Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конфликт профессионального самоопределения студентов

Работа №20192

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы исследования проблемы профессионального
самоопределения студентов 6
1.1. Культурно-исторический смысл проблемы профессионального
самоопределения 9
1.2. Особенности студенчества 10
1.3. Организованность столкновения 16
1.4. Исследование понятия профессионального самоопределения 18
1.5. Процесс профессионального выбора 22
1.6. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи 26
1.7. Проблематика профессионального самоопределения студентов 27
2. Эмпирическое исследование 30
2.1. Методология исследования 31
2.1.1. Разработка и применение процедуры на обнаружение
противоречий 31
2.1.2. Метод эссе 33
2.1.3. Обоснование выборки 34
2.2. Обработка данных исследования и их интерпретация 35
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение А-Б 88-107


Одним из факторов, обуславливающих успешную самореализацию специалиста, является его профессиональное самоопределение на этапе обучения в образовательном учреждении. Актуальность профессионального самоопределения возрастает как для самой личности, так и для общества, которое заинтересовано в более раннем выявлении потенциальных возможностей молодых людей, вступающих в трудовую жизнь, и должно обеспечивать их готовность к профессиональной деятельности. В связи с этим обучение в вузе должно быть четко ориентировано на подготовку личности, способной осуществлять осознанный выбор. Однако, образовательный процесс, как показывают данные исследования, которое провел Центр социального прогнозирования и маркетинга, не нацелен должным образом на формирование профессионального самоопределения студентов.
Согласно данным исследования на втором-третьем курсах тридцать пять процентов студентов считают, что учатся не там, где хотели бы. И это только те, кто открыто признает, что ошибся с выбором профессии. Данные исследования выявляют ряд причин такого состояния дел. К примеру, юноши получают законную отсрочку от армии, а частью студентов выбор вуза был сделан по наставлению родителей. Одни абитуриенты испугались высокого конкурса на желаемую специальность, другие остались в родном городе, где не было приоритетного для них направления обучения [13]. Студенты всех этих категорий поступили не туда куда хотели. Кроме того, треть студентов отсеивается во время обучения и еще треть после выпуска кардинально меняет профессию.
После выпуска студент остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. В течение пяти лет после выпуска шестьдесят процентов молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации. И проблема не в том, что молодые люди не проходили профориентацию перед поступлением в вуз, дело в том, что знания, которые им дали в высшем учебном заведении, оторваны от жизни, так как не все образовательные учреждения знают, какие специалисты нужны работодателям. Отсутствует соответствие между спросом и предложением, при этом спрос, по большому счету, неизвестен [13]. Данная тенденция сложилась не только при поступлении в институты, но при дальнейшем выборе программ обучения.
Целью исследования является обнаружение противоречий профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности между профессиональными «хочу» (собственным видением идеального выбора), «могу» (сделанным выбором) и «надо» (социальным ожиданием).
Гипотеза: если профессиональные «хочу» и «надо» рассогласованы, т.е. собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальным ожиданием, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
В качестве объекта исследования рассматриваются студенты конкретного вуза.
Предметом исследования в данной работе является конфликт профессионального самоопределения.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Провести теоретический анализ источников по теме профессионального самоопределения.
2. Определить на основании статистических данных влияние существующих факторов профессионального самоопределения.
3. Выявить конфликт профессионального самоопределения у студентов.
4. Провести математически-статистический анализ результатов.
5. Разработать предложения по мерам, направленным на удержание конфликта профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Интересом в работе является разработка метода выявления конструктивного конфликта профессионального самоопределения студента, а также апробация для обнаружения противоречий профессионального самоопределения студентов конкретного вуза.
Теоретической и методологической основой исследования являются конструктивная психология конфликта, а также научные разработки (авторы Хасан Б. И., Сафин В.Ф., Пряжников Н.С., Валитова. Е.Ю).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования проведен теоретический анализ имеющихся концептуальных подходов и теоретических оснований в методологии исследований проблем профессионального самоопределения.
В результате исследования были выявлены основные противоречия профессионального самоопределения студентов на основании объективных параметров согласованности.
Была проведена апробация разработанной процедуры. В исследовании приняли участие студенты бакалавриата с первого по третий курсов обучения. Цель на обнаружение противоречий профессионального самоопределения между собственным видением идеального выбора, сделанным выбором и социальными ожиданиями была достигнута.
Был проведен математически-статистический анализ результатов исследования, на основании которого была подтверждена гипотеза о том, что если собственное видение идеального выбора находится в противоречии с социальными ожиданиями, то это ведет к неудовлетворенности выбранной специальностью.
Определение процессов самоопределения позволяет построить углубленное понимание процесса возникновения, течения и проявления конфликта профессионального самоопределения, дает варианты конструктивного его разрешения. Таким образом, профессиональное самоопределение студентов является объектом полипредметного исследования.
Результаты магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития работ по направлению исследования профессионального самоопределения. Полученное знание можно использовать в совокупности с другими методиками для оформления конфликта профессионального самоопределения студентов бакалавриата первого, второго или третьего курсов конкретного вуза в рамках организации процедуры, направленной на продуктивное его разрешение. Полученные данные во время исследования в перспективе, могут быть учтены при построении исследовательских и образовательных программ.



1. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учебное пособие / Б. И. Хасан. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 256 с.
2. Валитова, Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете / Е. Ю. Валитова // Вестник : теоретический и науч.-практ. журнал ТГПУ. - Томск, 2014. - № 4. - С. 157¬158.
3. Хасан, Б. И. Почему игра? [Электронный ресурс] / Б. И. Хасан. -
Электрон. текстовые дан. - Красноярск, 2010. Режим доступа:
http://atbook.km.ru/news/000525.html.
4. Хасан, Б. И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения : тез. науч.-практ. конф. / Б. И. Хасан. - Красноярск, 1987. - С. 1-3.
5. Фрумин, И. Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе : тез. науч.-практ. конф. / И. Д. Фрумин. - Красноярск, 1987. - С. 1-3.
6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н. С. Пряжников. - Москва : Академия, 2008. - С. 5-11.
7. Дидовская, Я. В. Динамика профессионального самоопределения
студентов. [Электронный ресурс] / Я. В. Дидовская. - Электрон. журн. - Москва, 2001. - С. 132-135. Режим доступа:
https://dlib.eastview.com/browse/doc/1967125.
8. Мальгина, А. В. Профессиональное самоопределение как жизненный выбор личности. [Электронный ресурс] // Философия образования, №3. - Новосибирск, 2013. - C. 188-194. Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/35850257.
9. Зыбина, Л. Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности. / Л. Н. Зыбина // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии : материалы междун. заоч. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2005. - С. 1-6.
10. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности : учебное пособие / В. Ф. Сафин. - Екатеринбург : Свердл. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
11. Солодова, Г. Г. Профессиональное самоопределение студентов в контексте изменяющегося социума. [Электронный ресурс] / Г. Г. Солодова // Педагогика. - № 4. - Москва, 2007 - C. 67-72. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/12158578.
12. Волегов, В. С. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального самоопределения. [Электронный ресурс] / В. С. Волегов // Alma Mater. - № 4. - Москва, 2016. - C. 18-21. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/46673247.
13. Шереги, Ф. Э. Треть студентов учится не там, где хочет и не тому, что нужно. [Электронный ресурс] / Ф. Э. Шереги // Центр социального прогнозирования. - Москва, 2014. - 4 с. Режим доступа: http://www.krsk.kp.ru/daily/26300.5/3178190.
14. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования : учебное пособие / Г. М. Бреслав. - Москва : Академия, 2010. - 492 с.
15. Дубровина, И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности : учебное пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин // Возрастная и педагогическая психология. - Москва : Академия, 2001. - С. 229-232.
16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. / Е.А. Климов. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.
17. Кон, И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. - 255 с.
18. Щедровицкий, Г. П. Философия развития и конструктивная психология. / Г. П. Щедровицкий, под. ред. А. А. Попова // Педагогика самоопределения и гуманитарные практики : сборник статей. - № 2. - Барнаул, 1999.
19. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учебное пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - № 2. - Москва : Академия, 2006. - 496 с.
20. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. - № 5. - 1993.- С. 99-105.
21. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл, под. общ. ред. Л. Я. Грозмана, Д. А. Леонтьева. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.
22. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора / Ф. Е. Василюк, под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Шур. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - Москва : Смысл, 1997. - 314 с.
23. Кон, И. С. В поисках себя: личность и самосознание. / И. С. Кон.- Москва, 1984.
24. Серый, А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида / А. В. Серый // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999.
- С. 354-360.
25. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д. А. Леонтьев. - № 2. - Москва : Смысл,2003. - 487 с.
26. Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. / Г. Е. Залесский. - Москва : МГУ, 1994. - 138 с.
27. Коржова, Е. Ю. Жизненные ориентации у студентов - будущих психологов / Е. Ю. Коржова // Смысловые пространства современного человека : сборник научных статей. - Санкт-Петербург, 2005. - 380 с.
28. Данилова, Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян. / Данилова Е. Н. // Социологические исследования. - № 3. - 2000. - С. 76-86
29. Абуевская, Е. П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности : автореф. дис. . канд. пед. наук. / Е. П. Абуевская. - Москва, 1988.
30. Гаврилшк, В. В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход). / В. В. Гаврилшк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. - № 1. - 2002. - С. 96-105.
31. Иконникова, С. Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ. / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - Санкт-Петербург, 1995.
32. Карпухин, О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. / О. И. Карпухин // Социологические исследования. - № 12. - 1998. - С. 89-94.
33. Ковалева, Е. А. Социология молодежи. / Е.А. Ковалева, В. А. Луков. - Москва, 1999.
34. Луков, В. А. Гендерный конфликт - определение понятий. / В. А. Луков, В. Н. Кириллина // Знание. Понимание. Умение. - № 3. - 2015. - С. 26-31.
35. 3убок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. / Ю. А. 3убок // Социологические исследования. - № 2. - 2003. - С. 42-51.
36. Лисовский, В. Т. Социальные изменения в молодежной среде [Электронный ресурс] / В. Т. Лисовский // CredoNew. - № 1. - 2002. - Режим доступа: http://credo-new.narod.ru.
37. Дмитриев, В. А. Личность студента. / В. А. Дмитриев, В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : ЛГУ, 1974. - 184 с.
38. Фишер, C. Работа с конфликтом. / C. Фишер, Д. И. Абди, Д. Лудин, Р. Смит, С. Уиллиамс // Навыки и стратегии практической работы с конфликтом. - № 2. - Алматы : Ресурсы примирения, 2005.
39. Белинская, А. Б. Философская идентификация конфликта в социальном познании : дне. ... д-ра филос. наук. / А. Б. Белинская. - Москва,2004. - 335 с.
40. Зеер, Э. Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях. / Э. Ф. Зеер // Педагогический журнал Башкортостана. - № 3. - Уфа, 2013. - С. 46-47.
41. Мандрикова, Е. Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки : дне. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. Ю. Мандрикова. - Москва, 2006. - 195 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