🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов

Работа №202786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4540 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 10
1.1 Предпосылки эффективной самостоятельной физкультурно-
10
спортивной деятельности студенческой молодежи
1.2 Роль «малых форм» физической культуры в здоровом образе жизни
студента 18
1.3 Теоретические аспекты состояния физкультурно-спортивной
деятельности и здоровья студентов в вузе 21
1.4 Примеры эффективных педагогических технологий повышения
физической работоспособности студентов в современной образовательной среде 24
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов 39
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Актуальность. В процессе организации физического воспитания студентов необходимо учитывать личностные особенности занимающихся, планирование двигательной активности должно осуществляться с учетом возрастно-психологических особенностей контингента обучающихся.
Спортизация физического воспитания и организация в вузе развернутой системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных
мероприятий способствует приобщению большего числа студентов к тренировочной и соревновательной деятельности. Соревновательная
деятельность и подготовка к ней помогают студенческой молодежи самосовершенствоваться и преодолевать самого себя [14, 40].
Следует отметить, что подготовка высококвалифицированных специалистов, сохранение и укрепление их здоровья в условиях образовательного процесса высшей школы является составной частью современной стратегии общества и государственной политики. На это нацелена государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В связи с этим важной задачей современной практической педагогики становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания физического здоровья, профессионально-прикладной физической готовности,
стимулирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Эта работа не возможна без постоянной заботы об их физическом совершенствовании, поэтому развитие физкультуры и спорта
рассматривается теоретиками и практиками как необходимая составная часть воспитания студенчества в учебное и во внеучебное время. Эта деятельность в вузах проводится через кафедры физического воспитания. В настоящее время очень актуальным является формирование у студентов высших учебных заведений устойчивого интереса и потребности к физическому самосовершенствованию как к основному фактору их качественной
жизнедеятельности, ценностного отношения к физической культуре и спорту. Учебные и внеучебные формы физкультурно-спортивной деятельности в вузе должны обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой
индивидуальности и полноценной самореализации.
Успешное решение этой задачи возможно при условии
сформированной позитивной мотивации студентов к систематическому
физическому самосовершенствованию средствами физической культуры и спорта [22, 54].
Сегодня заметно обострилось противоречие между необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза как необходимого условия реализации индивидуального двигательного потенциала молодежи и поддержанием умственной работоспособности и недостаточной сформированностью у студентов вуза гуманитарных знаний и умений перевода внешне актуализированных ценностей (необходимость физкультурно-спортивной деятельности в вузе) во внутренний компонент отдельного индивида (самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность).
Объект исследования - физическое воспитание в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - экспериментальная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
Цель исследования - выявление эффективности вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Задачи исследования:
1 Проанализировать состояние проблемы формирования
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, а также степень разработанности исследуемой темы в педагогической практике;
2 Разработать содержание вариативной программы формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе;
3 В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Практическая значимость исследования:
Разработанная вариативная программа, направленная на формирование у студентов основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности может быть использована в практике работы кафедры физического воспитания высшего учебного заведения.
Выявленные особенности косвенных показателей самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов могут использоваться специалистами в области двигательной активности молодежи для обоснования инновационных педагогических технологий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы:
1 Интенсивная учебная деятельность оказывает сильное психофизическое воздействие на молодой и ещё не окрепший организм студентов. Для сохранения и укрепления здоровья молодых людей, их полноценного развития необходимы современные организационные формы и комплексные педагогические технологии формирования базовых основ самостоятельной физкультурно- спортивной деятельности у студентов, как необходимого условия для гармоничного развития и реализации умственного и физического потенциала студенческой молодежи в процессе профессионального обучения в вузе.
2 В вариативную программу формирования основ самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности у студентов входят следующие организационно-педагогические блоки: образовательно-оздоровительный
(практические занятия, лекции, беседы), спортивно-массовый (спортивные секции, группы ОФП и «Здоровья», туристические походы и др.) и индивидуально-самостоятельный (соревнования, спартакиады, конкурсы и др.), где образовательно-оздоровительный блок реализуется в первой половине дня; спортивно-массовый во второй половине дня, в выходные дни; индивидуально - самостоятельный на каникулах и в домашних условиях.
3 Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показал высокую эффективность педагогического обеспечения формирования основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза, где в экспериментальной группе увеличилось время занятий физической культурой и спортом в неделю с 5 часов до 12 часов (р < 0,05); повысилась физкультурно-спортивная активность на практических занятиях с 6128 до 9500 шагов (р < 0,05); количество участий в спортивных мероприятиях за неделю повысилось с 0-1 раза до 4-5 раз (р < 0,05); общий уровень физической подготовленности по пятибалльной системе поднялся с 2,8 баллов до 4,5 баллов (р<0,05), частота простудных заболеваний у юношей снизилась с 3-4 раз до 1-2 раза в год, у девушек с 4-5 раз до 2-3 раз.
Реализация опытных педагогических мероприятий, направленных на формирование основ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе способствовало: гармоничному и поступательному развитию интеллектуальных и физических способностей у молодых людей, повышению академической мобильности в условиях постоянно повышающихся учебных и психофизических требований к настоящим и будущим специалистам. Общий уровень самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности у студентов экспериментальной группы (юноши) к третьему курсу поднялся до 85 %, у девушек - до 65 %.



1 Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 316 с.
2 Агаджанян, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. - М.: Голос, 1989. - 208 с.
3 Агеевец, В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.У. Агеевец, Т.В. Састамойнен // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №5. - С.47-50.
4 Арнст, Н.В. Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеучебное время / Н.В. Арнст. - Красноярск: СибГТУ,
2016. - 151 с.
5 Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 26 с.
6 Андрющенко, Л.Б. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов / Л.Б. Андрющенко, И.В. Лосева, И.В. Орлан // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. - С. 44-49.
7 Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. -178 с.
8 Ахметова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России: научно¬педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. - 2013. - №4. - С.138-144.
9 Ашкинази, С.М. Физическая культура и здоровье студентов вузов: анализ,
опыт и приоритеты / С.М. Ашкинази, И.В. Соколова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №5. - С. 104-107. 
Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний награни нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1997. - 298 с.
Бабенко, А.И. Потери здоровья населения Сибири и стратегия его охраны: автореф. дисс...д-ра мед. наук /А.И. Бабенко. - М.,1995. - 43 с.
Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - №4. - С. 2-8.
Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и методика физической культуры. - 2003. - №5. - С.19-21.
Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №4. - С.21-23...155


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