Сетевой политический протест в России
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СЕТЕВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 10
1.1 Сетевые структуры и интернет как инструмент политического протеста 11
1.2 Условия и специфика организации протестной активности 29
2 ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СЕТЕВОГО
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 44
2.1 Особенности и инструменты организации Сетевого политического
протеста 44
2.2 Результативность сетевого политического протеста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СЕТЕВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 10
1.1 Сетевые структуры и интернет как инструмент политического протеста 11
1.2 Условия и специфика организации протестной активности 29
2 ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СЕТЕВОГО
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 44
2.1 Особенности и инструменты организации Сетевого политического
протеста 44
2.2 Результативность сетевого политического протеста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Актуальность темы. Все большее количество граждан становится недовольными существующими «правилами игры», установленными нормами, проводимым политическим курсом. На таком фоне, возникают новые общественные структуры, которые способны помочь гражданам в удовлетворении их законных прав и интересов. Использование средств массовой коммуникации дает возможность привлечь значительное число сторонников, что формирует потенциал воздействие на общественно-политическую ситуацию. Новые общественные объединения не имеют четкой структуры, вертикали власти, характеризуются децентрализацией, базируются на общих целях и интересах, новым стилем и формой лидерства.
Проникновение Интернета в России растет. Интернет создает дополнительные возможности для организации акций протеста, способствует формированию нового пространства коммуникаций с использованием новых IT-технологий. В то же время, возрастает разнообразие форм политической активности граждан России в Интернете. События в мире и в России 2011-2012 годов заставили мировое политическое сообщество более пристально взглянуть на возможности Интернета в качестве прикладного политического инструмента. С помощью сети человек генерирует, распространяет и получает информацию, а также сообщества «по интересам», формирует новое коммуникативное пространство, со своими каналами, спецификой и проблемами. Интернет превращается из места для досуга в платформу, где происходят реальные политические процессы.
Освоение потенциала информационно-коммуникационных технологий способно трансформировать устоявшиеся представления о системе обеспечения политической деятельности, но и о традиционных инструментах и возможностях политического участия. Все это создает необходимость для проведения исследований, направленных на осмысление сетевого политического протеста, его механизмов и результативности. Особенно важным является изучение использования средств коммуникации в ходе акций протеста, которые существенно повышают эффективность протестной кампании.
Целью работы является выявление особенностей, организации и результативности сетевого политического протеста в современной России.
Задачи работы:
1) определить особенности условий организации и осуществления сетевого политического протеста в современной России;
2) выявить субъектный состав, инструментарий, специфику взаимодействия субъектов в процессе организации и осуществления сетевого политического протеста;
3) охарактеризовать преимущества, предоставляемые Интернетом для организации и осуществления сетевого политического протеста;
4) рассмотреть реакцию власти на сетевой политический протест в современной России;
Объектом исследования является политический протест.
Предметом исследования выступают особенности сетевого политического протеста в современной России.
Степень разработанности проблемы:
Протест как форму коллективного действия исследовали такие авторы как:
Б. Кландерманс, С. Тилли, Д. МакАдам, Дж. МакКарси и М. Злад, Т.Р. Гарр, М. Олсон.
Исследования особенностей новой волны протестной активности и протестного движения в современном мире (Ф. Гергес, С. Кисбай, У.Д. Томас, М. эль-Новавэй и С.Хамис, П. Сингх, К. Чаттердж).
Исследования особенностей протестной активности в современной России
(Г. Фейфер, Г. Робертсон, Д. Бичейн и А. Полис, С. Вегрен).
Различные аспекты массового протестного участия а также анализ отдельных протестных кампаний представлен в работах: А.В. Кинсбурского, И.А. Климова, В.В. Сафронова, С.В. Патрушева, Л.Н. Тимофеевой, К. Клеман, О. Яницкого.
Сетевые принципы организации протестов изучали такие Российские ученные как: Л.В. Сморгунова, И.В. Мирошниченко, А.И. Соловьева.
Исследования интернета как нового пространства организации политических компаний широко представлено в западной литературе: М. Кастельс, И-Сянь Тинг А. Каратзоджианни, Р.Л. Фокс, Дж.М. Рамос, Дж. Роджерс Э. Доуни, М. Джонс. Роль социальных сетей в протетной активности (В. Беккерс, Х. Бэндерс, А.Эдвардс и Р. Муди, К. Пирс и С. Кэндзиор.
Исследования Интернета как особой сферы социальной жизни (С.В. Володенков, И.В. Мирошниченко.
Особенности организации гражданской активности изучаются в работах.
