Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Введение 3
1 Теоретические основы тьюторской поддержки профессиональной
самоактуализации студентов педагогического бакалавриата 8
1.1 Профессиональная самоактуализация студентов педагогического
бакалавриата 8
1.2 Особенности тьюторской поддержки студентов вуза 15
1.3 Интернет - технологии в профессиональной самоактуализации студентов
вуза 26
2 Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов на
основе Интернет-технологий 35
2.1 Описание методик, используемых при экспериментальной работе 35
2.2 Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов педагогического бакалавриата 48
2.3 Описание формирующего эксперимента и анализ его результатов 56
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение А Методическое сопровождение программы 84-92
В настоящее время не все студенты педагогических специальностей делают осознанный выбор профессии. Многие поступают в педагогические вузы, не имея представления о будущей профессиональной деятельности. Следствием этого является то, что достаточно много выпускников педагогических вузов не работает по специальности. Подтверждением этому выступает заявление Бурматова В.В., первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию на совещании работников системы образования в августе 2015 года о том, что лишь каждый 4-й выпускник педагогического вуза идет работать по специальности, т.е. всего 25%.
Во многом это связано с тем, что во время обучения студенты не осознают свои профессиональные цели и мало представляют сущность будущей профессиональной деятельности. Проблема возникает из противоречия между тем, что в современных условиях каждый педагог должен стремиться к осознанию своих профессионально значимых особенностей и их адекватному и активному использованию в профессиональной деятельности, и тем, что в педагогическом вузе в недостаточной степени закладываются основы для этой деятельности, недостаточно учебно-методических разработок для развития у студентов педагогических вузов способностей выявлять свои дефициты, развивать способности имеющие значение для будущей профессиональной деятельности. Профессиональная самоактуализация студентов в процессе обучения в вузе, особенно на младших курсах, позволит, на наш взгляд, повысить их активность по конструированию потенциальной профессиональной деятельности.
Проблеме профессиональной самоактуализации посвящены исследования таких учёных как Шафигулина Л.Р., Андриенко Е. В., Калиниченко А. В., Костерина И. В., Ларина Е. А., Перевалова Т. В., Рыкова Б. В., Сергеева О. П. и др.
Многие авторы, в частности, Большакова О.Н., Кринчик Е.1., Мороденко Е.В., отмечают, что самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности. Наряду с этим в педагогических вузах в недостаточной степени представлена поддержка профессиональной самоактуализации студентов. Следует отметить, что условия для профессиональной самоактуализации студентов - будущих педагогов недостаточно изучены в педагогической литературе, и, как показывает практика, далеко не все студенты осознают текущее состояние, перспективы и ресурсы своего профессионального развития.
Возрастающая роль профессиональной самоактуализации будущих педагогов требует выявления новых средств и форм ее поддержки в процессе обучения в вузе. Мы полагаем, что поддержка профессиональной самоактуализации может быть реализована в процессе деятельности тьютора в бакалавриате по направлению «1едагогическое образование».
Цель исследования - разработка программы тьюторской поддержки, обеспечивающей профессиональную самоактуализацию студентов бакалавриата по направлению «1едагогическое образование» с использованием Интернет-технологий.
Объект: профессиональная самоактуализация студентов бакалавриата по направлению «1едагогическое образование»
Предмет: тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «1едагогическое образование» средствами Интернет-технологий.
В условиях двухуровнего высшего образования позицию тьютора в высшей школе на современном этапе могут занимать студенты-старшекурсники (магистранты). В условиях педагогического бакалавриата и магистратуры это позволяет, с одной стороны, повысить уровень профессиональной самоактуализации студентов-бакалавров, с другой стороны - вовлечь магистрантов в квазипрофессиональную деятельность. Задача тьютора - создать условия для построения и реализации индивидуальных программ профессионального и личностного развития студентов первых, вторых курсов и осуществлять их психолого-педагогическую поддержку и сопровождение, направленные на развитие профессиональной самоактуализации. Виртуализация образовательных процессов, растущее влияние Интернет- технологий на личность и общество, использование сетевых и коммуникационных технологий для поддержки различных видов деятельности, позволит, на наш взгляд, использовать их в тьюторской поддержке профессиональной самоактуализации студентов. Наиболее эффективными инструментами реализации деятельности тьюторов, по нашему мнению, могут служить Интернет-технологии (социальные сети, облачные технологии, сервисы майндмэппинга, сервисы Google-docs).
