Содержание иракских политических и экономических новостей на сайте российского информационного агентства «Спутник»
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Основы изучения деятельности информационных
интернет агентств в России и за рубежом
1.1 Роль информационных агентств в жизни общества
1.2 Информационные агентства в интернете: понятие, структура,
направления
1.3 Потребители информации
1.4 Основные характеристики политических и экономических новостей
2 Специфика информационной деятельности агентства «Спутник» на арабском
языке
2.1 История создания и становления агентства «Спутник»
2.2 Основные направления информационной деятельности агенства
"спутник"
2.3 Анализ содержания экономических и политических новостей агентства
«Спутник»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Основы изучения деятельности информационных
интернет агентств в России и за рубежом
1.1 Роль информационных агентств в жизни общества
1.2 Информационные агентства в интернете: понятие, структура,
направления
1.3 Потребители информации
1.4 Основные характеристики политических и экономических новостей
2 Специфика информационной деятельности агентства «Спутник» на арабском
языке
2.1 История создания и становления агентства «Спутник»
2.2 Основные направления информационной деятельности агенства
"спутник"
2.3 Анализ содержания экономических и политических новостей агентства
«Спутник»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информационные агентства (ИА) являются основными поставщиками новостей для всего медийного пространства. В настоящее время их влияние возросло многократно за счет выхода на массовую аудиторию без посредников с помощью новейших технологий, в первую очередь, интернета. Мировая сеть превратила информационные агентства в универсальную организацию, занимающуюся сбором, обработкой и распространением информации для газет, журналов, издательств, радио телевидения, правительственных, научно-культурных и других учреждений. Система ИА охватывает почти 90% всего мирового информационного потока, во многом влияя на ландшафт медийного поля.
Таким образом, актуальность дипломного проекта заключается в том, что ИА являются основным субъектом наполнения информационных потоков, во многом определяя направление развития процесса глобализации прямо и косвенно формируя мировую геополитическую картину мира. Поэтому изучение деятельности информационных агентств приобретает важнейшее значение не только для системы средств массовой информации, но и для всего мирового сообщества.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что осуществляется попытка проанализировать информационную деятельность относительно недавно созданного российского информационного агентства «Спутник», вещающего в интернете и уже завоевавшего авторитет и влиятельность в мировом масштабе. Впервые в научной работе исследуется материал предоставленный на арабском языке и охватывающий такое государство, как Ирак, с его политико-экономическими особенностями.
Объектом исследования является российское информационное агентство «Спутник». Политические и экономические новости Информационного агентства «Спутник» составляют предмет исследования.
Анализ информационной картины, созданной информационным агентством «Спутник» о жизни государства Ирак, за период вещания с октября 2018 года по март 2019 года, является целью дипломного проекта.
Доказать гипотезу выпускной квалификационной работы, которая заключае-тся в том, что информационные агентства, в частности, «Спутник», влия-ют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его как в положительную так и в отрицательную,стороны.
Исходя из вышеуказанной цели и выдвинутой гипотезы, сформулированы и
поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать определение политическим и экономическим новостям, охарактеризовать их появление в интернет СМИ;
2. Подтвердить гипотезу, что информационные агентства влияют на формирование общественного мнения, и способны его изменять.
3. Выделить основные принципы работы агентств новостей, очертить их систему образующие характеристики;
4. Определить качества информационного агентства «Спутник» дающие ему превосходство перед другими информационными агентствами Российской Федерации .
5. Определить критерии отбора общественно значимых новостей в
информационные потоки в информационном агентстве «Спутник».
6. Провести анализ новостных лент информационного агентства «Спутник», освещающих общественно-политическую и экономическую жизнь Ирака, за период с октября 2018 года по март 2019 года и на этой основе воспроизвести ретранслируемую картину политического и экономического состояния арабского государства.
