🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Разработка научной концепции виртуального музея В.А. Неясова

Работа №203013

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ
КАК ФЕНОМЕНА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущностные характеристики виртуального музея как феномена
современной культуры
1.2 Методологические подходы к изучению феномена виртуального
музея
2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ
2.1 Современные технологии реализации проекта виртуального музея в сети Интернет
2.2 Обзор интернет-сайтов крупных художественных музеев России
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ
ХУДОЖНИКА В.А. НЕЯСОВА
3.1 Обоснование проекта создания виртуального музея В.А. Неясова
3.2 Структурно-содержательная модель проектирования концепции виртуального музея В.А. Неясова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Актуальность исследования. В эпоху постмодернизма изменения музейной политики и практики нельзя оценить однозначно. В настоящее время, в результате культурных трансформаций становятся неизбежны изменения музея как социального института, в результате этого появляются противоречия, характеризующие современную культуру и музей как значимый элемент этой культуры.
Интернет приобретает всё большее значение в жизни человека. Изменяя нашу жизнь, он становится неустранимым фактором окружающей действительности и формирования личности. Всемирная сеть успешно охватывает всё новые культурные сегменты, широко распространяясь в областях традиционной «нецифровой» культуры. Одним из видов ресурсов Всемирной паутины являются виртуальные музеи. Эти продукты компьютерной индустрии осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к мировым художественным достижениям и культурному наследию. Рейтинг посещаемости музейных сайтов очень высок, что свидетельствует о значимости такого вида ресурсов для пользователей.
«Виртуальный музей (от лат. virtualis - скрытый, возможный, как бы существующий) представляет собой информацию о музее (в рамках электронного носителя), который существует либо в реальной жизни (сайт музея), либо на просторах сетевого пространства» . Первые виртуальные музеи стали появляться во Всемирной Сети в 1991 году, а в 2004 году количество виртуальных посетителей музейных сайтов превысило количество «живых» посетителей реальных музеев.
Художественная культура Урала представлена в глобальной сети лишь виртуальными представительствами крупных музейных комплексов и отчасти виртуальными выставками. Большинство уральских художественных музеев имеют свое представительство в сети Интернет. Однако они посвящены общим глобальным вопросам сохранения и трансляции художественных ценностей и культуры, сложившихся в нашем регионе за последние 300 лет. Творчеству и личностям художников Урала XX в. на интернет-сайтах музеев Уральского федерального округа уделяется незначительное внимание. Проект виртуального музея В.А. Неясова мог бы стать первым шагом на пути популяризации и изучения творчества уральских художников. Создание виртуального музея художественной направленности позволит комплексно представить творческое наследие художника и систематизировать сведения о его творческом и жизненном пути.
Таким образом, актуальность исследования связана с необходимостью рассмотреть философские, социально-психологические, технологические аспекты, связанные с проектированием концепции виртуального музея В.А. Неясова.
Степень научной разработанности проблемы. Тема виртуальных музеев активно обсуждается в различных областях социально-гуманитарного знания: в
культурологии, социологии, политологии, музееведении. Обилие работ, посвященных тематике виртуальных музеев демонстрирует интерес к данной исследовательской области как в России, так и за рубежом.
К исследованиям виртуальных музеев обращались многие авторы из Великобритании, Германии, Италии, США, Турции и других стран, например: М. Виллингер , Т. Фюрстнер , Е. Джиаккарди , Дж. П. Боуэн и др.
Среди отечественных исследований выделяются работы Т.Е. Максимовой , посвященные проблематике виртуальных музеев, а также Д.С. Василиной , Г.П. Несговоровой , А.В. Лебедева , Л.Я. Ноля , Д.Н. Дзюба , Н.Г. Поврозник , Ю.Д. Вяткиной , Т.С. Федоровой , Э.В. Смирновой и др. Обилие работ, посвященных тематике виртуальных музеев демонстрирует интерес к данной исследовательской области как в России, так и за рубежом.
Теоретическим аспектам проектирования музейной деятельности посвящены работы Т.Ю. Юреневой , М.Е. Каулен , Н.И. Решетникова , Э.А. Шулеповой , Л.А. Шляхтиной . Художественная культура Урала и творчество В.А. Неясова стали объектом исследования в трудах В.И. Титова , Г.С. Трифоновой .
В современном искусствознании проблема методологического обоснования создания виртуальных музеев широко обсуждается и анализируется. Проблема настоящего исследования связана с необходимостью систематизации сведений о методологических подходах и формах существования современных виртуальных музеев для разработки концепции виртуального музея В.А. Неясова.
Объектом исследования является виртуальный музей как феномен в современном культурном пространстве.
Предметом исследования является процесс проектирования научной концепции виртуального музея художника В.А. Неясова.
