🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СКЛОННОСТИ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №202946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы173
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНОВ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
И САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Теоретические основы изучения отношения человека к смерти 10
1.1.1 Смерть как философская категория 10
1.1.2 Представления об отношении человека к смерти в психологии 15
1.1.3 Типы отношения к смерти 28
1.1.4 Диагностика отношения к смерти 37
1.1.5 Отношение к смерти в подростковом возрасте 48
1.2 Теоретические основы изучения саморазрушающего поведения 57
1.2.1 Основные подходы к пониманию саморазрушающего поведения 57
1.2.2 Виды саморазрушающего поведения 62
1.2.3 Саморазрушающее поведение в подростковом возрасте 65
1.3 Взаимосвязь отношения к смерти и саморазрушающего поведения 67
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СКЛОННОСТИ
К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 78
2.2 Методы исследования 79
2.3 Методы математической обработки данных 84
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Разработка и апробация методики диагностики отношения к смерти
и склонности подростков к суицидальному поведению 87
3.2 Особенности отношения к смерти у подростков не склонных
к саморазрушающему поведению 113
3.3 Особенности отношения к смерти у подростков со склонностью
к саморазрущающему поведению 116
3.3 Сравнительный анализ особенностей отношения к смерти подростков
с различным уровнем склонности к саморазрушающему поведению 123
3.4 Принципы психологической профилактики саморазрушающего
поведения у подростков 129
ВЫВОДЫ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 137
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики диагностики отношения к смерти и склонности к суицидальному поведению 150
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Задание на исследование доступности мыслей о смерти 152
ПРИЛОЖЕНИЕ В Листы экспертной оценки цитат и высказываний 154
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бланк методики диагностики отношения к смерти и склонности к суицидальному поведению (версия 1) 167
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Данные описательной статистики пунктов методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду 170
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Экспертная оценка высказываний для методики диагностики склонности к суициду 172


В последние два десятилетия в психологии как теоретической, так и практической, на первый план стали выходить вопросы и проблемы духовного опыта человека, его бытия и отношения к различным его данностям, таким как время, жизнь, люди, свобода, смерть. Проблема отношения к смерти и страха смерти достаточно подробно изучена в философии, культурологии и других гуманитарных науках. В психологии многие исследователи отводят центральное место отношению к смерти в своих теоретических концепциях, утверждая, что отношение к смерти является одним из основных факторов отношения к жизни и выбора жизненной стратегии человека. При этом наблюдается практически полное отсутствие экспериментальных исследований на эту тему, особенно в отечественной психологии.
Понимание психологами феномена смерти нашло проявление в психологическом консультировании и психотерапии. В результате этого сформировался самостоятельный подход в психотерапии - танатотерапия, в основе которого лежат особенности отношения человека к смерти.
В современном мире не принято говорить о смерти, особенно с детьми и подростками. При столкновении молодого поколения со смертью, старшее старается любыми способами оградить его. Хотя современная жизнь насыщена темой смерти повсеместно.
С одной стороны условия жизни: стихийные бедствия и катастрофы по всему миру, регулярные войны и экономические кризисы, постоянная угроза терроризма и т.д. С другой - средства массовой информации, которые насыщены тематикой смерти: художественные и мультипликационные фильмы (вампиры, зомби, смертельные вирусы и т.д.), музыка, компьютерные игры и др.
В молодежной среде происходит постоянный рост социальных и психологических проблем. На протяжении многих лет число самоубийств среди подростков, как нашей страны, так и за рубежом продолжает расти. В психологической практике на протяжении последних двадцати лет не исчезает актуальность проблемы оказания помощи зависимым подросткам. Распространяется экстремальные и рискованные способы времяпрепровождение.
В психологической литературе подростковый возраст описывается как кризисный, связанный сначала с поиском своего «Я», а затем с определением его места в мире, сопровождающимся агрессивными и аутоагрессивными проявлениями. При этом жизненный опыт подростка относительно мал, и не осмыслен, что в ситуации кризиса приводит к явному снижению ценности собственной жизни. С развитием самосознания начинается активное осмысление окружающего мира с новых позиций, построение внутренней картины мира. Временная перспектива расширяется, насущными становятся вопросы о направлении своей жизни, самоопределении. Наравне с осмыслением жизни, происходит и осмысление смерти, как явления, неотъемлемого от самой жизни. Современный молодой человек, желающий узнать о смерти, имеет неограниченный доступ к различным материалам, которые зачастую содержат не адекватную информацию.
В последнее десятилетие среди психологов предпринимаются попытки осмыслить отношение к смерти у детей и подростков, однако, в педагогической практике, в системе воспитания и обучения это проблема еще не осознается.
Таким образом, недостаток исследований на тему отношения к смерти среди молодежи, отражающих возрастную специфику позволил определить проблему исследования - изучение отношения к смерти подростков.
Целью данной работы является исследование особенностей отношения к смерти у подростков с различной выраженностью склонности к саморазрушающему поведению.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1 Теоретический анализ литературы, касающейся проблематики отношения к смерти и саморазрушающего поведения.
