Введение
1 Теоретические и методические аспекты анализа издержек
обращения предприятий торговли
1.1 Роль издержек обращения в деятельности торговых предприятий
потребительской кооперации, их состав, особенности и факторы формирования 8
1.2 Оценка действующих подходов к анализу издержек обращения
как элементу расходов предприятий в отечественной и зарубежной литературе 13
1.3 Обзор и оценка существующих методик анализа издержек
обращения торговых предприятий в отечественной и зарубежной практике и пути их совершенствования
2 Обоснование методики анализа издержек обращения
предприятий торговли потребительской кооперации
2.1 Классификация издержек обращения: принципы, значение для
деятельности торговых предприятий и направления расширения для целей анализа 26
2.2 Вопросы совершенствования состава статей издержек обращения
на основе их перегруппировки для целей анализа 33
2.3 Разработка и обоснование методики анализа издержек обращения
торговых предприятий потребительской кооперации на основе предложенных подходов 39
Заключение 92
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике единственной организационной формой деятельности, которая объединяет предпринимательскую инициативу с потребностями людей, является система потребительской кооперации, призванная одновременно решать социальные и экономические проблемы жителей сельских местностей и выполняющая функции как общественной организации, защищающей интересы людей, так и хозяйственного предприятия.
Одним из звеньев потребительской кооперации являются предприятия розничной торговли. Особое место в деятельности которых занимают издержки обращения, оказывающие влияние на финансовые результаты.
Для функционирования предприятий торговли потребительской кооперации в современных условиях необходимо обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, то есть их рентабельности. Одним из путей решения этой проблемы является осуществление комплексного анализа издержек обращения как основы для определения путей их снижения и создания базы для обоснования уровня цен.
В процессе проведения анализа определяются резервы снижения издержек обращения, принимаются решения по устранению нерациональных расходов и потерь, разрабатываются стратегии и тактики развития предприятий, выносится оценка результатов их деятельности.
В настоящее время на предприятиях применяются различные методики анализа издержек, требующие уточнения и актуализации с учетом существующего информационного обеспечения.
В связи с чем, исследование теоретических и методологических аспектов анализа издержек обращения, и их оценки, является актуальным для совершенствования внутрихозяйственного учета издержек обращения и дальнейшего развития деятельности предприятий потребительской кооперации.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты теории и методологии экономического анализа издержек обращения предприятий торговли и потребительской кооперации рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В.Ф. Палий, М.И. Баканов, К.А. Раицкий, Э.А. Батраева, А.Д. Шеремет, Ю.Л. Александров, А.М. Фридман, А.И. Гребнев, М.Ф. Овсийчук, К. Друри, Л.И. Кравченко, К. Шим Джей, Г. Шмален, С.М. Капелюш, И.И. Ульянов, Н.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, П. Самуэльсон, Г.В. Савицкая и другие.
Однако, существующие методики анализа издержек обращения имеют следующие недостатки:
1. не учитывают специфику предприятий торговли потребительской кооперации;
2. отражают не все возможные признаки классификации;
3. не отражают целевое назначение статей издержек;
4. не учитывают издержки обращения структурных подразделений кооперации;
5. не позволяют оценивать эффективность текущих расходов структурных подразделений.
Этим и обусловлен выбор темы и определение основных направлений диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании и дополнении методики анализа издержек обращения предприятий розничной торговли потребительской кооперации рядом новых направлений для выявления резервов их снижения, повышения рентабельности продаж, формирования финансового результата в разрезе структурных подразделений в современных условиях.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
- исследование действующих подходов к анализу издержек обращения как элементу расходов предприятий и оценка существующих методик анализа издержек обращения предприятий розничной торговли, в том числе системы потребительской кооперации, представленных в литературе;
- оценка действующей номенклатуры издержек обращения предприятий потребительской кооперации и разработка предложений по ее корректировке с точки зрения создания новой группировки элементов расходов по целевому назначению;
- изучение действующих признаков классификации издержек обращения, используемых в процессе анализа, и ее дополнение для обеспечения возможности формирования финансовых результатов деятельности структурных подразделений потребительского общества и для более полного анализа;
- обоснование содержания дополнительных этапов анализа издержек обращения предприятий розничной торговли потребительской кооперации на основе проведенного исследования;
- обоснование методики анализа издержек обращения на основе разработанных подходов и с учетом дополнительных направлений анализа;
- изучение организационно-экономической характеристики деятельности Курагинского «РайПО»;
- проведение общего и факторного анализа формирования издержек обращения Курагинского «РайПО» на основе предложенной методики с целью определения путей их снижения.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Курагинского «РайПО».
