Миссионерская деятельность среди инакообрядцев, сектантов и иноверцев Оренбургской епархии. 1905 - 1917 гг.
|
Введение 2
Раздел I. Миссионерская деятельность официальной православной
Церкви в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. . 21
1.1. Православное миссионерское общество и его деятельность .. 21
1.2. Оренбургский епархиальный комитет православного
миссионерского общества в конце XIX - начале XX вв 41
Раздел II. Указ "Об укреплении начал веротерпимости" и православная миссионерская деятельность в Оренбургской епархии 49
2.1. Миссионерские проповеди, дискуссии, собеседования 51
2.2. Миссионерская образовательная и издательская деятельность
87
Заключение 107
Список источников и литературы 113
Раздел I. Миссионерская деятельность официальной православной
Церкви в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. . 21
1.1. Православное миссионерское общество и его деятельность .. 21
1.2. Оренбургский епархиальный комитет православного
миссионерского общества в конце XIX - начале XX вв 41
Раздел II. Указ "Об укреплении начал веротерпимости" и православная миссионерская деятельность в Оренбургской епархии 49
2.1. Миссионерские проповеди, дискуссии, собеседования 51
2.2. Миссионерская образовательная и издательская деятельность
87
Заключение 107
Список источников и литературы 113
Православная миссионерская деятельность ставит перед собой цель приведения человека к вере Христовой, приобщения его к христианскому образу жизни, передачи ему опыта богообщения в святых таинствах Церкви. Также целью православного миссионерства является своевременная реакция на отклонения от догматов христианской православной веры уже верующих людей. В начале XX в. миссионерская деятельность традиционно проводилась в формах бесед, религиозных споров с привлечением цитат из Библии и иной духовной литературы. Но как в современности, так и в начале XX в. миссионеры в своей деятельности сталкивались с недопониманием и конфронтацией со стороны, как заблуждающихся православных, так и с упрямством со стороны убежденных приверженцев старообрядчества и других вероучений. Сохранилось немало доказательств деятельности миссионеров, которые можно встретить в фондах архивов и получить представление о том, какие темы затрагивались в беседах с представителями различных вероисповеданий и о том, как выглядела реакция последних на доводы православных миссионеров. Данная работа посвящена исследованию миссионерской деятельности официальной православной Церкви в сравнении способов и методов до и после Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время историографии не выявлен характер изменения курса миссионерской деятельности до 1905 г. и периода с 1905 до 1917 гг., в существующей историографии не проведено сравнение между приемами миссионерской деятельности относительно представителей различных вероисповеданий, а также до настоящего времени существуют не введенные в научный оборот источники по истории миссионерской деятельности.
В настоящее время отмечено возрождение деятельности различных религиозных организаций на территории России. Закон «О свободе совести и религиозных объединений» 23 сентября 1997 г. дал ход деятельности религиозных организаций в области просвещения, благотворительности предпринимательства, а также в сфере распространения религиозных учений на территории РФ. Современная Россия является объектом миссионерства различных вероучений: православия, католицизма, протестантизма и других нетрадиционных религиозных культов. Чем больше территория, которую охватывает миссионерская деятельность различных конфессий, тем большее культурное влияние они оказывают на население. Этот факт усугубляет межконфессиональную напряженность. В связи с этим появляется необходимость изучения межконфессиональных отношений с целью ограничения прозелитизма в религиозной среде. Также актуальность данной работы заключается в том, что в ней рассматривается вопрос истории ведения миссионерской деятельности на региональном уровне, а именно, в Оренбургской епархии. Данная территориальная единица интересует нас по причине того, что в исследуемый период территория современной Челябинской области входила в состав Оренбургской губернии. Опыт миссионерской деятельности именно в данной местности может быть полезен Русской православной церкви в качестве основы современной миссионерской практики.
Объектом исследования является миссионерская деятельность
официальной православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.
Предметом исследования являются особенности миссионерской деятельности официальной православной Церкви в Оренбургской епархии с 1905 по 1917 гг.
Хронологические рамки данной работы обусловлены началом действия указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
Верхней границей в работе выделен созыв V Миссионерского съезда в июле - августе 1917 г. Для полной картины исследуемой темы нами были предприняты исторические экскурсы в более ранний хронологический период, а именно конец XIX - начало XX вв.
