Экономическая оценка сценария развития ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 9
1.1 Сущность стратегического планирования 9
1.2 Этапы и методы стратегического планирования 13
1.3 Особенности стратегического планирования в федеральных
государственных бюджетных учреждениях 19
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБУ
«ЦЛАТИ ПО УФО» 24
2.1 Краткая характеристика ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 24
2.2 Анализ финансового состояния ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 29
2.3 Оценка системы стратегического планирования ФГБУ «ЦЛАТИ
по УФО» 37
3 ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» 54
3.1 Совершенствование системы стратегического планирования 54
3.2 Оптимальная политика стратегического планирования 56
3.3 Стратегическое планирование учреждения ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» ... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-
Мансийскому автономному округу-Югре за 2017 год 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по
Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 2016 год ... 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о финансовых результатах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по
Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 2017 год .. 78
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 9
1.1 Сущность стратегического планирования 9
1.2 Этапы и методы стратегического планирования 13
1.3 Особенности стратегического планирования в федеральных
государственных бюджетных учреждениях 19
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБУ
«ЦЛАТИ ПО УФО» 24
2.1 Краткая характеристика ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 24
2.2 Анализ финансового состояния ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 29
2.3 Оценка системы стратегического планирования ФГБУ «ЦЛАТИ
по УФО» 37
3 ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» 54
3.1 Совершенствование системы стратегического планирования 54
3.2 Оптимальная политика стратегического планирования 56
3.3 Стратегическое планирование учреждения ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» ... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-
Мансийскому автономному округу-Югре за 2017 год 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по
Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 2016 год ... 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о финансовых результатах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по
Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 2017 год .. 78
Актуальность темы. Современные кризисные экономические и социальные условия, в которых российские организации вынуждены осуществлять свою деятельность, указывают на реализацию реакции компаний на негативные тенденции во внешней и внутренней среде. В контексте таких условий любое предприятие должно грамотно осуществлять управление на предприятии.
Не только коммерческие организации, но и государственные бюджетные учреждения вынуждены оценивать не только внутреннее положение дел, эффективность управления финансами, но и определять долгосрочную стратегию развития с учетом внешних факторов существования, позволяющую им своевременно реагировать и адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
Ранее бюджетные учреждения смогли успешно функционировать, уделяя основное внимание повседневной работе, внутренним проблемам, связанным с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, выполнению поставленных задач и государственных заказов. В настоящее время, хотя задача рационального использования потенциала в текущей деятельности не устранена, чрезвычайно важно внедрить такое управление, которое обеспечивает адаптацию деятельности учреждений к быстро меняющейся деловой среде. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых требований и изменение позиции потребителя, усиление конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, которые делают возможным быстрое распространение информации, широкое использование современных технологий, изменение роли трудовых ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому увеличению важности стратегического управления.
Следует отметить, что планирование является основой любого процесса в управлении, оно является основной функцией менеджмента, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на жизнеспособность и успешность компании в будущем. Вследствие этого, бюджетные учреждения нуждаются в четком и продуманном планировании, не только оперативной деятельности, но и разработки стратегических планов, которые являются особой картой действий для достижения поставленных целей. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ проблем стратегического планирования в бюджетных учреждениях внесли такие исследователи как М.М. Антипова, Л.М. Борисова, Е.С. Завьялова, Н.А. Жданкин.
Объект выпускной квалификационной работы - финансово-экономическая деятельность ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО».
Предмет выпускной квалификационной работы - методика стратегического планирования развития бюджетного учреждения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить методические аспекты стратегического планирования: рассмотреть подходы к определению сущности, этапов и методам стратегического планирования, особенностям планирования в бюджетных учреждениях;
- провести краткий анализ финансового состояния ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»;
- рассмотреть варианты стратегического развития и выбор стратегических альтернатив;
- провести финансово-экономическую оценку оптимального сценария развития ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО».
Теоретической и методической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам стратегического планирования предприятия.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные официальной отчетности исследуемого учреждения, данные периодической печати, и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений стратегического планирования в бюджетном учреждении, в частности:
- оптимизировано методическое обеспечение процесса стратегического планирования в бюджетном учреждении;
- разработана последовательность процесса стратегического планирования, соответствующего особенностям функционирования учреждения;
- разработаны формы отчетности: формы мини бюджетов, по выделенным ЦФО, сводного стратегического плана развития учреждения.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, механизм стратегического планирования бюджетного учреждения, методическое обеспечение стратегического планирования имеют теоретическую и практическую значимость.
Не только коммерческие организации, но и государственные бюджетные учреждения вынуждены оценивать не только внутреннее положение дел, эффективность управления финансами, но и определять долгосрочную стратегию развития с учетом внешних факторов существования, позволяющую им своевременно реагировать и адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
Ранее бюджетные учреждения смогли успешно функционировать, уделяя основное внимание повседневной работе, внутренним проблемам, связанным с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, выполнению поставленных задач и государственных заказов. В настоящее время, хотя задача рационального использования потенциала в текущей деятельности не устранена, чрезвычайно важно внедрить такое управление, которое обеспечивает адаптацию деятельности учреждений к быстро меняющейся деловой среде. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых требований и изменение позиции потребителя, усиление конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, которые делают возможным быстрое распространение информации, широкое использование современных технологий, изменение роли трудовых ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому увеличению важности стратегического управления.