Цель выпускной квалификационной работы - определить специфику проектирования виртуальных музеев в теории и практике современного искусствознания для разработки концепции музея художника В.А. Неясова.
Цель работы определила следующие задачи исследования:
1) исследовать сущностные характеристики и определить основные методологические подходы исследования виртуального музея как феномена современной культуры;
2) охарактеризовать современные способы и формы существования виртуального музея на примере деятельности крупнейших российских художественных музеев;
3) обосновать структурно-содержательную модель проектирования концепции виртуального музея художника В.А. Неясова.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование строится как междисциплинарное, основанное на комплексе подходов и принципов: информационно-технологический, философский, системный, музеологический, искусствоведческий.
Теоретическую (концептуальную) основу изучения составили:
- интегративная методология П. ван Менша и музейная концепция
З. Странского ;
- теоретико-дескриптивный подход (Э. Тоффлер , М. Кастельс и др.),
существующий в рамках теории информационного общества;
- исследования музейной среды Е.Н. Мастеница и Л.М. Шляхтиной ;
- концепция «воображаемого музея» Андре Мальро ;
- концепции гипотетических музеев Х. Зеемана и Й. Кладдерса .
В ходе проведения исследования базы были использованы теоретические и эмпирические методы:
- общенаучные (восхождение от абстрактного к конкретному; анализ исторического и логического; метод аналогий);
- проблемно-логический метод позволил расчленить данную проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в логической последовательности и выделить основные концептуальные положения «проектирования концепции виртуального музея» в контексте гуманитарно - искусствоведческого знания;
- культурно-исторический позволил рассмотреть феномен виртуального музея в современном искусствознании и установить тенденции, присущие искусству и культуре XXI в.;
- типологически-системный, позволяющий создать проект концепции виртуального музея художника В.А. Неясова, показать специфические особенности разработки концепции виртуального музея;
- искусствоведческие методы предполагают исследование культурного наследия В.А. Неясова с учетом условий его формирования как единства многообразных составляющих элементов, в том числе искусствоведческий анализ произведений художника в контексте проектирования концепции виртуального музея;
- метод сравнительного анализа, при помощи которого сделаны определенные выводы в специфике проектирования виртуальных музеев на примере ведущих художественных музеев РФ.
Источниковую базу исследования представляют 2 группы объектов:
- виртуальные музеи художественного профиля России, представленные в глобальной сети Интернет (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей);
- произведения В.А. Неясова в собраниях художественных музеев Урала.
Новизна исследования заключается в определении сущностных характеристик виртуальных музеев в целях проектирования научной концепции и обосновании структурно-содержательной модели проектирования концепции виртуального музея художника В.А. Неясова в современном социокультурном пространстве.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей работы над созданием проекта виртуального музея В.А. Неясова в Южно-Уральском государственном университете, а также музейными организациями региона для разработки новых виртуальных вариантов музейной деятельности в регионе.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.
Глава 1 «Методология изучения виртуального музея как феномена современной культуры» посвящена изучению виртуального музея как феномена современной культуры и определению основных методологических подходов к исследованию этого феномена в современной науке.
Глава 2 «Современные технологии и подходы к разработке виртуального музея» описывает современное состояние сети виртуальных музеев России с позиции использованных технологий и наиболее ярких примеров решения концепции художественных музеев в виртуальном пространстве.
Глава 3 Проектирование концепции виртуального музея художника В.А. Неясова посвящена обоснованию концепции и структурно-содержательной модели проектирования виртуального музея В.А. Неясова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музей на сегодняшний день является социокультурным институтом, который продолжает динамично развиваться и стремительно осваивает новое виртуальное пространство. Виртуальный музей как постмодернистское явление свидетельствует о возможностях современного музея к техническим и технологическим трансформациям в новой культурной среде цифрового века.
В настоящее время можно сделать вывод, что феномен виртуальных музеев обладает важными свойствами.
Во-первых, он всегда существует в виртуальном пространстве и неразрывно связан с сетью Интернет, но основой экспозиции являются реальные экспонаты, поэтому такой музей имеет свою структуру. При этом для каждого куратора предоставляются возможности выбора такой структуры и организации, которая наиболее полно отражает концепцию автора, а также удобна и обладает достаточной наглядностью для посетителя.
Во-вторых, концепция виртуального музея основана на артефактах и культурных объектах. Виртуальная форма создает «новую реальность» традиционного музея. Если традиционный музей организует в своей деятельности постоянные экспозиции и временные выставки, то виртуальный способен отображать свою экспозицию постоянно только в динамике: продолжительность любой выставки можно не ограничивать, количество выставок зависит от творческого потенциала сотрудников. Кроме того, экспонаты реального музея со временем могут прийти в негодность, а виртуальный музей может способствовать их сохранению и долголетнему экспонированию.
