Введение 4
1. Теоретическая часть. Теоретические аспекты финансово¬хозяйственной деятельности бюджетной организации
1.1. Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений 7
1.2. Сметное финансирование бюджетных учреждений 11
1.3. Особенности налогообложения бюджетных учреждений 12
1.4. Содержание и задачи анализа финансово - хозяйственной деятельности
учреждения 16
2. Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности хакасского республиканского музея заповедника «Казановка»
2.1. Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения 20
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности
учреждения 36
2.4 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения 39
2.5 Вопросы экологии 41
3. Проектная часть. Разработка мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности хакасского республиканского музея заповедника «Казановка»
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности
образовательного учреждения 43
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за
расходами бюджетных средств 50
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложение 64
Актуальность темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.
Финансовое состояние- комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Основной целью анализа финансового состояния является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом анализируется как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно оценка финансового состояния предприятия дает наиболее полное представление о его ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и положении на рынке. На основе этих расчетов строится в дальнейшем финансовая политика организации. Финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования. Только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежным потоком, а также возможное финансовое состояние данного объекта.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.
Цель работы - изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации хакасского республиканского музея заповедника «Казановка».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние хакасского республиканского музея заповедника «Казановка»;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности хакасского республиканского музея заповедника «Казановка».
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность бюджетной организации.
Объектом исследования является хакасский республиканский музей заповедник «Казановка».
Анализ основывался на приемах сопоставления показателей текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций их изменения, а также на методе горизонтального анализа. В качестве инструментария для анализа использовались финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Источниковой базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий; материалы, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р.,Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.
Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления бюджетным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их хозяйственная самостоятельность.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных бюджетных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит учреждению «держаться на плаву». В первой главе данной работы рассматривались особенности организации финансово - хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения заповедника и особенности анализа финансового состояния государственного учреждения. Рассмотрены основные теоретические методы проведения финансового анализа деятельности бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов, применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения.
В главе второй, занимающей большую часть работы, был исследован хакасский республиканский музей заповедник «Казановка» и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
Динамика изменения показателей оценки имущественного состояния хакасского республиканского музея заповедника «Казановка» позволяет судить о том, что величина фактических расходов на капитальный ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению, что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.
В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации:
1) Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления функций некоммерческого характера, поэтому ее основной деятельностью не может быть извлечение прибыли, но в тоже время хозрасчетная деятельность допускается с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.
2) Бюджетное финансирование осуществляется по смете и ведение бухгалтерского учета ведется по инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н.
3) Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается.
4) Фактические расходы на 1 января следующего года не могут превышать объемы бюджетного финансирования
Доходы бюджетной организации складываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.
В ходе выполнения исследования были выявлены особенности анализа деятельности бюджетной организации:
1) Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
2) Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
3) Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
4) Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.
5) Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.
6) Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».
Хакасский республиканский музей заповедник «Казановка» по Уставу для реализации основных задач имеет право:
- самостоятельно с учетом государственных стандартов охранять природные и историко-культурные ландшафты, восстанавливать и развивать основные формы жизни местного населения, сбор, изучение, формирование и охрана фондов.
- самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся абитуриентов.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и видам, ради которых оно создано.
Учреждение имеет право осуществлять следующие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:
1) оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе);
2) оказывать услуги по эксплуатации подразделения общественного питания (столовая):
3) привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансов и материальных средств;
4) реализовывать собственную продукцию, изготовленную учебными мастерскими, работы и услуги, выполняемые Учреждением;
5) проводить благотворительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
6) вести другие приносящие доход вне реализационные операции, непосредственно не связанные с собственным производством предусмотренных настоящим Уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;
7) устанавливать прямые связи с иностранными организациями.
Анализ структуры доходов бюджета хакасского республиканского музея заповедника «Казановка» показал, что финансовое обеспечение деятельности этой организации формируется за счет средств бюджета Республики Хакасия на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.
Показатели деловой активности имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов хакасского республиканского музея заповедника «Казановка».
Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о назревшей необходимости руководству заповедника обратить внимание на оценку финансового состояния учреждения.
Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных средств за прошлый год. Показатель фондоотдачи в 2016 году сократился на 11 % по сравнению с 2015 годом.
Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости. Поэтому для стабилизации финансового состояния учреждения хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия, позволяющие
59
оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого учреждения:
В целях увеличения поступлений от платной образовательной деятельности предлагается провести ряд мероприятий: - разработать рекламную кампанию по продвижению услуг заповедника;
- организовать работу по проведению рекламной кампании на территории Республики Хакасия в целом;
- провести просветительскую работу среди выпускников школ и лиц, состоящих на учете в центрах занятости и на биржах труда;
- организовать день открытых дверей, в рамках которого провести презентационные занятия в музее.
В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется разработать и внедрить ПР - кампанию для привлечения благотворительных организаций на территории Республики Хакасия. Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Во избежание осложнения проведения финансового анализа, снижения оперативности принятия управленческих решений и увеличения вероятность возникновения ошибок в отчетной документации, предлагается внедрить автоматизированная система бухгалтерского учета «Смета», разработанную НПО «Криста».
Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать финансовую деятельность хакасского республиканского музея заповедника «Казановка», получить дополнительные внебюджетные источники финансирования.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ // Информационно - правовая база данных «Консультант - плюс» 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. - М., 1998.
3. Приказ Минфина России от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» // Информационно - правовая база данных «Консультант - плюс» 2017.
4. Федеральный закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 3.01.96 № 12-ФЗ)
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 10.12.2003 г.
6. Федеральный закон « О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.06.98 г № 34н п. 79.
8. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия : Учебно - экономической пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. - 256 с.
9. Акперов И., Головач С., Аполлонова - Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. - М. : Финансы и статистика,
2006. - 352 с.
10. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. - 2-е изд., испр. - М.:Новое знание,
2007. - 409 с.
11. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2009. - 208 с.
12. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2008. - 96 с.
13. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного общественного управления общим образованием в России // Менеджмент в образовании. - 2006. - С.9-21.
14. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007. - 320 с.
15. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2005. № 2. С. 122-143.
16. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2006. - №12. - С.21-23.
17. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов // Менеджмент в образовании. - 2006. - №3. - С.37-47.
18. Вифлиемский А.В., Чиркина О.В. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях. - М. : Педагогический поиск, 2007. - 192 с.
19. Гневко В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб : ИуиЭ, 2008. - 272 с.
20. Гневко В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями. СПб. : Бизнес - Центр, 2008. - 178 с.
21. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог : Изд-во ТРТУ, , 2006. - 112с.
22. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 276 с.
23. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К., Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях - М.: ФиС, 2009. - 336 с.
24. Егоршин А.П. Перспективы развития образования в России в ХХІ веке // Университетское управление. - 2008. - № 4 (14). - С.42-54.
25. Заболотный Е.Б., Майсаков Д.Л. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческого решения // Университетское управление. - 2005. - № 3 (18). - С.44-52.
26. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2008. - 127 с.
27. Клюев А.К. Организация финансового менеджмента в вузе // Университетское управление. - 2007. - №4 (15). - С.12-20.
28. Ковалев В.В., Финансы предприятий - М.: ТК Велби, 2007. - 352 с.
29. Кузьмин Г. Особенности составления отчетности некоммерческими организациями. // Экономика и жизнь., Бухгалтерское приложение., 2006., февраль, № 6, с. 7-14.
30. Маркина Е.В. Финансы ВУЗ в условиях реформирования бюджетного сектора. // Финансы и кредит, 2009., июль, № 15 (153)
31. Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008., январь, № 1 (49), с.4 -5.
32. Нестерова И. Бизнес-план учебного заведения - основа принятия стратегических и тактических решений // Маркетинг. - 2007. - №1. - С.102-104.
33. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации - М.: Новое знание, 2008. - 409 с.
34. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2007. - 224 с.
35. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - 232 с.
36. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М. : ИД ФБК - ПРЕСС, 2006. - 503 с.
37. Федченко Е.А. Вопросы совершенствования методического обеспечения по ведению бухгалтерского учета платных дополнительных образовательных услуг// Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2009. - № 4.
38. Фомина С. Годовой отчет бюджетного учреждения за 2015 год // Финансовая газета., 2008., январь., № 4, с.10-12., № 5, С9-10.
39. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2009 г. 256 c.
40. Юрьева Т.В., Экономика некоммерческих организаций - М.: Юристъ, 2006. - 320 с.
41. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципального образования. // Экономический анализ: теория и практика, 2016., январь, № 1 (4), с. 10-14.
42. Интернет-ресурс: http://www.domestic-travel.ru/muzej-zapovednik- kazanovka/.