими воспоминаниями самого художника , монография - альбом В.И. Титова «Василий Андреевич Неясов. Страницы жизни» , изданная (по материалам рукописи 1987 года) в 2013 году, альбом «Василий Андреевич Неясов. 1926-1984. Личность и творчество», изданный в 2006 году, автор вступительной статьи и составитель каталога Г.С. Трифонова .
Многочисленные статьи в прессе и периодической печати, в своей массе чаще всего информируют об открытии выставочного мероприятия, где В.А. Неясов находится в числе экспонентов, некоторые содержат биографические сведения о художнике, анализ его работ.
Еще одним источником биографических данных художника, стала рукопись Ольги Васильевны Гладышевой с воспоминаниями об отце, а также автобиографические материалы художника.
Таким образом, на настоящий момент мы не можем говорить о полноте исследования - обширное творческое наследие художника еще ждет своего исследователя.
5) В ходе данного исследования мы также обращались к трудам философов, культурологов, социологов, посвященным категориям эпического и повседневного - М.М. Бахтина , Ф. Броделя2, М. Блока3, Вальденфельса4, М. Вебера5, Г.Д. Гачева6, А. Людтке7, Х. Орега-Гассета8, Л. Февра9, Ф. Шлегеля10, А. Щюца , В. Федоровой12, Н. Папастериадиса13 и др.
Истолкование эпоса в предлагаемом исследовании основывается на текстах М. М. Бахтина, Г.Д. Гачева и Х. Ортеги-и-Гассета, которые рассматривают эпос не только как литературный жанр, но и как особую мировоззренческую установку: эпос понимается как особое представление о человеке и мире, характеризующееся имманентным историзмом.
Повседневное, мы рассматривали с позиций одного из главных теоретиков этой категории австрийского социолога Альфреда Шюца. Ему же принадлежит наиболее подробная состоящая из шести признаков характеристика повседневности: активная трудовая деятельность,
направленная на преобразование внешнего мира, естественность установки, напряженное отношение к жизни, специфическое восприятие времени, личностная определенность индивида, особая форма социальности - структурированный и типизированный мир.
Взятые в совокупности разные группы источников позволяют решить намеченные задачи исследования.
Для решения поставленных задач, применялись следующие методы:
- биографический метод, позволил нам изучить творческий путь В.А. Неясова, его биографию в контексте истории развития советского государства;
- культурно-исторический позволил рассмотреть произведения В.А. Неясова в связи с мировоззрением конкретного исторического периода и установить временные и территориальные «границы» творчества художника;
- аналитический дает возможность проанализировать произведения художника, выявить основные характерные черты и особенности творчества В.А. Неясова;
- с применением иконографического метода описаны и
систематизированы основные сюжеты и образы живописи В.А. Неясова;
- благодаря применению иконологического метода, интерпретирован язык, композиция, образно-пространственные решения произведений художника;
- сравнительный метод позволил выявить отличительные и схожие признаки произведений В.А. Неясова, выполненных в разные творческие периоды;
- применение историко-диахронного метода позволило выделить общие черты в соцреализме столичном (Москва и Санкт-Петербург) и периферийном (Южный Урал), а также обозначить роль В.А. Неясова в процессе формирования изобразительного искусства Южного Урала;
- классический метод анализа документов использовался для сбора информации о социальных явлениях и процессах, творчестве художника;
- применение контекстуального метода способствовало раскрытию индивидуальности В.А. Неясова в масштабе советского изобразительного искусства;
- стилистическая эволюция творчества художника, оценка созданных им произведений с точки зрения их художественных достоинств была осуществлена за счёт использования формально-стилистического метода.
Научная новизна: Собранный материал позволяет оценить масштаб творческого наследия Василия Андреевича Неясова, особенности его творческой линии, в контексте общественно-художественной ситуации, середины-второй половины ХХ века, в отличие от предыдущих исследований представленных небольшой монографией В.А. Титова и каталогами персональных выставок рассказывающих о биографии художника.
Практическое значение: на основе собранного материала, возможно, проследить, как менялась мировоззренческая и художественная концепции творчества В.А. Неясова, а также осуществить попытку воплощения проекта виртуального музея художника.
Структура работы: введение,
библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения поставленной цели в данной работе были рассмотрены этапы творческого самоопределения В.А. Неясова в контексте общественно-художественной ситуации отечественного искусства ХХ века,
проанализированы основные составляющие творческой линии художника - эпическое и повседневное.
В ходе проделанной работы был выявлен и изучен накопленный опыт в научном изучении проблемы развития отечественного изобразительного искусства ХХ века (начиная с истоков формирования магистральной линии социалистического реализма, ее эстетических принципов, зарождения советского мифа), проанализирована главная магистральная линия
официального искусства, его периодизация, идеологическое содержание.
В свете общехудожественных процессов страны рассмотрена художественная культура Южного Урала XX века, проанализированы этапы ее развития, закономерности, особенности.
Изучено творческое наследие челябинского художника Василия Андреевича Неясова, в контексте развития отечественного изобразительного искусства XX века, также проанализированы эпическое и повседневное - основные составляющие творческой линии художника, возникшие как отражение современной ему действительности.
В ходе данного исследования была изучена биография и творческий путь челябинского художника В.А. Неясова, проведен искусствоведческий анализ некоторых работ художника, благодаря чему была выявлена взаимосвязь между мировоззрением эпохи и его творчеством;
На фоне социальных и культурных потрясений переживаемых страной В.А. Неясов предстает крепким, сложившимся художником реалистического направления, грандиозного масштаба. Его творчество, вписанное в контекст советской истории искусства Южного Урала, стоит вровень с наследием выдающихся мастеров России.
