🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Информационно-политическое воздействие на общественное мнение в современной России

Работа №202800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО - ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 13
1.1 Понятия информационно-политического манипулятивного
воздействия на общество 13
1.2 Использование государством и оппозицией информационно¬
политического воздействия для создания и поддержания лояльного отношения в обществе 28
2 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ
МНЕНИЕ В РОССИИ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ 2014 ГОДА И НАЧАЛОМ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В
СИРИИ В 2015 ГОДУ 47
2.1 Анализ информационного воздействия на общественное мнение на примере российских информационно-аналитических
программ 47
2.2 Анализ эффективности информационно-политического воздействия на общественное мнение на основе социологических данных за 2014-2015
годы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анализ информационно-аналитических программ федеральных телеканалов 100


Актуальность темы исследования. Данное исследование обращается к теме влияния на людей средств массовой информации (далее - СМИ), которые всегда являлись основным источником формирования общественного мнения. Данная проблема появилась ещё во времена становления радио и массового распространения печатных СМИ, и остаётся, и даже становится более актуальной в наше время, когда в глобальном информационном обществе нет времени на фильтрацию информации, и люди получают сведения из одного-двух источников, доверяя получаемой информации. Главная угроза информационно- политического манипулятивного воздействия не в недостоверности получаемой информации, хотя проблема ложных новостей, или «fake news», также является важной в современном мире, а в её подаче и однобоком представлении материала. Если бы СМИ массово распространяли ложную информацию, то были бы «задавлены» исками за клевету, они же в свою очередь, делают акцент на информационной повестке и подаче информации, для концентрации внимания конечного потребителя на тех моментах, которые хотят продемонстрировать, и тех фактах и событиях, что считают более важными. Это является актуальным для России, начиная с 2014 года, когда из-за событий в Украине, произошло изменение способов информационного воздействия на внутреннего потребителя, относительно изменения сетки вещания федеральных СМИ.
Политический кризис, случившийся в Украине, стал для жителей России одной из главных информационных повесток на многие годы. Когда в феврале 2014 года случилось незаконное лишение власти президента Януковича, и насильственные действия в центре Киева, повлекшие за собой человеческие жертвы, вся страна следила за данными событиями. Когда после этого к РФ был присоединена автономная республика Крым, а на Юго-востоке Украины начались боевые действия, российские СМИ уделили всё своё внимание анализу этих тем. Чем полностью заменили всю внутреннюю повестку дня по актуальным для граждан вопросам, происходившим в то время в России. Все экономические проблемы, повлекшие за собой санкции стран Запада, были полностью списаны на внешнюю угрозу стабильности государства, со стороны противников России, а все проблемы в РФ были заменены на проблемы в Украине, оставив для освещения только достижения первых лиц государства на международной арене, и достижения внутри страны, будь то спорт, военная промышленность, или что то другое.
С точки зрения проблемы безопасности, стоит выделить следующий момент, основным правовым актом сфере массовой информации Закон РФ «О средствах массовой информации» от 1991 года [2], в котором устанавливаются принципы и формы деятельности информационных компаний, но несмотря на вносимые изменения, вплоть до 2019 года, проблемы с подачей новостной и информационно-аналитической информацией на федеральных СМИ остаётся актуальной. В Доктрине информационной безопасности РФ от 5 декабря 2016 года [1], основными угрозами для информационной безопасности, называются СМИ иностранных государств, предвзято передающие информацию о Российской Федерации, а также их внешнее воздействие на граждан страны, путём передачи искажённой, или ложной информации. О внутреннем воздействии, через российские источники информации, государственные или частные, в данном документе не говорится. В данный момент нет действующего законодательства, которое могло бы ограничивать, внутреннее влияние информационного воздействия на людей, и их защиту от потоков искажённой информации не дающей взглядов с разных точек зрения, что влияет на безопасность граждан страны, в виде создания искажённой «картины мира» о происходящих событиях.
В последние годы актуальность подобных тем стала повышаться во многом из- за усиливавшей масштабы, так называемой гибридной войны, где СМИ используются как важный инструмент противодействия с другими государствами. В нашем случае рассматривается конкретное влияние средств массовой информации на внутреннее население, с целью получения поддержки действующей власти, принятых ею решений, и отвлечение внимания от глобальных проблем внутри государства, что является не менее важной и актуальной темой в современных реалиях.