Следует отметить, что планирование является основой любого процесса в управлении, оно является основной функцией менеджмента, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на жизнеспособность и успешность компании в будущем. Вследствие этого, бюджетные учреждения нуждаются в четком и продуманном планировании, не только оперативной деятельности, но и разработки стратегических планов, которые являются особой картой действий для достижения поставленных целей. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ проблем стратегического планирования в бюджетных учреждениях внесли такие исследователи как М.М. Антипова, Л.М. Борисова, Е.С. Завьялова, Н.А. Жданкин.
Объект выпускной квалификационной работы - финансово-экономическая деятельность ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО».
Предмет выпускной квалификационной работы - методика стратегического планирования развития бюджетного учреждения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить методические аспекты стратегического планирования: рассмотреть подходы к определению сущности, этапов и методам стратегического планирования, особенностям планирования в бюджетных учреждениях;
- провести краткий анализ финансового состояния ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»;
- рассмотреть варианты стратегического развития и выбор стратегических альтернатив;
- провести финансово-экономическую оценку оптимального сценария развития ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО».
Теоретической и методической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам стратегического планирования предприятия.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные официальной отчетности исследуемого учреждения, данные периодической печати, и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений стратегического планирования в бюджетном учреждении, в частности:
- оптимизировано методическое обеспечение процесса стратегического планирования в бюджетном учреждении;
- разработана последовательность процесса стратегического планирования, соответствующего особенностям функционирования учреждения;
- разработаны формы отчетности: формы мини бюджетов, по выделенным ЦФО, сводного стратегического плана развития учреждения.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, механизм стратегического планирования бюджетного учреждения, методическое обеспечение стратегического планирования имеют теоретическую и практическую значимость.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Рассмотрев различные подходы к понятию «стратегическое планирование» нами было определено, что стратегическим планированием является процесс планирования функционирования организации, которое связано с потребностью организации выживать в конкурентной среде и постоянного поддержания конкурентоспособности, которое позволяет организации выживать и продолжать свою деятельность.
Стратегическое планирование позволяет определить систему действий предприятия для достижения поставленных целей, определенного уровня конкурентоспособности. Основной задачей стратегического планирования в организации является обоснование всех важнейших целей компании, а так же выработка правильной долгосрочной стратегии.
К основным этапам стратегического планирования следует отнести: определение миссии и целей развития предприятия, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование предприятия, анализ стратегических альтернатив, выбор и реализация стратегии, оценка результатов. Среди методов стратегического планирования выделяют интуитивные и формализованные методы. Формализованные методы позволяют более точно количественно рассчитывать основные показатели стратегического плана. При этом выбор того или иного метода зависит от целей организации, особенностей ее деятельности. Следует сказать, что бюджетные учреждения так же могут использовать любой из рассмотренных методов, однако при этом следует учитывать определенные отличия функционирования бюджетных учреждений и коммерческих организаций.
Нами были определены особенности стратегического планирования в государственных учреждениях. Они заключаются в особенностях нормативного регулирования, финансирования, планирования затрат государственными организациями. А именно, порядок нормирования расходов строго регламентируется Приказом Минфина №137, так же с принятием федерального закона №44-ФЗ все бюджетные учреждения должны осуществлять покупку необходимых материалов, фондов только с использованием государственных закупок. Планирование деятельности государственного бюджетного учреждения должно осуществляться с разделением деятельности по видам финансирования: за счет бюджетных средств и коммерческой деятельности. Особому контролю подвергается использование бюджетных средств и они выделяются только по соответствующим расходным статьям финансового плана бюджетного учреждения. Необходимость учета многих факторов при реализации стратегического планирования значительно усложняет данный процесс и не в полной мере отвечает потребностям по осуществлению стратегического управления бюджетным учреждением.
Реализация стратегического планирования было проведено на материалах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО». Основной целью деятельности учреждения является оказание мер в области охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду. Учреждение имеет 6 филиалов на территории региона.
Анализ финансового состояния учреждения показал рост прибыльности учреждения. Увеличение финансовых результатов по деятельности, приносящей доход, позволил частично покрыть финансирование из государственного бюджета. Учреждение является ликвидным и платежеспособным. Несмотря на низкую долю ликвидных активов, ликвидность учреждения находится на приемлемом уровне, т.к. объем обязательств очень низкий. Анализ финансовой устойчивости показал, что учреждение находится в кризисном состоянии. Следует сделать вывод о недостатке собственных источников финансирования деятельности, что связано с особенностями функционирования бюджетных учреждений.
В ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре соблюдены основные этапы стратегического планирования, однако были отмечены следующие недостатки: слабая конкретизация целей, при оценке внутренней среды не проводится оценка корпоративного управления учреждения, анализ особенностей управления предприятием, организации системы производства, не эффективные методы планирования расходов, по деятельности, приносящей доход.
