Тактическая подготовка теннисистов на начальном этапе обучения (11-13 лет)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕННИСИСТОВ 6
1.1 Психологические и физиологические особенности юных теннисистов 1113 лет 6
1.2 Тактическая подготовка игрока в настольном теннисе 10
1.2 Тактика игры в паре. 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ
11-13 ЛЕТ 30
2.1 Виды тактики и их применение в игре 30
2.2 Тактика атакующей игры против игрока нападающего стиля 31
2.3 Тактика атакующей игры против игрока защитного стиля 32
2.4 Тактика защитной игры против игрока нападающего стиля 33
2.5 Тактика защитной игры против игрока защитного стиля 34
Вывод по главе 2 36
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ИГРЫ НА РАННИХ СТАДИЯХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 37
3.1 Цели, задачи, методы и этапы организации экспериментальной работы 37
3.2 Описание тренирововчного процесса для экспериментального исследова-
ния усиленной тактической подготовки 39
3.3 Поурочный план на неделю тренировок 40
3.3.1 Тренировки № 2;8;15;22;29;36;43 40
3.3.2 Тренировка № 4;10;17;24;31;38;45 42
3.3.3 Тренировка № 6; 12;19;26;33;40;47 44
3.3.4. Тренировки № 3;5;9;11;16;18;23;25;30;32;37;39;44;46 45
3.4 Методы статистического исследования результатов
3.4.1 Глоссарий
3.4.2 Использование MS EXCEL при проверке статистических гипотез
3.5 Анализ результатов исследования 51
3.6 Статистические гипотезы 53
Выводы по главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕННИСИСТОВ 6
1.1 Психологические и физиологические особенности юных теннисистов 1113 лет 6
1.2 Тактическая подготовка игрока в настольном теннисе 10
1.2 Тактика игры в паре. 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ
11-13 ЛЕТ 30
2.1 Виды тактики и их применение в игре 30
2.2 Тактика атакующей игры против игрока нападающего стиля 31
2.3 Тактика атакующей игры против игрока защитного стиля 32
2.4 Тактика защитной игры против игрока нападающего стиля 33
2.5 Тактика защитной игры против игрока защитного стиля 34
Вывод по главе 2 36
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ИГРЫ НА РАННИХ СТАДИЯХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 37
3.1 Цели, задачи, методы и этапы организации экспериментальной работы 37
3.2 Описание тренирововчного процесса для экспериментального исследова-
ния усиленной тактической подготовки 39
3.3 Поурочный план на неделю тренировок 40
3.3.1 Тренировки № 2;8;15;22;29;36;43 40
3.3.2 Тренировка № 4;10;17;24;31;38;45 42
3.3.3 Тренировка № 6; 12;19;26;33;40;47 44
3.3.4. Тренировки № 3;5;9;11;16;18;23;25;30;32;37;39;44;46 45
3.4 Методы статистического исследования результатов
3.4.1 Глоссарий
3.4.2 Использование MS EXCEL при проверке статистических гипотез
3.5 Анализ результатов исследования 51
3.6 Статистические гипотезы 53
Выводы по главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы исследования. Начало развития настольного тенниса в Казахстане было положено в 1955-1956 годах, когда в Алма-Ату приехал Анатолий Харитонович Ицкевич, энтузиаст этого вида спорта, блестящий организатор и были проведены первые республиканские соревнования. Наибольшее развитие настольный теннис получил в Алма-Ате и в Караганде, где были подготовлены интересные, перспективные игроки, проявившие себя с лучшей стороны на Всесоюзной арене.
С приобретением Казахстана Независимости республиканская Федерация настольного тенниса получила возможность представлять страну на международной арене. Это случилось в 1993 году, когда во главе Федерации стоял государственный и общественный деятель Юрий Алексеевич Ким. Благодаря его помощи и, продолжившего работу на посту Президента ФНТ РК Сергея Фердинандовича Рыжкова, Федерация окрепла, приобрела опыт международных связей. Мастера маленькой ракетки Казахстана стали участвовать чемпионатах Азии, мира, олимпийских отборочных турнирах.
В 2014 году мы перешли на новый мяч по названием «40+». Изменился и материал, из которого делают мяч. Теперь он не целлулоидный, а пластиковый. Можно отметить некоторые нюансы в изменении мяча. Новые мячи быстрее теряют вращение, что позволяет игрокам легче играть на блоке. Если мячу придается сильное вращение, он очень долго остается плоским, что сильно затрудняет активное начало. Настольный теннис с каждым годом развивается, модернизируется инвентарь, экспериментируют, придумывают, как сделать настольным теннис более зрелищным и еще интереснее. Из-за введения нового шара произошли изменения в технике, тактике, передвижениях и комбинационных стилей игры.