Доказать гипотезу выпускной квалификационной работы, которая заключае-тся в том, что информационные агентства, в частности, «Спутник», влия-ют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его как в положительную так,и в отрицательную стороны.
В исследовании придерживаемся характеристики информационных агентств «как сектора производства содержания» (Вартанова Е.Л. «Средства массовой информации постсоветской России»).
То есть, продукция, производимая информационными агентствами, является «контентообразующей».
Это принципиально важно, так как в научном мире нередко разделяют понятия информагентство и СМИ. Например, в справочнике «Теория и практика массовой информации» под авторством С.Ю. Чимарова и С.С. Ярошевской дается такое определение ИА: «Информационное агентство - организация, специализирующаяся на продаже СМИ государственным и коммерческим структурам новостей и аналитической информации, касающейся вопросов политики, экономики, общественной жизни, культуры и науки». ИА определена роль посредника между поставщиком новостей и их ретранслятором. Ошибочность вывода заключается в том, что упор делается на продаже информации. Упущен базовый момент: ИА, соби-рая и
систематизируя информацию, производят самостоятельный оригинальный
новостной продукт.
Можно сослаться и на статью 23 Закона РФ «О средствах массовой информации, где подчеркивается, что на информационные агентства «Одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Таким образом, информационное агентство - это средство массовой информации, но со своей спецификой.
Степень разработанности темы деятельности информационных агентств и их феномена в начале XXI века, несмотря на более пристальное внимание ученых всего мира, все еще, учитывая значимость информационных агентств не велика. В основе большинства научных работ до сих пор остаются труды В.И. Сапунова «Зарубежные информационные агентства», Оливера Бойд -Бэррета «Глобальные и национальные агентства новостей» и других отечественных и зарубежных авторов исследований по журналистике. Все они изданы почти двадцать лет назад. В основном в них излагается история становления информационных агентств. До современного состояния системы информационных агентств мир ученых не дошел в той мере, которую требует быстро изменяющаяся политическая и информационная картина международной обстановки.
Эмпирическую базу исследования составляют новостные сообщения, произведенные информационным агентством «Спутник» за последние шесть месяцев, репрезентативной выборкой стали 1056 заголовочных комплексов.
Для полноты и глубины раскрытия проблемы выпускной квалификационной работы применялись различные теоретические и эмпирические методы исследования. К их числу мы относим анализ, синтез, сравнение, ретроспективный и сравнительно-исторический методы.
Практическая значимость работы в том, что изложенный в ней материал может быть использован практикующими журналистами, политологами- международниками, преподавателями и студентами при изучении курсов «Система средств массовой информации», «Основы журналистской деятельности»,
«Современные зарубежные СМИ».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав заключения библиографического списка.
В первой главе подробно рассматриваются вопросы деятельности
информационных агентств в интернете, в том числе, их структуру, направления деятельности. Даны также основные характеристики политических и экономических
новостей, производимых информационными агентствами.
Во второй главе исследуется специфика деятельности российского информационного агентства «Спутник», вещающего на арабском языке, его история, основные направления информационной политики. Рассматривается тема производства экономических и политических новостей, дается подробная аналитика.
В заключении обобщаются выводы произведенные в ходе исследования, подытоживаются результаты статистических работ, обосновывается гипотеза выпускной квалификационной работы.
Таким образом, актуальность дипломного проекта заключается в том, что ИА являются основным субъектом наполнения информационных потоков, во многом определяя направление развития процесса глобализации прямо и косвенно формируя мировую геополитическую картину мира. Поэтому изучение деятельности информационных агентств приобретает важнейшее значение не только для системы средств массовой информации, но и для всего мирового сообщества.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что осуществляется попытка проанализировать информационную деятельность относительно недавно созданного российского информационного агентства «Спутник», вещающего в интернете и уже завоевавшего авторитет и влиятельность в мировом масштабе. Впервые в научной работе исследуется материал предоставленный на арабском языке и охватывающий такое государство, как Ирак, с его политико-экономическими особенностями.