Территориальные рамки охватывают Оренбургскую епархию как самостоятельную территориальную единицу. Территория Оренбургской епархии в исследуемый период включала Челябинский, Оренбургский, Верхнеуральский, Орский, Троицкий уезды Оренбургской губернии, Тургайскую и до 1908 г. Уральскую области Степного генерал- губернаторства.
Историографию данной темы можно разделить на несколько этапов: дореволюционный этап, советский и постсоветский.
В данной работе использованы исследования, относящиеся к различным хронологическим этапам историографии.
Дореволюционный этап историографии отмечен следующими исследованиями. Историк Н.М. Чернавский исследовал внешнюю миссию на территории Оренбургской епархии, работал над темой значения публичных собеседований и миссионерских школ в деле христианской миссии. Его исследование написано в 1894 г. и хранится в Объединенном государственном архиве Челябинской области, оно не опубликовано . Опубликована книга «Оренбургская епархия в прошлом и настоящем» . Н.М. Чернавский в своих исследованиях затрагивал проблемы влияния политики государства и деятельности генерал-губернатора на миссионерскую работу православной церкви в Оренбургской епархии. В работе Н.М. Чернавского подробно освещаются административное деление Оренбургского края и учреждения Оренбургско-Уфимской епархии, подробно описываются местные события, приводятся достаточно интересные сведения о старообрядцах и о популярности их идей среди казачества. Кроме этого, в данной работе говорится об основании скитов в области, о миссионерской деятельности официальной православной Церкви; о работе светских органов управления и о состоянии православного духовенства в дореволюционный период. В работе приведены статистические таблицы. На основе широкого круга источников автор попытался создать целостную картину борьбы епархиальных и губернских властей с расколом. Это единственная обобщающая работа по истории церкви в Оренбургской епархии. Двухтомник Н.М. Чернавского написан в соответствии с идеологическими установками официального православия.
Н.И. Субботин в книге, изданной в 1880 г. собраны статьи из «Московских Ведомостей» периода 1877 - 1879 гг. под заглавием: «Из современных летописей раскола» и составляют полезный и интересный материал по истории раскола...
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время историографии не выявлен характер изменения курса миссионерской деятельности до 1905 г. и периода с 1905 до 1917 гг., в существующей историографии не проведено сравнение между приемами миссионерской деятельности относительно представителей различных вероисповеданий, а также до настоящего времени существуют не введенные в научный оборот источники по истории миссионерской деятельности.
В настоящее время отмечено возрождение деятельности различных религиозных организаций на территории России. Закон «О свободе совести и религиозных объединений» 23 сентября 1997 г. дал ход деятельности религиозных организаций в области просвещения, благотворительности предпринимательства, а также в сфере распространения религиозных учений на территории РФ. Современная Россия является объектом миссионерства различных вероучений: православия, католицизма, протестантизма и других нетрадиционных религиозных культов. Чем больше территория, которую охватывает миссионерская деятельность различных конфессий, тем большее культурное влияние они оказывают на население. Этот факт усугубляет межконфессиональную напряженность. В связи с этим появляется необходимость изучения межконфессиональных отношений с целью ограничения прозелитизма в религиозной среде. Также актуальность данной работы заключается в том, что в ней рассматривается вопрос истории ведения миссионерской деятельности на региональном уровне, а именно, в Оренбургской епархии. Данная территориальная единица интересует нас по причине того, что в исследуемый период территория современной Челябинской области входила в состав Оренбургской губернии. Опыт миссионерской деятельности именно в данной местности может быть полезен Русской православной церкви в качестве основы современной миссионерской практики.
Объектом исследования является миссионерская деятельность
официальной православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.
Предметом исследования являются особенности миссионерской деятельности официальной православной Церкви в Оренбургской епархии с 1905 по 1917 гг.
Хронологические рамки данной работы обусловлены началом действия указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
Верхней границей в работе выделен созыв V Миссионерского съезда в июле - августе 1917 г. Для полной картины исследуемой темы нами были предприняты исторические экскурсы в более ранний хронологический период, а именно конец XIX - начало XX вв.
Территориальные рамки охватывают Оренбургскую епархию как самостоятельную территориальную единицу. Территория Оренбургской епархии в исследуемый период включала Челябинский, Оренбургский, Верхнеуральский, Орский, Троицкий уезды Оренбургской губернии, Тургайскую и до 1908 г. Уральскую области Степного генерал- губернаторства.
Историографию данной темы можно разделить на несколько этапов: дореволюционный этап, советский и постсоветский.