Л.И. Якобсона, В.Н. Якимца и Л. И. Никовской, С.В. Патрушева и С.Т. Айвазово.
Гипотеза исследования: Информационно-коммуникационные технологии позволили сформироваться сетевому политическому протесту как новой форме коллективного действия, ориентированного на удовлетворение интересов и решение конкретных задач его организаторов. Сетевой политический протест позволяет включиться гражданам, социальным группам в процесс защиты своих интересов, является механизмом контроля над принимаемыми органами власти решениями, позволяет демонстрировать несогласие с ними. Естественен вывод, что такое протестное движение существует только до тех пор, пока не решена проблема, которая привела к его возникновению, затем движение, зачастую распадается.
Сетевые структуры протестной активности позволяют эффективно мобилизовать различные ресурсы (информационные, людские, материальные и др.) для осуществления общественно-политических действий, посредством выстраивания новых механизмов коммуникации, разработки и планирования коллективных действий.
Органы власти предпочитают, деструктивные стратегии реагирования на политический протест: игнорирование, подавление, ограничение. Но и в сетевом политическом протесте, нередко можно проследить деструктивные элементы. В той ситуации, когда удается наладить диалог между протестующими и властью, удается предотвратить массовые коллективные действия, способствовать устранению сложившихся в социуме диспропорций.
Методология исследования: В работе используются методы и подходы, соответствующие целям, предмету исследования и характеру решаемых задач.
Теория мобилизации ресурсов была разработана в трудах Дж. МакКарси,
Ч. Тилли, М. Залда Д. МакАдама. Сторонники данной теории рассматривают протест как естественную форму социальной активности, считают, что цель протеста влияние на власть в условиях ограниченных ресурсов. Подчеркивается возможность участников движения получить ресурсы и мобилизовать их для достижения общих целей, стремление к оптимизации расходования ресурсов. В отличие от теории коллективного действия толпа и иррациональное поведение заменяется на «рациональный актор» (индивид или группа), использующий стратегическую и инструментальную логику.
Теория коллективного действия представлена в трудах Дж. Гудвина, Д. Дженкинса, М. Олсона, К. Д. Оппа, Т. Гурра. Сторонники данной теории считают, что оспаривание социальных норм это патология и следствие социальной дезинтеграции. Поэтому для стабильного функционирования обществу необходимы механизмы иерархического контроля, при отсутствии которых толпа порождает насилие и иррациональность. Протест рассматривается как проявление недовольства, позволяющее снять напряжение из-за социальных или психологических деформаций.
Сетевая теория сформирована в работах М. Кастельса, М. Ньюмена, Д. Копеньяна, Э. Клияна. Сетевую структуру общества отмечал еще Э. Дюркгейм. Сущностной чертой сетевого подхода является акцент на связях между элементами системы, а не на самих элементах. Сетевой принцип организации заключается в альтернативе иерархии сети автономных элементов и устранении вертикали власти. Сеть является средой, внутри которой осуществляется взаимодействие субъектов. В рамках нее происходит процесс коммуникации участников, в следствии чего порождается действие, самоорганизуется движение, осуществляется обмен ресурсами и информацией. Это позволяет формировать общее мнение и позицию движения относительно происходящих событий и способов разрешения ситуации. В результате формируются протестные действия с общей целью.
Также использовались следующие методы: исторический, системный анализ, конфликтная парадигма, контент-анализ, ивент-анализ, ситуационный анализ.
Эмпирическая база исследования.
1. Научные и аналитические публикации - информация с экспертным мнением и оценками причин протестной активности, ее сущности и перспектив развития протеста.
2. Тематические порталы, сайты с тематическими новостями - информация о протестной активности в целом по стране, о ее основных причинах и формах (grani.ru 34 , ikd.ru , kasparov.ru, ovdinfo.org и др.).
3. Сайты политических партий - информация о позиции партий по тем или иным вопросам, лежащим в основе протестной активности.
4. Печатные и электронные СМИ - сообщения о протестных акциях, информация о степени публичности протестных действий, актуальности и значимости поднимаемых в ходе протеста проблем.
5. Данные статистики - информация об основных социально-экономических и политических показателях (уровень экономического развития, уровень жизни, уровень доверия власти, уровень социальной напряженности, уровень коррупции и т.п.).
6. Данные социологических исследований, отчеты о социологических исследованиях по проблематике (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр и др.).