2 Подобрать и разработать психодиагностические методики для диагностики отношения к смерти и саморазрушающего поведения.
3 Провести апробацию оригинальной методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду, изучить ее психометрические показатели.
4 Выявить особенности отношения к смерти у подростков не склонных к саморазрушающему поведению.
5 Выявить особенности отношения к смерти у подростков со склонностью к саморазрушающему поведению.
6 Выявить различия в отношении к смерти у подростков с различным уровнем склонности к саморазрушающему поведению.
7 Обосновать принципы работы с подростками по профилактике самораз- рушающего поведения.
Объектом исследования данной работы является субъективное отношение к смерти и саморазрушающее поведение у подростков.
Предметом исследования являются различия в отношении к смерти у подростков с различной выраженностью склонности к саморазрушающему поведению.
Гипотезы исследования:
Отношение к смерти является значимым компонентом в структуре саморазру- шающего поведения, в том числе суицидального поведения и позволяет их прогнозировать.
Отношение к смерти у подростков склонных к саморазрушающему поведению отличается от отношения к смерти подростков не склонных к нему.
Методы исследования. Выявление особенностей отношения к смерти и само- разрушающего поведения проводилось с помощью:
1 Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) - использовалась для выявления готовности реализовывать саморазрушающее поведение и преобладающие его типы у подростков, для исследования валидности методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду.
2 Шкала тревоги по поводу смерти Д. Темплера в адаптации Т.А. Гавриловой - использовалась для выявления уровня тревоги по поводу смерти, для исследования валидности методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду (шкала страха смерти).
3 Задание на исследование доступности мыслей о смерти «Придумай слово» - применялась для выявления уровня активности мыслей о смерти.
4 Авторская методика диагностики отношения к смерти и склонности к суицидальному поведению - использовалась нами для выявления типа отношения к смерти.
5 Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева - применялся для исследования валидности методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду (шкалы принятия себя и неприятия себя).
6 Шкала удовлетворенности жизнью в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина - применялась для исследования валидности методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду (шкалы принятия жизни и неприятия жизни, шкала страха смерти).
7 Опросник суицидального риска А.Г. Шмелева - применялся для исследования валидности методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду.
8 Методы математической статистики - коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент альфа-Кронбаха (а-Кронбаха), факторный анализ.
Научная новизна исследования:
- Разработана классификация типов отношения к смерти;
- Исследуются особенности отношения к смерти у подростков склонных к саморазрушающему поведению;
- Сравниваются особенности отношения к смерти у подростков с различной степенью склонности к саморазрушающему поведению;
- Разработана и апробирована методика диагностики отношения к смерти.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи подросткам склонных к саморазрушению, а так же переживающих утрату. Принципы, разработанные по результатам исследования, могут применяться в коррекции, консультировании, профилактике саморазрушения в подростковом возрасте. Авторская методика может применяться для выявления подростков группы риска в отношении суицидального поведения.
Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическому консультированию, психологической помощи и коррекции, при разработке профилактических программ, развивающих занятий для подростков, для организации воспитательной работы с учащимися.
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 129 источников, 6 приложений. Научная квалификационная работа изложена на 149 страницах, включает в себя 21 таблицу.
В первой главе осуществляется обзор развития представлений об отношении к смерти в философии, психологии, о саморазрушающем поведении, а также представлен теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике. Раскрывается понятие, описываются типы отношения к смерти, причины и истоки страха смерти, составляющие страха смерти, его функции в жизни человека, проявления отношения к смерти, диагностика отношения к смерти. Так же рассматриваются основные подходы к пониманию саморазрушающего поведения суицидального и не суицидального характера, описываются основные его виды. Последние пункты первой главы посвящены анализу литературы по теме отношения к смерти и са- моразрушающего поведения в подростковом возрасте.
Вторая глава посвящена планированию и организации исследования отношения к смерти у подростков с различным уровнем склонности к саморазрушаю- щеему поведению. В данной главе приводятся цели и задачи исследования и программа исследования с подробным описанием применявшихся методов.
В третьей главе представлен анализ полученных данных: анализируются психометрические показатели разработанной методики диагностики отношения к смерти и склонности к суициду, рассматриваются особенности отношения к смерти подростков не склонных к саморазрушению и склонных, сравниваются их особенности. По результатам исследования были предложены принципы и рекомендации по профилактике саморазрушающего поведения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен смерти всегда интересовал человечество. Его изучением занимались философы, культурологи и представители других гуманитарных наук, а в двадцатом веке и психологи. Несмотря на это, до сих пор не существует единой теоретической концепции, объясняющей отношение человека к смерти. Помимо этого, в последние годы экзистенциальные вопросы и проблемы не теряют своей актуальности. В целом специалистами отмечаются тенденции к увеличению различных деструктивных и аутодеструктивных проявлений в поведении человека, в особенности среди подростков и юношей. Так количество суицидов и суицидальных попыток в подростковом возрасте не просто остается стабильно высоким, но и увеличивается на протяжении многих лет. Поэтому существует острая необходимость в изучении вопросов, связанных с отношением к жизни и смерти, и разработке практических рекомендаций и программ по работе с подростками с учетом их возрастных и других особенностей.
