Экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17
1.1 Особенности инженерного образования и специфика
содействия трудоустройству обучающихся вузов 17
1.2 Модель экосистемы содействия трудоустройству студентов
и выпускников Томского политехнического университета 32
1.3 Структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы
содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета 48
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ
ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА 62
2.1 Обеспечение экосистемы содействия трудоустройству студентов
и выпускников Томского политехнического университета 62
2.2 Опытно-экспериментальная работа по реализации экосистемы по
содействию трудоустройству выпускников университета 67
2.3 Повышение эффективности экосистемы через преданность
сотрудников, ответственных за содействие трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета 85
СОЦИАЛЬНАЯ OTBETCTBEHHOCTЬ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СТРУКТУРА ЭКО-СИСТЕМЫ (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЗЫВЫ НА ПРОЕКТ «ЭКО-СИСТЕМА ДЛЯПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ТПУ»113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Информационно-программный комплекс
«Трудоустройство» 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ИТОГИ РАССМОТРЕНИЯ НАМЕРЕНИЙ
ВЫПУСКНИКОВ ТПУ 2021 ГОДА 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СОТРУДНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 РАЗДЕЛ ВКР, ВЫПОЛНЕННЫЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 124
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17
1.1 Особенности инженерного образования и специфика
содействия трудоустройству обучающихся вузов 17
1.2 Модель экосистемы содействия трудоустройству студентов
и выпускников Томского политехнического университета 32
1.3 Структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы
содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета 48
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ
ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА 62
2.1 Обеспечение экосистемы содействия трудоустройству студентов
и выпускников Томского политехнического университета 62
2.2 Опытно-экспериментальная работа по реализации экосистемы по
содействию трудоустройству выпускников университета 67
2.3 Повышение эффективности экосистемы через преданность
сотрудников, ответственных за содействие трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета 85
СОЦИАЛЬНАЯ OTBETCTBEHHOCTЬ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СТРУКТУРА ЭКО-СИСТЕМЫ (МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ) 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЗЫВЫ НА ПРОЕКТ «ЭКО-СИСТЕМА ДЛЯПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ТПУ»113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Информационно-программный комплекс
«Трудоустройство» 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ИТОГИ РАССМОТРЕНИЯ НАМЕРЕНИЙ
ВЫПУСКНИКОВ ТПУ 2021 ГОДА 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СОТРУДНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 РАЗДЕЛ ВКР, ВЫПОЛНЕННЫЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 124
Актуальность диссертационного исследования: Согласно закону «Об образовании в Российской федерации» одной из важнейших целей высшего образования является обеспечение высокого уровня и качества образования, которое позволит выпускникам вуза реализовывать ценности и накопленный интеллектуальный потенциал, приобретенные за время учебы, в своей будущей жизни и карьере. Одним из главных показателей эффективной деятельности вуза является трудоустройство выпускников.
О значимости Центра карьеры в системе высшего образования, реализующий вышеназванные цели, современные исследователи говорят всё активнее, подчёркивая вместе с тем, что деятельность данных центров в вузе должна быть качественной и эффективной (Н. Ш. Валеева, А. В. Киселев, М. В. Котенева, Э. В. Ли, Э. А. Соколовская, Г. Б. Хасанова).
Кроме того, современный Центр карьеры вуза предусматривает активную работу по содействию трудоустройству студентов (выпускников). В последнее время возросло внимание к Центрам карьеры в образовательных организациях технического профиля, что обусловлено возросшим спросом рынка труда на специалистов технического профиля, остро стоят вопросы трудоустройства студентов в рамках глобальных изменений на рынке труда. По мнению исследователей, занимающихся изучением деятельности Центров карьеры в техническом вузе, данная деятельность должна быть эффективной, однако она во многом остаётся формальной из-за отсутствия единого подхода в определении статуса и функций данного центра, единой системы содействия трудоустройству студентов и выпускников.