Предметом исследования выступают издержки обращения и методика их анализа на предприятии потребительской кооперации.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных теоретиков и практиков в области экономического анализа. В диссертационной работе использована специальная экономическая литература, официальные документы государственных органов, постановления Совета и Правления Центросоюза российской Федерации, Концепция развития системы потребительской кооперации на 2017 - 2021 годы, труды научно-практических конференций,законодательные и нормативные акты, данные Госкомстата РФ по Красноярскому краю, учебники, статьи, монографии и учебные пособия.
В качестве основных методических средств данного научного исследования выбраны диалектические методы познания в дополнении с методом анализа и синтеза, а также экономико-статистическими методами исследования. При написании магистерской диссертации использовались различные методы анализа: группировка и сравнение, метод разниц, метод абсолютных и относительных величин и другие экономико-статистические методы.
Методология исследования базировалась на дифференцированном, функциональном, затратном и ресурсном подходах, а также основных положениях экономической теории, касающихся изучения экономической категории «издержки обращения».
Результаты диссертационного исследования динамичны и сгруппированы с использованием программных продуктов «Microsoft Office».
Информационной основой диссертационного исследования послужили данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, статистическая и бухгалтерская отчетность Курагинского «РайПО», Положения и другие нормативные документы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- предложены три новых признака классификации издержек обращения предприятий потребительской кооперации: по центрам возникновения (издержки обращения структурных подразделений и головного предприятия), по экономическим элементам (имущественные, товарные, трудовые и прочие), по субъектам рыночных отношений (с поставщиками услуг, с поставщиками товаров, с покупателями, с прочими);
- предложен откорректированный перечень статей издержек обращения кооперации, основанный на целевом подходе их формирования;
- дополнена система показателей оценки эффективности издержек обращения структурных подразделений уровнем бруттового дохода;
- разработаны этапы и методика анализа издержек обращения потребительской кооперации, основанная на действующих подходах и с учетом предложенных элементов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования по совершенствованию методики анализа издержек обращения в организациях потребительской кооперации могут быть использованы как предприятиями потребительской кооперации, так и другими хозяйствующими субъектами для выявления резервов снижения издержек обращения, повышения рентабельности продаж и обоснования ценообразования в современных условиях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты проведенного диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции студентов (бакалавров, магистров), аспирантов, молодых ученых, преподавателей и специалистов с международным участием «Региональный рынок в условиях кризиса» в 2016 году, а также на XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Теория и практика коммерческой деятельности» в 2018 году.
Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации приняты к внедрению в практическую деятельность Курагинского «РайПО», осуществляющего свою деятельность на потребительском рынке поселка Курагино и ближайших селах Курагинского района Красноярского края, о чем свидетельствует акт внедрения.
Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет подразделы, заключения, списка использованных источников и приложений. В диссертационной работе представлены 6 рисунков, 36 таблиц и 17 формулы. Общий объем работы составляет 115 страниц.
Предприятия потребительской кооперации, имеющие многогранный характер деятельности, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения.
В потребительских обществах основным видом деятельности является розничная торговля. В формировании финансовых результатов потребительских обществ важное место занимают издержки обращения.
Главную роль в анализе деятельности предприятий потребительской кооперации принадлежит экономическому анализу издержек обращения, который, в свою очередь, создает информационную основу для разработки стратегии и тактики развития организации, принятия рациональных управленческих решений в направлении снижения издержек обращения и повышения эффективности потребления ресурсов.
В ходе выполнения диссертационной работы были разработаны следующие дополнения к анализу издержек обращения предприятий торговли потребительской кооперации:
1. предложены три новых признака классификации издержек обращения предприятий потребительской кооперации: по центрам возникновения (издержки обращения структурных подразделений и головного предприятия), по экономическим элементам (имущественные, товарные, издержки обращения работника и прочие), по субъектам рыночных отношений (с поставщиками услуг, с поставщиками товаров, с покупателями, с прочими);
2. предложен откорректированный перечень статей издержек обращения кооперации, основанный на целевом подходе их формирования (приложение Б);
3. дополнена система показателей оценки эффективности издержек обращения предприятий потребительской кооперации на основе показателя уровня бруттового дохода по структурным подразделениям;
4. разработана методика и этапы анализа издержек обращения потребительской кооперации, основанная на действующих подходах и с учетом предложенных элементов.
