Введение
1 Теоретическая часть. Теоретические основы конкурентоспособности
предприятия 9
1.1 Понятие и основные показатели конкурентоспособности 9
1.2 Порядок оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.3 Формирование стратегии повышения конкурентоспособности
предприятия 27
2 Аналитическая часть. Анализ финансового состояния ИП Савин С.П 37
2.1 Общая характеристика предприятия 37
2.2 Анализ капитала предприятия 39
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности
предприятия 46
2.4 Управленческий анализ 54
2.5 Заключительная оценка деятельности предприятия 57
2.6 Вопросы экологии 59
3 Проектная часть. Разработка рекомендаций по повышению
конкурентоспособности ИП Савин С.П 60
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности 60
3.2 Расчет технико-экономических показателей 65
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий 70
Заключение 73
Список использованных источников 76
Актуальность данной темы заключается в том, что с переходом к рыночным отношениям предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.
Результативность, экономическая целесообразность функционирования коммерческого предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. В связи с этим различаются показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
В общем виде эффект представляет собой результат, следствие каких- либо причин, действий.
В соответствие с философским пониманием эффект рассматривается как положенная деятельностью сознания цель (искомый результат) и как итог деятельности (достигнутый результат). В соответствие с формализованной моделью получение желаемого эффекта прослеживается связь между понятиями «итог», «результат», «эффект», которые являются взаимозаменяемыми и выражаются абсолютными величинами.
Для выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия, используется анализ финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния предполагает комплексное рассмотрение вопросов наличия, размещения и эффективности использования финансовых ресурсов. Его проведение обеспечивает информационную поддержку принятия управленческих решений по оптимизации структуры капитала и активов, улучшению их использования, повышению уровня платежеспособности. Данное обстоятельство определяет высокую актуальность проведения анализа финансового состояния в процессе управления любым коммерческим предприятием. Кроме того, в современных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания достаточно обширного круга внешних пользователей информации. Выработка внешними пользователями обоснованных решений по реализации своих интересов возможна только на базе оценки качества финансового состояния соответствующего хозяйствующего субъекта.
В настоящее время значительно расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику, определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации бухгалтерского учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организации самостоятельно, исходя из условий его деятельности.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Цель данной работы заключается в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие и основные показатели конкурентоспособности;
- дать оценку конкурентоспособности;
- рассмотреть формирование стратегии повышения
конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности объекта исследования.
Объектом исследования является ИП Савин С.П.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
В работе использованы методы: индукции, дедукции, сравнительный анализ, вертикальный и горизонтальный анализ.
Эти и другие факторы его хозяйственной деятельности учтены в процессе оценки эффективности деятельности предприятия. При написании теоретической части использованы работы таких авторов как Г. В. Савицкой, В. В. Ковалевой, О. В. Ефимовой, И. Т. Балабановой, Л.Т. Гиляровская, В.А. Чуев и др.
Работа состоит из введения, в котором отражена актуальность темы, а так же поставлена цель работы и определены задачи. В теоретической части работы отражены аспекты повышения эффективности деятельности предприятия. В Аналитической части работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности на объекте исследования. Проектная часть работы содержит рекомендации по повышению эффективности деятельности ИП Савин С.П. В заключение работы подведены итоги проделанной работы.
Маркетинговая функция - одна из важнейших функций организации в условиях рыночной деятельности. Она тесно связана с производственно-сбытовой, снабженческо-сбытовой, финансовой, административной и другими функциями организации. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления организацией на всех уровнях по принципу «от нужд производства к нуждам рынка».
Управление маркетинговой функцией осуществляется на основе совокупности его информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком.
Выручка или доходы от продаж есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т. е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.
В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования помогают предприятию определить возможность массового производства товаров или услуг; установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; провести анализ типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры; определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.
На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ИП Савин С.П. можно сделать следующий вывод, что анализ показателей ликвидности свидетельствует о достаточной ликвидности предприятия. Все коэффициенты выше нормативных значений. Несмотря на невысокую ликвидность ИП Савин С.П. не допускает образования просроченной задолженности, т. е. в принципе является платежеспособным.
На ИП Савин С.П. наблюдается увеличение выручки на 32,7%, что свидетельствует о существенном повышении интенсивности использования авансированных средств. Однако значительное снижение прибыли отражает ухудшение эффективности их использования в части генерации прибыли. Итак, предприятие имеет в отчетном году увеличение выручки при увеличении прибыли, что позволяет говорить о повышении уровня деловой активности.
Прибыль от продаж в 2015 году составила 4448 тыс. руб. Это на 69,5% выше, чем прибыль в 2016 году. Прибыль получена от значительного повышения выручки от реализации на 32,7% при увеличении себестоимости на 29,4%. Равномерный рост послужил увеличению прибыли от продажи.
В то же время получена прибыль до налогообложения 3654 тыс. руб. Прибыль получена следствие уменьшения величины прочих расходов в сумме 65 тыс. руб.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает еще достаточными резервами улучшения своего финансового состояния. Для этого ему следует более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствие с его требованиями ценовую политику; ускорить оборачиваемость капитала за счет сокращения периода инкассации дебиторской задолженности. Все это, позволит увеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал, и достичь более оптимальной финансовой структуры рынка.
В 2017 году ИП Савин С.П. предложим следующие пути повышения эффективности деятельности:
- Расширять рынки сбыта готовой продукции. Сохранить клиентскую базу, предоставлять качественный сервис: выполнение заявок, своевременная отгрузка продукции, Снижение количества претензий. Оптимизировать работу Отделов логистики и реализации.
- Способствовать выпуску рентабельной продукции, проводить работу по снижению себестоимости за счет внутренних резервов предприятия. Уделить большое внимание по снижению общепроизводственных, вспомогательных и общехозяйственных затрат
- ИП Савин С.П. уделяет большое внимание созданию стабильного коллектива; повышению квалификации персонала, снижению текучести кадров, повышению уровня заработной платы.
Все эти мероприятия положительно формируют благоприятный имидж фирмы, что привело бы к стремлению руководителей предприятий-заказчиков сотрудничать именно с ИП Савин С.П.