В качестве совершенствования стратегического планирования была разработана модель стратегического планирования бюджетного учреждения, основой которой является выделение ЦФО в структуре управления учреждения, формирование затрат в разрезе МВЗ, корректировке метода планирования затрат на индекс инфляции.
Далее были рассчитаны основные финансовые показатели стратегии развития учреждения. В результате оценки, мы выяснили, что стратегия ограниченного роста позволит ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» покрыть убытки от деятельности, приносящей доход в 2019 году и к 2021 году чистая прибыль достигнет 717,69 тыс. руб. Данные результаты имеют двойственный экономический эффект. Во- первых, учреждение становиться плательщиком налога на прибыль и вносит свой вклад в формирование доходов бюджета региона, во-вторых, полученную прибыль учреждение может использовать на приобретение нового оборудования для расширения видов оказываемых услуг. Результатом стратегии ограниченного роста станет рост рентабельности продаж к 2021 году составит 35,12%, рентабельности затрат по деятельности приносящей доход - 53,74%.
Рассмотрев различные подходы к понятию «стратегическое планирование» нами было определено, что стратегическим планированием является процесс планирования функционирования организации, которое связано с потребностью организации выживать в конкурентной среде и постоянного поддержания конкурентоспособности, которое позволяет организации выживать и продолжать свою деятельность.
Стратегическое планирование позволяет определить систему действий предприятия для достижения поставленных целей, определенного уровня конкурентоспособности. Основной задачей стратегического планирования в организации является обоснование всех важнейших целей компании, а так же выработка правильной долгосрочной стратегии.
К основным этапам стратегического планирования следует отнести: определение миссии и целей развития предприятия, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование предприятия, анализ стратегических альтернатив, выбор и реализация стратегии, оценка результатов. Среди методов стратегического планирования выделяют интуитивные и формализованные методы. Формализованные методы позволяют более точно количественно рассчитывать основные показатели стратегического плана. При этом выбор того или иного метода зависит от целей организации, особенностей ее деятельности. Следует сказать, что бюджетные учреждения так же могут использовать любой из рассмотренных методов, однако при этом следует учитывать определенные отличия функционирования бюджетных учреждений и коммерческих организаций.
Нами были определены особенности стратегического планирования в государственных учреждениях. Они заключаются в особенностях нормативного регулирования, финансирования, планирования затрат государственными организациями. А именно, порядок нормирования расходов строго регламентируется Приказом Минфина №137, так же с принятием федерального закона №44-ФЗ все бюджетные учреждения должны осуществлять покупку необходимых материалов, фондов только с использованием государственных закупок. Планирование деятельности государственного бюджетного учреждения должно осуществляться с разделением деятельности по видам финансирования: за счет бюджетных средств и коммерческой деятельности. Особому контролю подвергается использование бюджетных средств и они выделяются только по соответствующим расходным статьям финансового плана бюджетного учреждения. Необходимость учета многих факторов при реализации стратегического планирования значительно усложняет данный процесс и не в полной мере отвечает потребностям по осуществлению стратегического управления бюджетным учреждением.
Реализация стратегического планирования было проведено на материалах ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО». Основной целью деятельности учреждения является оказание мер в области охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду. Учреждение имеет 6 филиалов на территории региона.
Анализ финансового состояния учреждения показал рост прибыльности учреждения. Увеличение финансовых результатов по деятельности, приносящей доход, позволил частично покрыть финансирование из государственного бюджета. Учреждение является ликвидным и платежеспособным. Несмотря на низкую долю ликвидных активов, ликвидность учреждения находится на приемлемом уровне, т.к. объем обязательств очень низкий. Анализ финансовой устойчивости показал, что учреждение находится в кризисном состоянии. Следует сделать вывод о недостатке собственных источников финансирования деятельности, что связано с особенностями функционирования бюджетных учреждений.
В ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре соблюдены основные этапы стратегического планирования, однако были отмечены следующие недостатки: слабая конкретизация целей, при оценке внутренней среды не проводится оценка корпоративного управления учреждения, анализ особенностей управления предприятием, организации системы производства, не эффективные методы планирования расходов, по деятельности, приносящей доход.
В качестве совершенствования стратегического планирования была разработана модель стратегического планирования бюджетного учреждения, основой которой является выделение ЦФО в структуре управления учреждения, формирование затрат в разрезе МВЗ, корректировке метода планирования затрат на индекс инфляции.
Далее были рассчитаны основные финансовые показатели стратегии развития учреждения. В результате оценки, мы выяснили, что стратегия ограниченного роста позволит ФГБУ «ЦЛАТИ ПО УФО» покрыть убытки от деятельности, приносящей доход в 2019 году и к 2021 году чистая прибыль достигнет 717,69 тыс. руб. Данные результаты имеют двойственный экономический эффект. Во- первых, учреждение становиться плательщиком налога на прибыль и вносит свой вклад в формирование доходов бюджета региона, во-вторых, полученную прибыль учреждение может использовать на приобретение нового оборудования для расширения видов оказываемых услуг. Результатом стратегии ограниченного роста станет рост рентабельности продаж к 2021 году составит 35,12%, рентабельности затрат по деятельности приносящей доход - 53,74%.





