МОДЕЛИРОВАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ РУССКОЯЗЫЧНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЧАТ-БОТА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ
|
Введение 3
Глава 1 Основы проектирования чат-ботов для абитуриентов 7
1.1. Интернет-дискурс и его особенности 7
1.2. Молодежный дискурс в проявлении молодежного жаргона 9
1.3. Студенческий жаргон 12
1.4. Понятие чат-бота и их типы 14
1.5. Принципы построения чат-бот систем 18
1.6. Принципы построения лингвистической базы знаний для
консультационного чат-бота 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Реализация консультационного чат-бота для абитуриентов 26
2.1. Исследование чат-ботов для абитуриентов других ВУЗов 26
2.2. Источники информации для лингвистической базы данных чат-бота 27
2.2.1. Информация для абитуриентов на ресурсах ЮУрГУ 27
2.2.2. Экспертное интервью с председателем комиссии 29
2.3. Выявление потребностей абитуриентов 31
2.3.1 Результаты опроса Министерства образования и науки РФ 31
2.3.2 Опрос студентов-лингвистов 1-2 курса 32
2.4. Проектирование сценария коммуникации чат-бота 40
2.5. Языковое оформление реплик чат-бота 43
2.6. Программная реализация чат-бота 45
2.7. Оценка чат-бота по критериям 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 1 65
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4 73
Приложение 5 78
Приложение 6
Глава 1 Основы проектирования чат-ботов для абитуриентов 7
1.1. Интернет-дискурс и его особенности 7
1.2. Молодежный дискурс в проявлении молодежного жаргона 9
1.3. Студенческий жаргон 12
1.4. Понятие чат-бота и их типы 14
1.5. Принципы построения чат-бот систем 18
1.6. Принципы построения лингвистической базы знаний для
консультационного чат-бота 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Реализация консультационного чат-бота для абитуриентов 26
2.1. Исследование чат-ботов для абитуриентов других ВУЗов 26
2.2. Источники информации для лингвистической базы данных чат-бота 27
2.2.1. Информация для абитуриентов на ресурсах ЮУрГУ 27
2.2.2. Экспертное интервью с председателем комиссии 29
2.3. Выявление потребностей абитуриентов 31
2.3.1 Результаты опроса Министерства образования и науки РФ 31
2.3.2 Опрос студентов-лингвистов 1-2 курса 32
2.4. Проектирование сценария коммуникации чат-бота 40
2.5. Языковое оформление реплик чат-бота 43
2.6. Программная реализация чат-бота 45
2.7. Оценка чат-бота по критериям 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 1 65
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4 73
Приложение 5 78
Приложение 6
Анализ проведения приемной кампании Южно-Уральского государственного университета, и в частности Института лингвистики и международных коммуникаций, позволил выявить следующие противоречия:
• При приемной кампании не используются средства, которые позволили бы круглосуточно и оперативно консультировать поступающих в режиме Онлайн;
• Институт лингвистики и международных коммуникаций, в отличие от других институтов высших учебных заведений, не располагает методами информирования абитуриентов с применением диалоговых систем;
• Несмотря на широкий спектр доступных для выпускников ресурсов, уведомляющих их о правилах поступления в Южно-Уральский государственный университет и в Институт лингвистики и международных коммуникаций в частности, данная база знаний недостаточно интегрирована в современную систему информирования будущих студентов, которая предполагает использование круглосуточно доступных вопросно-ответных средств.
Вышеизложенные противоречия привели к формулировке вопроса, суть которого заключается в следующем: как и каким образом должна быть улучшена система консультации абитуриентов Института лингвистики и международных коммуникаций.
Данная проблема может быть решена с помощью моделирования лингвистической консультационной базы знаний, которая может быть реализована с помощью чат-бота.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что у Южно-Уральского университета и Института лингвистики и международных коммуникаций в частности нет чат-бота для поступающих, что и обусловило выбор темы исследования: «Моделирование базы знаний русскоязычного консультационного чат-бота для абитуриентов». Таким образом, ВКР посвящена проблемам информирования поступающих с использованием диалоговой вопросно-ответной системы. Данный чат-бот позволит улучшить коммуникацию с поступающими и сделать их информирование эффективнее на базе использования молодежного дискурса, а также лингвистического анализа потребностей абитуриентов.