Опыт работы ведущим экспертом по содействию трудоустройству студентов и выпускников автора диссертационного исследования, а также результаты опроса, проведенного среди сотрудников Центров карьеры, выпускников и работодателей, в большинстве своем подтверждают потребность в единой системе содействия трудоустройству студентов и выпускников университета. В связи с этим важную роль должна сыграть специальная экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, которая может способствовать не только повышению эффективности данной деятельности, но и создаст благоприятные возможности для развития способности к трудоустройству и дальнейшему карьерному росту выпускников вуза.
Экосистема содействия трудоустройству обучающихся (далее, Экосистема) - комплекс цифровых сервисов, организационных, экономических и правовых мер, направленный на повышение эффективности данной деятельности.
Определена организация, подразделение, по тематике которого выполняется работа: Центр практической подготовки и трудоустройства Управления проректора по образовательной деятельности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (ранее - Отдел практик и трудоустройства).
Степень разработанности темы исследования. Анализ современных научных трудов, касающихся трудоустройства студентов и выпускников вузов, показывает, что в последнее время возросло количество исследований, где трудоустройство выпускников рассматривается в системе оценки качества высшего профессионального образования (Т. Г. Мансурова, Л. Р. Ягудина), как фактор эффективности подготовки специалистов (Т. А. Бельчик), в контексте актуальных проблем трудоустройства (Е. М. Ларченко, В. Е. Черноскутов), через формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности (Л. Ю. Субботина), через анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации (А. В. Киселев). Рассмотрены выпускники вузов на рынке труда (А. Мазин, А. Мазина), вопросы трудоустройства выпускников инженерных вузов: трудности и пути их преодоления (Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова), факторы, влияющие на трудоустройство современных выпускников (М. С. Скобелкина). Рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников вуза через социальный процесс (В. А. Карпец), социологический анализ (И. И. Задорожная), совершенствование механизма управления трудоустройством выпускников вуза (О. А. Синиченко). Изучены социально¬ценностные векторы экономического поведения выпускников вузов на рынке труда (Е. В. Потравная) и педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству (Е. Р. Дахина).
Отечественными психологами изучены вопросы готовности молодых специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова).
Несмотря на наличие в современных исследованиях отдельных систем, моделей, так или иначе касающихся систем трудоустройства выпускников (С. Х. Ахмедова, Л. Н. Давыдова, О. В. Попова, Т. Г. Тарасова, С. С. Халикова), следует отметить, что на сегодняшний день недостаточно изучен вопрос научного обоснования и разработки экосистем, отражающих специфику содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, что повышает научно-практическую актуальность темы и определяет потребность в её исследовании.
Изучение научных трудов по проблематике исследования, практики организации и реализации трудоустройства в высшей школе позволили выявить ряд существенных противоречий. Это противоречия между:
- требованиями современной государственной образовательной политики к цифровизации в инженерном образовании, возрастанием понимания особой роли Центров карьеры в решении обозначенных проблем и недостаточной изученностью проблем инженерного образования и особенностей Центров карьеры университетов;
- существующими потребностями сотрудников Центров карьеры, выпускников и работодателей в полноценной системе содействия трудоустройству студентов и выпускников университета и дефицитом знания о специфике содействия трудоустройству;
- очевидной необходимостью в создании экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета и ее отсутствием на уровне как научного обоснования, так и практической реализации.
Названные противоречия позволили определить формулировку ведущей исследовательской задачи: какой должна быть экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета, чтобы обеспечить эффективность данной деятельности и её соответствие требованиям современного образования? Решение данной проблемы предопределило выбор темы исследования: «Экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета».
Объектом исследования выступает инженерное образование.
Предметом исследования является создание экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и создании экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета.
Гипотеза и цель исследования обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) выявить проблемы инженерного образования и особенности Центров карьеры университетов;
2) определить и охарактеризовать структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета;
3) смоделировать экосистему содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность экосистемы.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, SWOT-анализ, теоретическое моделирование, анализ результатов распределения выпускников) и эмпирические (опрос, наблюдение, прикладной системный анализ, опытно-экспериментальная работа).
В качестве источников исследования выступили научные работы по проблематике диссертации, нормативная документация и учебно-методическое обеспечение содействия трудоустройству студентов и выпускников вузов.