В теоретической части работы рассматривались философские, психоаналитические, бихевиоральные, гуманистические и экзистенциальные взгляды на проблему отношения к смерти. Были рассмотрены различные проявления отношения к смерти, а также разработана классификация типов отношения к смерти («Принятие смерти»: смерть как естественный процесс, конструктивное принятие, деструктивное принятие, «Смерть как переход в другое состояние», «Смерть как абсолютный конец», «Непринятие смерти»: отрицание смерти, страх смерти).
Анализ психодиагностического обеспечения данной проблематике показал его недостаточность, в особенности в отечественной психологии, где преобладают адаптированные методики.
В диагностических целях нами была разработана методика диагностики отношения к смерти и склонности к суициду для выявления типа отношения к смерти и проверки гипотезы об отношении к смерти как значимому элементу саморазру- шающего поведения. Психометрические показатели разработанной методики в целом удовлетворительны, однако требуется расширение выборки испытуемых и сравнительные анализ показателей в различных возрастных группах.
В результате эмпирического исследования была подтверждена гипотеза о наличии различий в особенностях отношения к смерти у подростков склонных и не склонных к саморазрушающему поведению. Обнаруженные различия свидетельствуют о большей обеспокоенности темой смерти подростков склонных к саморазрушению, понимании смерти как абсолютного завершения жизни.
Для обеих групп подростков тема смерти является интересной и актуальной, а так же в целом преобладает отношение по типу принятие смерти (смерть естественно событие), отрицание смерти.
Проведенное исследование свидетельствует о необходимости психологического сопровождения экзистенциальных проблем личности в данный возрастной период, в особенности подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
Полученные в результате данные могут быть применены в практической деятельности психологов и медицинских работников. Например, в сфере психологического и медицинского консультирования при работе с подростками, пережившими утрату. Результаты исследования могут представлять интерес для психотерапии, в частности танатотерапии. А также для психодиагностики в целях разработки методики или метода диагностики отношения к смерти, поскольку в настоящее время существует очень ограниченный и малодоступный набор методов диагностики данного явления. Также данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для создания программ психологического сопровождения подростков по проблеме конечности «Я» и рекомендаций по профилактике и коррекции саморазрушающего поведения.
Проблема отношения к смерти является на сегодняшний день малоизученной, поэтому существует необходимость проведения различных эмпирических исследований касающихся данной тематики. Есть необходимость подтверждения полученных данных на большей выборке людей, а также изучения проявлений страха смерти в зависимости не только от гендерных различий, но и от возрастных, профессиональных, культурных и других отличий.



1 Абрамова, Н.М. Личностные и этнокультурные особенности лиц, совершивших суицидные попытки путем отравления (по материалам больницы скорой медицинской помощи г. Чебоксары): автореферат дис. ... канд. мед. наук / Н.М. Абрамова. - Санкт-Петербург, 2005. - 159 с.
2 Абдулгалимова, С.А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями: автореферат дис. ... канд. психол. наук / С.А. Абдулгалимова. - Ростов-на-Дону, 2010. - 198 с.
3 Антипов, М.А. Страх как форма отношения человека к смерти / М.А. Антипов // Известия ПГПУ. - 2006. - № 2 (6). - С. 5-9.
4 Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с фр. В. Ронин; под ред. С.В. Оболенской. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 526 с.
5 Байдак, А.В. Экспериментальные методы исследования концептов «жизнь» и «смерть» / А.В. Байдак // Известия Томского Политехнического Университета. - 2010. - Т. 316. - № 6. - С. 228-232.
6 Баканова, А.А. Смерть и работа горя / А.А. Баканова, Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова и др. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 212 с.
7 Балашов, Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие // http://balashov44. narod.ru/
8 Баскаков, В.Ю. Танатотерапия: психотехнический подход. Фигуры Тана- тоса / В.Ю. Баскаков // Философский альманах. - 1995. - Вып. 5. - № 5. - С. 145165.
9 Белорусов, С.А. Психология страха смерти / С.А. Белорусов // Журнал практического психолога. - 2000. - №3. - С. 32-37.
10 Гаврилова, Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т.А. Гаврилова // Прикладная психология. - 2001. - № 6. - С. 1-8.
11 Гаврилова, Т.А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти - переработанный» (DAP-R), разработанного П.Т.П. Вонгом, Г.Т. Рикером и Дж. Гессер / Т.А. Гаврилова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - № 1. - Т. 4. - С. 46-57.
12 Гаврилова, Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте / Т.А. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С. 63-71.
13 Гаврилова, Т.А. Теория управления ужасом смерти: содержание и критика / Т.А. Гаврилова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 4. - С. 84-95.
14 Гаврилова, Т.А. Этические и методические проблемы исследования отношения человека к смерти / Т.А. Гаврилова // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 6. - С. 1541-1545.
15 Гроф, С. Человек перед лицом смерти / пер. с англ. А. Неклесса. - М.: изд- во Трансперсонального института, 1996. - 246 с.
..129


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