Степень научной разработанности проблемы. Как и большая часть политологических исследований, изучение данной проблемы началось в США. Первой подробно изучающей тему воздействия средств массовой информации, можно считать работу Г. Тарда «Общественное мнение и толпа» 1892 года, где автор не только проводит анализ способности прессы провоцировать активность общественного мнения, по актуальным темам, но также обращает внимание на высокий потенциал СМИ в области формирования общественного сознания. Одним из первых значимых исследований на данную тематику, была книга У. Липпмана «Общественное мнение» 1922 года, в которой была описана теория «Agenda-setting» или теория повести дня, ставшая ключевым моментом в изучении информационного воздействия СМИ первой половины ХХ века. В 1955 году развитее идей данной теории, образовало «теорию лидеров мнений» описанную в работе Э. Каца и П Лазарсфельда «Personal influence» (Личное влияние), где упор делался не на СМИ в целом, а на авторитет личности, работа была основана на анализе президентских выборов в США в 1940 году. Среди фундаментальных работ по исследуемой проблематике следует также выделить Кассирэр Э. «Техника современных политических мифов. Данные работы являются базовыми общемировыми исследованиями, на которых основывались дальнейшие исследования данной проблематики. Важным элементом изучения психологической стороны данного вопроса, можно отнести «теорию коммуникации», подробно рассмотренную Ж. Бодрийяром, в работе «К критике политической экономии знака», впервые опубликованной в 1972 году. В 2001 году вышла книга Э. Аронсона и Э. Р. Пратканиса «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. Повседневное использование и
злоупотребление», рассматривающая психологических аспект влияния
пропаганды на выбор людей, в том числе, на политических момент данной проблемы, их электоральный выбор, и то как в целом подача информации влияет на психологическое восприятие человека
В России первые работы на данную тематику, стали выходить в 1990-е годы ХХ века, когда произошло становление политической науки как отдельной дисциплины, и появлением средств массовой информации с разнообразными точками зрения. Фундаментальной отечественной работой по тематике информационно-политического воздействия со стороны СМИ можно считать книгу «Манипуляция сознанием» С. Г. Кара-Мурза, впервые опубликованную в 2000 году.
Среди отечественных авторов изучающих психологическую сторону проблематики информационного воздействия и изучающих «теорию коммуникации», следует выделить Г.Г. Почепцова и его работу «Теория коммуникации», впервые опубликованную в 2001 году.
В исследование информационно-манипулятивных технологий, как социального явления и методов противодействия манипулятивному воздействию среди отечественных исследователей, внёсших вклад в изучение данной проблематики, следует выделить: Г.В. Грачёва и И.К. Мельник, в совместной работе 1999 года «Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия»; Зелинский С. А. «Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс» 2008 года; Вилков А.А., Некрасов С.Ф., Россошанский А.В. «Политическая функциональность современных российских СМИ»; Манойло А.В. «Государственная информационная политика в особых условиях». Важно отметить, что отечественные авторы, в своих работах зачастую используют опыт своих западных коллег, и их наработки, выстраивая на их основе собственные исследования.
Изучение данной проблематики помимо политической науки проходит в рамках таких научных дисциплин, как Психология, Социология, Журналистика. В рамках, которых более подробно рассматривают различные аспекты информационного воздействия.
Объектом исследования является информационно-политическое воздействие на общественное мнение в современной России.
Предметом исследования являются способы информационно-политического воздействия на российскую аудиторию, применявшиеся в информационно-аналитических передачах, федеральных телеканалов, таких как «Вести недели», «Вести в субботу», «Воскресное «Время»», с января 2014 года, по декабрь 2015 года. А также реакция российской аудитории на данное воздействие.
Целью данной работы является изучение информационно-политическое воздействия на общественное мнение в современной России. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:
- выявление основных теоретических подходов и классификация методов информационно-политического воздействия на общество;
- проанализировать способы использования государством и оппозицией информационно-политического воздействия для создания и поддержания лояльного отношения в обществе;
- анализ информационного воздействия на общественное мнение на примере российских информационно-аналитических программ
- анализ эффективности информационно-политического воздействия на общественное мнение на основе социологических данных за 2014-2015 годы.