Научная новизна исследования: охарактеризованы условия организации и реализации сетевого политического протеста в современной России, сопровождающиеся накоплением социальных проблем в обществе, быстрым развитием Интернета и предоставляемых им инструментов, трансформацией модели лидерства и накоплением практик успешного сетевого коллективного действия во всем мире. Выявлены сетевые характеристики политических протестов в современной России, которые заключаются в наличии общей заинтересованности к причине коллективного действия, добровольном характере участия, в открытости системы внешних связей, доверительных и равноправных взаимоотношениях . Определен инструментарий, используемый в процессе организации и осуществления сетевого политического протеста в России (социальные сети, краудфандинг, мессенджеры, флешмобы, обращения). Установлены и охарактеризованы преимущества, организации и осуществления политического протеста, предоставляемы Интернетом которые заключаются в оперативнсти коммуникации, возможности адресной коммуникации, минимизации издержек на коммуникацию, привлечения широких масс людей, формирования собственной информационной повестки.
Выявлена результативность оказываемого влияния сетевого политического протеста на органы власти, создании необходимости органам власти реагировать на существующие проблемы и дисбалансы.
Определены превалирующие формы реакции органов власти на сетевой политический протест, которые выражаются в законодательном урегулировании форм протестной деятельности, игнорировании, различной интенсивности взаимодействия с активистами.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000-х годов. Детальному изучению протестная активность подвергается за период 2010¬2019 годов. Территориальные границы исследования определены территорией Российской Федерации.
Проникновение Интернета в России растет. Интернет создает дополнительные возможности для организации акций протеста, способствует формированию нового пространства коммуникаций с использованием новых IT-технологий. В то же время, возрастает разнообразие форм политической активности граждан России в Интернете. События в мире и в России 2011-2012 годов заставили мировое политическое сообщество более пристально взглянуть на возможности Интернета в качестве прикладного политического инструмента. С помощью сети человек генерирует, распространяет и получает информацию, а также сообщества «по интересам», формирует новое коммуникативное пространство, со своими каналами, спецификой и проблемами. Интернет превращается из места для досуга в платформу, где происходят реальные политические процессы.
Освоение потенциала информационно-коммуникационных технологий способно трансформировать устоявшиеся представления о системе обеспечения политической деятельности, но и о традиционных инструментах и возможностях политического участия. Все это создает необходимость для проведения исследований, направленных на осмысление сетевого политического протеста, его механизмов и результативности. Особенно важным является изучение использования средств коммуникации в ходе акций протеста, которые существенно повышают эффективность протестной кампании.
Целью работы является выявление особенностей, организации и результативности сетевого политического протеста в современной России.
Задачи работы:
1) определить особенности условий организации и осуществления сетевого политического протеста в современной России;
2) выявить субъектный состав, инструментарий, специфику взаимодействия субъектов в процессе организации и осуществления сетевого политического протеста;
3) охарактеризовать преимущества, предоставляемые Интернетом для организации и осуществления сетевого политического протеста;
4) рассмотреть реакцию власти на сетевой политический протест в современной России;
Объектом исследования является политический протест.
Предметом исследования выступают особенности сетевого политического протеста в современной России.
Степень разработанности проблемы:
Протест как форму коллективного действия исследовали такие авторы как:
Б. Кландерманс, С. Тилли, Д. МакАдам, Дж. МакКарси и М. Злад, Т.Р. Гарр, М. Олсон.
Исследования особенностей новой волны протестной активности и протестного движения в современном мире (Ф. Гергес, С. Кисбай, У.Д. Томас, М. эль-Новавэй и С.Хамис, П. Сингх, К. Чаттердж).
Исследования особенностей протестной активности в современной России
(Г. Фейфер, Г. Робертсон, Д. Бичейн и А. Полис, С. Вегрен).
Различные аспекты массового протестного участия а также анализ отдельных протестных кампаний представлен в работах: А.В. Кинсбурского, И.А. Климова, В.В. Сафронова, С.В. Патрушева, Л.Н. Тимофеевой, К. Клеман, О. Яницкого.
Сетевые принципы организации протестов изучали такие Российские ученные как: Л.В. Сморгунова, И.В. Мирошниченко, А.И. Соловьева.
Исследования интернета как нового пространства организации политических компаний широко представлено в западной литературе: М. Кастельс, И-Сянь Тинг А. Каратзоджианни, Р.Л. Фокс, Дж.М. Рамос, Дж. Роджерс Э. Доуни, М. Джонс. Роль социальных сетей в протетной активности (В. Беккерс, Х. Бэндерс, А.Эдвардс и Р. Муди, К. Пирс и С. Кэндзиор.