Объектом исследования является российское информационное агентство «Спутник». Политические и экономические новости Информационного агентства «Спутник» составляют предмет исследования.
Анализ информационной картины, созданной информационным агентством «Спутник» о жизни государства Ирак, за период вещания с октября 2018 года по март 2019 года, является целью дипломного проекта.
Доказать гипотезу выпускной квалификационной работы, которая заключае-тся в том, что информационные агентства, в частности, «Спутник», влия-ют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его как в положительную так и в отрицательную,стороны.
Исходя из вышеуказанной цели и выдвинутой гипотезы, сформулированы и
поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать определение политическим и экономическим новостям, охарактеризовать их появление в интернет СМИ;
2. Подтвердить гипотезу, что информационные агентства влияют на формирование общественного мнения, и способны его изменять.
3. Выделить основные принципы работы агентств новостей, очертить их систему образующие характеристики;
4. Определить качества информационного агентства «Спутник» дающие ему превосходство перед другими информационными агентствами Российской Федерации .
5. Определить критерии отбора общественно значимых новостей в
информационные потоки в информационном агентстве «Спутник».
6. Провести анализ новостных лент информационного агентства «Спутник», освещающих общественно-политическую и экономическую жизнь Ирака, за период с октября 2018 года по март 2019 года и на этой основе воспроизвести ретранслируемую картину политического и экономического состояния арабского государства.
Доказать гипотезу выпускной квалификационной работы, которая заключае-тся в том, что информационные агентства, в частности, «Спутник», влия-ют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его как в положительную так,и в отрицательную стороны.
В исследовании придерживаемся характеристики информационных агентств «как сектора производства содержания» (Вартанова Е.Л. «Средства массовой информации постсоветской России»).
То есть, продукция, производимая информационными агентствами, является «контентообразующей».
Это принципиально важно, так как в научном мире нередко разделяют понятия информагентство и СМИ. Например, в справочнике «Теория и практика массовой информации» под авторством С.Ю. Чимарова и С.С. Ярошевской дается такое определение ИА: «Информационное агентство - организация, специализирующаяся на продаже СМИ государственным и коммерческим структурам новостей и аналитической информации, касающейся вопросов политики, экономики, общественной жизни, культуры и науки». ИА определена роль посредника между поставщиком новостей и их ретранслятором. Ошибочность вывода заключается в том, что упор делается на продаже информации. Упущен базовый момент: ИА, соби-рая и
систематизируя информацию, производят самостоятельный оригинальный
новостной продукт.
Можно сослаться и на статью 23 Закона РФ «О средствах массовой информации, где подчеркивается, что на информационные агентства «Одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Таким образом, информационное агентство - это средство массовой информации, но со своей спецификой.
Степень разработанности темы деятельности информационных агентств и их феномена в начале XXI века, несмотря на более пристальное внимание ученых всего мира, все еще, учитывая значимость информационных агентств не велика. В основе большинства научных работ до сих пор остаются труды В.И. Сапунова «Зарубежные информационные агентства», Оливера Бойд -Бэррета «Глобальные и национальные агентства новостей» и других отечественных и зарубежных авторов исследований по журналистике. Все они изданы почти двадцать лет назад. В основном в них излагается история становления информационных агентств. До современного состояния системы информационных агентств мир ученых не дошел в той мере, которую требует быстро изменяющаяся политическая и информационная картина международной обстановки.
Эмпирическую базу исследования составляют новостные сообщения, произведенные информационным агентством «Спутник» за последние шесть месяцев, репрезентативной выборкой стали 1056 заголовочных комплексов.
Для полноты и глубины раскрытия проблемы выпускной квалификационной работы применялись различные теоретические и эмпирические методы исследования. К их числу мы относим анализ, синтез, сравнение, ретроспективный и сравнительно-исторический методы.