Экспериментальной базой исследования выступил Центр практической подготовки и трудоустройства Управления образовательной деятельности (ранее - Отдел практик и трудоустройства Управления образовательной деятельности) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее - Томский политехнический университет). Выбранная теоретико¬методологическая основа и поставленные задачи исследования определили следующие этапы его реализации: 1 этап (2019-2020 гг.) - подбор и изучение литературы, нормативно-правовой документации по проблематике диссертационного исследования, формулировании темы методологического аппарата, определении понятийного аппарата, моделировании экосистемы; 2 этап (2020-2021 гг.) - внедрение компонентов экосистемы в деятельность по содействию трудоустройству студентов и выпускников университета, проверку гипотезы диссертационного исследования, публикации отдельных теоретических и практических результатов исследования; 3 этап (2021-2022 гг.) - доработка экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, подведение итогов, проведение анализа результатов исследования, формулирование выводов и заключения по результатам выполненного диссертационного исследования, окончательное оформление теоретических и практических результатов диссертации и публикацию итоговых результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) выявлены проблемы инженерного образования (необходимость системного подхода в управлении вузом, поддержания традиций университета, повышении престижа инженерного образования; необходимость в цифровизации образовательного процесса и повышении престижности вуза) и особенности Центров карьеры университетов (возможность применения системного подхода в содействии трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета; внедрение цифровизации в бизнес-процессы по содействию трудоустройству студентов и выпускников; поддержание традиций университета через сохранение процедуры распределения ; повышение престижности инженерного образования, престижности вуза через эффективность трудоустройства выпускников);
2) определены и охарактеризованы структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета (инструменты: образовательный проект «Система умного распределения и содействия трудоустройству выпускников»; инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job; сайт Центра практической подготовки и трудоустройства; информационно-программный комплекс «Трудоустройство»; регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета» и формы: процедура распределения выпускников и др.);
3) смоделирована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета (целевой, содержательно-организационный и результативный блоки).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнены понятия «Центр карьеры», «Экосистема»;
- углублены теоретические представления о центрах карьеры, о процедуре содействия трудоустройству выпускников вуза;
- дано теоретическое обоснование созданной экосистемы, которое вносит существенный вклад в эффективность трудоустройства выпускников Томского политехнического университета.
Практическая значимость исследования определяется тем, что создана и реализована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, способствующая повышению эффективности данной деятельности. Автор диссертационного исследования являлся соразработчиком информационно-программного комплекса «Трудоустройство» и принимал активное участие в его внедрении, в разработке паспорта инновационного компонента экосистемы - мобильное приложение «Mobile Job».
Личный вклад автора диссертационного исследования состоит в обосновании, создании и внедрении экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, в разработке информационно-программного комплекса «Трудоустройство», в подготовке публикаций по выполненному исследованию.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в процессе работы автора в качестве ведущего эксперта отдела практик и трудоустройства, Центра практической подготовки и трудоустройства Томского политехнического университета (2020-2022 гг.). Результаты исследования обсуждались на совещаниях и круглых столах по проблемам трудоустройства выпускников вуза (2019-2022 гг.). Результаты исследования внедрены в практику Томского политехнического университета. Автор принял участие в международных научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах: г. Луганск, г. Томск, г. Москва, г. Ялта (2019-2021 гг.): в Общероссийской конференции по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации, во всероссийской конференции службы занятости «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда: новые ценности и новые формы работы», в вебинаре для центров карьеры «Центры карьеры и цифровизация: проблемы и пути решения», в ВУЗПРОМЭКСПО-2020, в стратегической сессии «Роль центров карьеры в трудоустройстве студентов и выпускников», виртуальной стажировки по обмену практиками вузов «Университет и работодатель: практики взаимодействия»; Круглый стол с всероссийским и международным участием «Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества», в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» в качестве эксперта регионального уровня, «Профессиональное завтра» и конкурсе студенческих нетворкинговых практик в качестве участника; в вебинаре «Ресурсы вуза в сопровождении выпускников с инвалидностью Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в качестве члена организационного совета II Международной научно¬практической конференции «Информатизация и цифровизация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы».
