ВВЕДЕНИЕ 4
1. Анализ тенденций развития российского рынка программного обеспечения для мобильных технологий 6
1.1 Особенности формирования и развития рынка ПО в России 6
1.2 Исследование тенденций и перспектив развития российского рынка
программного обеспечения для мобильных технологий 20
2 Оценка стратегического положения группы компаний «Мобилфон» на
рынке программного обеспечения 38
2.1 Анализ конкурентной среды российского рынка ПО 38
2.2 Оценка стратегической позиции группы компаний «Мобилфон» на
российском рынке программного обеспечения 57
2.3 Определение и отбор альтернатив позиционирования на рынке ПО 69
3 Позиционирование группы компаний «Мобилфон» на российском
рынке программного обеспечения 76
3.1 Выбор целевых сегментов рынка программного обеспечения и
оценка их потенциала 76
3.2 Разработка стратегии позиционирования группы компаний
«Мобилфон» на российском рынке программного обеспечения 86
3.3 Оценка эффективности разработанной стратегии позиционирования...94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 113
Как и во всем мире, в России рынок программного обеспечения непрерывно и очень быстро развивается. Это связано с широким внедрением компьютерной техники во все сферы коммерческой деятельности юридических лиц страны и в нашу повседневную жизнь. При этом почти каждый день на рынке появляются новые программные продукты, более эффективно решающие свои задачи в той или иной области деятельности человека, чем их предшественники и конкуренты, а также выходят новые версии уже существующих программных продуктов.
В данной работе основное внимание уделено именно мобильному программному обеспечению и мобильным приложениям.
Мобильные приложения становятся все популярнее. Они работают без активного интернет-соединения и показывают информацию быстрее, чем мобильные сайты. Мобильные приложения удобнее, так как создаются конкретно под мобильные устройства, в отличие от сайтов, которые в большинстве случаев адаптируются под небольшой экран.
В городе Красноярске есть компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения и созданием приложений, но являются малоизвестными. Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что группа компаний «Мобилфон» недостаточно известна на рынке программного обеспечения, реализуемые продукты не ассоциируются с определенным разработчиком, в связи с чем необходимо разработать стратегию позиционирования на данном рынке.
Объектом исследования, соответственно, является группа компаний «Мобилфон».
Предмет исследования - позиционирование компании «Мобилфон» на рынке программного обеспечения.
Целью работы является разработка стратегии позиционирования для ООО «Мобилфон».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать тенденции и перспективы развития российского рынка программного обеспечения;
- выполнить анализ конкурентной среды российского рынка программного обеспечения;
- оценить стратегическую позицию группы компаний «Мобилфон» на российском рынке программного обеспечения;
- разработать стратегию позиционирования группы компаний «Мобилфон» на российском рынке программного обеспечения;
- оценить эффективность разработанной стратегии позиционирования.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы:
- классификация;
- анализ вторичных данных;
- стратегический анализ;
- сравнение;
- анкетирование (анализ первичных данных).
В ходе написания данной работы были проанализированы и исследованы те вопросы, которые были поставлены в задачах.
Итак, было наглядно продемонстрированы тенденции рынка программного обеспечения в целом, а также подробно исследованы история и развитие рынка конкретно мобильного ПО. Был сделан вывод о том, что данный рынок динамично развивается, и в настоящее время существует множество факторов, способствующих дальнейшему развитию мобильной экономики России.
Далее была проанализирована конкурентная среда исследуемого рынка. Основными игроками были выдвинуты такие компании, как Apple, Google, Microsoft. Лидером является компания Apple, так как имеет массу конкурентных преимуществ, множество разработанных и успешно функционирующих приложений.
В результате анализа выяснилось, что красноярская группа компаний «Мобилфон» - это успешно работающие компании, которые обладают достаточно высокими конкурентными преимуществами по сравнению с другими фирмами, занимающимися разработкой ПО, мобильных приложений.
Финансовое положение «Мобилфон» значительно лучше финансового состояния половины всех малых предприятий, занимающихся разработкой компьютерного программного обеспечения и консультационными услугами в данной области.
Положение компаний с каждым годом улучшается, «Мобилфон» совершенствует свои разработки и свой бренд.
На счету у них много различных проектов, которые пользуются успехом. Некоторые из них еще в разработке, но уже получают высокие оценки. Поэтому в данной работе была предложена разработка мобильного приложения, которое может быть привязано к уже существующему товару - перчатке Senso. Данная перчатка необходима для восстановления и профилактики моторики рук, а приложение позволяло бы наблюдать да пользователем перчатки дистанционно.
Был проведен опрос у аудитории в 120 человек. Большинство опрошенных положительно отнеслись к данной идее и готовы платить за функционал данного приложения.
Также, соответственно, был предложен вариант позиционирования, основанный на диверсификации деятельности группы компаний, а также способы продвижения рассматриваемого комплексного товара. Оценена экономическая и коммуникативная эффективность проекта и сделан вывод о том, что проект целесообразен для воплощения его в жизнь и имеет хорошие рыночные перспективы. Кроме этого, проект имеет высокую социальную значимость.