ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ГЕНЕЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Предпосылки реформирования российского бухгалтер- 11
ского учета
1.2 Этапы реформы бухгалтерского учета 16
1.3 Современный порядок разработки и утверждения документов в обла
сти регулирования бухгалтерского учета 20
Выводы по разделу один 26
2 РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ 27
2.1 Эволюция российских норм бухгалтерского учета запасов: курс
на гармонизацию с международными стандартами финансовой отчетности... 27
2.2 Необходимость реформирования действующего порядка бухгалтер
ского учета запасов 32
2.3 Сходства и различия проекта ФСБУ «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет
МПЗ» 37
2.4 Сходства и различия проекта федерального стандарта бухгалтерского
учета «Запасы» и МСФО (IAS) 2 «Запасы» 53
Выводы по разделу два 70
3 ПОРЯДОК ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «ЗАПАСЫ» 71
3.1 Бухгалтерский учет запасов при признании 71
3.2 Бухгалтерский учет обесценения запасов 81
3.3 Бухгалтерский учет запасов при списании 84
Выводы по разделу три 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА 2018 - 2020 ГГ 99
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ГЕНЕЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Предпосылки реформирования российского бухгалтер- 11
ского учета
1.2 Этапы реформы бухгалтерского учета 16
1.3 Современный порядок разработки и утверждения документов в обла
сти регулирования бухгалтерского учета 20
Выводы по разделу один 26
2 РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ 27
2.1 Эволюция российских норм бухгалтерского учета запасов: курс
на гармонизацию с международными стандартами финансовой отчетности... 27
2.2 Необходимость реформирования действующего порядка бухгалтер
ского учета запасов 32
2.3 Сходства и различия проекта ФСБУ «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет
МПЗ» 37
2.4 Сходства и различия проекта федерального стандарта бухгалтерского
учета «Запасы» и МСФО (IAS) 2 «Запасы» 53
Выводы по разделу два 70
3 ПОРЯДОК ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «ЗАПАСЫ» 71
3.1 Бухгалтерский учет запасов при признании 71
3.2 Бухгалтерский учет обесценения запасов 81
3.3 Бухгалтерский учет запасов при списании 84
Выводы по разделу три 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА 2018 - 2020 ГГ 99
В условиях развития международной экономики, глобализации процессов, расширения внешнеторговых связей, увеличения объемов прямого иностранного инвестирования, среди основных условий финансовой устойчивости организаций является эффективная и достоверная бухгалтерская отчетность, которая отвечает современным требованиям. Однако, на сегодняшний день, отечественный порядок бухгалтерского учета и отчетности, уже не обеспечивает надлежащее качество и надежность информации, которая в ней формируется, а также не удовлетворяет в полной мере информационные интересы внешних пользователей. Поэтому сложившаяся в России система бухгалтерского требует реформирования методологии в соответствие с требованиями международных стандартов.
Целью реформирования российского бухгалтерского учета служит гармонизация российских норм бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Поэтому приобретают актуальность вопросы адаптации отечественной практики учета к международным стандартам.
Важным инструментом совершенствования системы российского бухгалтерского учета стало утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее ФСБУ). Предполагается, что внедрение новых ФСБУ, которые призваны заменить существующие ПБУ, существенно упростит правила бухучета и отчетности для предприятий малого бизнеса, а также максимально сведет к минимуму противоречия в законодательстве.
Неотъемлемой составляющей активов организации, от которых напрямую зависит имущественное положение фирмы, являются материально-производственные запасы. Им отводится важная роль в хозяйственной деятельности организации, так как именно запасы образуют вещественную основу производимой продукции. Кроме того, они используются для реализации в целях извлечения прибыли. Существенную долю бухгалтерского баланса формируют запасы субъектов, а исходя из себестоимости запасов, определяется формирование финансового результата организации. Учитывая данные обстоятельства, при формировании бухгалтерской отчетности в отношении запасов необходимо предоставление полной и достоверной информации для заинтересованных пользователей.
В связи с принятием Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг., первым, уже в 2019 году планируется введение в действие Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы». Стандарт ФСБУ «Запасы» призван сблизить практики российского и международного учета в части учета запасов экономического субъекта.