По результатам исследования опубликовано 3 работы, подготовлена научная статья в журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», включенном ВАК в Перечень рецензируемых научных изданий
О значимости Центра карьеры в системе высшего образования, реализующий вышеназванные цели, современные исследователи говорят всё активнее, подчёркивая вместе с тем, что деятельность данных центров в вузе должна быть качественной и эффективной (Н. Ш. Валеева, А. В. Киселев, М. В. Котенева, Э. В. Ли, Э. А. Соколовская, Г. Б. Хасанова).
Кроме того, современный Центр карьеры вуза предусматривает активную работу по содействию трудоустройству студентов (выпускников). В последнее время возросло внимание к Центрам карьеры в образовательных организациях технического профиля, что обусловлено возросшим спросом рынка труда на специалистов технического профиля, остро стоят вопросы трудоустройства студентов в рамках глобальных изменений на рынке труда. По мнению исследователей, занимающихся изучением деятельности Центров карьеры в техническом вузе, данная деятельность должна быть эффективной, однако она во многом остаётся формальной из-за отсутствия единого подхода в определении статуса и функций данного центра, единой системы содействия трудоустройству студентов и выпускников.
Опыт работы ведущим экспертом по содействию трудоустройству студентов и выпускников автора диссертационного исследования, а также результаты опроса, проведенного среди сотрудников Центров карьеры, выпускников и работодателей, в большинстве своем подтверждают потребность в единой системе содействия трудоустройству студентов и выпускников университета. В связи с этим важную роль должна сыграть специальная экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, которая может способствовать не только повышению эффективности данной деятельности, но и создаст благоприятные возможности для развития способности к трудоустройству и дальнейшему карьерному росту выпускников вуза.
Экосистема содействия трудоустройству обучающихся (далее, Экосистема) - комплекс цифровых сервисов, организационных, экономических и правовых мер, направленный на повышение эффективности данной деятельности.
Определена организация, подразделение, по тематике которого выполняется работа: Центр практической подготовки и трудоустройства Управления проректора по образовательной деятельности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (ранее - Отдел практик и трудоустройства).
Степень разработанности темы исследования. Анализ современных научных трудов, касающихся трудоустройства студентов и выпускников вузов, показывает, что в последнее время возросло количество исследований, где трудоустройство выпускников рассматривается в системе оценки качества высшего профессионального образования (Т. Г. Мансурова, Л. Р. Ягудина), как фактор эффективности подготовки специалистов (Т. А. Бельчик), в контексте актуальных проблем трудоустройства (Е. М. Ларченко, В. Е. Черноскутов), через формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности (Л. Ю. Субботина), через анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации (А. В. Киселев). Рассмотрены выпускники вузов на рынке труда (А. Мазин, А. Мазина), вопросы трудоустройства выпускников инженерных вузов: трудности и пути их преодоления (Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова), факторы, влияющие на трудоустройство современных выпускников (М. С. Скобелкина). Рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников вуза через социальный процесс (В. А. Карпец), социологический анализ (И. И. Задорожная), совершенствование механизма управления трудоустройством выпускников вуза (О. А. Синиченко). Изучены социально¬ценностные векторы экономического поведения выпускников вузов на рынке труда (Е. В. Потравная) и педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству (Е. Р. Дахина).
Отечественными психологами изучены вопросы готовности молодых специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова).
Несмотря на наличие в современных исследованиях отдельных систем, моделей, так или иначе касающихся систем трудоустройства выпускников (С. Х. Ахмедова, Л. Н. Давыдова, О. В. Попова, Т. Г. Тарасова, С. С. Халикова), следует отметить, что на сегодняшний день недостаточно изучен вопрос научного обоснования и разработки экосистем, отражающих специфику содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, что повышает научно-практическую актуальность темы и определяет потребность в её исследовании.