Подводя итоги проделанной работы на основе нововведений, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе:
В Курагинском «РайПО» за анализируемый период наблюдается рост издержек обращения в относительном выражении на 0,5% и в абсолютном - на 75 тыс.руб.
Наибольшую долю в структуре издержек обращения в 2017 году составили «расходы на оплату труда», удельный вес которых равен 37.8%., а также «транспортные расходы»- 23.7%.
Большая доля транспортных расходов связана с тем, что Курагинское «РайПО» самостоятельно осуществляет доставку товаров до каждого из 5 магазинов, расположенных в разных селах, поселках.
Анализ на основе перегруппированных по целевому назначению статей номенклатуры издержек обращения Курагинского «РайПО» показал, что изменение издержек обращения в большей степени произошло за счет их роста в головном офисе на 94,6 тыс.руб. Однако, дальнейшее их увеличение сдерживалось сокращением в структурных подразделениях предприятия на
19,6 тыс.руб.
Анализ издержек обращения по центрам возникновения показал, что издержки обращения структурных подразделений превышают показатели в головном офисе на 2170,08 тыс.руб. Наибольший удельный вес в структуре всех подразделений занимает магазин «Продукты +» - 18,7%, далее следует «Магазин продтоваров» - 15,3% и магазин «Продукты» 10%. Данные магазины расположены на большом расстоянии от головного офиса, с чем и связаны высокие показатели издержек обращения.
Анализ состава и структуры издержек обращения по экономическим элементам расходов показал, что в отчетном году основное влияние на изменение суммы и уровня издержек обращения Курагинского «РайПО» оказали трудовые издержки обращения. Удельный вес которых в общей структуре составил 49,2% или в абсолютном выражении они равны 6895,4 тыс.руб.
Анализ издержек обращения по субъектам рыночных отношений показа, что в отчетном году наибольшими являются издержки, связанные с поставщиками услуг (26,6%), которые имеют тенденцию роста (увеличились на 4,2%) и равны 3734,7 тыс.руб.
На основе факторного анализа можно сделать вывод, что фактором, оказывающим наибольшее влияние издержки обращения, является изменение цен, тарифов и ставок, величина влияния составила - 3727 тыс. руб., размер влияния изменения объема розничного оборота равен 176,7 тыс.руб. Однако перерасход сдерживался за счет изменения остальных факторов на 3828,7 тыс.руб.
Анализ бруттового дохода в структурных подразделениях показал, что в целом наблюдается его увеличение на 46,6 тыс.руб. В «Магазин №1» бруттовой доход увеличился на 358,4 тыс.руб. Данное изменение произошло в большей степени из-за снижения издержек обращения в этом магазине.
В магазинах: «Продукты», «Магазин №14» и «Магазин продтоваров» также наблюдается тенденция роста бруттового дохода. Однако в магазине «Продукты +» показатель снижается, что оценивается отрицательно, т.к. в 2017 году данный магазин сработал в убыток.
Наибольший удельный вес в структуре частных издержек обращения в отчетном году занимает магазин «Продукты+» - 32,6 %. Их сумма увеличилась на 134,5 тыс.руб. Чем и обусловлено снижение бруттового дохода в данном магазине.
В «Мазазин №1» издержки обращения снизились на 350,7 тыс.руб., что положительно влияет на конечные финансовые результаты в данном структурном подразделении.
В магазинах «Продукты», «Магазин продтоваров» и «Магазин №14» издержки растут, но не смотря на их рост, бруттовой доход, в данных подразделениях, увеличивается.
В целом, можно сказать, что в Курагинском «РайПО» наибольшую прибыль приносит «Магазин №1». Так как он имеет удобное расположение, разнообразный ассортимент продукции и большую долю постоянных покупателей.
Также были предложены три мероприятия, направленные на сокращение издержек обращения Курагинского «РайПО», в результате которых издержки обращения снизятся на 3352,6 тыс.руб., чистая прибыль увеличится на 80 тыс.руб. и будет получен дополнительный доход в размере 210 тыс.руб.
Таким образом, Курагинское «РайПО» имеет устойчивое положение на рынке, так как в основных показателях деятельности предприятия преобладает большая часть положительных показателей, которые отражают эффективность деятельности. При соблюдении режима экономии Курагинское «РайПО» сможет добиться оптимального уровня издержек обращения, которые позволят увеличить объемы деятельности предприятия, получить максимальную прибыль, не снижая качества обслуживания.