Ввиду последних изменений, произошедших в настольном теннисе игроки стали больше уделять времени на тактические комбинации в заданиях. Важна не только тактическая подготовка, но и важнейшим критерием для выполнения тактических действий во время игры является психологическая подготовка и готовность психологически к соревнованиям, контрольным тренировкам и тестированиям.
Современный уровень спортивных достижений в настольном теннисе достаточно высок и имеет явную тенденцию к дальнейшему росту тактического мастерства спортсменов, занимающихся этим видом спорта. Для того чтобы достигнуть высокого уровня спортивных достижений в настольном теннисе, а тем более превзойти его, требуется правильно поставленная начальная тактическая подготовка игроков.
Научные исследования и результаты анализа тренировочного процесса позволяют сделать вывод, что чем больше делаешь уклон на тактическую подготовку, тем результативней и уверенней играет игрок. Тактическая подготовка спортсмена в настольном теннисе, несомненно, один из важных, определяющих компонентов тренировочного процесса, так как позволяет раскрыть наиболее сильные индивидуальные качества игрока.
Цель работы - исследовать эффективность применения тактических вариантов игры на ранних стадиях тактической подготовки. Данную цель можно реализовать через следующие задачи.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в настольном теннисе.
Предмет исследования - система подготовки, контроль тактической подготовленности в настольном теннисе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическо-методологические аспекты данного вопроса.
2. Систематизировать средства и методы развития тактической подготовки.
3. Провести контрольное тестирование для определения тактической подготовки.
4. Провести исследования, осуществить обработку полученных данных, выявить результат тактической подготовки.
С приобретением Казахстана Независимости республиканская Федерация настольного тенниса получила возможность представлять страну на международной арене. Это случилось в 1993 году, когда во главе Федерации стоял государственный и общественный деятель Юрий Алексеевич Ким. Благодаря его помощи и, продолжившего работу на посту Президента ФНТ РК Сергея Фердинандовича Рыжкова, Федерация окрепла, приобрела опыт международных связей. Мастера маленькой ракетки Казахстана стали участвовать чемпионатах Азии, мира, олимпийских отборочных турнирах.
В 2014 году мы перешли на новый мяч по названием «40+». Изменился и материал, из которого делают мяч. Теперь он не целлулоидный, а пластиковый. Можно отметить некоторые нюансы в изменении мяча. Новые мячи быстрее теряют вращение, что позволяет игрокам легче играть на блоке. Если мячу придается сильное вращение, он очень долго остается плоским, что сильно затрудняет активное начало. Настольный теннис с каждым годом развивается, модернизируется инвентарь, экспериментируют, придумывают, как сделать настольным теннис более зрелищным и еще интереснее. Из-за введения нового шара произошли изменения в технике, тактике, передвижениях и комбинационных стилей игры.
Ввиду последних изменений, произошедших в настольном теннисе игроки стали больше уделять времени на тактические комбинации в заданиях. Важна не только тактическая подготовка, но и важнейшим критерием для выполнения тактических действий во время игры является психологическая подготовка и готовность психологически к соревнованиям, контрольным тренировкам и тестированиям.
Современный уровень спортивных достижений в настольном теннисе достаточно высок и имеет явную тенденцию к дальнейшему росту тактического мастерства спортсменов, занимающихся этим видом спорта. Для того чтобы достигнуть высокого уровня спортивных достижений в настольном теннисе, а тем более превзойти его, требуется правильно поставленная начальная тактическая подготовка игроков.
Научные исследования и результаты анализа тренировочного процесса позволяют сделать вывод, что чем больше делаешь уклон на тактическую подготовку, тем результативней и уверенней играет игрок. Тактическая подготовка спортсмена в настольном теннисе, несомненно, один из важных, определяющих компонентов тренировочного процесса, так как позволяет раскрыть наиболее сильные индивидуальные качества игрока.
Цель работы - исследовать эффективность применения тактических вариантов игры на ранних стадиях тактической подготовки. Данную цель можно реализовать через следующие задачи.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в настольном теннисе.
Предмет исследования - система подготовки, контроль тактической подготовленности в настольном теннисе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическо-методологические аспекты данного вопроса.
2. Систематизировать средства и методы развития тактической подготовки.
3. Провести контрольное тестирование для определения тактической подготовки.
4. Провести исследования, осуществить обработку полученных данных, выявить результат тактической подготовки.
Продолжительность педагогического эксперимента составила 8 недель. Тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю по 90 минут (2 академических часа).
Для определения уровня тактической подготовленности спортсменов по настольному теннису на начальном этапе обучения, проводились контрольные испытания и их контроль, затем проанализировали динамику роста результатов, полученных за период эксперимента.
Спортсмены экспериментальной группы тренировались по разработанной методике, в основу которой входили тактические упражнения по перемене ритма игры, моделированием тактических игровых ситуаций, отработка подачи и игру накатами, подрезками по прямой и по диагонали.
