Конфликт профессионального самоопределения студентов
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования проблемы профессионального
самоопределения студентов 6
1.1. Культурно-исторический смысл проблемы профессионального
самоопределения 9
1.2. Особенности студенчества 10
1.3. Организованность столкновения 16
1.4. Исследование понятия профессионального самоопределения 18
1.5. Процесс профессионального выбора 22
1.6. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи 26
1.7. Проблематика профессионального самоопределения студентов 27
2. Эмпирическое исследование 30
2.1. Методология исследования 31
2.1.1. Разработка и применение процедуры на обнаружение
противоречий 31
2.1.2. Метод эссе 33
2.1.3. Обоснование выборки 34
2.2. Обработка данных исследования и их интерпретация 35
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение А-Б 88-107
1. Теоретические основы исследования проблемы профессионального
самоопределения студентов 6
1.1. Культурно-исторический смысл проблемы профессионального
самоопределения 9
1.2. Особенности студенчества 10
1.3. Организованность столкновения 16
1.4. Исследование понятия профессионального самоопределения 18
1.5. Процесс профессионального выбора 22
1.6. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи 26
1.7. Проблематика профессионального самоопределения студентов 27
2. Эмпирическое исследование 30
2.1. Методология исследования 31
2.1.1. Разработка и применение процедуры на обнаружение
противоречий 31
2.1.2. Метод эссе 33
2.1.3. Обоснование выборки 34
2.2. Обработка данных исследования и их интерпретация 35
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение А-Б 88-107
Одним из факторов, обуславливающих успешную самореализацию специалиста, является его профессиональное самоопределение на этапе обучения в образовательном учреждении. Актуальность профессионального самоопределения возрастает как для самой личности, так и для общества, которое заинтересовано в более раннем выявлении потенциальных возможностей молодых людей, вступающих в трудовую жизнь, и должно обеспечивать их готовность к профессиональной деятельности. В связи с этим обучение в вузе должно быть четко ориентировано на подготовку личности, способной осуществлять осознанный выбор. Однако, образовательный процесс, как показывают данные исследования, которое провел Центр социального прогнозирования и маркетинга, не нацелен должным образом на формирование профессионального самоопределения студентов.
Согласно данным исследования на втором-третьем курсах тридцать пять процентов студентов считают, что учатся не там, где хотели бы. И это только те, кто открыто признает, что ошибся с выбором профессии. Данные исследования выявляют ряд причин такого состояния дел. К примеру, юноши получают законную отсрочку от армии, а частью студентов выбор вуза был сделан по наставлению родителей. Одни абитуриенты испугались высокого конкурса на желаемую специальность, другие остались в родном городе, где не было приоритетного для них направления обучения [13]. Студенты всех этих категорий поступили не туда куда хотели. Кроме того, треть студентов отсеивается во время обучения и еще треть после выпуска кардинально меняет профессию.
После выпуска студент остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. В течение пяти лет после выпуска шестьдесят процентов молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации. И проблема не в том, что молодые люди не проходили профориентацию перед поступлением в вуз, дело в том, что знания, которые им дали в высшем учебном заведении, оторваны от жизни, так как не все образовательные учреждения знают, какие специалисты нужны работодателям. Отсутствует соответствие между спросом и предложением, при этом спрос, по большому счету, неизвестен [13]. Данная тенденция сложилась не только при поступлении в институты, но при дальнейшем выборе программ обучения.
Целью исследования является обнаружение противоречий профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности между профессиональными «хочу» (собственным видением идеального выбора), «могу» (сделанным выбором) и «надо» (социальным ожиданием).
Гипотеза: если профессиональные «хочу» и «надо» рассогласованы, т.е. собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальным ожиданием, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
В качестве объекта исследования рассматриваются студенты конкретного вуза.
Предметом исследования в данной работе является конфликт профессионального самоопределения.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Провести теоретический анализ источников по теме профессионального самоопределения.
2. Определить на основании статистических данных влияние существующих факторов профессионального самоопределения.
3. Выявить конфликт профессионального самоопределения у студентов.
4. Провести математически-статистический анализ результатов.
5. Разработать предложения по мерам, направленным на удержание конфликта профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Интересом в работе является разработка метода выявления конструктивного конфликта профессионального самоопределения студента, а также апробация для обнаружения противоречий профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Теоретической и методологической основой исследования являются конструктивная психология конфликта, а также научные разработки (авторы Хасан Б. И., Сафин В.Ф., Пряжников Н.С., Валитова. Е.Ю).
Согласно данным исследования на втором-третьем курсах тридцать пять процентов студентов считают, что учатся не там, где хотели бы. И это только те, кто открыто признает, что ошибся с выбором профессии. Данные исследования выявляют ряд причин такого состояния дел. К примеру, юноши получают законную отсрочку от армии, а частью студентов выбор вуза был сделан по наставлению родителей. Одни абитуриенты испугались высокого конкурса на желаемую специальность, другие остались в родном городе, где не было приоритетного для них направления обучения [13]. Студенты всех этих категорий поступили не туда куда хотели. Кроме того, треть студентов отсеивается во время обучения и еще треть после выпуска кардинально меняет профессию.