Теоретической базой исследования является гипотеза, что СМИ мощнейший инструмент воздействия на общественное мнение, используемый государством, или другими политическими силами для выстраивания у населения той картины мира, что выгодна этой политической силе для поддержки своего режима или курса. С её постараться определить, как государственные СМИ в России используют информационное воздействие в интересах государственной власти.
Методологической базой исследования стал сбор и анализ теоретических трудов, и статей по данной и схожим тематикам для написания первой главы данной работы. Кроме того был проведён анализ ряда частных случаев использования информационно-политического воздействия, для подкрепления теоретических положений первой главы, а также для перехода к исследовательской части работы. Для второй главы был проведён синтез эмпирических данных, для последующего анализа, с целью определить способы воздействия государственных СМИ через информационную повестку, и выявить существует ли взаимосвязь между информационным воздействием СМИ и общественным мнением в России.
Эмпирическая база исследования состоит из анализа программ: «Вести недели», «Вести в субботу» и «Воскресное «Время»», выходящих на государственных телеканалах «Россия-1» и «Первый Канал». А также на статистических исследованиях российских негосударственных исследовательских организаций «Фонд Общественного Мнения» и «Левада-Центр» за 2014 и 2015 годы.
Хронологические рамки в данной работе ограничены 2014-2015 годами, периодом глобальных изменений в отношениях РФ и стран Запада. В этот период произошла смена власти в Украине, названная «вторым Майданом», в результате которой автономная республика Крым стала территорией Российской Федерации, а в двух областях Украины началась гражданская война. Это, в свою очередь, стало для стран НАТО и их союзников, мотивационным поводов для введения санкционных ограничений против РФ. В это время повестка федеральных СМИ полностью сместилась с освещения внутренних проблем страны, вызванных данными событиями, на детальное освещение внешнеполитических проблем, в особенности политического кризиса в Украине, санкционной политики западных стран в отношении России, и в выстраивании для внутренней аудитории, имиджа России, как основного актора в международной политике. В 2015 году в свою очередь, было подробное исследование политического кризиса в Сирии, и вызванного этим всплеска террористической активности исламскими экстремистами, в котором РФ приняла прямое военное участие. Это оказалось важным моментом в выстраивании информационной повестки в СМИ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение к работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Средства массовой информации являются главным источником получения новостного и аналитического материала для больших масс людей, со времён появления первых новостных изданий. Благодаря масштабному охвату больших масс людей, новостные и аналитические ресурсы являются сильнейшим инструментом в формировании массового сознания, которым пользуются политические структуры для достижения собственных целей. Феномен информационного воздействия в разных областях человеческих взаимоотношений, изучается социальных науках, и относится не только к изучению деятельности СМИ, но и в целом к выстраиванию коммуникации между людьми и группами людей, для достижения, какой-либо из этих групп, собственных целей, с использованием коммуникационных методов выстраивания диалога между индивидами, или группами. Информационно-политическое воздействие, с использованием СМИ как источника коммуникации, между политическими структурами и их потенциальной аудиторией, для достижения определённых политических целей, изучается в политологии со времен становления политической науки в США. Изначально феномен информационно¬политического воздействия изучался на примере избирательного процесса, в качестве использования политиками СМИ, для ведения своих предвыборных кампаний, донесения до потенциальных избирателей своих агитационных лозунгов и политических программ, выстраивании имиджа кандидата или политической силы. В XXI веке данный феномен стал изучаться и в качестве инструмента для ведения «информационных войн» между странами, а также как инструмент для создания привлекательного образа государства, как для геополитических, так и для внутриполитических целей. В России информационно-политическое воздействие начало изучаться также с момента становления политической науки, только в 1990-х годах, и была в первую очередь связана с изучением происходящих в стране событий тех лет, а также как влиянии информационное воздействие со стороны СМИ сказалось на распаде Советского
Союза. В данное время исследования информационно-политического воздействия, также основываются на изучении текущих мировых политических процессах, и заимствуют в своих исследованиях наработки западных учёных, перенося их на российскую политическую действительность.