Контрольная группа тренировалась по стандартному тренировочному процесс, по общепринятой методике. Сопоставление промежуточных и итоговых результатов тестирования экспериментальной группы по контрольным упражнениям, показывает, что применение специальных упражнений по тактической подготовке на начальном этапе обучения у спортсменов, занимающихся настольным теннисом дало положительный результат. Положительная динамика прослеживается для всех шести нормативов, у некоторых игроков был замечен резкий скачок вперед, хотя другие игроки не быстро продвигались в увеличении результата, но в скорее мы увидели положительный результат и очень хороший. Следовательно, можно сказать, что на начальном этапе группы второго года обучения средства тактической подготовки, положительно сказываются на каждом этапе учебнотренировочного процесса.
Были выполнены задачи, поставленные в ходе исследования: изучили теоретически - методологические аспекты данного вопроса; систематизировали средства и методы развития тактической подготовки; определили первичный уровень тактической подготовки игроков, совершенствовали тактические действия игроков во время игры; провели исследование, выполнили обработку полученных данных; выявили результат тактической подготовки.
Исследование проводилось с 11 января по 06 марта 2019 года в четыре этапа:
На первом этапе изучалась и анализировалась литература, определяли цель, задачи и методы, обосновывалась проблема исследования. Уточнялись основные понятия, разрабатывались теоретико-методические предпосылки рабочей гипотезы.
На втором этапе была научно-теоретически обоснована методика тактической подготовки спортсменов настольного тенниса в начальный период обучения. Для выявления уровня развития тактических показателей у спортсменов настольного тенниса в начальный период обучения учебнотренировочного процесса были подобраны специальные упражнения, разработан протокол.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 12 спортсменов по настольному теннису. Изучался уровень тактической подготовленности спортсменок настольного тенниса в начале и в конце тренировочного периода. Теоретический анализ, результаты исходного тестирования послужили основанием для разработки применения интегральной методики тактической подготовленности экспериментальной группы и их контроля в тренировочном процессе подготовки спортсменов настольного тенниса.
На четвертом этапе была проведена обработка полученных данных с помощью методов математической статистики, их интерпретация. Сформулировано заключение, разработаны рекомендации по практическому использованию результатов.
Для определения уровня тактической подготовленности спортсменов по настольному теннису на начальном этапе обучения, проводились контрольные испытания и их контроль, затем проанализировали динамику роста результатов, полученных за период эксперимента.
Спортсмены экспериментальной группы тренировались по разработанной методике, в основу которой входили тактические упражнения по перемене ритма игры, моделированием тактических игровых ситуаций, отработка подачи и игру накатами, подрезками по прямой и по диагонали.
Контрольная группа тренировалась по стандартному тренировочному процесс, по общепринятой методике. Сопоставление промежуточных и итоговых результатов тестирования экспериментальной группы по контрольным упражнениям, показывает, что применение специальных упражнений по тактической подготовке на начальном этапе обучения у спортсменов, занимающихся настольным теннисом дало положительный результат. Положительная динамика прослеживается для всех шести нормативов, у некоторых игроков был замечен резкий скачок вперед, хотя другие игроки не быстро продвигались в увеличении результата, но в скорее мы увидели положительный результат и очень хороший. Следовательно, можно сказать, что на начальном этапе группы второго года обучения средства тактической подготовки, положительно сказываются на каждом этапе учебнотренировочного процесса.
Были выполнены задачи, поставленные в ходе исследования: изучили теоретически - методологические аспекты данного вопроса; систематизировали средства и методы развития тактической подготовки; определили первичный уровень тактической подготовки игроков, совершенствовали тактические действия игроков во время игры; провели исследование, выполнили обработку полученных данных; выявили результат тактической подготовки.
Исследование проводилось с 11 января по 06 марта 2019 года в четыре этапа:
На первом этапе изучалась и анализировалась литература, определяли цель, задачи и методы, обосновывалась проблема исследования. Уточнялись основные понятия, разрабатывались теоретико-методические предпосылки рабочей гипотезы.
На втором этапе была научно-теоретически обоснована методика тактической подготовки спортсменов настольного тенниса в начальный период обучения. Для выявления уровня развития тактических показателей у спортсменов настольного тенниса в начальный период обучения учебнотренировочного процесса были подобраны специальные упражнения, разработан протокол.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 12 спортсменов по настольному теннису. Изучался уровень тактической подготовленности спортсменок настольного тенниса в начале и в конце тренировочного периода. Теоретический анализ, результаты исходного тестирования послужили основанием для разработки применения интегральной методики тактической подготовленности экспериментальной группы и их контроля в тренировочном процессе подготовки спортсменов настольного тенниса.
На четвертом этапе была проведена обработка полученных данных с помощью методов математической статистики, их интерпретация. Сформулировано заключение, разработаны рекомендации по практическому использованию результатов.