Практическая значимость работы в том, что изложенный в ней материал может быть использован практикующими журналистами, политологами- международниками, преподавателями и студентами при изучении курсов «Система средств массовой информации», «Основы журналистской деятельности»,
«Современные зарубежные СМИ».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав заключения библиографического списка.
В первой главе подробно рассматриваются вопросы деятельности
информационных агентств в интернете, в том числе, их структуру, направления деятельности. Даны также основные характеристики политических и экономических
новостей, производимых информационными агентствами.
Во второй главе исследуется специфика деятельности российского информационного агентства «Спутник», вещающего на арабском языке, его история, основные направления информационной политики. Рассматривается тема производства экономических и политических новостей, дается подробная аналитика.
В заключении обобщаются выводы произведенные в ходе исследования, подытоживаются результаты статистических работ, обосновывается гипотеза выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению актуальной для современного мира темы - информационным агентствам и их деятельности. Для этого был выбран субъект дипломного проекта - российское новостное агентство «Спутник», вещающее в интернете и освещающее жизнь арабской страны Ирака. За короткий срок своей деятельности информационное агентство «Спутник» поднялось в рейтинге вместе с мировыми средствами массовой информации и другими международными агентствами.
В исследовании поэтапно обеспечено выполнение поставленных задач, достигнуты намеченные цели путем анализа информационной картины, созданной информационным агентством «Спутник» на новостных каналах за период с октября 2018 года по март 2019года.
Поддерживается точка зрения Е.Л. Вартановой, что информационные агентства являются сектором «производства содержания». Продукция, производимая информационными агентствами, «контентообразующая», она несет аудитории самостоятельный оригинальный новостной товар. Информационные агентства обладают всеми признаками средств массовой информации, но при этом их деятельность носит специфический характер, что отличает новостные агентства от других базообразующих элементов всей системы СМИ.
Среди решенных задач выделяется несколько моментов. Доминирующими наполнителями новостей информационного агентства «Спутник» являются политические . Это обусловлено специализацией агентства «Спутник». Контент- анализ новостных сообщений подтверждает этот вывод. За охваченный нами период на долю политических сообщений приходится 81 % всего информационного потока. Экономические новости занимают около 18.2%.
Доказав, что работа информагентств является специфической формой деятельности средств массовой информации, определено своеобразие функционирования информационных агентств. Оно заключается в том, что информагентства рассматриваются как мощный информационно-коммуникативный 73
комплекс по накоплению, обработке и распространению общественно значимых сведений, обеспечивающих оптимальное функционирование коммуникационной системы в рамках массового общества.
В пределах выпускного квалификационного проекта была сделана попытка определить и охарактеризовать принципы работы информационного агентства «Спутник». Они сходны с основными понятиями всей системы информационных агентств: мультиадресность, объективность, оперативность, которые являются
фундаментальными в деятельности всех типов агентств новостей.
Деятельность информационного агентства «Спутник» в основном строится на общепринятых принципах работы новостных агентств. Имеются ввиду мультиадресность, оперативность, объективизм. В то же время, а это характерно для практически всех информационных агентств мира, просматривается тенденция в оценке тех или иных событий, что вносит серьезную долю субъективизма из -за политизированности информагентства.
В связи с этим сформулирована гипотеза выпускной квалификационной работы. Она заключается в том, что информационные агентства, в частности, новостное российское агентство «Спутник», влияют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его в ту или иную стороны.
Информационное агентство «Спутник» было создано в ноябре 2014 года. Агентство «Спутник» входит в один из проэктов информационного агентства «Россия Сегодня» , вещает на 30 языках, например, общий объем радиопередач составляет более 800 часов в сутки. И хотя это уступает традиционно мощным международным информационным агентствам (например, «Рейтер» и другим), но развитие ИА «Спутник» уже вывело его на место занимаемое рядом с агентствами мировой системы средств массовой информации и политической жизни планеты. Особенно это сказывается при подаче политических новостей.