Согласно эстетике метода в своем творчестве он строго придерживается иерархии жанров: тематические картины с историко-революционным
содержанием плотно смыкаются у него с картинами батальными и собственно историческими, есть у него своя «лениниана», своя портретная галерея людей труда, его работам присущ монументализм, художнику тесно в рамках станковой картины и он переходит к грандиозным диорамам. Патриотизм, любовь к родине, народу в отношении В.А. Неясова - не громкие пафосные слова, а реальные мировоззренческие установки художника, определившие его жизненную позицию и нашедшие отражение в его творчестве.
Несмотря на различные исторические, общекультурные потрясения, смену политических курсов, Художник остается верен избранному пути.
Разговаривая со своим зрителем на языке реализма, он транслирует ему свое понимание миропорядка, переплетая в своей творческой линии два начала - эпическое и повседневное.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
Василий Андреевич Неясов - яркий художник, представитель своего времени, многогранная личность. Для изобразительного искусства Южного Урала XX века (культурные процессы которого являлись периферийной копией общехудожественных закономерностей советского искусства), он стал значимой фигурой.
Творческий путь художника тесно вплетен в канву общих тенденций развития отечественного искусства этого периода. Как художник В.А. Неясов - сформировался в период господства метода социалистического реализма, с виртуозной легкостью работая и в станковой и в монументальной живописи, он также поражает многообразием жанров своего творчества.
В ходе исследования выяснилось, что условия (исторический контекст), в которых вырос В.А. Неясов, сформировался, как творческая личность, преподаватели-художники повлиявшие на него, черты его характера, активность, жизнелюбие, позитивное мышление все это в сумме привело к тому, что творческая линия художника складывается из двух основных составляющих:
- пафос соцреализма (его стремление к мифотворчеству) приобретает в его работах черты эпоса, эпическое в творчестве художника - это «открыто заявленная в исторических и историко-революционных картинах гражданская убежденность, вера в правду в народном ее истолковании»;1
- «жизнелюбие, здоровье, яркое восприятие натуры, любовь к ней, к живой, наслаждение ее красотой» в многочисленных портретах, пейзажах у темпераментного, позитивного, неугомонного художника, является искренним проявлением неподдельного интереса к проявлениям обычной человеческой жизни - повседневному.
Таким образом, основа творческой линии художника, состоит из переплетения двух составляющих: эпического и повседневного, категорий неразрывно связанных с культурным контекстом эпохи.
Под контекстуальностью в данном случае мы понимаем обусловленность, некую систему отсчета, пространство, среду в которой существует художник, в таких обстоятельствах творчество становится компонентом культурного контекста, некоей реакцией художника на требования среды.
«Надо работать для людей. Радовать их цветом, праздником, неожиданными встречами...» - писал в своих воспоминаниях художник, воспринимая и оценивая окружающую его действительность, через призму преломления эпического и повседневного воплощая ее в своих работах.
На настоящем этапе цель достигнута. В дальнейшем тема требует углубленного исследования в области изобразительного искусства - обширное творческое наследие художника еще ждет своего исследователя. Собранный материал позволяет оценить масштаб творческого наследия художника. На его основе, возможно проследить, как менялась мировоззренческая и художественная концепции творчества В.А. Неясова, а также осуществить попытку воплощения проекта виртуального музея художника.



1. Абраменко Ю. Областная художественная выставка /Ю. Абраменко//Челябинский рабочий. - 1970. - 23 апреля.
2. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. - М.: Научный мир, 2003.
- 256 с.
3. Адрианова Г.С. Художественная интеллигенция Урала 30-е гг./Рос. акад. наук, Урал, отд-ние, Ин-т истории. - Екатеринбург: Наука, 1992. - 108 с.
4. Александров Л. Встречи с художниками / Л. Александров // Челябинский рабочий. -1981. - 22 апреля.
5. Антонова К. Три портрета, три судьбы// Челябинск. - № 1(4) - 1996. - С.38
6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — Т. 1. От прошлого к будущему. — 804 с. — Первое издание трёхтомника вышло в 1991 г. (Москва: Философское общество СССР); Ахиезер А. Думы о России: от прошлого к будущему. - М., 1994
7. Байнов Л. Дорогой образ // Челябинский рабочий. -1980.- 22 апреля.
8. Байнов Л. Истоки творчества // Челябинский рабочий. - 1978. - 5 февраля.
9. Байнов Л. О былых походах // Вечерний Челябинск. - 1969. - 31 июля.
10. Байнов Л. От замыслов к свершениям: Заметки с выставки. «Край южноуральский» / Л.Байнов // Челябинский рабочий. -1982. - 25 декабря.
11. Байнов Л. Резцом и кистью // Правда. - 1980. - 21апреля.
12. Байнов Л. Уральская тема Василия Неясова // Художник.- 1978. - № 8.
13. Байнов, Л.П. Художники Челябинска / Л.П. Байнов. - Челябинск: ЮУКИ.
- 1979. - 168 с., 24 илл.
14. Баландье, Ж. Политическая антропология / Ж. Баландье. - 2001, - 204 с.
15. Батракова, С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века / С.П.
Батракова. - М.: Наука, 2002. - 148 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