🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Корпоративная социальная ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий

Работа №202270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Сущность и концепции корпоративной социальной ответственности 6
1.2 Механизмы реализации и управления корпоративной социальной
ответственности 11
1.3 Методы измерения и оценки корпоративной социальной ответственности. 19
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ КОРПОРАТИВНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 27
2.1 Методика оценки эффективности корпоративной социальной
ответственности предприятий 27
2.2 Матрица показателей оценки эффективности социальных инвестиций и
социального партнерства 44
2.3 Влияние корпоративной социальной ответственности на
конкурентоспособность предприятий 52
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММАМИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 57
3.1 Адаптация опыта зарубежных предприятий по управлению
корпоративными социальными программами к деятельности российских предприятий 57
3.2 Модель реализации корпоративных социальных программ организаций.... 63
3.3 Направления совершенствования управления программами
корпоративной социальной ответственности ресурсодобывающих предприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78


Актуальность темы. Необходимость решения проблем корпоративной ответственности бизнеса в современной России определяется, прежде всего, объективно высокой ролью крупных корпораций в росте экономики страны; во- вторых, активно проявляющимся интересом бизнеса к социализации своей деятельности, что предполагает его активную вовлеченность в решении многих социальных задач развития общества; и, в-третьих, практической значимостью реализуемых на предприятиях корпоративных социальных программ, являющихся ключевой формой реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса. Данную проблему можно относить к числу приоритетных также в связи с модернизацией взаимоотношений российского государства и крупных бизнес структур по достижению эффективного и оптимально сбалансированного распределения социальной ответственности между государственным регулированием и предпринимательством в государстве.
Значимость проблемы корпоративной социальной ответственности как формы социальной ответственности предпринимательства в России определяется тем, что в ходе развития рыночных отношений в экономике существовавшие еще в советское время принципы, методы и практика социального развития предприятий перестали быть актуальными в силу экономических и политических причин. В связи с повышением уровня социальной ответственности субъектов хозяйствования в РФ для создания и дальнейшего развития социальной инфраструктуры предприятий необходимо принятие верных управленческих решений, позволяющих повышать качество и уровень социальной обеспеченности населения
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы управления и развития социальной ответственности предприятий, проблемы корпоративной этики и корпоративного управления, источников его финансового обеспечения и определения эффективности реализации исследованы в научных трудах А.В. Анищенко, A.M. Бабича, П.И. Бочкова, В.В. Лексина, А.Н. Малаханова, В.Д. Маркова, И.И. Мазура, Романова, С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидорина, Р. Стейнера, Р.А. Фатхутдинова и др.
Объект выпускной квалификационной работы - корпоративная социальная ответственность как определенная форма социальной ответственности предприятий.
Предмет выпускной квалификационной работы - социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления социальной инфраструктурой предприятий.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса предложений по совершенствованию управления корпоративными социальными программами, реализуемыми на российских предприятиях.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- раскрыть сущность и принципы корпоративной социальной ответственности, как формы проявления социальной направленности бизнеса;
- определить основные механизмы реализации и управления корпоративной социальной ответственности организаций;
- рассмотреть методы измерения и оценки корпоративной социальной ответственности, её влияния на конкурентоспособность организации;
- проанализировать методики оценки эффективности корпоративных социальных программ российских ресурсодобывающих предприятий;
- определить влияние социальной ответственности бизнеса на конкурентоспособность предприятий;
- разработать предложения по совершенствованию методов и практики управления корпоративными социальными программами на предприятиях;
- определить направления повышения эффективности управления социальной инфраструктурой ресурсодобывающих предприятий.
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам социальной политики, социального развития бизнеса, формирования социальной ответственности и корпоративной социальной ответственности предприятий, а также научные труды, посвященные проблемам мотивации и стимулирования труда, расширенного производства рабочей силы в ресурсодобывающих предприятиях.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили нормативно-законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных экономистов и финансистов, методические рекомендации и регламенты предприятий о порядке формирования и реализации социальных программ, данные периодической печати, статистические данные предприятий.
Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии теоритических положений влияния корпоративных социальных программ на конкурентоспособность предприятий одного сегмента экономики, в частности:
1) на основании анализа современных положений в области формирования и управления корпоративной социальной ответственности бизнеса был определен механизм влияния эффективности социальных программ организаций на их конкурентоспособность;
2) определена методика и произведен анализ эффективности применения социальных программ в организациях, выделены основные показатели, влияющие на эффективность применения социальных программ;
3) разработана система сравнительного анализа показателей эффективности социальных инвестиций и социального партнерства предприятий одного сектора экономики, а именно ресурсодобывающего.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности матрица показателей оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства организаций, определение влияния корпоративной социальной ответственности на конкурентоспособность предприятий имеют теоритическую и практическую значимость.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного исследования достигнуты поставленные цель и задачи, что нашло свое отражение в развитии теоретических, методологических и практических аспектов оценки эффективности управления корпоративной социальной ответственностью ресурсодобывающих предприятий.
В современных условиях социализация бизнеса, предполагающая, прежде всего, его активную включенность в решение приоритетных социальных задач развития общества, во-вторых, четко обозначенные социально ориентированные инвестиции предприятий в совершенствование внутренней и внешней среды обитания, в целевые корпоративные социальные программы; и, в-третьих, различные формы благотворительной и спонсорской деятельности, — является важнейшей тенденцией развития российского бизнеса.
Тенденции социализации бизнеса обусловливаются изменениями рынка труда, необходимостью решать проблемы занятости, безработицы, качества трудовой жизни, предоставления достойной работы экономически активным категориям населения, а также повышение роли бизнеса, который становится доминантным и более активным институтом общества.
В последние годы в процессе социализации российского бизнеса четко проявляется его существенная социальная активность и готовность двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчетности. При этом наиболее прагматичной формой осуществления социальной ответственности предприятий, показателем их социальной активности являются четко обозначенные инвестиции в корпоративные социальные программы, которые становятся частью каждодневной управленческой практики российских предприятий.
В данной работе дана полная трактовка социальной ответственности бизнеса и корпоративной социальной ответственности. По мнению автора, социальная ответственность бизнеса тесно взаимосвязана с теорией и практикой социального диалога в обществе, социального договора или контракта между государством, обществом, профсоюзами и предпринимателями, которые вписываются в систему социального партнерства, основанную на добровольных, равноправных и взаимовыгодных отношениях.
Основные принципы корпоративной социальной ответственности включают: установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работниками, поставщиками и другими деловыми партнерами; завоевание репутации надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим проблемам; ориентацию на потребителя, лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности; ускорение разработки высококачественных товаров и услуг и сокращение сроков их продвижения на мировой рынок; новаторство, непрерывное совершенствование и стремление к превосходству; формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую производительность рабочей силы.
Конкретной инструментальной формой проявления корпоративной социальной ответственности предприятия является корпоративная социальная программа, активно включенная в систему управления социальными процессами, в стратегию и тактику социального развития предприятия и представляющая собой одновременно содержание и план социальной деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных проблем, четким определением характера конкретных мероприятий, уточнением поэтапных и конечных сроков исполнения, определением участников исполнения программ и их ролевых функций, финансовых ресурсов на отдельные этапы работ и бюджета на всю программу.
Изучив экономическую, финансовую и бухгалтерскую отчетность нефтегазодобывающих предприятий, можно утверждать, что прибыль - это основной источник финансового обеспечения социальной инфраструктуры, но, помимо прибыли, нефтегазодобывающие предприятия в процессе управления социальной инфраструктурой используют и другие способы, виды финансирования. Вторым источником финансирования социальной инфраструктуры нефтегазодобывающих предприятий является амортизационный фонд. Амортизационный фонд используется в случае проведения социнфраструктурных проектов капитального характера. Рассмотренные источники финансирования социальной инфраструктуры достаточно активно применяются в практике нефтегазодобывающих предприятий. Повышение эффективности управления социальной инфраструктурой должно сочетаться с поиском новых способов внедрения социнфраструктурных проектов.