После выпуска студент остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. В течение пяти лет после выпуска шестьдесят процентов молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации. И проблема не в том, что молодые люди не проходили профориентацию перед поступлением в вуз, дело в том, что знания, которые им дали в высшем учебном заведении, оторваны от жизни, так как не все образовательные учреждения знают, какие специалисты нужны работодателям. Отсутствует соответствие между спросом и предложением, при этом спрос, по большому счету, неизвестен [13]. Данная тенденция сложилась не только при поступлении в институты, но при дальнейшем выборе программ обучения.
Целью исследования является обнаружение противоречий профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности между профессиональными «хочу» (собственным видением идеального выбора), «могу» (сделанным выбором) и «надо» (социальным ожиданием).
Гипотеза: если профессиональные «хочу» и «надо» рассогласованы, т.е. собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальным ожиданием, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
В качестве объекта исследования рассматриваются студенты конкретного вуза.
Предметом исследования в данной работе является конфликт профессионального самоопределения.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Провести теоретический анализ источников по теме профессионального самоопределения.
2. Определить на основании статистических данных влияние существующих факторов профессионального самоопределения.
3. Выявить конфликт профессионального самоопределения у студентов.
4. Провести математически-статистический анализ результатов.
5. Разработать предложения по мерам, направленным на удержание конфликта профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Интересом в работе является разработка метода выявления конструктивного конфликта профессионального самоопределения студента, а также апробация для обнаружения противоречий профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Теоретической и методологической основой исследования являются конструктивная психология конфликта, а также научные разработки (авторы Хасан Б. И., Сафин В.Ф., Пряжников Н.С., Валитова. Е.Ю).
В рамках данного исследования проведен теоретический анализ имеющихся концептуальных подходов и теоретических оснований в методологии исследований проблем профессионального самоопределения.
В результате исследования были выявлены основные противоречия профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности.
Была проведена апробация разработанной процедуры. В исследовании приняли участие студенты бакалавриата с первого по третий курсов обучения. Цель на обнаружение противоречий профессионального самоопределения между собственным видением идеального выбора, сделанным выбором и социальными ожиданиями была достигнута.
Был проведен математически-статистический анализ результатов исследования, на основании которого была подтверждена гипотеза о том, что если собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальными ожиданиями, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
Определение процессов самоопределения позволяет построить углубленное понимание процесса возникновения, течения и проявления конфликта профессионального самоопределения, дает варианты конструктивного его разрешения. Таким образом, профессиональное самоопределение студентов является объектом полипредметного исследования.
Результаты магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития работ по направлению исследования профессионального самоопределения. Полученное знание можно использовать в совокупности с другими методиками для оформления конфликта профессионального самоопределения студентов бакалавриата первого, второго или третьего курсов конкретного вуза в рамках организации процедуры, направленной на продуктивное его разрешение. Полученные данные во время исследования в перспективе, могут быть учтены при построении исследовательских и образовательных программ.
В результате исследования были выявлены основные противоречия профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности.
Была проведена апробация разработанной процедуры. В исследовании приняли участие студенты бакалавриата с первого по третий курсов обучения. Цель на обнаружение противоречий профессионального самоопределения между собственным видением идеального выбора, сделанным выбором и социальными ожиданиями была достигнута.
Был проведен математически-статистический анализ результатов исследования, на основании которого была подтверждена гипотеза о том, что если собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальными ожиданиями, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
Определение процессов самоопределения позволяет построить углубленное понимание процесса возникновения, течения и проявления конфликта профессионального самоопределения, дает варианты конструктивного его разрешения. Таким образом, профессиональное самоопределение студентов является объектом полипредметного исследования.
Результаты магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития работ по направлению исследования профессионального самоопределения. Полученное знание можно использовать в совокупности с другими методиками для оформления конфликта профессионального самоопределения студентов бакалавриата первого, второго или третьего курсов конкретного вуза в рамках организации процедуры, направленной на продуктивное его разрешение. Полученные данные во время исследования в перспективе, могут быть учтены при построении исследовательских и образовательных программ.
Подобные работы
- СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная ориентация студентов профессиональной
образовательной организации средствами адаптации к обучению (на примере
ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России и за рубежом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Игровые конструкции при решении задач самоопределения в рамках образовательного процесса в ВУЗе
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - Особенности профессионального самосознания студентов с высоким уровнем самореализации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ, ОСВАИВАЮЩИМИ
ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Влияние государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок на профессиональные траектории молодежи г. СанктПетербурга
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