В-третьих, виртуальный музей представлен широкой и разноплановой аудитории. Любой человек способен получить доступ к музейной коллекции или собраниям редкостей при единственном условии - организации доступа к сети Интернет, место расположения и время суток не имеет значения. Кроме возможности «посещения» виртуального музея, зрителю (пользователю) посредством своего компьютера предоставляется возможность общения с новой воссозданной в собственном сознании реальностью. Виртуальный музей предлагает свой план, но инициатива исходит от посетителя.
Несмотря на то, что виртуальный музей сегодня ассоциируется если не исключительно, то прежде всего с компьютерными технологиями, в технологическое пространство он полностью не укладывается. С глубокой древности человечество окружало себя теми или иными формами виртуальной реальности, которые музей вобрал в себя с самого момента своего появления. Современная методология исследования виртуальных музеев связана с тремя крупными направлениями:
- концепция воображаемых музеев А. Мальро, Х. Зеемана Й. Кладдерса;
- информационно-средовый подход, связанный с изучением современных компьютерных технологий и созданием виртуальной реальности;
- современные теории коммуникации как основа изучения взаимодействия музея, музейного предмета с посетителем.
Проблема классификации виртуальных музеев связана со сложностью выбора классификационных критериев, которые многочисленны и не дают полной картины. Однако самый обсуждаемый вопрос в этом направлении связан с различием официального сайта традиционного музея и настоящим виртуальным музеем. Компьютерная виртуальная реальность дает легкость манипуляции данными, отсюда виртуальные музеи воспринимаются как вспомогательные, как своеобразные филиалы реальных музеев, второстепенные музейные проекты или исключительно как базы данных. Однако в последнее время множатся стремления расширить виртуальные границы, извлекая из феномена виртуального музея различные смыслы, изучая не только его технологическое применение, но и анализируя предысторию и, конечно, перспективы. Интернет уже не всегда видится как фундамент «виртуального музея», но как способ его конструирования, как новая форма знания, памяти и воображения.
По такому пути пошли крупнейшие российские художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, которые не остановились только на оцифровке собственных коллекций, но создают новые креативные способы предоставления информации о собственных выставочных мероприятиях, создавая виртуальный, отличный от реального, вариант событий и проектов музея, расширяя возможности реализации концепции.
В работе мы проанализировали виртуальные представительства 5 крупнейших художественных отечественных музейных комплексов: Государственный
Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей.
Нужно отметить, что в каждом случае речь идет о масштабном, многоплановом и прекрасно выполненном сайте. Каждый музей не ограничивается только контактной информацией, публикацией новостей, анонсами и афишами выставок и конференций, организуемых музеем.
Каждый из выше перечисленных музеев предоставляет электронный доступ к оцифрованной части коллекции с организацией удобного поиска. Информация о коллекциях систематизирована хронологически, тематически и представляет собой удобную информационную систему, где каждый экспонат имеет текстовое описание, качественное изображение и детальную справочную информацию. Кроме того, каждый музей транслирует виртуальные панорамы, организованные в удобном просмотровом режиме с обозначением ключевых объектов во всех экспозициях, представленных на сайте.
Отдельный раздел на сайтах каждого музея посвящен интерактивным проектам, представленным на сайте в игровом виде (экскурсии, онлайн-игры, квесты и пр.), которые способны привлечь внимание как юного, так и взрослого посетителя.
Обязательным элементом любого из проанализированных сайтов является раздел «Мультимедиа», который может содержать как ссылки на мобильные ресурсы и приложения, содержащие бесплатные аудиогиды по музею, так и ссылки на социальные сети, прежде всего YouTube-канал.
Таким образом, виртуальные музеи становятся в современном обществе проводником в художественный мир и способны представлять интересные конкурентоспособные продукты.
В.А. Неясов - выдающийся уральский художник, чье разностороннее творчество связано с искусством XX в. Его творческое наследие велико и разнообразно, его произведения хранятся в художественных музеях г. Челябинска, г. Магнитогорска, г. Екатеринбурга, г. Саранска, а также Дворцах культуры, учебных заведениях, административных управлениях, зданиях театров на территории Челябинской области, в частных коллекциях Англии, Франции, Германии, Италии. Изучением творчества В.А. Неясова занимаются как исследовательские организации, такие как Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Южно-Уральский государственный университет, Челябинское отделение Союза художников России, так и искусствоведы г. Челябинска, среди которых важно назвать В.И. Титова и Г.С. Трифонову.