В данной работе использованы исследования, относящиеся к различным хронологическим этапам историографии.
Дореволюционный этап историографии отмечен следующими исследованиями. Историк Н.М. Чернавский исследовал внешнюю миссию на территории Оренбургской епархии, работал над темой значения публичных собеседований и миссионерских школ в деле христианской миссии. Его исследование написано в 1894 г. и хранится в Объединенном государственном архиве Челябинской области, оно не опубликовано . Опубликована книга «Оренбургская епархия в прошлом и настоящем» . Н.М. Чернавский в своих исследованиях затрагивал проблемы влияния политики государства и деятельности генерал-губернатора на миссионерскую работу православной церкви в Оренбургской епархии. В работе Н.М. Чернавского подробно освещаются административное деление Оренбургского края и учреждения Оренбургско-Уфимской епархии, подробно описываются местные события, приводятся достаточно интересные сведения о старообрядцах и о популярности их идей среди казачества. Кроме этого, в данной работе говорится об основании скитов в области, о миссионерской деятельности официальной православной Церкви; о работе светских органов управления и о состоянии православного духовенства в дореволюционный период. В работе приведены статистические таблицы. На основе широкого круга источников автор попытался создать целостную картину борьбы епархиальных и губернских властей с расколом. Это единственная обобщающая работа по истории церкви в Оренбургской епархии. Двухтомник Н.М. Чернавского написан в соответствии с идеологическими установками официального православия.
Н.И. Субботин в книге, изданной в 1880 г. собраны статьи из «Московских Ведомостей» периода 1877 - 1879 гг. под заглавием: «Из современных летописей раскола» и составляют полезный и интересный материал по истории раскола...
Во второй половине XIX - начале XX вв. государственная власть, Оренбургский епархиальный комитет православного миссионерского общества и епархиальные власти прилагали усилия в выявлении, предотвращении и борьбе с распространявшимся христианским сектантством на территории Оренбургской епархии. Часто государство это делало посредством судебных разбирательств в Оренбургской палате уголовного и гражданского суда; епархия с помощью миссионерских бесед, разъяснений, увещеваний пыталась возвращать заблудившихся в лоно Русской православной церкви, а более того, церковь пыталась предотвращать распространение сектантской заразы. «Если усилия Церкви не приводили к желаемым результатам, то принимались более жесткие меры с привлечением Оренбургской губернской администрации и полиции. В результате в регионе поддерживался устойчивый процесс формального перехода в православие при тайном соблюдении прежних обрядов» .
После указов 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. Русская православная церковь практически утратила свое привилегированное положение среди прочих конфессий и религиозных вероучений. Указы давали возможность активизировать деятельность всех не запрещенных в России религиозных организаций: старообрядческих согласий и толков, христианских сект, а также магометанства. В таких условиях православное миссионерство вынуждено было использовать только духовные способы воздействия.
Период в 1905 - 1917 гг. являлся важным этапом функционирования миссионерской деятельности РПЦ, так как он определил ее итоги в целом.
Под действием новых законов образовались определенные сдвиги, а именно: проводить миссионерскую деятельность РПЦ стала более осторожными методами, чем это происходило ранее. Применялись способы исключительно духовного воздействия на старообрядцев, так как быть старовером и пропагандировать старообрядчество стало законно.
Миссионерской деятельности в период с 1905 по 1917 гг. способствовало неплохое финансирование, Оренбургской епархии выделялось на эти цели от 10 до 13 тысяч рублей в год, а в годы Первой мировой войны в связи с инфляцией эти расходы возросли . Но, несмотря на внушительную сумму, выделяемую на миссионерскую деятельность, средств все-равно не хватало. Это привело к снижению активности работы православных миссионеров.
Методы и формы миссионерской деятельности официальной православной Церкви после указов «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 г. и указа остались прежними, как и были во второй половине XIX в., но изменился их характер: авторитарность была заменена ненавязчивостью и осторожностью со стороны миссионеров. Старообрядцы, представители сект не изуверского характера стали чувствовать себя более уверенно и свободно .
Статистические источники свидетельствуют о тенденции перехода старообрядцев в конце XIX - начале XX в. из поповского согласия на позиции беспоповства. Вследствие этого происходил процесс образования старообрядческих сект, появлялись новые согласия и толки, такие как «никудышники» и «митрофановцы» в Оренбургской епархии и «странники» в общероссийском масштабе. Происходило увеличение численности старообрядческого населения (в частности беспоповского направления) за
Оренбургское казачество состояло из крестьянства, купечества, горнозаводских рабочих, но основу составляли два крупнейших сословия: казачества и крестьянства, которые неотступно следовали остановленным согласием правилам и обрядам, как в общественно-бытовой, так и в религиозной жизни.