Произойдут кардинальные изменения, например, ушли от стоимостных ограничений, запасы признают по себестоимости, принципиально изменится состав расходов не включаемых в себестоимость. По новым правилам запасами теперь признается незавершенное производство, и даже объекты недвижимости и т.д. О данных новациях необходимо знать заранее, чтобы правильно осуществить переход на новые правила учета.
В условиях реформирования бухгалтерского учета согласно МСФО в дополнительном изучении нуждаются вопросы состава, признания и первоначальной оценки запасов в бухгалтерском учете, в том числе для облегчения адаптации действующих положений по ведению бухгалтерского учета к вводимым стандартам. Вопросам определения, состава и признания запасов в бухгалтерском учете посвящены труды Т.П. Карповой, Л.К. Никандровой, Э.С. Дружиловской и других известных ученых. Вопросам теоретических исследований сравнительного анализа материально-производственных запасов в МСФО и ПБУ посвящено небольшое количество научных статей российских ученых экономистов, таких как: И.В. Торопова, И.Д. Демина, Е.М. Дуслева, Д.А. Карагодин, О.Н. Каныгина. Однако, детальным анализом нового проекта ФСБУ «Запасы» еще практически никто не занимался, за исключением работ А.Е. Иванова, Э.С. Дружиловской.
...
Целью реформирования российского бухгалтерского учета служит гармонизация российских норм бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Поэтому приобретают актуальность вопросы адаптации отечественной практики учета к международным стандартам.
Важным инструментом совершенствования системы российского бухгалтерского учета стало утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее ФСБУ). Предполагается, что внедрение новых ФСБУ, которые призваны заменить существующие ПБУ, существенно упростит правила бухучета и отчетности для предприятий малого бизнеса, а также максимально сведет к минимуму противоречия в законодательстве.
Неотъемлемой составляющей активов организации, от которых напрямую зависит имущественное положение фирмы, являются материально-производственные запасы. Им отводится важная роль в хозяйственной деятельности организации, так как именно запасы образуют вещественную основу производимой продукции. Кроме того, они используются для реализации в целях извлечения прибыли. Существенную долю бухгалтерского баланса формируют запасы субъектов, а исходя из себестоимости запасов, определяется формирование финансового результата организации. Учитывая данные обстоятельства, при формировании бухгалтерской отчетности в отношении запасов необходимо предоставление полной и достоверной информации для заинтересованных пользователей.
В связи с принятием Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг., первым, уже в 2019 году планируется введение в действие Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы». Стандарт ФСБУ «Запасы» призван сблизить практики российского и международного учета в части учета запасов экономического субъекта.
Произойдут кардинальные изменения, например, ушли от стоимостных ограничений, запасы признают по себестоимости, принципиально изменится состав расходов не включаемых в себестоимость. По новым правилам запасами теперь признается незавершенное производство, и даже объекты недвижимости и т.д. О данных новациях необходимо знать заранее, чтобы правильно осуществить переход на новые правила учета.
В условиях реформирования бухгалтерского учета согласно МСФО в дополнительном изучении нуждаются вопросы состава, признания и первоначальной оценки запасов в бухгалтерском учете, в том числе для облегчения адаптации действующих положений по ведению бухгалтерского учета к вводимым стандартам. Вопросам определения, состава и признания запасов в бухгалтерском учете посвящены труды Т.П. Карповой, Л.К. Никандровой, Э.С. Дружиловской и других известных ученых. Вопросам теоретических исследований сравнительного анализа материально-производственных запасов в МСФО и ПБУ посвящено небольшое количество научных статей российских ученых экономистов, таких как: И.В. Торопова, И.Д. Демина, Е.М. Дуслева, Д.А. Карагодин, О.Н. Каныгина. Однако, детальным анализом нового проекта ФСБУ «Запасы» еще практически никто не занимался, за исключением работ А.Е. Иванова, Э.С. Дружиловской.
...
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию новых правил учета запасов согласно проекту ФСБУ «Запасы». В данной работе исследована терминология, применяемая в проекте названного ФСБУ «Запасы» в отношении оценки запасов. Проанализированы новые правила оценки при признании, обесценении и списании запасов коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренные указанным проектом. Проведен сравнительный анализ указанного проекта с положениями действующего отечественного ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Международного стандарта финансовой отчетности IAS 2.
