Введение 6
1 Теоретические основы формирования стратегии сбыта продукции 8
1.1 Сбытовые стратегии: понятие, виды, сущность 8
1.2 Информационно-методическое обеспечение разработки сбытовой
стратегии 15
1.3 Разработка и обоснование сбытовой стратегии 25
2 Анализ спроса на продукцию собственного производства в сети
супермаркетов «Командор» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика супермаркета «Командор».
Анализ комплекса маркетинга, применяемого в супермаркете 36
2.2 Анализ сбытовой деятельности супермаркета «Командор» в области
реализации продукции собственного производства 46
2.3 Оценка текущего спроса и потребительских предпочтений на продукцию
собственного производства супермаркета «Командор» 53
3 Формирование стратегии сбыта продукции собственного производства
супермаркета «Командор» 63
3.1 Концепция сбытовой стратегии продукции собственного производства
супермаркета «Командор» 63
3.2 Программа мероприятий по реализации концепции сбытовой стратегии
продукции собственного производства в супермаркете «Командор» 65
3.3 Экономическое обоснование мероприятий по реализации концепции
сбытовой стратегии продукции собственного производства в супермаркете «Командор» 70
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение
Настоящая работа - «Исследование спроса в формировании стратегии сбыта продукции собственного производства супермаркета «Командор»».
Актуальность заявленной темы обусловлена тем фактором, что, в условиях рыночной экономики требования маркетинга не ограничиваются лишь созданием высококачественного товара, отвечающего запросам потребителей, и правильным установлением цены на него. Необходимо довести этот товар до конечных потребителей и сделать его доступным целевому сегменту рынка. Обеспечение успеха при этом непосредственно связано с глубоким и всесторонним изучением рынка и рыночных возможностей производственного продукта. Таким образом, в хозяйственной деятельности предприятия маркетинговое управление сбытом готовой продукции приобретает всё большую актуальность.
Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги [18, с.33].
Собственное производство - неотъемлемая составляющая любого современного супермаркета. Наличие кулинарии, собственной выпечки и кондитерского цеха необходимо рассматривать как атрибут эффективного функционирования.
По мнению экспертов, правильно организованное производство обеспечивает около 20 % оборота супермаркета, а его рентабельность может достигать 70 % [36].
Таким образом, цель настоящей работы - провести исследование спроса при формировании стратегии сбыта продукции собственного производства супермаркета «Командор» и сформировать на основе данного исследования стратегию сбыта данной продукции.
Для того, чтобы данная цель была решена в полном, объеме, в работе необходимо последовательное решение следующих задач:
• Представить теоретические основы формирования стратегии сбыта продукции;
• Дать организационно-экономическую характеристику супермаркета «Командор» и оценку комплекса маркетинга на предприятии;
• Проанализировать сбытовую деятельность супермаркета «Командор» в области реализации продукции собственного производства;
• Провести оценку текущего спроса и потребительских предпочтений на продукцию собственного производства супермаркета «Командор»;
• Сформировать стратегию сбыта продукции собственного производства супермаркетов «Командор» в области реализации продукции собственного производства.
Предметом изучения данной работы является исследование спроса в формировании стратегии сбыта продукции собственного производства супермаркета.
Объектом изучения - спрос на продукцию собственного производства супермаркета «Командор».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении определены актуальность работы, ее цели и основные задачи, предмет и объект исследования. В первой главе представлены теоретические основы формирования стратегии сбыта продукции. Во второй главе проведен анализ спроса на продукцию собственного производства в сети супермаркетов «Командор». В третьей главе сформирована стратегия сбыта продукции собственного производства супермаркета «Командор».
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Сбытовая стратегия - комплекс мероприятий, обеспечивающих распределение товаров в рыночном пространстве, его доведение до конечного потребителя, организация предпродажного и послепродажного обслуживания.
Роль сбыта в маркетинговой деятельности обусловлена следующими обстоятельствами:
• в сфере сбыта окончательно определяется результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение прибыли;
• приспосабливая сбытовую сеть к запросам потребителей, создавая им максимальные удобства до, во время и после приобретения товара, производитель имеет значительно больше шансов для выигрыша в конкурентной борьбе;
• сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку);
• именно во время сбыта наиболее эффективно происходит выявление вкусов и предпочтений потребителей.
Анализ сбытовой деятельности супермаркета *** при реализации товаров собственного производства показал, что на торговом предприятии уровень культуры обслуживания - средний; покупателям не всегда уделяется должное внимание. Кроме того, предприятием реализуется далеко не весь спектр услуг при сбыте продукции собственного производства. Поэтому следует повышать качество обслуживания покупателей, т.к. у предприятия имеются возможности по повышению.