Объектом исследования является автоматизация коммуникации с абитуриентом.
Предмет исследования - моделирование базы знаний чат-бота для обеспечения коммуникации с абитуриентами.
Цель исследования - на базе сформулированной методики смоделировать и реализовать лингвистическую базу знаний диалоговой системы, нацеленной на коммуникацию с абитуриентами Института лингвистики и международных коммуникаций.
Цель, объект и предмет и исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть способы проектирования чат-бот систем;
2. Изучить параметры молодежного дискурса как основу для моделирования лингвистической базы знаний диалоговой системы;
3. Выявить основные запросы абитуриентов;
4. Спроецировать сценарий коммуникации в чат-боте как компонент лингвистической базы знаний;
5. Построить языковые репрезентации для чат-бота;
6. Программно реализовать чат-бот.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• моделирование;
• инструментальный;
• проведение интервью;
• анкетирование.
...
• При приемной кампании не используются средства, которые позволили бы круглосуточно и оперативно консультировать поступающих в режиме Онлайн;
• Институт лингвистики и международных коммуникаций, в отличие от других институтов высших учебных заведений, не располагает методами информирования абитуриентов с применением диалоговых систем;
• Несмотря на широкий спектр доступных для выпускников ресурсов, уведомляющих их о правилах поступления в Южно-Уральский государственный университет и в Институт лингвистики и международных коммуникаций в частности, данная база знаний недостаточно интегрирована в современную систему информирования будущих студентов, которая предполагает использование круглосуточно доступных вопросно-ответных средств.
Вышеизложенные противоречия привели к формулировке вопроса, суть которого заключается в следующем: как и каким образом должна быть улучшена система консультации абитуриентов Института лингвистики и международных коммуникаций.
Данная проблема может быть решена с помощью моделирования лингвистической консультационной базы знаний, которая может быть реализована с помощью чат-бота.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что у Южно-Уральского университета и Института лингвистики и международных коммуникаций в частности нет чат-бота для поступающих, что и обусловило выбор темы исследования: «Моделирование базы знаний русскоязычного консультационного чат-бота для абитуриентов». Таким образом, ВКР посвящена проблемам информирования поступающих с использованием диалоговой вопросно-ответной системы. Данный чат-бот позволит улучшить коммуникацию с поступающими и сделать их информирование эффективнее на базе использования молодежного дискурса, а также лингвистического анализа потребностей абитуриентов.
Объектом исследования является автоматизация коммуникации с абитуриентом.
Предмет исследования - моделирование базы знаний чат-бота для обеспечения коммуникации с абитуриентами.
Цель исследования - на базе сформулированной методики смоделировать и реализовать лингвистическую базу знаний диалоговой системы, нацеленной на коммуникацию с абитуриентами Института лингвистики и международных коммуникаций.
Цель, объект и предмет и исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть способы проектирования чат-бот систем;
2. Изучить параметры молодежного дискурса как основу для моделирования лингвистической базы знаний диалоговой системы;
3. Выявить основные запросы абитуриентов;
4. Спроецировать сценарий коммуникации в чат-боте как компонент лингвистической базы знаний;
5. Построить языковые репрезентации для чат-бота;
6. Программно реализовать чат-бот.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• моделирование;
• инструментальный;
• проведение интервью;
• анкетирование.
...
Современный ВУЗ требует использования систем, позволяющих круглосуточно и оперативно консультировать абитуриентов в режиме Онлайн. Одним из способов реализации такого средства является построение консультационного чат-бота для поступающих.
В исследовании были выявлены способы проектирования диалоговых систем, а именно методы разработки декларативных и предиктивных чат - ботов. В ходе написания выпускной квалификационной работы было установлено, что консультационный чат-бот для абитуриентов - это декларативная, персональная, предметно-ориентированная, пользовательская, текстовая вопросно-ответная система, которая с помощью естественного языка стремится в общении имитировать коммуникацию между людьми с использованием принципов Интернет-дискурса и молодежного дискурса.