Изучение научных трудов по проблематике исследования, практики организации и реализации трудоустройства в высшей школе позволили выявить ряд существенных противоречий. Это противоречия между:
- требованиями современной государственной образовательной политики к цифровизации в инженерном образовании, возрастанием понимания особой роли Центров карьеры в решении обозначенных проблем и недостаточной изученностью проблем инженерного образования и особенностей Центров карьеры университетов;
- существующими потребностями сотрудников Центров карьеры, выпускников и работодателей в полноценной системе содействия трудоустройству студентов и выпускников университета и дефицитом знания о специфике содействия трудоустройству;
- очевидной необходимостью в создании экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета и ее отсутствием на уровне как научного обоснования, так и практической реализации.
Названные противоречия позволили определить формулировку ведущей исследовательской задачи: какой должна быть экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета, чтобы обеспечить эффективность данной деятельности и её соответствие требованиям современного образования? Решение данной проблемы предопределило выбор темы исследования: «Экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета».
Объектом исследования выступает инженерное образование.
Предметом исследования является создание экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и создании экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета.
Гипотеза и цель исследования обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) выявить проблемы инженерного образования и особенности Центров карьеры университетов;
2) определить и охарактеризовать структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета;
3) смоделировать экосистему содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность экосистемы.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, SWOT-анализ, теоретическое моделирование, анализ результатов распределения выпускников) и эмпирические (опрос, наблюдение, прикладной системный анализ, опытно-экспериментальная работа).
В качестве источников исследования выступили научные работы по проблематике диссертации, нормативная документация и учебно-методическое обеспечение содействия трудоустройству студентов и выпускников вузов.
Экспериментальной базой исследования выступил Центр практической подготовки и трудоустройства Управления образовательной деятельности (ранее - Отдел практик и трудоустройства Управления образовательной деятельности) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее - Томский политехнический университет). Выбранная теоретико¬методологическая основа и поставленные задачи исследования определили следующие этапы его реализации: 1 этап (2019-2020 гг.) - подбор и изучение литературы, нормативно-правовой документации по проблематике диссертационного исследования, формулировании темы методологического аппарата, определении понятийного аппарата, моделировании экосистемы; 2 этап (2020-2021 гг.) - внедрение компонентов экосистемы в деятельность по содействию трудоустройству студентов и выпускников университета, проверку гипотезы диссертационного исследования, публикации отдельных теоретических и практических результатов исследования; 3 этап (2021-2022 гг.) - доработка экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, подведение итогов, проведение анализа результатов исследования, формулирование выводов и заключения по результатам выполненного диссертационного исследования, окончательное оформление теоретических и практических результатов диссертации и публикацию итоговых результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) выявлены проблемы инженерного образования (необходимость системного подхода в управлении вузом, поддержания традиций университета, повышении престижа инженерного образования; необходимость в цифровизации образовательного процесса и повышении престижности вуза) и особенности Центров карьеры университетов (возможность применения системного подхода в содействии трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета; внедрение цифровизации в бизнес-процессы по содействию трудоустройству студентов и выпускников; поддержание традиций университета через сохранение процедуры распределения ; повышение престижности инженерного образования, престижности вуза через эффективность трудоустройства выпускников);
2) определены и охарактеризованы структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета (инструменты: образовательный проект «Система умного распределения и содействия трудоустройству выпускников»; инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job; сайт Центра практической подготовки и трудоустройства; информационно-программный комплекс «Трудоустройство»; регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета» и формы: процедура распределения выпускников и др.);
3) смоделирована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета (целевой, содержательно-организационный и результативный блоки).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнены понятия «Центр карьеры», «Экосистема»;
- углублены теоретические представления о центрах карьеры, о процедуре содействия трудоустройству выпускников вуза;
- дано теоретическое обоснование созданной экосистемы, которое вносит существенный вклад в эффективность трудоустройства выпускников Томского политехнического университета.
Практическая значимость исследования определяется тем, что создана и реализована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, способствующая повышению эффективности данной деятельности. Автор диссертационного исследования являлся соразработчиком информационно-программного комплекса «Трудоустройство» и принимал активное участие в его внедрении, в разработке паспорта инновационного компонента экосистемы - мобильное приложение «Mobile Job».