Рост популярности информационного агентства «Спутник» обусловлен и тем, что помимо новостных лент это средство массовой информации активно развивает аудиоплатформу. Радиовещание работает в 42 странах мира на различных частотах, круглосуточно.
О продуктивности информационного агентства «Спутник» свидетельствует и его активная позиция в проведении опросов общественного мнения. В этих целях реализуется проект Sputnik. Polis. В основном круг вопросов охватывает темы политической и экономической жизни, а также международных отношений. Данные, полученные на основе опросов, доносятся до аудитории посредством пресс-релизов и публикуются на сайтах информационного агентства «Спутник».
Мощный арсенал информационного воздействия и влияния на массовое сознание представляет и фотобанк ИА «Спутник». Банк фотослужбы агентства содержит около двух миллионов фотографий. Они доступны по подписке. Среди материалов преобладают архивные и оперативные фотоиллюстрации, инфографика и другие форматы представления данных.
Решены поставленные задачи и достигнуты цели, сформулирован вывод: во-первых, вся система информационных агентств и её продукты потребления обществом, а в частности политические и экономические новости - наиважнейший элемент современного медиапространства. Информационные агентства все более влияют на формирование быстро изменяющихся политико-экономических и других процессов;
во-вторых доказана гипотеза, что информационные агентства еа ряду с ваеми СМИ, влияют на формироварие общественного мнения и способны его изменять в ту илииинуб сторону; ;
во-третьих, информационные агентства имеют свою определённую классификацию и систему формирования принципов, образующую отдельный совершенно отличающийся вид СМИ ;
в- четвертых, агентство «Спутник» является примером, для вновь появившихся международных информационных агентств за последние 5 лет. Это доказано системой формирования принципов агентства, колличеством аудитории в разных странах мира. И такими сильными качествами агентства, как трансграничность, международность и политинформированность во всех аспектах.
в- пятых, с помощью проведённого анализа новостей Ирака на сайте агентства «Спутник», установлены критерии отбора значимых новостей для государства в целом и его политической и экономической обстановке.
в-шестых проведён сравнительный анализ политических и экономических новостей опубликованных на сайте агентства «Спутник», для ещё большего раскрытия деятельности агентства, и основного направления работы. А так же для освещения существующей политической и экономической обстановки арабского государства Ирак.
Выпускная квалификационная работа будет полезна для практикующих журналистов, политологов и журналистов - международников, при изучении базообразующих дисциплин журналистской науки в вузах.
В исследовании поэтапно обеспечено выполнение поставленных задач, достигнуты намеченные цели путем анализа информационной картины, созданной информационным агентством «Спутник» на новостных каналах за период с октября 2018 года по март 2019года.
Поддерживается точка зрения Е.Л. Вартановой, что информационные агентства являются сектором «производства содержания». Продукция, производимая информационными агентствами, «контентообразующая», она несет аудитории самостоятельный оригинальный новостной товар. Информационные агентства обладают всеми признаками средств массовой информации, но при этом их деятельность носит специфический характер, что отличает новостные агентства от других базообразующих элементов всей системы СМИ.
Среди решенных задач выделяется несколько моментов. Доминирующими наполнителями новостей информационного агентства «Спутник» являются политические . Это обусловлено специализацией агентства «Спутник». Контент- анализ новостных сообщений подтверждает этот вывод. За охваченный нами период на долю политических сообщений приходится 81 % всего информационного потока. Экономические новости занимают около 18.2%.
Доказав, что работа информагентств является специфической формой деятельности средств массовой информации, определено своеобразие функционирования информационных агентств. Оно заключается в том, что информагентства рассматриваются как мощный информационно-коммуникативный 73
комплекс по накоплению, обработке и распространению общественно значимых сведений, обеспечивающих оптимальное функционирование коммуникационной системы в рамках массового общества.