Исследования Интернета как особой сферы социальной жизни (С.В. Володенков, И.В. Мирошниченко.
Особенности организации гражданской активности изучаются в работах.
Л.И. Якобсона, В.Н. Якимца и Л. И. Никовской, С.В. Патрушева и С.Т. Айвазово.
Гипотеза исследования: Информационно-коммуникационные технологии позволили сформироваться сетевому политическому протесту как новой форме коллективного действия, ориентированного на удовлетворение интересов и решение конкретных задач его организаторов. Сетевой политический протест позволяет включиться гражданам, социальным группам в процесс защиты своих интересов, является механизмом контроля над принимаемыми органами власти решениями, позволяет демонстрировать несогласие с ними. Естественен вывод, что такое протестное движение существует только до тех пор, пока не решена проблема, которая привела к его возникновению, затем движение, зачастую распадается.
Сетевые структуры протестной активности позволяют эффективно мобилизовать различные ресурсы (информационные, людские, материальные и др.) для осуществления общественно-политических действий, посредством выстраивания новых механизмов коммуникации, разработки и планирования коллективных действий.
Органы власти предпочитают, деструктивные стратегии реагирования на политический протест: игнорирование, подавление, ограничение. Но и в сетевом политическом протесте, нередко можно проследить деструктивные элементы. В той ситуации, когда удается наладить диалог между протестующими и властью, удается предотвратить массовые коллективные действия, способствовать устранению сложившихся в социуме диспропорций.
Методология исследования: В работе используются методы и подходы, соответствующие целям, предмету исследования и характеру решаемых задач.
Теория мобилизации ресурсов была разработана в трудах Дж. МакКарси,
Ч. Тилли, М. Залда Д. МакАдама. Сторонники данной теории рассматривают протест как естественную форму социальной активности, считают, что цель протеста влияние на власть в условиях ограниченных ресурсов. Подчеркивается возможность участников движения получить ресурсы и мобилизовать их для достижения общих целей, стремление к оптимизации расходования ресурсов. В отличие от теории коллективного действия толпа и иррациональное поведение заменяется на «рациональный актор» (индивид или группа), использующий стратегическую и инструментальную логику.
Теория коллективного действия представлена в трудах Дж. Гудвина, Д. Дженкинса, М. Олсона, К. Д. Оппа, Т. Гурра. Сторонники данной теории считают, что оспаривание социальных норм это патология и следствие социальной дезинтеграции. Поэтому для стабильного функционирования обществу необходимы механизмы иерархического контроля, при отсутствии которых толпа порождает насилие и иррациональность. Протест рассматривается как проявление недовольства, позволяющее снять напряжение из-за социальных или психологических деформаций.
Сетевая теория сформирована в работах М. Кастельса, М. Ньюмена, Д. Копеньяна, Э. Клияна. Сетевую структуру общества отмечал еще Э. Дюркгейм. Сущностной чертой сетевого подхода является акцент на связях между элементами системы, а не на самих элементах. Сетевой принцип организации заключается в альтернативе иерархии сети автономных элементов и устранении вертикали власти. Сеть является средой, внутри которой осуществляется взаимодействие субъектов. В рамках нее происходит процесс коммуникации участников, в следствии чего порождается действие, самоорганизуется движение, осуществляется обмен ресурсами и информацией. Это позволяет формировать общее мнение и позицию движения относительно происходящих событий и способов разрешения ситуации. В результате формируются протестные действия с общей целью.
Также использовались следующие методы: исторический, системный анализ, конфликтная парадигма, контент-анализ, ивент-анализ, ситуационный анализ.
Эмпирическая база исследования.
1. Научные и аналитические публикации - информация с экспертным мнением и оценками причин протестной активности, ее сущности и перспектив развития протеста.
2. Тематические порталы, сайты с тематическими новостями - информация о протестной активности в целом по стране, о ее основных причинах и формах (grani.ru 34 , ikd.ru , kasparov.ru, ovdinfo.org и др.).
3. Сайты политических партий - информация о позиции партий по тем или иным вопросам, лежащим в основе протестной активности.
4. Печатные и электронные СМИ - сообщения о протестных акциях, информация о степени публичности протестных действий, актуальности и значимости поднимаемых в ходе протеста проблем.
5. Данные статистики - информация об основных социально-экономических и политических показателях (уровень экономического развития, уровень жизни, уровень доверия власти, уровень социальной напряженности, уровень коррупции и т.п.).
6. Данные социологических исследований, отчеты о социологических исследованиях по проблематике (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр и др.).