К началу XX в. у официальных властей не было эффективной методики по статистическому сбору информации о старобрядчестве. Ни чиновники, ни духовенство не могли достоверно фиксировать данные о количестве представителей тех или иных старообряческих согласий. Сознательное занижение ими количественных показателей, а также нежелание самих старообрядцев выявлять свою принадлежность к старообрядчеству из-за опасения преследования вносили в официальную статистику искаженные сведения.
Оренбургская епархия стала регионом, экономическое освоение которого происходило параллельно с распространением и проникновением в него представителей старообрядчества. Старообрядчество, проникая на Южный Урал, несло с собой различные старообрядческие согласия и толки. На протяжении II половины XIX - начала XX вв. наблюдалась тенденция увеличения количества старообрядцев. Значительная часть старообрядцев находилась в Оренбургском, Троицком, Челябинском уездах, а также в Уральской области.
С 1905 по 1917 гг. Русская православная церковь и старообрядчество в миссионерской деятельности были на одних правах. Это привело к тому, что старообрядцы приходили на собеседования для того, чтобы отстоять свою веру перед миссионерами Русской православной церкви. Несмотря на все усилия миссионеров РПЦ старообрядчество к 1908 - 1910 гг. начало
распространяться, а эффективность миссионерской деятельности РПЦ снижаться. После установления советской власти в России миссионерская деятельность Русской православной церкви прекратилась полностью.
Деятельность Оренбургского Православного миссионерского общества, епархиальных властей в содружестве с местной губернской властью во второй половине XIX - начале XX вв. среди старообрядчества, сектантства и магометанства была весьма значительной, разносторонней, можно сказать грандиозной. В период до 1905 г. она претерпевала особый размах и силу. Особенно это было заметно по тому, как создавались и функционировали организации по борьбе и предотвращению раскола - Оренбургский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, Михайло- Архангельского братства, противостарообрядческая, противосектантская и киргизская миссии. В общем, действия всех этих предприятий можно охарактеризовать как гуманные, прогрессивные, которые внесли вклад в рост морально-нравственного, религиозно-образовательного, гуманитарно-интеллектуального состояния населения Оренбургской губернии. Но наряду с вышеперечисленными действиями РПЦ в тот период все же использовались принудительные, административно-репрессивные методы борьбы с расколом.
IV Миссионерский съезд разделил миссионерскую деятельность на такие направления как: специальную миссию (внешнюю); народно-приходскую; пастырско-приходскую и монашескую (внутренюю).
Если в пастырско-приходской и монашеской миссии оставались неизменными традиционные методы, то народно-приходская миссия активизировала свою деятельность с помощью новых на то время организаций - кружков ревнителей православия, миссионерских кружков и миссионерских школ для детей. Церковно-приходская миссия характеризовалась организацией церковно-приходских попечительств, «Обществ трезвости», таких новых организаций как приходских советов, братств и кружков любителей церковного пения и чтения. С помощью деятельности специальных «противомусульманских» миссионеров, иноверческих миссионерских кружков, деятельности священников нерусских приходов улучшилось положение во внешней миссии.
Несмотря на продолжающуюся миссионерскую деятельность РПЦ, представители старообрядчества, сектантства и иноверчества, принявшие в свое время фиктивно православие, продолжали возвращаться в свои религиозные вероисповедания, укрепляясь в своей прежней вере.
Указы 1905 и 1906 гг. сохраняли привилегированное положение официального православия, но давали возможность активизировать деятельность старообрядческих согласий и толков. В таких условиях православное миссионерство вынуждено было использовать только духовные способы воздействия.
Представителям иных вероисповеданий благодаря этим указам позволялось строить культовые сооружения, издавать религиозную литературу и брошюры, преподавать в своих приходах основы вероучений. Получившие свободу староверы, сектанты, мусульмане, активно принялись исповедовать свои религиозные убеждения, зачастую не без неприязни к православию. Идеологические нападки на Русскую церковь добавились и со стороны атеистических организаций социалистического толка.
Миссионерская деятельность является необходимой частью религиозной деятельности Русской православной церкви. В ее основе лежали стремление к проповеди истинной веры. Традиции русской православной миссии имеют многовековую историю. Они начали складываться с момента принятия христианства на Руси.
