🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВОССОЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И СИБИРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.А. НЕЯСОВА

Работа №203002

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
Введение 7
Глава 1. Тема воссоединения народов Поволжья и Сибири в отечественной исторической живописи 11
1.1. Развитие исторической тематики в изобразительном искусстве 11
1.2. Отражение темы воссоединения народов Поволжья и Сибири с
Россией в отечественном изобразительном искусстве 35
Глава 2. Особенности воплощения темы воссоединения народов в творчестве В. А. Неясова в контексте произведений отечественной исторической живописи 49
2.1. Особенности композиционного построения
произведений предшественников В. А. Неясова 49
2.2. Анализ композиционного построения картины и особенности воплощения темы в произведении
В. А. Неясова «Воссоединение волжских народов с Россией» 55
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения 69


Актуальность исследования выражается в характерных особенностях современной культурно-исторической ситуации, когда Россия продолжает обретать новые границы. Необходимо проследить, как и какими средствами в изобразительном искусстве формировался образ исторического события, связанного с расширением границ государства, выявить своеобразие воплощения этого образа в творчестве выдающегося уральского художника В. А. Неясова.
Степень научной разработанности проблемы. Учеными уже исследованы характерные особенности формирования основных сюжетов в историческом жанре русского изобразительного искусства. Выявлена типология сюжетов, рассмотрены и представлены подходы в художественном толковании основных исторических событий. К этим трудам мы обращаемся в ходе проведения исследования. В нашей работе необходимо проследить и обозначить характерные особенности в толковании художниками сюжета воссоединения народов Поволжья и Сибири с Россией.
Еще М. В. Ломоносов в работе «Идеи для живописных картин из
российской истории» предложил уникальный ряд исторических тем/сюжетов охватывающих основные вехи развития государства Российского. Разработка
ломоносовских «Идей» способствовала развитию исторической живописи XVIII в. Об этом свидетельствует факт, что с самого начала в Академии художеств класс исторической живописи имел главенствующее положение. Предложенные темы оказались востребованы Академией художеств, что послужило основанием для создания русской национальной школы живописи и такого явления как русская исторической картины.
Для наиболее ёмкого анализа системы жанров в изобразительном искусстве и того как сюжеты согласуются с жанрами мы предлагаем в качестве примера теорию поэтических родов Г. В. Гегеля . Как и М. В. Ломоносов он опирается на сюжет при составлении своей классификации. В неё входят: эпос, лирика, драма, - которые выделяются по принципу разного соотношения объекта («мир в его предметном значении») и субъекта («внутреннего мира» человека) от его теории жанров. Для теории жанров Г. В. Гегель вводит другую пару понятий - «субстанциальное» (эпос) и «субъективное» (лирика). В. Г. Гегель тем самым затрагивает тему авторской интерпретации исторического сюжета. О чём говорят исследователи из следующего блока научной литературы, который мы выделяем.
М. М. Бахтин выдвигал теорию «памяти жанра» и «имманентной памяти» литературы, которая не зависела от индивидуального кругозора автора. Где происходила концепция бесконтактной передачи традиции и «большой объективной памяти человечества», преодолевающей географические, языковые, культурные и ментальные границы». С проблемой забвения и реконструкции событий прошлого художники справляются через интуитивное и психологическое толкование события. А. Ю. Маненок , М. А. Чернышёва , Ю. А. Васильев и А. Г. Верещагина в своих исследованиях развили озвученную М. М. Бахтиным идею.
При рассмотрении подходов к изучению исторической живописи мы опирались на труды Ф. В. Шеллинга, Г. И. Лессинга.
Ф. В. Шеллинг при изучении особенностей исторической живописи учитывал, что не только действительное сходство с предметом делает картину исторической, но необходимо наличие символического образа. Тогда живопись будет символически-исторической, где идея стоит на первом месте и символ изыскивается для изображения идеи. Этот подход продолжает расширять границы исторической картины как явления носящего культурный характер, а не только лишь документальный интерес.
Г. Э. Лессинг в трактате «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи» делает акцент на передаче времени в изобразительном искусстве. Предлагает анализировать произведения через нахождение в сюжете трёх характерных фаз события. Подход художника к их выделению и говорит об уровне живописного произведения и возможности отнесения его к историческому жанру.