Научная новизна исследования: охарактеризованы условия организации и реализации сетевого политического протеста в современной России, сопровождающиеся накоплением социальных проблем в обществе, быстрым развитием Интернета и предоставляемых им инструментов, трансформацией модели лидерства и накоплением практик успешного сетевого коллективного действия во всем мире. Выявлены сетевые характеристики политических протестов в современной России, которые заключаются в наличии общей заинтересованности к причине коллективного действия, добровольном характере участия, в открытости системы внешних связей, доверительных и равноправных взаимоотношениях . Определен инструментарий, используемый в процессе организации и осуществления сетевого политического протеста в России (социальные сети, краудфандинг, мессенджеры, флешмобы, обращения). Установлены и охарактеризованы преимущества, организации и осуществления политического протеста, предоставляемы Интернетом которые заключаются в оперативнсти коммуникации, возможности адресной коммуникации, минимизации издержек на коммуникацию, привлечения широких масс людей, формирования собственной информационной повестки.
Выявлена результативность оказываемого влияния сетевого политического протеста на органы власти, создании необходимости органам власти реагировать на существующие проблемы и дисбалансы.
Определены превалирующие формы реакции органов власти на сетевой политический протест, которые выражаются в законодательном урегулировании форм протестной деятельности, игнорировании, различной интенсивности взаимодействия с активистами.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000-х годов. Детальному изучению протестная активность подвергается за период 2010¬2019 годов. Территориальные границы исследования определены территорией Российской Федерации.
Сетевой политический протест протест это форма коллективного действия, которая ориентирована на оспаривание устоявшихся социальных норм, устранение сформировавшихся дисбалансов в общественно-политических отношениях с помощью различных инструментов мобилизации ресурсов на основе сетевого взаимодействия. Он базируется на горизонтальных структурах, что дает возможность повысить эффективность коммуникации между активистами, мобилизовать новых участников и ресурсы, воздействовать на процесс принятия решений. Важная особенность сетевого политического протеста - организация с применением информационных технологий и новых медиа.
В науке сформировалось два подхода к пониманию сети: как к специфической многоуровневой организационной структуре, в которой взаимодействуют автономные субъекты, и как к модели взаимоотношений, базирующихся на использовании ИКТ и Интернета. Внутри сети происходит коммуникация участников, в результате которой формируется общее мнение и взгляды относительно событий, и способов решения проблем.
Важный аспект протеста проявляется в том, что участники протестных акций реагируют на следствия проблем, практически не протестуя против вызвавших их причины. Протест формируется против уже обнаруженного нарушения прав и интересов, является следствием существующих дисбалансов в обществе, где представители ущемленных групп, не видят поддержки со стороны власти или являются недовольными принимаемы решениями, само организуются чтобы обратить на себя внимание или на возникшую проблемную ситуацию. Включение широких масс населения в формирующийся протест, активное распространение информации о нем и обсуждение в информационном пространстве дат возможность повлиять на процесс выработки и принятия решений в условиях недостаточной эффективности классических форм представительства интересов.
Субъектами протеста являются граждане, находящиеся в сложных социально-экономических условиях, средний класс, творческая интеллигенция, радикально настроенные индивидуумы, внепарламентские организации, реже политические партии. В формирующемся движении образуется координирующий центр, управление основывается на соучастии. Группы протеста имеют довольно слабые организационные структуры, это дает возможность вовлекать значительное количество союзников и формировать партнерства коалиции. Благодаря чему, организационное ядро не привязано к каждому конкретному участнику и может продолжать деятельность даже в условиях потери поддержки одного из партнеров.
Интернет стал важнейшим инструментом, значительно упростивших организацию сетевого политического протеста. Кроме того, в нем существуют приложения, которые позволили сформироваться новой коммуникационной среде, которая успешна используется в протестных действиях. Эффективность и успешность протестных акций зависит от масштабов мобилизации граждан, формирования широкой коалиции партнеров. Добровольно присоединяясь к протестной коалиции, субъекты формируют условия для достижения собственных интересов, вкладывают ресурсы в организацию коллективных действий, таким образом создавая возможность длительной протестной кампании. Среди основных факторов успешности протеста: сильный универсальный бренд; актуальная достижимая краткосрочная цель; гибкая сетевая структура; конкретизация и структуризация задач; использование дешевой, удобной, децентрализованной технологической инфраструктуры.