Многие века православное миссионерство являлось инструментом государственной политики российского правительства при осуществлении окультурации языческих и кочевых народов, которые или состояли в конфронтации с государством или были присоединены в процессе освоения территорий.
Русское православное миссионерство должно было способствовать единству и укреплению государства через утверждения духовного единства населения страны в православной вере. Русская православная церковь являлась одним из имперских институтов, проявляя себя активным участником реализации проекта окультурации. Деятельность православных миссионеров до 1905 г. была под непрестанным контролем государственной власти и имела исключительное право на осуществления миссионерской деятельности на территории России.
В начале XX в. в мировоззрении светских правящих кругов постепенно появились представления о том, что все монотеистические религии в Российской империи образуют единую систему, способную обеспечить этно- конфессиональную стабильность в государстве, что на первый план выходит не конфессиональный фактор, а категории «просвещенность», «образованность», «цивилизованность». Вследствие этого, русско- христианская «европогенная» цивилизация начала рассматриваться как модель, единственно способная привести народ империи к состоянию просвещенности.
После установления советской власти в России миссионерская деятельность Русской православной церкви прекратилась полностью.
После указов 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. Русская православная церковь практически утратила свое привилегированное положение среди прочих конфессий и религиозных вероучений. Указы давали возможность активизировать деятельность всех не запрещенных в России религиозных организаций: старообрядческих согласий и толков, христианских сект, а также магометанства. В таких условиях православное миссионерство вынуждено было использовать только духовные способы воздействия.
Период в 1905 - 1917 гг. являлся важным этапом функционирования миссионерской деятельности РПЦ, так как он определил ее итоги в целом.
Под действием новых законов образовались определенные сдвиги, а именно: проводить миссионерскую деятельность РПЦ стала более осторожными методами, чем это происходило ранее. Применялись способы исключительно духовного воздействия на старообрядцев, так как быть старовером и пропагандировать старообрядчество стало законно.
Миссионерской деятельности в период с 1905 по 1917 гг. способствовало неплохое финансирование, Оренбургской епархии выделялось на эти цели от 10 до 13 тысяч рублей в год, а в годы Первой мировой войны в связи с инфляцией эти расходы возросли . Но, несмотря на внушительную сумму, выделяемую на миссионерскую деятельность, средств все-равно не хватало. Это привело к снижению активности работы православных миссионеров.
Методы и формы миссионерской деятельности официальной православной Церкви после указов «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 г. и указа остались прежними, как и были во второй половине XIX в., но изменился их характер: авторитарность была заменена ненавязчивостью и осторожностью со стороны миссионеров. Старообрядцы, представители сект не изуверского характера стали чувствовать себя более уверенно и свободно .
Статистические источники свидетельствуют о тенденции перехода старообрядцев в конце XIX - начале XX в. из поповского согласия на позиции беспоповства. Вследствие этого происходил процесс образования старообрядческих сект, появлялись новые согласия и толки, такие как «никудышники» и «митрофановцы» в Оренбургской епархии и «странники» в общероссийском масштабе. Происходило увеличение численности старообрядческого населения (в частности беспоповского направления) за
Оренбургское казачество состояло из крестьянства, купечества, горнозаводских рабочих, но основу составляли два крупнейших сословия: казачества и крестьянства, которые неотступно следовали остановленным согласием правилам и обрядам, как в общественно-бытовой, так и в религиозной жизни.
К началу XX в. у официальных властей не было эффективной методики по статистическому сбору информации о старобрядчестве. Ни чиновники, ни духовенство не могли достоверно фиксировать данные о количестве представителей тех или иных старообряческих согласий. Сознательное занижение ими количественных показателей, а также нежелание самих старообрядцев выявлять свою принадлежность к старообрядчеству из-за опасения преследования вносили в официальную статистику искаженные сведения.
Оренбургская епархия стала регионом, экономическое освоение которого происходило параллельно с распространением и проникновением в него представителей старообрядчества. Старообрядчество, проникая на Южный Урал, несло с собой различные старообрядческие согласия и толки. На протяжении II половины XIX - начала XX вв. наблюдалась тенденция увеличения количества старообрядцев. Значительная часть старообрядцев находилась в Оренбургском, Троицком, Челябинском уездах, а также в Уральской области.