Гипотезой нашего исследования является суждение о том, что программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» будет результативной, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Задачи:
- уточнить сущность и структуру профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- обобщить педагогический опыт в области тьюторской поддержки с использованием современных информационных технологий;
- разработать программу тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- апробировать программу и проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- проектирование;
- формирующий эксперимент;
- стандартизированные методики;
- контент-анализ продуктов деятельности;
- метод портфолио для оценки достижений.
Публикации по теме исследования:
- 1ивоварова, Е.Ф. 1рофессиональное самоопределение студентов высшей школы : [Текст] / Е.Ф. 1ивоварова, А.В. Смоленцева // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- Смоленцева, А.В. Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория: [Текст] / А.В. Смоленцева, Е.Ф. 1ивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- 1ивоварова, Е.Ф. Мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов педагогического бакалавриата как составляющая профессионального самоопределения : [Текст] / Е.Ф. 1ивоварова // Сборник VIII Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых». - Новосибирск: ЦСРНИ, 2015.
- 1ивоварова, Е.Ф. К вопросу о тьюторской деятельности в условиях высшей школы : [Текст] / Е.Ф. 1ивоварова // науч. журн. Вестник магистратуры, №8. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015.
- 1ивоварова, Е.Ф. Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза : [Текст] / Е.В. Ермолович, Е.Ф. 1ивоварова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1021-1025. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86221.htm.
- Пивоварова, Е.Ф. Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению "Педагогическое образование" средствами Интернет-технологий : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». - Красноярск: СФУ, 2016.
На основании анализа полученных данных и сделанных обобщений были сформулированы следующие выводы.
На основе теоретического анализа проблемы исследования уточнены ключевые понятия исследования: «тьюторская поддержка» - особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении определённых проблем; «профессиональная самоактуализация» - стремление личности к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых особенностей, их адекватному и активному использованию в учебно-профессиональной деятельности.
Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов педагогического бакалавриата посредством Интернет-технологий предполагает стимулирование их личностно-профессионального роста по нескольким компонентам: мотивационному, личностному и деятельностному. В процессе изучения теоретических источников, мы подобрали для исследования несколько методик, которые помогли отследить динамику развития профессиональной самоактуализации студентов 1-2 курсов педагогического бакалавриата.
Цель формирующего этапа состояла в развитии профессиональной самоактуализации студентов в процессе тьюторской поддержки средствами Интернет-сервисов и социальный сетей, развитии у студентов профессионально-значимых качеств, повышения интереса к будущей профессии и др., посредством контента, размещённого в онлайн-сообществе, тьюторских бесед, консультирования, оформления ментальных карт по определению дальнейших траекторий личностно-профессионального развития, психолого-педагогических тестирований, а также рефлексии, отражённой в тематических эссе. По результатам работы была выявлена динамика развития профессиональной самоактуализации.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение: программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» результативна, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Таким образом, указанные выводы и изменения, произошедшие в развитии профессиональной самоактуализации экспериментальных групп студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», позволяют рекомендовать данную программу для применения в образовательном процессе вуза для формирования у будущих педагогов положительного образа получаемой ими профессии, осознания их собственных качеств, личностных ресурсов и возможностей, необходимых в рассматриваемой сфере деятельности, а также для успешного трудоустройства будущих выпускников.
1 Абалуев, Р.Н. Интернет-технологии в образовании : учебно-методическое пособие / Р.Н.Абалуев, Н.Г.Астафьева, Н.И.Баскакова // Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 115с.
2 Абрамовских, Н.В. Тьюторство: история и современность: научная статья / Н.В. Абрамовских, Е.А. Казанцева // Вестник Шадринского ГПУ, №3 -2011.
3 Албастова, Л.М. Теория управления / Л.М.Албастова, В.Г.Игнатов // Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.
4 Алмаева, В.В. Виртуальные социальные сети как составляющая современного образовательного пространства / В.В. Алмаева. Материалы конференции «ИТО-Томск 2010» // URL: ito.edu.ru/2010/Tomsk/III/III-0-1.html.- [Дата обращения 15.12.2015]
5 Андреева, Е.А. Сравнительный анализ моделей тьюторства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Андреева// Москва, - 2012г.
6 Андреева, Е.В. Тьюторское сопровождение как механизм формирования профессиональной социализации студентов педагогического ВУЗа: научная статья / Е.В. Андреева // Вестник Челябинского ГПУ, №2, - 2014.
7 Антоненко, С.В. Социальные сети как инструмент профориентации / С.В. Антоненко // Известия ТулГУ. Технические науки, № 11, - 2013.