Привлечение в реализацию социнфраструктурных проектов средств других нефтегазодобывающих предприятий приведет к оптимизации управления социальной инфраструктурой. В данном случае мы считаем целесообразным формировать социальные фонды, учредителями которых станут нефтедобывающие предприятия. Аккумулирование финансов нефтяного комплекса, расположенного в одном регионе, образует фонд для реализации значительных, глобальных социальных проектов. Формирование социальных фондов изначально подразумевает высокую социальную значимость решаемых социальных задач. Кроме того, создание социальных фондов обусловлено потребностью в сосредоточении достаточной величины финансовых ресурсов, так как в большинстве случаев одно нефтегазодобывающее предприятие не обладает необходимым объемом средств для проведения определенных социальных расходов.
Предприятия, при управлении социальной инфраструктурой, применяют принципы одной из трех моделей - американской, европейской или японской. Использование опыта предприятий других стран может изменить эффективность управления социальной инфраструктурой, так как применение новейших тенденций, разработок в области социального развития позволит скоординировать социальную инфраструктуру предприятия, обеспечить оптимизацию финансовых потоков, улучшить показатели эффективности и удовлетворить потребность персонала в социальных услугах.
Проведенный анализ выборочной совокупности методик по оценке эффективности управления социальной инфраструктурой предприятий показал, что существующие подходы не дают возможность ресурсодобывающим предприятиям проводить оценку эффективности управления социальной инфраструктурой в связи с характерными особенностями, спецификой и разнообразием социнфраструктурных проектов. Определение корпоративной социальной ответственности автор связывает с концепцией «стейкхолдерства», которая предполагает использование в исследовании в качестве основного методологического подхода регулирование взаимоотношений и учет интересов групп и отдельных личностей, в значительной степени влияющих на функционирование предприятия, или оказывающихся в зоне его непосредственного влияния.
Представленный в диссертации системный анализ практик реализации корпоративных социальных программ западными и отечественными компаниями, включая крупнейшие российские ресурсодобывающие организации ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром», доказывает высокую эффективность реализации внутренних и внешних корпоративных социальных программ, направленных на решение социальных проблем, связанных с расширенным воспроизводством рабочей силы и развитием человеческих ресурсов.
Важный результат исследования заключается в том, что в диссертации предложены методологические подходы к построению комплексной системы управления корпоративными социальными программами, учитывающие влияние на бизнес новой внешней среды в современных условиях развития мировой экономики и необходимость повышенных социальных инвестиций в человеческий капитал.
Таким образом, в процессе проведенного исследования достигнуты
поставленные цели и задачи.


1. Анищенко, А.В. Социальные расходы фирмы: лечение, обучение и отдых персонала: учебник / А.В. Анищенко. - М.: Вершина, 2015. - 320 с.
2. Бабич, А.М. Социальные программы предприятий / А.М. Бабич // Экономист. - 2013. - №2. - С. 58-62.
3. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы: учебное пособие / А.М. Бабич. - Казань: Центр экспертизы и маркетинга КГУ,
2016. - 260 с.
4. Балацкий, Е.В. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы / Е.В. Балацкий // Экономист. - 2006. - №1. - С. 51-59.
5. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учебник / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2016. - 285 с.
6. Белкин, В.Н. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, Л.Б. Владыкина // Экономика региона. -
2017. - №1. - С. 144-146.
7. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 63-71.
8. Бородин, И.И. Общие понятия социального партнерства / И.И. Бородин // Трудовое право. - 2013. - №2. - С. 36-42.
9. Бочков, П.И. Социальные технологии российских корпораций учебное пособие / под ред. П.И. Бочкова, С.Н. Лукашина, П.В. Шмарова. - М.: Эксперт, 2015. - 192 с.
10. Бурджалов, Ф.Э. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте / Ф.Э. Бурджалов. - М.: ИМЭО РАН, 2012. - 173 с.
11. Быстров, С.А. Механизм формирования и реализации инвестиционных программ социального развития регионов / С.А. Быстров. - М.: РГБ, 2012. - 135 с.
12. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 147 с.
13. Гордеева, Н. Г. Инструментарий формирования и реализации социальной политики в России / Н.Г. Гордеева // СПбГУЭиФ. - 2015. - №1. - С. 16-22.
14. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пособие / Е.А. Горбашко. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 93 с.
15. Григорян, Е.С. Корпоративная социальная ответственность: учебник / Е.С. Григорян, И.А. Юрасов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 248 с.
..75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