Миссия виртуального музея В.А. Неясова - популяризация творческого наследия художника, как одного из ярких представителей искусства XX века на Южном Урале. Создание виртуального музея художественной направленности позволяет комплексно представить творческое наследие художника и систематизировать сведения о его творческом и жизненном пути.
Для описания процесса проектирования концепции виртуального музея В.А. Неясова мы выбрали структурно-содержательную модель, которая представлена взаимосвязанными блоками: целевым (характеризующим цель и методологию проектирования концепции виртуального музея В.А. Неясова), содержательным (раскрывающим содержание концепции виртуального музея В.А. Неясова), организационно-деятельностным (рассматривающим организацию процесса проектирования концепции виртуального музея В.А. Неясова, формы и методы музейной деятельности), результативным (определяющим результаты деятельности по проектированию концепции виртуального музея В.А. Неясова). Каждый из этих блоков модели, имея свои функции, специфическое содержание и технологические особенности, призван решать определенную часть общей задачи - проектирования концепции виртуального музея В.А. Неясова.
Художественная культура Урала представлена в глобальной сети лишь виртуальными представительствами крупных музейных комплексов и отчасти виртуальными выставками. Проект виртуального музея В.А. Неясова мог бы стать первым шагом на пути популяризации и изучения творчества уральских художников. По замыслу экспозиции виртуальный музей В.А. Неясова может быть организован как музей-выставка, в экспозиции которого определены основные тематические линии, каждая из которых может восприниматься и как часть общей экспозиции, и как отдельная выставка. Экспозиция музея направлена на реализацию главной идеи - создать комплексное представление о жизни и творчестве В.А. Неясова для знакомства широкой аудитории с его культурным наследием, а также для дальнейшего изучения и научных исследований художественной культуры Южного Урала.



1. Battro, A.M. From Malraux’s Imaginary Museum to the Virtual Museum/ A.M. Battro// Museums in a Digital Age/ R. Parry (ed.). - Routledge, 2010. - P. 136.
2. Bowen, J.P. A Brief History of Early Museums Online/ J.P. Bowen. - The Rutherford Journal. - 2010. - Volume 3 [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rutherfordj ournal .org/ article030103. html;
3. Bowen, J.P. Virtual Visits to Virtual Museums/ J.P. Bowen, J. Bennett, J. Johnson
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.archimuse.com/mw98/papers/bowen/bowen_paper.html
4. Cameron, Duncan F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education/ Duncan F.Cameron// The Museum Journal. - 1968. - Volume 11. Issue 1. - P. 33-44.
5. Croteau, D., Hoynes, W. Media/Society: Industries, Images, and Audiences/ D. Croteau, W. Hoynes. - Pine Forge Press, 2003. - 409 p.
6. Furstner, T. Das virtuelle Metamuseum/ T. Furstner [электронный ресурс]. - Режим доступа: archive.today/H4jJw
7. Giaccardi, E. Collective Storytelling and Social Creativity in the Virtual Museum: A Case Study/ E. Giaccardi// Design Issues. - 2006. - 22 (3). - Р. 29-41
8. Manovich, Lev. The Language of New Media/L.Manovich. - Cambridge, 2001. - 394 p.
9. Schivinski, B., Dabrowski, D. The Effect of Social-Media Communication on Consumer. Perceptions of Brands/ B.Schivinski, D. Dabrowski. - Gdansk, 2013. - 20 p.
10. Szeemann, H. Museum der Obsessionen von/ueber/zu/mit Harald Szeemann. - Berlin, 1981. - 223 s.
11. Villinger, M. Zur Virtualisierung von Museen - Angebots- und Organisationsformen/ М. Villinger [электронный ресурс]. - Режим доступа: kops.unikonstanz.de/ bitstream/handle/123456789/6305/309_1.pdf?sequence=1
12. Абзалова, А.А. Виртуальный музей в докомпьютерную эпоху/
А.А. Абзалова// Вопросы методологии. - 2017. - №2 (16). - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/virtualnyy-muzey-v-dokompyuternuyu-epohu (дата
обращения: 23.12.2018).
13. Ананьев, В.Г. К вопросу о периодизации музеологии/ В.Г. Ананьев//
Вестник ЧГАКИ. - 2013. - №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-
voprosu-o-periodizatsii-muzeologii (дата обращения: 20.12.2018).
14. Андреева, И.В. Парадигмальный подход в музеологии и интегративная
методология П. Ван Менша/ И.В. Андреева// Вестник ЧГАКИ. - 2016. - №1 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-podhod-v-muzeologii-i-
integrativnaya-metodologiya-p-van-mensha (дата обращения: 20.12.2018).
15. Антонова, О.А., Соловьёв, С.В. Теория и практика виртуальной реальности: логико-философский анализ/ О.А. Антонова, С.В. Соловьёв. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. - 168 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