Сети подразумевают горизонтальные взаимоотношения, но полностью не исключают лидерство. Новое лидерство основано на контроле коммуникаций и информации, способности влиять на общественное мнение, децентрализованном управлении, культурой сотрудничества, частичной вовлеченностью. Наибольшее распространение приобретают механики активности в Интернетекоторые требуют минимальных затрат и вовлеченности (обсуждения, голосования, комментарии обращения, хэштеги, онлайн флешмобы). Краудсорсинг и Краудфандинг позволяют вовлекать значительные массы людей для решения конкретных проблем (финансовых, интеллектуальных и др.).
Наиболее распространенная модель развития протеста: формирование ядра группы протеста - проведение массовой, масштабной и яркой акции - массовое освещение акции в Интернете - освещение протестной акции в традиционных средствах массовой информации - включение новых активистов в протест - привлечение внимания органов власти - действия властей в интересах протестующих.
Новые информационные технологии, социальные сети представляют собой инструменты влияния на органы власти. Они позволяют создавать повестку, демонстрировать массовость участия, привлекать сторонников.
Использование данных инструментов коммуникации дает возможность формирования связей, собирать ресурсы и реализовать политическую кампанию. Прогресс в сфере информационных технологий на фоне несовершенства функционирования политических институтов приводит к тому, что граждане (прежде всего, молодежь) переключаются я на новые каналы взаимодействия и формы активности. Можно выделить положительные эффекты влияния Интернета на сетевой политический протест: организационные (повышение устойчивости и увеличение скорости мобилизации; повышение информационной прозрачности, снижение операционных издержек, физической безопасности активистов; упрощение сбора средств и др.); коммуникативные (позволяет взаимодействовать с большим количеством субъектов, является источником информации / новостей, позволяет вести открытые дискуссии, ускоряет процесс коммуникации и
распространение информации и др.); мобилизационные (возможность таргетированной работы с аудиторией, помогает вовлекать новых сторонников и проч.) и, условно говоря, «созидательные» (формирование социального капитала: формирование доверительных отношений и коллективной идентичности, формирующих потенциал для дальнейшего вовлечения в акции протеста; персонализировать активность и т.д.). В то же время существуют угрозы, которые возникают из использования Интернета: потеря конфиденциальности информации и анонимности; уязвимость для кибератак ресурсов протестующих; наличие пределов неиерархической и не институциональной мобилизации; подмена реальной деятельности виртуальной. Для современных правительств развитие
сетевого политического протеста является серьезным вызовом. Можно выделить ряд подходов противостояния сетевым протестам: игнорирование; проведение
дублирующих акций; уступки; законодательные ограничения; хакерские атаки; ограничение возможностей коллективного действия в Интернете; силовое противодействие, дискредитация лидеров протестов уголовное преследование. Зачастую меры по налаживанию диалога с активистами и урегулированию проблем, которые стали причиной протестных акций, начинают предприниматься, когда невозможно противостоять протесту другими способами, потому как он набирает значительный масштаб. Наиболее распространенной мерой противодействия протестам является создание административных барьеров для организации уличных мероприятий. Поэтому снижению протестной активности должна способствовать своевременная реакция властей на возникающие дисбалансы в обществе, нарушение прав и интересов граждан, конструктивный диалог должностных лиц с лидерами мнений, привлечение граждан к разработке и принятию важных решений. При этом протест должен рассматриваться как естественный сигнал со стороны общества, призыв к поиску компромисса и вариантов разрешения существующих проблем, а не как патология. Применение запретительных или ограничительных мер в сетевом информационном пространстве, которые нередко используют правительства, являются не только не эффективными, но и наносят вред процессу выстраивания коммуникации общества и власти. Что, в свою очередь, приводит к накоплению протестного потенциала, отсутствие возможности выражения в доступной для любого гражданина форме, в том числе и в виртуальном пространстве, порождает риск, что при достижении критического уровня он способен перерасти в открытые протестные действия. Потому, чем на более поздней стадии органы власти начинают реагировать на выявленную проблемную ситуацию, тем с более сплоченной, радикализованной и организованной группой им придется взаимодействовать, тем с более масштабными и радикальными требованиями столкнутся. Разумным выходом из такой диспозиции для органов власти является постоянное отслеживание гражданской активности, коллективных действий, складывающихся групп несогласных и недовольных для встречного движения и взаимодействию по волнующим их проблемам на начальных этапах протестных акций. Подобный подход потребует от власти меньших уступок, отнимет меньше ресурсов в процессе предотвращения коллективных протестных действий. Общество также выиграет от такого рода стратегий органов власти, потому как оно получит устранение дисбалансов, будет минимизирована возможность применения к протестующим санкций со стороны государства. Участники протестных движений, в свою очередь, также не понесут издержек от протестов, с которыми они вынуждены сталкиваться при организации, подготовке и осуществлении протестных мероприятий. Таким образом, адекватная и своевременная реакция власти на протестную активность не представляется возможной без присутствия в информационном поле, а результативность протеста в немалой степени зависит от масштабности и активности сетевых взаимодействий граждан.