Личный вклад автора диссертационного исследования состоит в обосновании, создании и внедрении экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников университета, в разработке информационно-программного комплекса «Трудоустройство», в подготовке публикаций по выполненному исследованию.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в процессе работы автора в качестве ведущего эксперта отдела практик и трудоустройства, Центра практической подготовки и трудоустройства Томского политехнического университета (2020-2022 гг.). Результаты исследования обсуждались на совещаниях и круглых столах по проблемам трудоустройства выпускников вуза (2019-2022 гг.). Результаты исследования внедрены в практику Томского политехнического университета. Автор принял участие в международных научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах: г. Луганск, г. Томск, г. Москва, г. Ялта (2019-2021 гг.): в Общероссийской конференции по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации, во всероссийской конференции службы занятости «Позиционирование службы занятости в условиях трансформации рынка труда: новые ценности и новые формы работы», в вебинаре для центров карьеры «Центры карьеры и цифровизация: проблемы и пути решения», в ВУЗПРОМЭКСПО-2020, в стратегической сессии «Роль центров карьеры в трудоустройстве студентов и выпускников», виртуальной стажировки по обмену практиками вузов «Университет и работодатель: практики взаимодействия»; Круглый стол с всероссийским и международным участием «Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества», в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» в качестве эксперта регионального уровня, «Профессиональное завтра» и конкурсе студенческих нетворкинговых практик в качестве участника; в вебинаре «Ресурсы вуза в сопровождении выпускников с инвалидностью Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в качестве члена организационного совета II Международной научно¬практической конференции «Информатизация и цифровизация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы».
По результатам исследования опубликовано 3 работы, подготовлена научная статья в журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», включенном ВАК в Перечень рецензируемых научных изданий
Проведено теоретическое обоснование деятельности вузов по содействию в трудоустройстве студентов и выпускников университета, выявлены проблемы инженерного образования и особенности Центров карьеры университетов. К проблемам инженерного образования отнесены недостаточность системного подхода в управлении вузом, поддержания традиций университета; необходимость в повышении престижа инженерного образования, в цифровизации образовательного процесса, в повышении престижности вуза.
Отмечены следующие особенности Центров карьеры университетов: возможность применения системного подхода и внедрения цифровизации в бизнес-процессы содействия трудоустройству студентов и выпускников; возможность поддержания традиций университета через сохранение процедуры распределения; повышение престижности инженерного образования, престижности вуза через эффективность трудоустройства и востребованности выпускников.
Смоделирована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета через технологию системного анализа, посвященной теме влияния дистанционного формата распределения выпускников университета на эффективность занятости и трудоустройства выпускников технического университета, на примере ТПУ. Проанализированы причинно-следственные связи структурированной информации в соответствии с этапами технологии системного анализа с помощью метода «дерево проблем». Данный анализ позволил выделить основную, главную проблему, причины возникновения основной проблемы и следствия проблемы. На основе «Дерева проблем» построено «Дерево целей», которое позволило сформулировать главные цели, достижение которых поможет решить основную проблему по исследованию влияния дистанционного формата распределения выпускников вуза на эффективность занятости и трудоустройства выпускников технического вуза через моделирование экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета. Определены основные блоки экосистемы (целевой, содержательно-организационный и результативный).
Определены и охарактеризованы структурно-содержательные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета, которые включают в себя следующие инструменты: образовательный проект «Система умного распределения и содействия трудоустройству выпускников»; сайт Центра практической подготовки и трудоустройства; информационно-программный комплекс «Трудоустройство»; регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета» и формы: процедура распределения выпускников и др. Выделен инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job.
Структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета содействуют качественному росту эффективности трудоустройства студентов и выпускников образовательного учреждения. Получены положительные отзывы от выпускников вуза и потенциальных работодателей инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job.