8 Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : Монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
9 Батаршев, А.В. Личность делового человека: Социально-психологический аспект / А.В. Батаршев, - Москва: Дело. 2003. - С.77.
10 Белицкая, Е.В. Тенденции развития тьюторской системы обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.В. Белицкая // Известия ВГПУ, №1, том 65 - 2012.
11 Большакова, О.Н. Особенности развития самоактуализации студентов / О.Н. Большакова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта,№7, том 77, - 2011.
12 Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж.Брайант, С.Томпсон // Москва: Вильямс, 2004. — 425 с.
13 Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е.Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А. А. Бодалева, В.Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. - С. 147.
14 Волченкова, К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект- субъектных отношений тьютора и студента: научная статья / К.Н. Волченкова // Вестник Южно-Уральского ГУ, №3, том 5, - 2013.
15 Ворошилова, И.С. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении: научная статья / И.С. Ворошилова, Н.П. Федорова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта, №2(96), -2013.
16 Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе : Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. С. 7 - 9.
17 Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка в образовании / О.С. Газман // Москва, 1996.
18 Гайманова, Е.В. Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа / Е.В. Гайманова, И.Б. Храпков // Москва, 2009.
19 Гедгафова, Л.М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании: научная статья / Л.М. Гедгафова // Вестник Челябинского ГПУ, №11. - 2013.
20 Гончарова, Е.В. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов: научная статья / Е.В. Гончарова, Т.С. Шевченко // Вестник Нижневартовского ГУ, №2, - 2012.
21 Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток / А.В. Ермолин. - Санкт - Петербург: Союз, 1999. - 78 с.
22 Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. - 2010. - № 1. - С. 21 -26.
23 Емельянова, И.Е. Тьюторство как особая форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики: научная статья / И.Е. Емельянова // СПО, №9, - 2008.
24 Иващенко, Н.В. Особенности реализации технологии тьюторской деятельности: научная статья / Н.В. Иващенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, №6, - 2009.
25 Игнатова, В.В. Стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента: научная статья / В.В.Игнатова, Т.В.Шендель // СибГТУ: Фундаментальные исследования, №3. -
2012.
26 Игнатьева, Е.П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен: научная статья / Е.П. Игнатьева // Вестник Челябинского ГПУ, №6. -2009.
27 Исаев, И.Ф. Технология тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов вуза / И.Ф.Исаев, В.Н.Кормакова // Научные ведомости: серия «Гуманитарные науки».2012.№12(131), вып.14. Белгород: БелГУ, 2014. С.160-167.
28 Казанцева, А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в ВУЗе: научная статья / А.А. Казанцева // Высшее образование в России, №10. - 2012.
29 Красник, В.С. Профессиональное самоопределение студента в ВУЗе: педагогический и психолого-акмеологический аспект: научная статья / В.С. Красник // Вестник Южно-Уральского ГУ, №9(64), - 2006.
30 Ксенева, И.Д. Становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве ВУЗа: научная статья / И.Д. Ксенева, М.В. Щербакова // Известия Волгоградского ГПУ, №4, том 58, - 2011.
31 Ковалева, Т.М. Профессия «Тьютор»: [Текст]/ Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова и др. // МПГУ, - Москва: «СФК-офис». - 2012г. - 246с.
32 Костерина, И. В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка /И.В.Костерина // Дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск. - 2006.
33 Кошелева, А.О. Самоактуализация личности в условиях ВПО / Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество» // URL: www.jeducation.ru/2_2006/26.html[Дата обращения: 01.02.2016], - Орёл,
2015.
34 Крегер, О., Тьюсон Дж. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим / О. Крегер, Дж. Тьюсон, - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - С. 257.
35 Куляпин, А.С. Тьюторство и сопровождение профессионального самоопределения молодежи: научная статья / А.С. Куляпин // Пермский педагогический журнал, №2, - 2011.
36 Марамкулова, Р. К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов / Р.К.Марамкулова // Дис. . канд. психол. наук. Москва. - 1995.
37 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
38 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - Москва: Смысл, 1999. С. 165.
39 Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. - Киев, 2000. - 143 с.
40 Пиз, А. Язык жестов/ пер. с англ. Котляра Н.Е., Островского Л. // Москва: Изд-во «Парадокс», 1995.
41 Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы / Н.В. Пилипчевская // КГПУ им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2009. - 136 с.
42 Пилипчевская, Н.В. Тьюторское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза [Автореферат] / Н.В. Пилипчевская // КГПУ им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2010.
43 Притуляк, Т.С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений: научная статья / Т.С. Притуляк // СНИ НГМУ «Педагогические науки», №2. - 2006.
