🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии

Работа №202222

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы45
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Луговской детский сад (структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края).
Выборка:10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……6
1.1. Фонематическое восприятие и его формирование в онтогенезе…………...... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии……11
1.3. Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи при дизартрии………………………………………………... 19
1.4. Методики исследования у детей общим недоразвитием речи при дизартрии….23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов.......25
2.1. Организация констатирующего эксперимента..…………………………....... 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента..…………………....... 30
Заключение…………37
Список использованной литературы………40
Приложение 1………………………………………… 43
Приложение 2………………………………………………… 46


Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблемой изучение дизартрии занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги такие как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Дизартрия – нарушение произвольной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [5]. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса [25].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д. [10].
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок – подросток – взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – это формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи [9].
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Цель исследования – изучить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Объект исследования – процесс изучения особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Предмет исследования – особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование средств дидактических упражнений по формированию фонематического восприятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать повышению уровня его развития.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Выявить состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
3. Составить содержание логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, классификация, сравнение.
Теоретическая база исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Сорокова, А.М. Стояновский, В.А. Орлов, Д. Б. Эльконин); представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития произношения свистящих звуков в онтогенезе и их значение для развития фонематических процессов (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Г.Р. Доброва, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.); представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.А. Репина, Л.Ф. Спирова, И.А. Филатова).
Практическая база исследования: «Луговской детский сад» структурное подразделение МКОУ "Луговская СОШ" Тальменского района Алтайского края.
Структура и объем работы: курсовая работа объемом из 46 страницы состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ежегодно данные статистики констатируют существенное увеличение числа дошкольников с разнообразными речевыми отклонениями, тенденция к их росту становится одной из актуальных современных проблем в образовании. Исследователями отмечается, что наиболее распространенным речевым дефектом являются нарушения в звукопроизношении, которые в дальнейшем отражаются на формировании всех сфер личности ребенка и влияют на коммуникационную функцию речи.
Одним из наиболее часто наблюдаемых речевых дефектов у старших дошкольников является фонетико-фонематическое недоразвитие речи,которое определяется исследователями речевых патологий как нарушения в сформированности звуковой стороны речи и выражается в наличии фонетических и фонематических дефектов.
Основной симптоматикой наличия у ребенка фонетико-фонематического недоразвития речи является смешение фонем, сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам в связи с нарушениями в сформированности фонематического слуха и восприятия.
Обобщенный анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
В онтогенезе развитие фонематического слуха начинается с 3-4 недель жизни ребенка, имеющего способность выделять речь от других звуковых раздражителей.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. К четырем годам ребенок при нормальном развитии дифференцирует звуки, овладевая фонематическим восприятием. На данном этапе заканчивается формирование звукопроизношения. С 4 – 5 лет дети овладевают фонематическим анализом, умея выделять нужный звук на фоне слова, с 5 лет умеют выделять ударный гласный звук, а также вычленять место звука в слове.
Формирование аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе представляет собой поэтапное и последовательное усвоение навыков, умений, стратегий, определенных речевых схем на основе представлений о единицах языка и правилах их функционирования.
При разнородности речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка [7].
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционную моторику), развития фонематического слуха и восприятия.
Выводы по итогам исследования:
По результатам констатирующего эксперимента видим, что недостаточное развитие неречевых (моторных) функций, неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу.
На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень показал, один ребенок (10%). Средний уровень отмечен у 6 (60%) детей; в уровень ниже среднего попали 3 (30%) ребенка из общего количества обследуемых – 10 (100%).
Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребёнок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении.
При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми.
Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 (40%); средний уровень – 6 (60%) детей. Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения.
Исходя из проведенного анализа и исследования, следует сделать вывод о том, что организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с дизартрией должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.



1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов./ / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2017 – 224 с.
2. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика)//С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М. : МОДЭК, 2014- 536 с.
3. Бекирова, М. И. Теоретический анализ произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. И. Бекирова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 63-67.
4. Белоус, Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме / Е. Н. Белоус. – Москва, 2011. – 22с.
5. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 234 с.
6. Вoлкoва, Л.С. Лoгoпедия: Учебник для студ. дефектoл. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.:ВЛАДOС, 2007.703 с.
7. Вансовская, Л.И. Коррекция психического развития. Некоторые аспекты онтогенеза речи: учебно-методическое пособие Л.И. Вансовская, О.А. Платонова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011- 64 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 456 с.
9. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко. – СПб. : Реноме, 2012. – 264 с.
10. Дембицкая, Л. А. Формирование фонематической стороны речи у детей с дизартрией / Л. А. Дембицкая, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56. – С. 268-275.
11. Дмитриева, О. А. Формирование и развитие фонетического восприятия у детей дошкольного возраста / О. А. Дмитриева, О. Я. Скляр // Психология, педагогика, образование. – 2018. – № 12. – С. 56-60.
12. Каирова, Я. В. Анализ результатов обследования фонетико-фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией / Я. В. Каирова, Е. В. Каракулова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2017. – С. 404-408.
13. Кузьмина, Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (ФФНР) / Т. А. Кузьмина // Региональное образование XXI века. – 2012. – № 1. – С. 17-28.
14. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – Москва : Просвещение, 2012. – 181 с.
15. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей / Л. Р. Лизунова. – Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 189 с.
16. Макарова, Е. О. Формироание фонетического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Е. О. Макарова, М. А. Шмыгун // Филологическое образование в период детства. – 2015. – № 22. – С. 99-102.
17. Морова, Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией / Т. Л. Морова // Концепт. – 2016. – № 13. – С. 31-35
18. Наливайко, А. О. Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей 5 – 6 лет при стертой дизартрии / А. О. Наливайко, Л. И. Таловерова // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 97-102.
19. Окунева, С. Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников / С. Е. Окунева // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 23. – С. 112-114.
20. Орфинская, В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы / В. К. Орфинская. – М. : Просвещение, 2007. – 112 с.
21. Павлова, Т. П. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т. П. Павлова // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. – 2017. – С. 240-245.
22. Пиотровская, Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха / Л. А. Пиотровская // Речевая деятельность в норме и патологии. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 44-49.
23. Попова, О. Е. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста / О. Е. Попова, Е. А. Татаринцева // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – № 2. – С. 98-100.
24. Ставриецкая, А. Р. Особенности фонетической и фонематической сторон речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / А. Р. Ставриецкая // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2013. – С. 168-170.
25. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Детство-Пресс, 2005. – 98 с.
26. Фахретдинова, А. А. Особенности развития фонетико-фонематической речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / А. А. Фахретдинова // Концепт. – 2014. – № 20. – С. 2931-2935.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
28. Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие : В 2 т. Т.1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 560 с.
29. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2012. – 143 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