Важной составляющей для развития современного сетевого протеста явилось развитие Интернета, который предоставил широкий спектр возможностей для организации коллективного действия (облегчение коммуникации, привлечение ресурсов и т.д.). Органы власти нередко игнорируют протестующих, заставляя их тем самым повышать градус активности, вовлекать широкие массы людей, активизироваться в информационном пространстве. Достигнув критического уровня выражения протеста, протестущие встречают противодействие со стороны властей. Разрешая проблемы, ставшие причиной протеста, органы власти снимают наиболее серьезные общественные дисбалансы, повышается устойчивость общественной институциональной структуры и понижается протестный потенциал.
В науке сформировалось два подхода к пониманию сети: как к специфической многоуровневой организационной структуре, в которой взаимодействуют автономные субъекты, и как к модели взаимоотношений, базирующихся на использовании ИКТ и Интернета. Внутри сети происходит коммуникация участников, в результате которой формируется общее мнение и взгляды относительно событий, и способов решения проблем.
Важный аспект протеста проявляется в том, что участники протестных акций реагируют на следствия проблем, практически не протестуя против вызвавших их причины. Протест формируется против уже обнаруженного нарушения прав и интересов, является следствием существующих дисбалансов в обществе, где представители ущемленных групп, не видят поддержки со стороны власти или являются недовольными принимаемы решениями, само организуются чтобы обратить на себя внимание или на возникшую проблемную ситуацию. Включение широких масс населения в формирующийся протест, активное распространение информации о нем и обсуждение в информационном пространстве дат возможность повлиять на процесс выработки и принятия решений в условиях недостаточной эффективности классических форм представительства интересов.
Субъектами протеста являются граждане, находящиеся в сложных социально-экономических условиях, средний класс, творческая интеллигенция, радикально настроенные индивидуумы, внепарламентские организации, реже политические партии. В формирующемся движении образуется координирующий центр, управление основывается на соучастии. Группы протеста имеют довольно слабые организационные структуры, это дает возможность вовлекать значительное количество союзников и формировать партнерства коалиции. Благодаря чему, организационное ядро не привязано к каждому конкретному участнику и может продолжать деятельность даже в условиях потери поддержки одного из партнеров.
Интернет стал важнейшим инструментом, значительно упростивших организацию сетевого политического протеста. Кроме того, в нем существуют приложения, которые позволили сформироваться новой коммуникационной среде, которая успешна используется в протестных действиях. Эффективность и успешность протестных акций зависит от масштабов мобилизации граждан, формирования широкой коалиции партнеров. Добровольно присоединяясь к протестной коалиции, субъекты формируют условия для достижения собственных интересов, вкладывают ресурсы в организацию коллективных действий, таким образом создавая возможность длительной протестной кампании. Среди основных факторов успешности протеста: сильный универсальный бренд; актуальная достижимая краткосрочная цель; гибкая сетевая структура; конкретизация и структуризация задач; использование дешевой, удобной, децентрализованной технологической инфраструктуры.
Сети подразумевают горизонтальные взаимоотношения, но полностью не исключают лидерство. Новое лидерство основано на контроле коммуникаций и информации, способности влиять на общественное мнение, децентрализованном управлении, культурой сотрудничества, частичной вовлеченностью. Наибольшее распространение приобретают механики активности в Интернетекоторые требуют минимальных затрат и вовлеченности (обсуждения, голосования, комментарии обращения, хэштеги, онлайн флешмобы). Краудсорсинг и Краудфандинг позволяют вовлекать значительные массы людей для решения конкретных проблем (финансовых, интеллектуальных и др.).
Наиболее распространенная модель развития протеста: формирование ядра группы протеста - проведение массовой, масштабной и яркой акции - массовое освещение акции в Интернете - освещение протестной акции в традиционных средствах массовой информации - включение новых активистов в протест - привлечение внимания органов власти - действия властей в интересах протестующих.
Новые информационные технологии, социальные сети представляют собой инструменты влияния на органы власти. Они позволяют создавать повестку, демонстрировать массовость участия, привлекать сторонников.