В наше время можно выделить два основных источника массовой информации, имеющие охват у большой аудитории людей, это телевидение и интернет. В современной России телевидение является в основным средством государства для информационного воздействия на общества. Важнейшей технологией влияния телевидения на общественное мнение, является выстраивание благоприятного политического образа государства, при котором используется противопоставление российской международной политики, действиям геополитических конкурентов, с выгодной для государства позиции, и выделение образа лидеров государства на фоне их оппонентов из других стран, с благоприятной для имиджа государства позиции. Кроме использования метода противопоставления государства внешнеполитическим конкурентам, СМИ также используют метод уход от глобальных внутренних проблем на детальное освещение внешнеполитических, и создавая из их информационной подачи полноценные политические шоу, акцент в которых смещается на полноценное обсуждение мировых проблем, или частных проблем конкретного государства в формате шоу, выходящего ежедневно в вечернее время, и превращающегося в своего рода телесериал. Причём в последние годы данный феномен имеет массовый характер на российском телевидении, заменяя собой подобные программы на бытовые темы. Также СМИ в исследуемый период использовались в сложные для государства моменты, с целью объединить или даже сплотить общество перед лицом глобальных проблем или действий, которые «требуют» от граждан сплотится перед лицом опасности, и поддержать решения и поступки первых лиц государства, которые впоследствии отразятся или как-то благоприятно скажутся на жизни людей.
В интернет среде напротив существует конкурентная борьба между государственными и оппозиционными структурами, которые используют данный информационный ресурс, с целью создания и поддержки своего политического имиджа у аудитории, ориентирующейся в получении информации, в основном на данный вид источника информации, или регулярно его использующей наряду с федеральными СМИ. Технологии, используемые в интернете, могут быть от агитационно-пропагандистских, с привлечением лидеров мнений для их продвижения, и использованием техник схожих с телевизионными СМИ, так и иметь радикальный характер выражающийся в привлечении людей к открытым физическим действиям, или элементы информационной войны, использующие спам или хакерские атаки на информационные ресурсы, для блокирования продвижения их отличной от источника атак, политической позиции. Стоит также отметить, что несмотря на масштабное распространения интернета, в том числе как информационного ресурса, телевидение остаётся наиболее востребованным ресурсом, обладающим большим доверием населения, и соответственно имеющие больше возможности влиять на общественное мнение нежели интернет СМИ, о чём говорят социологические опросы населения.
Проведя анализ выпусков информационно-аналитических программ выходящих на государственных телеканалах, можно сделать вывод, что данные программы показывают информацию под определённым углом, акцентируя своё внимание на определённой демонстрации произошедших событий. Данные программы в первую очередь ориентированы на внешние, а не внутренние события, произошедшие за определённый период. В данных программах нет критического взгляда на события происходящие внутри страны, или они имеют очень ограниченный, или региональный уровень, также там полностью отсутствует любая критика действий высшего руководства государственной власти, или указание на недостатки в их политических решениях. При этом напротив, преобладает «смягчение углов» и «оптимистические прогнозы» по внутренним кризисным моментам исследуемого периода. В свою очередь вся критическая составляющая данных программ идёт на внешнеполитические события, в особенности на геополитических соперников РФ, а также на подробный разбор кризисных моментов в этих странах. Также следует отметить, что повестка исследуемых программ направлена «переключение» внимания аудитории с определённых внутренних вопросов, на проблемные моменты в других странах мира, и подача этих событий, как наиболее актуальных проблем текущего периода, которые затем переходят из выпуска в выпуск. В программах за 2014 год доминирующей темой был украинский кризис, и проблемы связанные с этим, в том числе военные действия на Юго-востоке Украины. Второй темой этого года была тема введения санкций против России. Им уделялась большая часть эфирного времени в 2014 году. В программах за 2015 год заметен переход к темам борьбы с международным терроризмом, политический кризис в Сирии, также связанный с распространение в этом регионе террористических организаций, и дальнейших переход к военной поддержке российских войск сирийской армии в борьбе с данной угрозой. А также переход от проблем Украины, к проблемам Европы и США, в частности миграционный кризис в европейских странах.