Были изучены параметры молодежного дискурса, а именно отказ от высокого стиля общения, игровое поведение коммуникантов и высокая экспрессивность речи, а также входящие в состав молодежного языка молодежный и студенческий жаргоны. Элементы молодежного и Интернет- дискурса позволили сформировать принципы оформления лингвистической базы знаний консультационного чат-бота для абитуриентов, а именно принцип имитации естественного общения при соответствии языкового оформления лексикону пользователя, принцип экспрессивности при подаче информации и принцип соответствия лингвистического оформления ожиданиям пользователей.
Построение чат-бота требует выполнения таких задач, как выявление потребностей абитуриентов и анализ существующей информации. Исследование Министерства образования и науки РФ и анкетирование студентов-лингвистов 1-2 курсов показали, что абитуриентов в первую очередь интересует информация о подробном порядке поступления, преимуществах того или иного направления, льготах, возможностях стажировок и практик.
Следующий этап реализации чат-бота - это построение модели лингвистической базы знаний. Анализ источников информации и потребностей абитуриентов позволили сформировать сценарий коммуникации диалоговой системы, разделенный на 8 тематических блоков: «Дни открытых дверей», «Калькулятор ЕГЭ», «Направления подготовки», «Про ЮУрГУ», «Про ИЛиМК», «Поступление», «Приемная комиссия», «Необрабатываемый запрос».
Для построения чат-бота также необходимо оформить его реплики. На базе сценария коммуникации вопросно-ответной системы, а также принципов оформления лингвистической базы знаний чат-ботов для абитуриентов были сформированы языковые репрезентации. Языковые репрезентации состоят из экспрессивно окрашенных конструкций с использованием графических символов, конструкций с использованием молодежных и студенческих жаргонизмов, элементов языковой игры, выраженных в том числе с помощью фразеологических и фонетических фигур, иностранной лексики; в репрезентации включены как элементы разговорного стиля, так и стилистически нейтральная лексика.
...
В исследовании были выявлены способы проектирования диалоговых систем, а именно методы разработки декларативных и предиктивных чат - ботов. В ходе написания выпускной квалификационной работы было установлено, что консультационный чат-бот для абитуриентов - это декларативная, персональная, предметно-ориентированная, пользовательская, текстовая вопросно-ответная система, которая с помощью естественного языка стремится в общении имитировать коммуникацию между людьми с использованием принципов Интернет-дискурса и молодежного дискурса.
Были изучены параметры молодежного дискурса, а именно отказ от высокого стиля общения, игровое поведение коммуникантов и высокая экспрессивность речи, а также входящие в состав молодежного языка молодежный и студенческий жаргоны. Элементы молодежного и Интернет- дискурса позволили сформировать принципы оформления лингвистической базы знаний консультационного чат-бота для абитуриентов, а именно принцип имитации естественного общения при соответствии языкового оформления лексикону пользователя, принцип экспрессивности при подаче информации и принцип соответствия лингвистического оформления ожиданиям пользователей.
Построение чат-бота требует выполнения таких задач, как выявление потребностей абитуриентов и анализ существующей информации. Исследование Министерства образования и науки РФ и анкетирование студентов-лингвистов 1-2 курсов показали, что абитуриентов в первую очередь интересует информация о подробном порядке поступления, преимуществах того или иного направления, льготах, возможностях стажировок и практик.
Следующий этап реализации чат-бота - это построение модели лингвистической базы знаний. Анализ источников информации и потребностей абитуриентов позволили сформировать сценарий коммуникации диалоговой системы, разделенный на 8 тематических блоков: «Дни открытых дверей», «Калькулятор ЕГЭ», «Направления подготовки», «Про ЮУрГУ», «Про ИЛиМК», «Поступление», «Приемная комиссия», «Необрабатываемый запрос».
Для построения чат-бота также необходимо оформить его реплики. На базе сценария коммуникации вопросно-ответной системы, а также принципов оформления лингвистической базы знаний чат-ботов для абитуриентов были сформированы языковые репрезентации. Языковые репрезентации состоят из экспрессивно окрашенных конструкций с использованием графических символов, конструкций с использованием молодежных и студенческих жаргонизмов, элементов языковой игры, выраженных в том числе с помощью фразеологических и фонетических фигур, иностранной лексики; в репрезентации включены как элементы разговорного стиля, так и стилистически нейтральная лексика.
...