Таким образом, теоретическую и методологическую основу данной работы составили работы, позволяющие рассматривать следующие проблемы:
- подходы к изучению исторической живописи (Ф. В. И. Шеллинг, Г. И. Лессинг);
- типологию сюжетов изобразительного искусства (М. В. Ломоносов, Г В. Г егель);
- психологические аспекты восприятия произведений изобразительного искусства (М. М. Бахтин, А. Ю. Маненок, М. А. Чернышёва, А. Г. Верещагина, Ю. А. Васильев).
Объект исследования: произведения исторического жанра в отечественном изобразительном искусстве XIX-XX вв., посвящённые теме воссоединения народов Поволжья и Сибири с Россией, как художественный контекст, для выявления особенности воплощения этой темы в творчестве художника В.А. Неясова.
Предмет исследования: особенности реализация сюжета в произведении В.А. Неясова «Воссоединение волжских народов с Россией» в контексте художественных традиций в раскрытии темы в отечественной исторической живописи XIX-XX веков.
Цель исследования: выявить особенности воплощения темы воссоединения народов Поволжья и Сибири в отечественном изобразительном искусстве, и проанализировать особенности воплощения темы в творчестве В.А. Неясова на уровне средств художественной выразительности.
Задачи исследования:
- изучить основные вехи развития исторического жанра в живописи;
- выявить и проанализировать основные подходы к изучению исторической живописи;
- обозначить проблему сюжета в исторической живописи и провести типологический анализ сюжетов;
- проанализировать сюжет «Воссоединения народов Поволжья и Сибири с Россией» в отечественной исторической живописи XIX-XX веков;
- рассмотреть морально-этические аспекты толкования художниками исторических событий;
- сравнить полученные данные с особенностями работы художника В.А. Неясова «Воссоединение волжских народов с Россией», выявить своеобразие творчества художника в воплощении темы.
Методологическая база: философская эстетика как один из значимых подходов, искусствоведческий подход.
Методика исследования. Общенаучные методы познания (анализ, синтез, абстрагирование).
Конкретные методы: культурно-исторический, сравнительный,
типологический, метод стилистического анализа, иконологический метод, иконографический метод.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате предпринятого исследования нами были изучены основные вехи развития исторического жанра в живописи. Установлено, что начиная с XVIII века, русская историческая живопись формирует сначала себя, а потом и зрителя. В условиях подъема национального самосознания возрос интерес к русской истории. Волновавшие общественное сознание вопросы социального и политического устройства государства, идеи гражданственности, патриотизма, общего нравственного идеала человека эпохи могли найти свое воплощение в сюжетных композициях исторических картин. Историческое изобразительное искусство второй половины XVIII века содействовало распространению исторических знаний среди сравнительно широких кругов просвещенного российского общества.
Были выявлены и проанализированы основные подходы к изучению исторической живописи. Были сопоставлены между собой представления об эмпирико-историческом и психологическом подходах. Проявлена тенденция всё более частому использованию последнего, это обусловлено как ростом мастерства среди художников, так и особенностями восприятия обществом великих исторических событий.
Нами обозначена проблема сюжета в исторической живописи, и был проведён типологический анализ сюжетов. На базе полученных знаний был проанализирован сюжет «Воссоединения народов Поволжья и Сибири с Россией» в отечественной исторической живописи XIX-XX веков. Составлено восемь композиционных схем, которые наилучшим образом дают понять принципы работы художника с сюжетом. Что позволило отчетливее обозначить характерные особенности в работе над подобным сюжетом у В. А. Неясова.
Рассмотрены морально-этические аспекты толкования художниками исторических событий. Где имеется диапазон от схематичного представления сюжета у Г. И. Угрюмова до экспрессивной эмоциональности у П. И. Шамшина. П. И. Шамшин заостряет внимание зрителя на основных символах победы и поражения. Эта акцентировка с первого взгляда кажется излишней. На самом деле на картине есть все признаки торжества государства Российского. Группа подчинённых и сломленных, которая взывает к милости. Попираемое конём царя знамя лежит в геометрическом центре холста, оно выделено тоном. Витиеватый и динамичный силуэт ребёнка падающего с башни и умирающие и умершие воины на первом плане. Всё перечисленное даже будучи написанным на бумаге получает эмоциональный отклик, но предположу, что это допустимые символы, которые призваны раскрыть смысл полотна написанного на исторический сюжет.