Продукция собственного производства супермаркета *** пользуется стабильным спросом у покупателей. При этом, основным критерием ее выбора являются вкусовые качества продукции и ее цена. Основными причинами покупки данного вида продукции являются: покупка обеда во время рабочего перерыва, а также покупка готовой продукции на ужин, т.к. у покупателей нет возможности что-то приготовить самостоятельно.
Основными покупателями данного вида продукции являются мужчины в возрасте от 36 до 45 лет со средним достатком.
В целом по предпочтениям потребителей можно сказать, что наиболее предпочтительной является продукция собственного производства гастронома «Красный Яр», супермаркета *** гипермаркета «Аллея» и супермаркета «ROSA». Основными причинами данных предпочтений являются близость производителя к месту жительства или месту работы респондента и качество блюд (вкус, свежесть). При этом наиболее популярными продуктами оказались: салаты, хлеб и сдоба, торты и пирожные. Покупатели предпочли бы видеть и покупать эту продукцию чаще.
Таким образом, исходя из представленного анализа, нами рекомендуется руководству супермаркета *** придерживаться такой концепции сбытовой стратегии, как стратегия, ориентированная на клиента. В рамках данной стратегии ключевое место в организации бизнес-процессов сбыта фирмы занимают клиенты и их потребности, учет потребностей при формировании и реализации сбытовой политики фирмы, сегментация клиентского рынка и организация наилучшего взаимодействия с ним.
Кроме того, ввиду специфики предлагаемого товара немаловажной является концепция, ориентированная на продукт. Данная концепция исходит из того, что потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, и, следовательно, предприятие должно сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании своего товара.
Исходя из представленных концепций, нами предлагается следующая программа мероприятий, направленная на формирование стратегии сбыта продукции собственного производства супермаркетов ***.
В рамках стратегии, ориентированной на клиента нами предлагаются следующие мероприятия:
• Увеличение продавцов в отделе кулинарии супермаркета *** с одного до двух человек в смену, что, во-первых, исключит возможность полного отсутствия продавца на рабочем месте; во-вторых, сократит длительность ожидания во время обслуживания;
• Проведение администрацией супермаркета *** среди продавцов отдела кулинария небольших экзаменов на знание товара (его состава, калорийности, способа приготовления и т.д.);
• Организовать уголки информации о продукции собственного производства супермаркета *** рядом с готовой продукцией. Кроме того, возможно привлечь внимание потенциальных покупателей яркими ценниками типа «хит продаж», «новинка сезона», «советуем попробовать» и т.д. Также возможно печатать состав продукта, дату его изготовления и калорийность непосредственно на ценнике.
• Ввиду того, что большинство покупателей готовой продукции супермаркета *** - это те, кто покупает здесь себе обед, а также те, кто берет готовую еду на ужин, нами предлагается делать скидку на данную категорию продуктов в обеденное (например, с 12.00 до 14.00) и вечернее время (например, с 20.00).
• Ввести возможность доставки готовой продукции супермаркета *** непосредственно заказчику;
• Ввести возможность организации доставки обедов в офис с помощью работы торгового представителя.
В рамках продуктовой стратегии нами предлагается разнообразить меню готовой продукции, исходя из потребностей клиентов:
• Разнообразить меню блюдами национальных кухонь народов мира;
• Разнообразить меню готовых блюда в зависимости от сезона;
• Разнообразить меню в зависимости от праздников.
Планируется, что предлагаемые мероприятия в среднем повысят спрос на товары собственного производства супермаркета ***приблизительно на *** % или на *** тыс. руб.
Таким образом, чистая прибыль от предложенных мероприятий составит *** тыс. руб., рентабельность будет равна *** %. Следовательно, мы можем говорить об экономической эффективности разработанной программы мероприятий в рамках формирования сбытовой стратегии супермаркета *** в области товаров собственного производства.
1. Аглеев, Д. А. Технология маркетинговых исследований вторичных продаж / Аглеев, Д. А. // Маркетинг. - 2000. - №2.
2. Айвазян, С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики / С.А. Айвазян, В. С. Мхитарян. - Москва : ЮНИТИ, 2008. - 468 с.
3. Александров, Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования/ Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск : - 2000. - 320 с.
4. Альбеков, А. У. Логистика коммерции / А. У. Альбеков, В. П. Федько, О. А. Митько. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 512 с.
5. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - Москва : Экономика, 2009. - 688 с.
6. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 219 с.
7. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие./ М. К. Беляевский. - Москва. : Финансы и статистика, 2011. - 320 с.
8. Беляевский, И. К. Статистика рынка товаров и услуг: учебник / И. К. Беляевский - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 432 с.
9. Березин, И. С. Проведение массовых опросов / Березин, И. С. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2014. - № 5. - С.
32.
10. Герчикова И. Н. Методика проведения маркетинговых исследований / И. Н. Герчикова // Маркетинг. - 2015. - №3. - С.21-24.
11. Гилберт, А. Ч. Маркетинговые исследования / А. Ч. Гилберт. - Санкт- Петербург : Питер, 2007. - 752 с.
12. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник для вузов. / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс,
2013. - 496 с.
13. Голубков, Е. П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс, 2006. - 380 с.
14. Данько, Т. П. Управление маркетингом / И. П. Данько - Москва : ИНФРА-М, 2011 - 279 с.
15. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли / Д. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц - Москва : Маркетинг, 2011. - 596 с.
16. Дурович, А. П., Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А. П. Дурович, А. С. Копанев, под общей ред. 3. М. Горбылевой. - Минск : Экономпресс, 2008. - 400 с.
17. Казаков, С. П. Сбытовая политика фирмы / С. П. Казаков. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 496 с.
18. Киселев, В. М. Формирование ассортимента в сфере торговли / В. М. Киселев // Маркетинг. - 2013. - №2. - С.41-43.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Ф. Котлер - Москва : Прогресс, 2007. - 736 с.
20. Крипак, Е. М. Методы и модели формирования сбытовой стратегии предприятия / Е. М. Крипак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 257-262.
21. Маркетинговые исследования рынка продуктов питания (региональный аспект): учеб. пособие / С. С. Фирсенко, П. И. Пимашков, В. А. Чижикова, Е. В. Смирнова - Красноярск : Универс, 2010. - 216 с.
22. Мексон, М. Х. Основы менеджмента: пер.с англ. / М. Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури - Москва : Дело, 2009. - 800 с.
23. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина - Москва : Маркетинг, 2000 - 580 с.
24. Посыпанова, О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. монография / О. С. Посыпанова - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - 296 с.
25. Романов, А. Н. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников - Москва : ЮНИТИ, - 2013. - 290 c.
26. Смоленцева Л. Т. Организация, технология и проектирование предприятий: метод. указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080301.65 «Коммерция (торговое дело) / Л. Т. Смоленцева - Красноярск : КГТЭИ, 2009. - 52 с.
27. Уткин, Э. А. Маркетинг: учебник/ Э. А. Уткин - Москва : ТАНДЕМ, 2008. - 320 с.
28. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практическое пособие / И. К. Беляевский, Л. А. Данченко, А. В. Коротков, Н. В. Татаркова. - Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - 2014. - 143 с.
29. Федорец, М. Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг / М. Н. Федорец // Маркетинг в России и за рубежом.- 2010. - №6. - С.32-37.
30. Федько, В. П. Основы маркетинга: учебное пособие для вузов / В. П. Федько, Н. Г.Федько, О. Л. Шапор. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 512 с.
31.Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль - Санкт- Петербург : Питер, 2000. - 752 с.
32. Эванс, Дж. Р. Маркетинг: сокр. пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман - Москва : Экономика, 2013. - 335 с.
33. Эриашвили, Н. Д. Маркетинг: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 623с.
34. Анализ спроса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.asmarketing.ru/slovar-marketologa/analiz-sprosa-2.html
35. Мартынов, А.В. Разработка стратегии предприятия [Электронный ресурс] / А. В. Мартынов - Режим доступа: http: //www.cfin.ru/management/strategy.shtml/
36. Собственное производство в супермаркете: новогодний всплеск продаж [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/77754/
37. Собственное производство в супермаркете: особенности ведения бизнеса
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.openbusiness.ru/html/dop4/super-pro.htm
38. Формирование сбытовой стратегии [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://konspekts.ru/marketing/celxozmarketing/formirovanie-
sbytovoj-strategii/
39. Галкин В. В. Спрос как основа маркетинга [Электронный ресурс] / В. В. Галкин. - Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/business-basics/marketing- business-basics/spros-kak-osnova-marketinga/
40. Понятие и типология потребностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oplib.ru/marketing/view/306513_ponyatie_i_tipologiya_potrebnostey