Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 10
1.1 Предпосылки эффективной самостоятельной физкультурно-
10
спортивной деятельности студенческой молодежи
1.2 Роль «малых форм» физической культуры в здоровом образе жизни
студента 18
1.3 Теоретические аспекты состояния физкультурно-спортивной
деятельности и здоровья студентов в вузе 21
1.4 Примеры эффективных педагогических технологий повышения
физической работоспособности студентов в современной образовательной среде 24
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов 39
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 10
1.1 Предпосылки эффективной самостоятельной физкультурно-
10
спортивной деятельности студенческой молодежи
1.2 Роль «малых форм» физической культуры в здоровом образе жизни
студента 18
1.3 Теоретические аспекты состояния физкультурно-спортивной
деятельности и здоровья студентов в вузе 21
1.4 Примеры эффективных педагогических технологий повышения
физической работоспособности студентов в современной образовательной среде 24
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов 39
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность. В процессе организации физического воспитания студентов необходимо учитывать личностные особенности занимающихся, планирование двигательной активности должно осуществляться с учетом возрастно-психологических особенностей контингента обучающихся.
Спортизация физического воспитания и организация в вузе развернутой системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных
мероприятий способствует приобщению большего числа студентов к тренировочной и соревновательной деятельности. Соревновательная
деятельность и подготовка к ней помогают студенческой молодежи самосовершенствоваться и преодолевать самого себя [14, 40].
Следует отметить, что подготовка высококвалифицированных специалистов, сохранение и укрепление их здоровья в условиях образовательного процесса высшей школы является составной частью современной стратегии общества и государственной политики. На это нацелена государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В связи с этим важной задачей современной практической педагогики становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания физического здоровья, профессионально-прикладной физической готовности,
стимулирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Эта работа не возможна без постоянной заботы об их физическом совершенствовании, поэтому развитие физкультуры и спорта
рассматривается теоретиками и практиками как необходимая составная часть воспитания студенчества в учебное и во внеучебное время. Эта деятельность в вузах проводится через кафедры физического воспитания. В настоящее время очень актуальным является формирование у студентов высших учебных заведений устойчивого интереса и потребности к физическому самосовершенствованию как к основному фактору их качественной
жизнедеятельности, ценностного отношения к физической культуре и спорту. Учебные и внеучебные формы физкультурно-спортивной деятельности в вузе должны обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой
индивидуальности и полноценной самореализации.
Успешное решение этой задачи возможно при условии
сформированной позитивной мотивации студентов к систематическому
физическому самосовершенствованию средствами физической культуры и спорта [22, 54].
Сегодня заметно обострилось противоречие между необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза как необходимого условия реализации индивидуального двигательного потенциала молодежи и поддержанием умственной работоспособности и недостаточной сформированностью у студентов вуза гуманитарных знаний и умений перевода внешне актуализированных ценностей (необходимость физкультурно-спортивной деятельности в вузе) во внутренний компонент отдельного индивида (самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность).
Объект исследования - физическое воспитание в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - экспериментальная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования - выявление эффективности вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Задачи исследования:
1 Проанализировать состояние проблемы формирования
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, а также степень разработанности исследуемой темы в педагогической практике;
2 Разработать содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе;
3 В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Практическая значимость исследования:
Разработанная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности может быть использована в практике работы кафедры физического воспитания высшего учебного заведения.
Выявленные особенности косвенных показателей самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов могут использоваться специалистами в области двигательной активности молодежи для обоснования инновационных педагогических технологий.
Спортизация физического воспитания и организация в вузе развернутой системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных
мероприятий способствует приобщению большего числа студентов к тренировочной и соревновательной деятельности. Соревновательная
деятельность и подготовка к ней помогают студенческой молодежи самосовершенствоваться и преодолевать самого себя [14, 40].
Следует отметить, что подготовка высококвалифицированных специалистов, сохранение и укрепление их здоровья в условиях образовательного процесса высшей школы является составной частью современной стратегии общества и государственной политики. На это нацелена государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В связи с этим важной задачей современной практической педагогики становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания физического здоровья, профессионально-прикладной физической готовности,
стимулирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Эта работа не возможна без постоянной заботы об их физическом совершенствовании, поэтому развитие физкультуры и спорта
рассматривается теоретиками и практиками как необходимая составная часть воспитания студенчества в учебное и во внеучебное время. Эта деятельность в вузах проводится через кафедры физического воспитания. В настоящее время очень актуальным является формирование у студентов высших учебных заведений устойчивого интереса и потребности к физическому самосовершенствованию как к основному фактору их качественной
жизнедеятельности, ценностного отношения к физической культуре и спорту. Учебные и внеучебные формы физкультурно-спортивной деятельности в вузе должны обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой
индивидуальности и полноценной самореализации.
Успешное решение этой задачи возможно при условии
сформированной позитивной мотивации студентов к систематическому
физическому самосовершенствованию средствами физической культуры и спорта [22, 54].
