Фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Луговской детский сад (структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края).
Выборка:10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……6
1.1. Фонематическое восприятие и его формирование в онтогенезе…………...... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……11
1.3. Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи при дизартрии………………………………………………... 19
1.4. Методики исследования у детей общим недоразвитием речи при дизартрии….23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов.......25
2.1. Организация констатирующего эксперимента..…………………………....... 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента..…………………....... 30
Заключение…………37
Список использованной литературы………40
Приложение 1………………………………………… 43
Приложение 2………………………………………………… 46
База исследования: Луговской детский сад (структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края).
Выборка:10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……6
1.1. Фонематическое восприятие и его формирование в онтогенезе…………...... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……11
1.3. Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи при дизартрии………………………………………………... 19
1.4. Методики исследования у детей общим недоразвитием речи при дизартрии….23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов.......25
2.1. Организация констатирующего эксперимента..…………………………....... 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента..…………………....... 30
Заключение…………37
Список использованной литературы………40
Приложение 1………………………………………… 43
Приложение 2………………………………………………… 46
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблемой изучение дизартрии занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги такие как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Дизартрия – нарушение произвольной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [5]. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса [25].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д. [10].
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – это формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи [9].
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Цель исследования – изучить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Объект исследования – процесс изучения особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Предмет исследования – особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование средств дидактических упражнений по формированию фонематического восприятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать повышению уровня его развития.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Выявить состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
3. Составить содержание логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, классификация, сравнение.
Теоретическая база исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Сорокова, А.М. Стояновский, В.А. Орлов, Д. Б. Эльконин); представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития произношения свистящих звуков в онтогенезе и их значение для развития фонематических процессов (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Г.Р. Доброва, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.); представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.А. Репина, Л.Ф. Спирова, И.А. Филатова).
Практическая база исследования: «Луговской детский сад» структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края.
Структура и объем работы: курсовая работа объемом из 46 страницы состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблемой изучение дизартрии занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги такие как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Дизартрия – нарушение произвольной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [5]. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса [25].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д. [10].
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – это формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи [9].
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Цель исследования – изучить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Объект исследования – процесс изучения особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Предмет исследования – особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование средств дидактических упражнений по формированию фонематического восприятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать повышению уровня его развития.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Выявить состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
3. Составить содержание логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, классификация, сравнение.
Теоретическая база исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Сорокова, А.М. Стояновский, В.А. Орлов, Д. Б. Эльконин); представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития произношения свистящих звуков в онтогенезе и их значение для развития фонематических процессов (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Г.Р. Доброва, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.); представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.А. Репина, Л.Ф. Спирова, И.А. Филатова).
Практическая база исследования: «Луговской детский сад» структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края.
Структура и объем работы: курсовая работа объемом из 46 страницы состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Ежегодно данные статистики констатируют существенное увеличение числа дошкольников с разнообразными речевыми отклонениями, тенденция к их росту становится одной из актуальных современных проблем в образовании. Исследователями отмечается, что наиболее распространенным речевым дефектом являются нарушения в звукопроизношении, которые в дальнейшем отражаются на формировании всех сфер личности ребенка и влияют на коммуникационную функцию речи.
Одним из наиболее часто наблюдаемых речевых дефектов у старших дошкольников является фонетико-фонематическое недоразвитие речи,которое определяется исследователями речевых патологий как нарушения в сформированности звуковой стороны речи и выражается в наличии фонетических и фонематических дефектов.
Основной симптоматикой наличия у ребенка фонетико-фонематического недоразвития речи является смешение фонем, сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам в связи с нарушениями в сформированности фонематического слуха и восприятия.
Обобщенный анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
В онтогенезе развитие фонематического слуха начинается с 3-4 недель жизни ребенка, имеющего способность выделять речь от других звуковых раздражителей.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. К четырем годам ребенок при нормальном развитии дифференцирует звуки, овладевая фонематическим восприятием. На данном этапе заканчивается формирование звукопроизношения. С 4 – 5 лет дети овладевают фонематическим анализом, умея выделять нужный звук на фоне слова, с 5 лет умеют выделять ударный гласный звук, а также вычленять место звука в слове.
Формирование аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе представляет собой поэтапное и последовательное усвоение навыков, умений, стратегий, определенных речевых схем на основе представлений о единицах языка и правилах их функционирования.
При разнородности речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка [7].
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционную моторику), развития фонематического слуха и восприятия.
Выводы по итогам исследования:
По результатам констатирующего эксперимента видим, что недостаточное развитие неречевых (моторных) функций, неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу.
На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень показал, один ребенок (10%). Средний уровень отмечен у 6 (60%) детей; в уровень ниже среднего попали 3 (30%) ребенка из общего количества обследуемых – 10 (100%).
Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребёнок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении.
При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми.
Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 (40%); средний уровень – 6 (60%) детей. Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения.
Исходя из проведенного анализа и исследования, следует сделать вывод о том, что организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с дизартрией должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.
Одним из наиболее часто наблюдаемых речевых дефектов у старших дошкольников является фонетико-фонематическое недоразвитие речи,которое определяется исследователями речевых патологий как нарушения в сформированности звуковой стороны речи и выражается в наличии фонетических и фонематических дефектов.
Основной симптоматикой наличия у ребенка фонетико-фонематического недоразвития речи является смешение фонем, сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам в связи с нарушениями в сформированности фонематического слуха и восприятия.
Обобщенный анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
В онтогенезе развитие фонематического слуха начинается с 3-4 недель жизни ребенка, имеющего способность выделять речь от других звуковых раздражителей.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. К четырем годам ребенок при нормальном развитии дифференцирует звуки, овладевая фонематическим восприятием. На данном этапе заканчивается формирование звукопроизношения. С 4 – 5 лет дети овладевают фонематическим анализом, умея выделять нужный звук на фоне слова, с 5 лет умеют выделять ударный гласный звук, а также вычленять место звука в слове.
Формирование аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе представляет собой поэтапное и последовательное усвоение навыков, умений, стратегий, определенных речевых схем на основе представлений о единицах языка и правилах их функционирования.
При разнородности речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка [7].
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционную моторику), развития фонематического слуха и восприятия.
Выводы по итогам исследования:
По результатам констатирующего эксперимента видим, что недостаточное развитие неречевых (моторных) функций, неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу.
На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень показал, один ребенок (10%). Средний уровень отмечен у 6 (60%) детей; в уровень ниже среднего попали 3 (30%) ребенка из общего количества обследуемых – 10 (100%).
Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребёнок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении.
При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми.
Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 (40%); средний уровень – 6 (60%) детей. Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения.
Исходя из проведенного анализа и исследования, следует сделать вывод о том, что организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с дизартрией должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.



