АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 9
1.1 Историческое представление о расстройстве аутистического спектра 9
1.1.1 Современное представление о расстройстве аутистического спектра... 13
1.1.2 Этиология и патогенез расстройства аутистического
спектра 14
1.1.3 Клинико-психологические классификации расстройства
аутистического спектра 17
1.1.4 Клинико-психологические особенности детей с расстройством
аутистического спектра 20
2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 27
1.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 27
1.2 Методы и методики исследования 28
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Характеристика выборки 30
3.2 Психологические особенности психических процессов у детей с
расстройством аутистического спектра 31
З.ЗТребования к программе 39
3.4 Структура и содержание коррекционно-развивающей программы 41
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
Актуальность исследования. Детский аутизм - общее расстройство психического развития, при котором, согласно МКБ-10 и DSM-IV, отмечают качественные нарушения социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и формы активности, нарушения символических функций и раннюю (как правило, до 3-х лет) манифестацию.
Актуальность проблемы детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, как в России, так и по всему миру, но и большим процентом инвалидов детства. В 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения. В 2005 г. на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма; по данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. 1 случай аутизма - на 150 детей. В 2012 г. Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об одном случае аутизма на 88 детей. В 2014 г., согласно данным Centres for Diesease Control and Prevention, у одного ребенка из 68 в США есть расстройства аутистического спектра. [14]
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относят детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5). [49]
В виду мозаичности расстройства, возможно, дети с РАС имеют другие ведущие диагнозы и, соответственно, попадают в группы детей с другими схожими нозологиями, такими как задержки речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков (F 80.82).
Судя по эпидемиологическим исследованиям, проведенным за последние 50 лет, распространенность РАС возрастает во всем мире. [55]
В связи с ростом распространнености РАС возникла необходимость разработки комплексной коррекционно-развивающей программы с целью реализации ее на базе Государственного Бюджетного Учреждения
Здравоохранения Областной Клинической Специализированной
Психоневрологической №1 г. Челябинска (ОКСПНБ №1).
Объект исследования: коррекционно-развивающая программа для детей с РАС
Предмет исследования: структура и алгоритм коррекционно-развивающей программы для детей с РАС
Цель исследования: Разработка коррекционно-развивающей программы для детей с РАС.
Гипотеза исследования: алгоритм и содержание коррекционно-развивающего сопровождения определяется структурой нарушения психических процессов при РАС.
Задачи исследования:
1. Анализ существующих коррекционно-развивающих программ для детей с РАС.
2. Определение клинико-психологических характеристик детей с РАС.
3. Разработка коррекционно-развивающей программы для сопровождения детей с РАС.
Методы и методики исследования: рейтинговая шкала оценки аутизма у детей CARS, метод наблюдения.
Экспериментальная база исследования: кабинет для коррекции РАС ОКСПНБ №1 г. Челябинска.
Выборка исследования: дети от 1 г.,9мес. до 6 л.,11мес. с РАС.
Научная новизна исследования: в связи с малым количеством
реабилитационных программ для детей с РАС была сделана попытка разработать коррекционно-развивающую программу для сопровождения таких детей с учетом их клинико-психологических особенностей.
В теоретической части был представлен обзор литературы по проблеме изучения расстройств аутистического спектра в историческом аспекте и в современном представлении за рубежом и в России. Описаны клинико- психологические характеристики РАС. Выделены различные подходы к пониманию РАС.
Было проведено клинико - психологическое исследование детей, имеющих подозрение на наличие РАС, и среди них отобраны дети с различными диагнозами с аутистически подобными чертами в поведении. В дальнейшем для включения в коррекционно-развивающую программу были отобраны только дети, имеющие диагнозы детский аутизм(Б 84.0) и атипичный аутизм(Б 84.1)
В результате проведенного исследования были выделены клинико - психологические особенности детей с РАС и мишени для воздействия. Была разработана программа коррекционно-развивающего сопровождения детей с РАС.