В пределах выпускного квалификационного проекта была сделана попытка определить и охарактеризовать принципы работы информационного агентства «Спутник». Они сходны с основными понятиями всей системы информационных агентств: мультиадресность, объективность, оперативность, которые являются
фундаментальными в деятельности всех типов агентств новостей.
Деятельность информационного агентства «Спутник» в основном строится на общепринятых принципах работы новостных агентств. Имеются ввиду мультиадресность, оперативность, объективизм. В то же время, а это характерно для практически всех информационных агентств мира, просматривается тенденция в оценке тех или иных событий, что вносит серьезную долю субъективизма из -за политизированности информагентства.
В связи с этим сформулирована гипотеза выпускной квалификационной работы. Она заключается в том, что информационные агентства, в частности, новостное российское агентство «Спутник», влияют на формирование общественного мнения и способны видоизменять его в ту или иную стороны.
Информационное агентство «Спутник» было создано в ноябре 2014 года. Агентство «Спутник» входит в один из проэктов информационного агентства «Россия Сегодня» , вещает на 30 языках, например, общий объем радиопередач составляет более 800 часов в сутки. И хотя это уступает традиционно мощным международным информационным агентствам (например, «Рейтер» и другим), но развитие ИА «Спутник» уже вывело его на место занимаемое рядом с агентствами мировой системы средств массовой информации и политической жизни планеты. Особенно это сказывается при подаче политических новостей.
Рост популярности информационного агентства «Спутник» обусловлен и тем, что помимо новостных лент это средство массовой информации активно развивает аудиоплатформу. Радиовещание работает в 42 странах мира на различных частотах, круглосуточно.
О продуктивности информационного агентства «Спутник» свидетельствует и его активная позиция в проведении опросов общественного мнения. В этих целях реализуется проект Sputnik. Polis. В основном круг вопросов охватывает темы политической и экономической жизни, а также международных отношений. Данные, полученные на основе опросов, доносятся до аудитории посредством пресс-релизов и публикуются на сайтах информационного агентства «Спутник».
Мощный арсенал информационного воздействия и влияния на массовое сознание представляет и фотобанк ИА «Спутник». Банк фотослужбы агентства содержит около двух миллионов фотографий. Они доступны по подписке. Среди материалов преобладают архивные и оперативные фотоиллюстрации, инфографика и другие форматы представления данных.
Решены поставленные задачи и достигнуты цели, сформулирован вывод: во-первых, вся система информационных агентств и её продукты потребления обществом, а в частности политические и экономические новости - наиважнейший элемент современного медиапространства. Информационные агентства все более влияют на формирование быстро изменяющихся политико-экономических и других процессов;
во-вторых доказана гипотеза, что информационные агентства еа ряду с ваеми СМИ, влияют на формироварие общественного мнения и способны его изменять в ту илииинуб сторону; ;
во-третьих, информационные агентства имеют свою определённую классификацию и систему формирования принципов, образующую отдельный совершенно отличающийся вид СМИ ;
в- четвертых, агентство «Спутник» является примером, для вновь появившихся международных информационных агентств за последние 5 лет. Это доказано системой формирования принципов агентства, колличеством аудитории в разных странах мира. И такими сильными качествами агентства, как трансграничность, международность и политинформированность во всех аспектах.
в- пятых, с помощью проведённого анализа новостей Ирака на сайте агентства «Спутник», установлены критерии отбора значимых новостей для государства в целом и его политической и экономической обстановке.
в-шестых проведён сравнительный анализ политических и экономических новостей опубликованных на сайте агентства «Спутник», для ещё большего раскрытия деятельности агентства, и основного направления работы. А так же для освещения существующей политической и экономической обстановки арабского государства Ирак.
Выпускная квалификационная работа будет полезна для практикующих журналистов, политологов и журналистов - международников, при изучении базообразующих дисциплин журналистской науки в вузах.