Использование данных инструментов коммуникации дает возможность формирования связей, собирать ресурсы и реализовать политическую кампанию. Прогресс в сфере информационных технологий на фоне несовершенства функционирования политических институтов приводит к тому, что граждане (прежде всего, молодежь) переключаются я на новые каналы взаимодействия и формы активности. Можно выделить положительные эффекты влияния Интернета на сетевой политический протест: организационные (повышение устойчивости и увеличение скорости мобилизации; повышение информационной прозрачности, снижение операционных издержек, физической безопасности активистов; упрощение сбора средств и др.); коммуникативные (позволяет взаимодействовать с большим количеством субъектов, является источником информации / новостей, позволяет вести открытые дискуссии, ускоряет процесс коммуникации и
распространение информации и др.); мобилизационные (возможность таргетированной работы с аудиторией, помогает вовлекать новых сторонников и проч.) и, условно говоря, «созидательные» (формирование социального капитала: формирование доверительных отношений и коллективной идентичности, формирующих потенциал для дальнейшего вовлечения в акции протеста; персонализировать активность и т.д.). В то же время существуют угрозы, которые возникают из использования Интернета: потеря конфиденциальности информации и анонимности; уязвимость для кибератак ресурсов протестующих; наличие пределов неиерархической и не институциональной мобилизации; подмена реальной деятельности виртуальной. Для современных правительств развитие
сетевого политического протеста является серьезным вызовом. Можно выделить ряд подходов противостояния сетевым протестам: игнорирование; проведение
дублирующих акций; уступки; законодательные ограничения; хакерские атаки; ограничение возможностей коллективного действия в Интернете; силовое противодействие, дискредитация лидеров протестов уголовное преследование. Зачастую меры по налаживанию диалога с активистами и урегулированию проблем, которые стали причиной протестных акций, начинают предприниматься, когда невозможно противостоять протесту другими способами, потому как он набирает значительный масштаб. Наиболее распространенной мерой противодействия протестам является создание административных барьеров для организации уличных мероприятий. Поэтому снижению протестной активности должна способствовать своевременная реакция властей на возникающие дисбалансы в обществе, нарушение прав и интересов граждан, конструктивный диалог должностных лиц с лидерами мнений, привлечение граждан к разработке и принятию важных решений. При этом протест должен рассматриваться как естественный сигнал со стороны общества, призыв к поиску компромисса и вариантов разрешения существующих проблем, а не как патология. Применение запретительных или ограничительных мер в сетевом информационном пространстве, которые нередко используют правительства, являются не только не эффективными, но и наносят вред процессу выстраивания коммуникации общества и власти. Что, в свою очередь, приводит к накоплению протестного потенциала, отсутствие возможности выражения в доступной для любого гражданина форме, в том числе и в виртуальном пространстве, порождает риск, что при достижении критического уровня он способен перерасти в открытые протестные действия. Потому, чем на более поздней стадии органы власти начинают реагировать на выявленную проблемную ситуацию, тем с более сплоченной, радикализованной и организованной группой им придется взаимодействовать, тем с более масштабными и радикальными требованиями столкнутся. Разумным выходом из такой диспозиции для органов власти является постоянное отслеживание гражданской активности, коллективных действий, складывающихся групп несогласных и недовольных для встречного движения и взаимодействию по волнующим их проблемам на начальных этапах протестных акций. Подобный подход потребует от власти меньших уступок, отнимет меньше ресурсов в процессе предотвращения коллективных протестных действий. Общество также выиграет от такого рода стратегий органов власти, потому как оно получит устранение дисбалансов, будет минимизирована возможность применения к протестующим санкций со стороны государства. Участники протестных движений, в свою очередь, также не понесут издержек от протестов, с которыми они вынуждены сталкиваться при организации, подготовке и осуществлении протестных мероприятий. Таким образом, адекватная и своевременная реакция власти на протестную активность не представляется возможной без присутствия в информационном поле, а результативность протеста в немалой степени зависит от масштабности и активности сетевых взаимодействий граждан.
Важной составляющей для развития современного сетевого протеста явилось развитие Интернета, который предоставил широкий спектр возможностей для организации коллективного действия (облегчение коммуникации, привлечение ресурсов и т.д.). Органы власти нередко игнорируют протестующих, заставляя их тем самым повышать градус активности, вовлекать широкие массы людей, активизироваться в информационном пространстве. Достигнув критического уровня выражения протеста, протестущие встречают противодействие со стороны властей. Разрешая проблемы, ставшие причиной протеста, органы власти снимают наиболее серьезные общественные дисбалансы, повышается устойчивость общественной институциональной структуры и понижается протестный потенциал.