Сегодня заметно обострилось противоречие между необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза как необходимого условия реализации индивидуального двигательного потенциала молодежи и поддержанием умственной работоспособности и недостаточной сформированностью у студентов вуза гуманитарных знаний и умений перевода внешне актуализированных ценностей (необходимость физкультурно-спортивной деятельности в вузе) во внутренний компонент отдельного индивида (самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность).
Объект исследования - физическое воспитание в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - экспериментальная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования - выявление эффективности вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Задачи исследования:
1 Проанализировать состояние проблемы формирования
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, а также степень разработанности исследуемой темы в педагогической практике;
2 Разработать содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе;
3 В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Практическая значимость исследования:
Разработанная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности может быть использована в практике работы кафедры физического воспитания высшего учебного заведения.
Выявленные особенности косвенных показателей самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов могут использоваться специалистами в области двигательной активности молодежи для обоснования инновационных педагогических технологий.
Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы:
1 Интенсивная учебная деятельность оказывает сильное психофизическое воздействие на молодой и ещё не окрепший организм студентов. Для сохранения и укрепления здоровья молодых людей, их полноценного развития необходимы современные организационные формы и комплексные педагогические технологии формирования базовых основ самостоятельной физкультурно- спортивной деятельности у студентов, как необходимого условия для гармоничного развития и реализации умственного и физического потенциала студенческой молодежи в процессе профессионального обучения в вузе.
2 В вариативную программу формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов входят следующие организационно-педагогические блоки: образовательно-оздоровительный
(практические занятия, лекции, беседы), спортивно-массовый (спортивные секции, группы ОФП и «Здоровья», туристические походы и др.) и индивидуально-самостоятельный (соревнования, спартакиады, конкурсы и др.), где образовательно-оздоровительный блок реализуется в первой половине дня; спортивно-массовый во второй половине дня, в выходные дни; индивидуально - самостоятельный на каникулах и в домашних условиях.
3 Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показал высокую эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, где в экспериментальной группе увеличилось время занятий физической культурой и спортом в неделю с 5 часов до 12 часов (р < 0,05); повысилась физкультурно-спортивная активность на практических занятиях с 6128 до 9500 шагов (р < 0,05); количество участий в спортивных мероприятиях за неделю повысилось с 0-1 раза до 4-5 раз (р < 0,05); общий уровень физической подготовленности по пятибалльной системе поднялся с 2,8 баллов до 4,5 баллов (р<0,05), частота простудных заболеваний у юношей снизилась с 3-4 раз до 1-2 раза в год, у девушек с 4-5 раз до 2-3 раз.
Реализация опытных педагогических мероприятий, направленных на формирование основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе способствовало: гармоничному и поступательному развитию интеллектуальных и физических способностей у молодых людей, повышению академической мобильности в условиях постоянно повышающихся учебных и психофизических требований к настоящим и будущим специалистам. Общий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов экспериментальной группы (юноши) к третьему курсу поднялся до 85 %, у девушек - до 65 %.
1 Интенсивная учебная деятельность оказывает сильное психофизическое воздействие на молодой и ещё не окрепший организм студентов. Для сохранения и укрепления здоровья молодых людей, их полноценного развития необходимы современные организационные формы и комплексные педагогические технологии формирования базовых основ самостоятельной физкультурно- спортивной деятельности у студентов, как необходимого условия для гармоничного развития и реализации умственного и физического потенциала студенческой молодежи в процессе профессионального обучения в вузе.
2 В вариативную программу формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов входят следующие организационно-педагогические блоки: образовательно-оздоровительный
(практические занятия, лекции, беседы), спортивно-массовый (спортивные секции, группы ОФП и «Здоровья», туристические походы и др.) и индивидуально-самостоятельный (соревнования, спартакиады, конкурсы и др.), где образовательно-оздоровительный блок реализуется в первой половине дня; спортивно-массовый во второй половине дня, в выходные дни; индивидуально - самостоятельный на каникулах и в домашних условиях.
3 Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показал высокую эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, где в экспериментальной группе увеличилось время занятий физической культурой и спортом в неделю с 5 часов до 12 часов (р < 0,05); повысилась физкультурно-спортивная активность на практических занятиях с 6128 до 9500 шагов (р < 0,05); количество участий в спортивных мероприятиях за неделю повысилось с 0-1 раза до 4-5 раз (р < 0,05); общий уровень физической подготовленности по пятибалльной системе поднялся с 2,8 баллов до 4,5 баллов (р<0,05), частота простудных заболеваний у юношей снизилась с 3-4 раз до 1-2 раза в год, у девушек с 4-5 раз до 2-3 раз.
Реализация опытных педагогических мероприятий, направленных на формирование основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе способствовало: гармоничному и поступательному развитию интеллектуальных и физических способностей у молодых людей, повышению академической мобильности в условиях постоянно повышающихся учебных и психофизических требований к настоящим и будущим специалистам. Общий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов экспериментальной группы (юноши) к третьему курсу поднялся до 85 %, у девушек - до 65 %.