44 Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: [Текст] / Н.С. Пряжников // Москва: «Академия». - 2008г.
45 Пуляевская, А.М. Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся: научная статья / А.М. Пуляевская // Вестник ИрГЛУ, №3, том 3 - 2011.
46 Пьянин, В.С. Функции тьютора в контексте психолого-педагогического сопровождения студентов: научная статья / В.С. Пьянин // СПО, №3, том 65 - 2009.
47 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт - Петербург: Мастера психологии, 2000. - с.
48 Реан, А. А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. — СПб.: Изд-во «Питер», 2002. — 432 с.
49 Реан, А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для психол. факультетов и психол. дисциплин гуманитарных факультетов вузов / А.А. Реан // СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
50 Рожкова, Л.В. Модернизационные ориентации и ценности студенческой молодежи // Социология образования. 2010. - №11.
51 Рябинина, Н.П. Интегративная модель тьюторского сопровождения образования студентов педагогического ВУЗа: научная статья / Н.П. Рябинина // Теория и практика общественного развития, №12, - 2013.
52 Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства [Текст] // Тьюторстство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: М-Принт, 2005. - С.65-79.
53 Самаль, Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе / Е.В.Самаль // Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль. - 2008.
54 Самаль, Е.В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности: [Научная статья] / Ярославский педагогический вестник, №2, том II. - Ярославль, 2013. - С.165.
55 Серебровская, Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы: научная статья/ Т.Б. Серебровская// Вестник Оренбургского ГУ, №5(124), - 2011.
56 Солодова, Г.Г. Влияние педагогической культуры изменяющегося социума на становление профессионального самоопределения студентов ВУЗа: научная статья / Г.Г. Солодова // Вестник Кемеровского ГУ, №4, - 2011.
57 Солодова, Г.Г. Становление профессионального самоопределения студентов как проблема педагогическая: научная статья / Г.Г. Солодова // Вестник Кемеровского ГУ, №3, - 2011.
58 Ступина, В. С. Педагогическая технология актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий: [Текст] / В. С. Ступина // Мир науки, культуры, образования, №5 (12). -2008.
59 Ушмаева, К. А. Россия и формирование единого европейского пространства высшего образования Текст. / К. А. Ушмаева // Философия образования. 2006. -№ 3 - С. 14.
60 Федорова, Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы: научная статья/ Ю.А. Федорова // Педагогическое образование в России, №1, - 2011.
61 Хайруллина, А.Г. Готовность тьюторов к сопровождению обучения с использованием дистанционных технологий: научная статья / А.Г. Хайруллина // Вестник Южно-Уральского ГУ, №3, том 6, - 2014.
62 Хайруллов, Ж.Р. Формирование самоактуализации личности в профессиональной направленности : [Научная статья] / Ж.Р.Хайруллов // Научно-методический журнал Интеграция образования, №3. - Саранск, 2005
63 Шаймуратова, А.Ф. Профессиональная самоактуализация и профессионально важные качества личности будущих актёров: [Текст] /А.Ф.Шаймуратова // Научные проблемы гуманитарных исследований, №11. -2010.
64 Шафигулина, Л. Р. Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя [Текст] / Л.Р.Шафигулина // Казанский педагогический журнал, № 1. Казань, - 2008.
65 Шафигулина, Л.Р. Педагогические условия формирования профессиональной самоактуализации личности молодого учителя в процессе внутришкольного повышения квалификации: [Текст] / Л.Р.Шафигулина // Автореферат дис.канд.пед.наук. Астрахань, - 2009.
66 Шихова, Т.Я. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта, г.Пермь) / Т.Я.Шихова, Н.В.Юняева // под общ.ред. Л.А.Косолаповой; ред.кол.: Т.Я.Шихова, Н.В.Юняева, Т.П.Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 205 с.
67 Шляпина, С.Ф. Формирование профессионального самоопределения студентов ВУЗа: научная статья / С.Ф. Шляпина // Вестник Тюменского ГУ, №7, - 2006.
68 Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография / Л.Б.Шнейдер. - Москва: МОСУ, 2001. - 272 с.
69 Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Текст./ С.А.Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. - Москва: Дрофа, 2005.- 608 с.
70 Bobrova, N.A. Conceptual apptoaches to performing professional self determination of students / N.A. Bobrova, S.K.Sokolova. - Кемерово: KemSU. -2011.
71 William Whewell. О началах английского университетского
воспитания: Пер. с англ. М.И. Попова. - Москва, 1859.