Среди методов информационно-политического воздействия в исследуемых передачах, стоит выделить противопоставление политического руководства стран-конкурентов и российских лидеров, где первые выглядят на порядок более проигрышно, а также смещение акцента в подачи информации на выстраивании, и акцентировании внимания на детальном анализе проблемных моментов в других государствах. В целом можно отметить, что исследуемые передачи создают, или по крайней мере пытаются создать, определённую информационную повестку для своей аудитории, с выделение важных и косвенных тем текущих информационных событий, и противопоставлении России геополитическим конкурентом с наиболее выгодной в данной момент перспективы, а все внутренние проблемы сведены к «временным», или убраны из текущей повестки.
Анализ социологических исследований показал, что люди стали больше доверять СМИ, и меньше сомневаться в качестве той информации, что они получают, или проверять её в альтернативных источниках. Интернет не стал для большинства людей «вторым» СМИ, а скорее наоборот, источником противоречивой информации. Рейтинг доверяя к телевизионным СМИ намного выше, чем к остальным источникам информации, что во многом даёт телевидению власть над общественным мнением страны. Касательно результатов информационного воздействия, можно отметить, что люди, в целом доверяя получаемой информации и интересуясь основными темами информационной повестки, поддерживая или наоборот, осуждая действия государства, частично перестали замечать, уход из основной повестки федеральных СМИ критических моментов касающихся внутренних проблем исследуемого периода, связанных с рядом внутриполитических проблем. При этом в оценке работы государства и отдельных политиков заметно, что внутренние проблемы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, указываются в качестве недостатков работы первых лиц государства, при этом внешние достижения, на которых выстраивается их имидж в СМИ, указываются в качестве достижений. В целом можно заметить, что СМИ, в частности федеральное телевидение, являясь мощнейшим источником воздействия на граждан, не может полностью повлиять на их мнение, особенно касающееся тех проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. По опросам общественного мнения заметно, что в большинстве своём, СМИ могут создать имидж политика, или политической силы, сделать основой информационной повестки тему, не затрагивающую повседневную жизнь человека, и с акцентировать на ней основное внимание, пользуясь своим «рейтингом доверия» у аудитории. Это частично работает с переключение внимания аудитории от насущных проблем, на события происходящие во внешней политике, но подобный метод имеет воздействие до тех пор, пока проблемы касающиеся людей не становятся критическими и их решение не начинает иметь первоочередное значение для аудитории СМИ.



1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 5 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 20.05.2019).
2 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. 01.05.2019) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 (дата обращения: 20.05.2019).
Книги и статьи
3 Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, - 384 с.
4 Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Библион-Русская книга, 2003, - 272 с.
5 Брайант, Д. Основы воздействия СМИ/ Д. Брайант, С. Томпсон - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.
6 Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / К. Бредемайер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005, - 224 с.
7 Вилков, А. А. Политическая функциональность современных российских СМИ / А.А. Вилков, С.Ф. Некрасов, А.В. Россошанский. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. - 268с.
8 Геген Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. - СПб.: Питер, 2005. - 203 с.
9 Горина, Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: учеб.-методич. пособие / Е. В. Горина; науч. ред. Э. В. Чепкина; - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 67 с.
10 Грачёв, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачёв, И. К. Мельник. - М.: ИФ РАН, 1999. - 153 с.
11 Грачёв, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические модели, концепции, векторы развития: монография / М. Н. Грачёв. - М.: Прометей, 2004. - 328 с.
12 Жукова, О.А. Общественное мнение под прицелом телевидения: медийный инструментарий глобальной политики / О.А. Жукова //Наука телевидения. М.: Издательский центр ГИТР, 2014. Вып. 11. - С. 8-20.
13 Зелинский, С. А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс / С.А. Зелинский. - СПб: СКИФИЯ, 2008. - 240 с.
14 Казаков, А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение / А. А. Казаков // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Т. 12. - 2016. Вып.3 - № 3. - С. 26-34.
15 Кассирэр, Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирэр // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1990. Вып. 2. - № 2. - С. 58-65...110


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