На фоне полученных результатов были выявлены индивидуальные черты творчества художника В. А. Неясова. В воплощении темы касающейся воссоединения народов художник имел уникальный отличный от предшественников результат. Эпоха, в которую творил художник, влияла на композиционный строй произведения. Отсутствие фигуры царя на полотне могло быть обусловлено как очевидными требованиями эпохи, так и с личной творческой задачей художника. Решение создавать историческую картину без главного лица эпохи повлекло за собой кардинально новый композиционный ход, а вместе с тем и новое эмоциональное решение. Отказавшись от изображения фигуры Ивана IV, В. А. Неясов исключил проблему антагонизма, свойственную изображавшим подобные сюжеты мастерам. Предшественникам необходимо было находить композиционное решение, где две смысловые доминанты делили холст пополам, фигура царя и народ. Это обстоятельство всегда мешает художникам создать гармоничную композицию, которая должна быть по возможности динамичной и как следствие асимметричной. В. А. Неясов достигает необходимой динамики, как в силуэте групп, так и в воображаемом движении масс . Хотя, при первом всматривании мы видим четыре фигуры абсолютно равноправных и равновесных, который симметрично расположены в холсте .
Второй составляющей успеха было национальное происхождение мастера. Вернее его сформированные навыки, которые позволили задумать и практически осуществить историческое полотно. Результатом стал настоящий памятник всему народу мордвы, эпическое произведение, включившее в себя исторический момент государственного масштаба. В то же время подход к решению сюжета говорит о том, что без осознания и ощущения своего происхождения от мордовского народа В. А. Неясов не имел бы столько весомых оснований для создания такого сильного образа и его композиционного решения.



1. Алленов, М. Василий Суриков / М. Алленов. - М.: Слово, 1998.
2. Антипин, Л. Н. Ломоносов-художник. Мозаики. Идеи живописных
картин из русской истории / Л. Н. Антипин // Сказочная дорога (2016) —
,https://iling.spb.ru/lomonosov/pdf/PSS 6.11.pdf.
3. Алпатов, М. О «Боярыне Морозовой» Сурикова / М. О. Алпатов // Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. - М.: Искусство, 1967. Т. 2.
4. Балуев, С. М. Наследие М. В. Ломоносова и дискуссия Н. М. Карамзина, А. И. Тургенева и А. А. Писарева о сюжетах для исторической живописи / С. М. Балуев // Книжный Дом - СПБ.: http://lib.ghpa.ru:8087/jirbis2/images/Ychebno- metodich.%20posobiya/ISK/Baluev.Kritika.pdf.
5. Богдан, В. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века. К вопросу об эволюции русской исторической живописи / В. Богдан. Автореф. дис. канд. иск. / РГПУ им. А. И. Герцена. - М., 1995.
6. Бренева, И. В. Идеи для живописных картин из Российской истории Ломоносова и их отражение в русской исторической живописи / И. В. Бренева, Э. Ринкон-Поса // Ломоносов: сб. статей и материалов. — СПб. : Наука, 1991. - Т. 9. - С. 60-68.
7. Васильев Ю. А. Михаил Васильевич Ломоносов — зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 4. Мозаичный проект Ломоносова в фокусе инновации/ Ю. А. Васильев / — Московский гуманитарный университет, Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение».
8. Васильев Ю. А. М. В. Ломоносов как зиждитель и подвижник
Российского историописания. Статья 3. Живописный Ломоносов: познание возвышенного в Российской истории посредством изобразительного искусства / Ю. М. Васильев / Горизонты гуманитарного знания (2015) —
https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-vasilievich-lomonosov-kak-zizhditel-i- podvizhnik-rossiyskogo-istoriopisaniya-statya-3-zhivopisnyy-lomonosov-poznanie.
9. Васильев Ю. А. Идеи М. В. Ломоносова в русской исторической школе /
Ю. М. Васильев / Знание. Понимание. Умение. (2014) —
https://cyberleninka.rU/article/n/idei-m-v-lomonosova-v-russkoy-istoricheskoy-shkole.
10. Верещагина А. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века / А. Верещагина / — Л.: Искусство, 1973.
11. Верещагина А. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века / А. Верещагина / — М.: Искусство, 1990.
12. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. - М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.
13. Вишленкова Е. Прошлое показанное (вторая половина XVIII — первая четверть XIX века). В кн. Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом, отв. ред. А. Дмитриев / Е. Вишленкова / — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012, 383-417.
14. Гольдштейн, София. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»: история создания. Л.: Художник РСФСР, 1972.
15. Гольдштейн С., Живова О., Лесюк Л. и др., сост. Русская историческая живопись. Выставка 1939 г. М.: Гос. Третьяков. галерея, 1939...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