С 1905 по 1917 гг. Русская православная церковь и старообрядчество в миссионерской деятельности были на одних правах. Это привело к тому, что старообрядцы приходили на собеседования для того, чтобы отстоять свою веру перед миссионерами Русской православной церкви. Несмотря на все усилия миссионеров РПЦ старообрядчество к 1908 - 1910 гг. начало
распространяться, а эффективность миссионерской деятельности РПЦ снижаться. После установления советской власти в России миссионерская деятельность Русской православной церкви прекратилась полностью.
Деятельность Оренбургского Православного миссионерского общества, епархиальных властей в содружестве с местной губернской властью во второй половине XIX - начале XX вв. среди старообрядчества, сектантства и магометанства была весьма значительной, разносторонней, можно сказать грандиозной. В период до 1905 г. она претерпевала особый размах и силу. Особенно это было заметно по тому, как создавались и функционировали организации по борьбе и предотвращению раскола - Оренбургский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, Михайло- Архангельского братства, противостарообрядческая, противосектантская и киргизская миссии. В общем, действия всех этих предприятий можно охарактеризовать как гуманные, прогрессивные, которые внесли вклад в рост морально-нравственного, религиозно-образовательного, гуманитарно-интеллектуального состояния населения Оренбургской губернии. Но наряду с вышеперечисленными действиями РПЦ в тот период все же использовались принудительные, административно-репрессивные методы борьбы с расколом.
IV Миссионерский съезд разделил миссионерскую деятельность на такие направления как: специальную миссию (внешнюю); народно-приходскую; пастырско-приходскую и монашескую (внутренюю).
Если в пастырско-приходской и монашеской миссии оставались неизменными традиционные методы, то народно-приходская миссия активизировала свою деятельность с помощью новых на то время организаций - кружков ревнителей православия, миссионерских кружков и миссионерских школ для детей. Церковно-приходская миссия характеризовалась организацией церковно-приходских попечительств, «Обществ трезвости», таких новых организаций как приходских советов, братств и кружков любителей церковного пения и чтения. С помощью деятельности специальных «противомусульманских» миссионеров, иноверческих миссионерских кружков, деятельности священников нерусских приходов улучшилось положение во внешней миссии.
Несмотря на продолжающуюся миссионерскую деятельность РПЦ, представители старообрядчества, сектантства и иноверчества, принявшие в свое время фиктивно православие, продолжали возвращаться в свои религиозные вероисповедания, укрепляясь в своей прежней вере.
Указы 1905 и 1906 гг. сохраняли привилегированное положение официального православия, но давали возможность активизировать деятельность старообрядческих согласий и толков. В таких условиях православное миссионерство вынуждено было использовать только духовные способы воздействия.
Представителям иных вероисповеданий благодаря этим указам позволялось строить культовые сооружения, издавать религиозную литературу и брошюры, преподавать в своих приходах основы вероучений. Получившие свободу староверы, сектанты, мусульмане, активно принялись исповедовать свои религиозные убеждения, зачастую не без неприязни к православию. Идеологические нападки на Русскую церковь добавились и со стороны атеистических организаций социалистического толка.
Миссионерская деятельность является необходимой частью религиозной деятельности Русской православной церкви. В ее основе лежали стремление к проповеди истинной веры. Традиции русской православной миссии имеют многовековую историю. Они начали складываться с момента принятия христианства на Руси.
Многие века православное миссионерство являлось инструментом государственной политики российского правительства при осуществлении окультурации языческих и кочевых народов, которые или состояли в конфронтации с государством или были присоединены в процессе освоения территорий.
Русское православное миссионерство должно было способствовать единству и укреплению государства через утверждения духовного единства населения страны в православной вере. Русская православная церковь являлась одним из имперских институтов, проявляя себя активным участником реализации проекта окультурации. Деятельность православных миссионеров до 1905 г. была под непрестанным контролем государственной власти и имела исключительное право на осуществления миссионерской деятельности на территории России.
В начале XX в. в мировоззрении светских правящих кругов постепенно появились представления о том, что все монотеистические религии в Российской империи образуют единую систему, способную обеспечить этно- конфессиональную стабильность в государстве, что на первый план выходит не конфессиональный фактор, а категории «просвещенность», «образованность», «цивилизованность». Вследствие этого, русско- христианская «европогенная» цивилизация начала рассматриваться как модель, единственно способная привести народ империи к состоянию просвещенности.
После установления советской власти в России миссионерская деятельность Русской православной церкви прекратилась полностью.