Определены предпосылки реформирования российского бухгалтерского учета. Первое - отечественная бухгалтерская отчетность предприятий нацелена на удовлетворение интересов контролирующих органов, а не инвесторов и акционеров. Второй недостаток - бухгалтерская отчетность не отражает реальной текущей ситуации в компании. Поэтому новые стандарты ФСБУ призваны избавить российских бухгалтерский учет от этих недостатков.
Обоснована необходимость реформирования действующего порядка бухгалтерского учета запасов. В последнее время в условиях рыночной экономики в России требуется реформа методологии отечественного бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов. В отличие от национальных стандартов МСФО отражают наиболее реальную текущую ситуацию в организации.
Рассмотрен современный порядок разработки и утверждения документов в области регулирования бухгалтерского учета. Следует отметить, что в нашей стране сегодня постепенно снижается роль государства в регулировании бухгалтерского учета. Теперь разработкой проектов федеральных и отраслевых стандартов будут заниматься субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся саморегулируемые организации и иные организации, которые старят цели усовершенствовать бухгалтерский учет в России.
В результате сравнительного анализа нового проекта ФСБУ «Запасы» с положениями действующего отечественного ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» и МСФО (IAS) 2, можно заметить ряд отличий в методах оценки, классификации запасов, элементах затрат, входящих и не входящих в себестоимость, в требованиях к раскрытию информации. Несмотря на то, что российские стандарты бухгалтерского учета разработаны на основе МСФО, отечественный проект «Запасы» содержит в себе как достоинства, так и имеет некоторые недостатки. Тем не менее, новый отечественный проект стандарта будет больше приближен к положениям МСФО, чем действующий ПБУ 5/01.
В результате исследования разработаны практические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов согласно новому проекту федерального стандарта «Запасы». Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты работы могут быть полезны интересующимся вопросами оценки запасов, их обесценения и списания в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций. Также данные рекомендации могут в своей практической работе использовать бухгалтеры организаций, и высшие учебные заведения при изучении бухгалтерских стандартов по учету запасов.
Определены предпосылки реформирования российского бухгалтерского учета. Первое - отечественная бухгалтерская отчетность предприятий нацелена на удовлетворение интересов контролирующих органов, а не инвесторов и акционеров. Второй недостаток - бухгалтерская отчетность не отражает реальной текущей ситуации в компании. Поэтому новые стандарты ФСБУ призваны избавить российских бухгалтерский учет от этих недостатков.
Обоснована необходимость реформирования действующего порядка бухгалтерского учета запасов. В последнее время в условиях рыночной экономики в России требуется реформа методологии отечественного бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов. В отличие от национальных стандартов МСФО отражают наиболее реальную текущую ситуацию в организации.
Рассмотрен современный порядок разработки и утверждения документов в области регулирования бухгалтерского учета. Следует отметить, что в нашей стране сегодня постепенно снижается роль государства в регулировании бухгалтерского учета. Теперь разработкой проектов федеральных и отраслевых стандартов будут заниматься субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся саморегулируемые организации и иные организации, которые старят цели усовершенствовать бухгалтерский учет в России.
В результате сравнительного анализа нового проекта ФСБУ «Запасы» с положениями действующего отечественного ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» и МСФО (IAS) 2, можно заметить ряд отличий в методах оценки, классификации запасов, элементах затрат, входящих и не входящих в себестоимость, в требованиях к раскрытию информации. Несмотря на то, что российские стандарты бухгалтерского учета разработаны на основе МСФО, отечественный проект «Запасы» содержит в себе как достоинства, так и имеет некоторые недостатки. Тем не менее, новый отечественный проект стандарта будет больше приближен к положениям МСФО, чем действующий ПБУ 5/01.
В результате исследования разработаны практические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов согласно новому проекту федерального стандарта «Запасы». Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты работы могут быть полезны интересующимся вопросами оценки запасов, их обесценения и списания в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций. Также данные рекомендации могут в своей практической работе использовать бухгалтеры организаций, и высшие учебные заведения при изучении бухгалтерских стандартов по учету запасов.