Решены вопросы организации, управления процедурой распределения и трудоустройством выпускников Томского политехнического университета, проведено исследование в области трудоустройства, распределения выпускников ТПУ 2021 года; разработан регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета»; проведена подготовка кадрового обеспечения процедуры распределения выпускников ТПУ, развитие и совершенствование информационно-программного комплекса «Трудоустройство». Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации Экосистемы через реализацию информационно-программного комплекса «Трудоустройство», процедуры распределения выпускников, проверена эффективность экосистемы, получены результаты, которые доказывают эффективность данной экосистемы. Эффективность определяется через положительную динамику занятости выпускников и их трудоустройству; наличие пула предприятий-партнеров, участвующих в процедуре распределения и вакансий на каждого выпускника, выбирающего траекторию трудоустройства, цифровых помощников, регламента «Положение о содействии трудоустройству студентов»; подготовку кадрового обеспечения процедуры распределения выпускников; участие студентов и выпускников в процедуре распределения, в профессиональных конкурсах мастерства
Выявлены проблемы вовлечённости сотрудников, ответственных за содействие трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников ТПУ, и внесены предложения, способы, действия для улучшения ситуации с преданностью сотрудников для эффективности экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников ТПУ.
Отмечены следующие особенности Центров карьеры университетов: возможность применения системного подхода и внедрения цифровизации в бизнес-процессы содействия трудоустройству студентов и выпускников; возможность поддержания традиций университета через сохранение процедуры распределения; повышение престижности инженерного образования, престижности вуза через эффективность трудоустройства и востребованности выпускников.
Смоделирована экосистема содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета через технологию системного анализа, посвященной теме влияния дистанционного формата распределения выпускников университета на эффективность занятости и трудоустройства выпускников технического университета, на примере ТПУ. Проанализированы причинно-следственные связи структурированной информации в соответствии с этапами технологии системного анализа с помощью метода «дерево проблем». Данный анализ позволил выделить основную, главную проблему, причины возникновения основной проблемы и следствия проблемы. На основе «Дерева проблем» построено «Дерево целей», которое позволило сформулировать главные цели, достижение которых поможет решить основную проблему по исследованию влияния дистанционного формата распределения выпускников вуза на эффективность занятости и трудоустройства выпускников технического вуза через моделирование экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета. Определены основные блоки экосистемы (целевой, содержательно-организационный и результативный).
Определены и охарактеризованы структурно-содержательные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета, которые включают в себя следующие инструменты: образовательный проект «Система умного распределения и содействия трудоустройству выпускников»; сайт Центра практической подготовки и трудоустройства; информационно-программный комплекс «Трудоустройство»; регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета» и формы: процедура распределения выпускников и др. Выделен инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job.
Структурно-содержательные и инновационные компоненты экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников Томского политехнического университета содействуют качественному росту эффективности трудоустройства студентов и выпускников образовательного учреждения. Получены положительные отзывы от выпускников вуза и потенциальных работодателей инновационный компонент экосистемы - мобильное приложение Mobile Job.
Решены вопросы организации, управления процедурой распределения и трудоустройством выпускников Томского политехнического университета, проведено исследование в области трудоустройства, распределения выпускников ТПУ 2021 года; разработан регламент «Положение о содействии трудоустройству студентов Томского политехнического университета»; проведена подготовка кадрового обеспечения процедуры распределения выпускников ТПУ, развитие и совершенствование информационно-программного комплекса «Трудоустройство». Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации Экосистемы через реализацию информационно-программного комплекса «Трудоустройство», процедуры распределения выпускников, проверена эффективность экосистемы, получены результаты, которые доказывают эффективность данной экосистемы. Эффективность определяется через положительную динамику занятости выпускников и их трудоустройству; наличие пула предприятий-партнеров, участвующих в процедуре распределения и вакансий на каждого выпускника, выбирающего траекторию трудоустройства, цифровых помощников, регламента «Положение о содействии трудоустройству студентов»; подготовку кадрового обеспечения процедуры распределения выпускников; участие студентов и выпускников в процедуре распределения, в профессиональных конкурсах мастерства
Выявлены проблемы вовлечённости сотрудников, ответственных за содействие трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников ТПУ, и внесены предложения, способы, действия для улучшения ситуации с преданностью сотрудников для эффективности экосистемы содействия трудоустройству студентов и выпускников ТПУ.



