Допрос несовершеннолетних: вопросы криминалистической тактики и психологии
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 10
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
2.1 Подготовка к допросу несовершеннолетнего 26
2.2 Тактические приемы допроса несовершеннолетнего 36
2.3 Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних 42
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ,
ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ
3.1 Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей,
потерпевших 49
3.2 Особенности тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых,
обвиняемых 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 10
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
2.1 Подготовка к допросу несовершеннолетнего 26
2.2 Тактические приемы допроса несовершеннолетнего 36
2.3 Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних 42
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ,
ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ
3.1 Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей,
потерпевших 49
3.2 Особенности тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых,
обвиняемых 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Согласно ст.19 Конвенции о правах ребенка, посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Особенно важно в этой связи, что наличествует опасная тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов (потерпевших, свидетелей, лиц, совершивших общественно - опасные деяния). Отсутствие четкой регламентации их правового статуса, механизма реализации предоставленных им прав существенно ослабляет правовую защищенность этой категории граждан.
Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства.
Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания является исключительно прерогативой суда, но предпосылки успешного рассмотрения дел в суде создаются уже на предварительном следствии.
В связи с этим наука и практика борьбы с преступлениями несовершеннолетних выработали комплекс социальных и правовых мер, которые способны обеспечить, в настоящее время достаточно эффективное влияние на процессы по ослаблению и искоренению преступлений несовершеннолетних. Однако, для их успешной реализации необходимо дальнейшее совершенствование методов расследования преступлений, производства отдельных следственных действий и, в частности, допроса.
Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта
сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает изученная литература, анализ следственной практики указанные вопросы решаются неоднозначно.
Актуальность работы обусловлена статистическими данными, которые указывают на наличие преступности среди несовершеннолетних (за 2016г. - 31,5 тыс. преступлений, за 2015г. - 61,8 тыс.). Если число преступлений, совершенных несовершеннолетними уменьшается, то количество общественно-опасных деяний против них увеличивается с геометрической прогрессией (в 2012 году было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 году - уже 10 942).
Из этого следует, что следователю, дознавателю нужно подробней изучать вопросы детской психологии, дабы не навредить ребенку, который находится в большой стрессовой ситуации.
Степень научной разработанности.В Криминалистике особенности проведения такого следственного действия как допрос несовершеннолетнего исследовался рядом таких ученых, как А.В. Токарева, Г.Г. Тюстина, В.Н. Косарев, Б.Г. Ананьев, О.Н. Процюк, О.В. Мищенко, В.Ю. Шепитько, И.А. Манжос, О.Ю. Скичко, М.И. Еникеев, А.Н. Роше, М.М. Бабаев, Г.Г. Доспулов, Н.Ш. Сафин, Е.В. Васкэ, И.А. Матусевич, С.А. Шейфер, С.В. Тетюев, С.А. Роганов, Т.Л. Константинова и другие.
В данной работе предпринята попытка выявить некоторые закономерности и особенности в поведении несовершеннолетних на допросе, знание которых позволит более рационально выстраивать следователю общую тактическую линию допроса, применять тактические приемы, устанавливать психологический контакт, более продуктивно решать ряд других вопросов.
Предметом исследования выступают объективные закономерности поведения несовершеннолетних, их проявление в процессе проведения допроса, а также закономерности использования криминалистических знаний при выборе тактики допроса таких лиц, в том числе и при разрешении конфликтов, возникающих в процессе допроса.
Объектом работы являются теория и практика проведения допросов несовершеннолетних, их психологические особенности, а также тактическое поведение следователя в рамках этого следственного действия.
Методологической основой исследования стали законы и категории материалистической диалектики, формальной логики, психологии и других естественных наук, Одновременно применялись такие общенаучные и частно-научные методы эмпирического и теоретического познания, как, сравнительно-правовой, статистический, социологический, метод системного анализа и иные. Науковедческую и методическую базу исследования составили основные нормативные правовые акты, статистические и другие сведения о динамике и структуре преступности несовершеннолетних, а также уголовные дела с участием потерпевших и свидетелей этих же категорий.
Целью работы является изучение основных тактических приемов при проведении допроса несовершеннолетних, основывающихся на психологических особенностях допрашиваемых.
В связи с выше поставленной целью требуется разрешение следующих задач:
• вывести понятие несовершеннолетнего и его социально- психологические особенности;
• изучить общие положения тактики допроса
несовершеннолетнего;
• исследовать особенности тактики допроса несовершеннолетних
потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат параграфы, заключения и библиографического списка. Первая глава не имеет параграфов, в ней главным образом раскрываются понятие «несовершеннолетний» и их социально- психологические особенности. Вторая глава состоит из трех параграфов, которые определяют подготовку к допросу несовершеннолетнего, тактические приемы, применяемые следователем на практике, а также способы фиксации информации, собранной в рамках исследуемого следственного действия. В третьей главе раскрываются особенности тактических приемов допросов несовершеннолетних в зависимости от их процессуального статуса: подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший.
Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства.
Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания является исключительно прерогативой суда, но предпосылки успешного рассмотрения дел в суде создаются уже на предварительном следствии.
В связи с этим наука и практика борьбы с преступлениями несовершеннолетних выработали комплекс социальных и правовых мер, которые способны обеспечить, в настоящее время достаточно эффективное влияние на процессы по ослаблению и искоренению преступлений несовершеннолетних. Однако, для их успешной реализации необходимо дальнейшее совершенствование методов расследования преступлений, производства отдельных следственных действий и, в частности, допроса.
Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта
сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает изученная литература, анализ следственной практики указанные вопросы решаются неоднозначно.
Актуальность работы обусловлена статистическими данными, которые указывают на наличие преступности среди несовершеннолетних (за 2016г. - 31,5 тыс. преступлений, за 2015г. - 61,8 тыс.). Если число преступлений, совершенных несовершеннолетними уменьшается, то количество общественно-опасных деяний против них увеличивается с геометрической прогрессией (в 2012 году было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 году - уже 10 942).
Из этого следует, что следователю, дознавателю нужно подробней изучать вопросы детской психологии, дабы не навредить ребенку, который находится в большой стрессовой ситуации.
Степень научной разработанности.В Криминалистике особенности проведения такого следственного действия как допрос несовершеннолетнего исследовался рядом таких ученых, как А.В. Токарева, Г.Г. Тюстина, В.Н. Косарев, Б.Г. Ананьев, О.Н. Процюк, О.В. Мищенко, В.Ю. Шепитько, И.А. Манжос, О.Ю. Скичко, М.И. Еникеев, А.Н. Роше, М.М. Бабаев, Г.Г. Доспулов, Н.Ш. Сафин, Е.В. Васкэ, И.А. Матусевич, С.А. Шейфер, С.В. Тетюев, С.А. Роганов, Т.Л. Константинова и другие.
В данной работе предпринята попытка выявить некоторые закономерности и особенности в поведении несовершеннолетних на допросе, знание которых позволит более рационально выстраивать следователю общую тактическую линию допроса, применять тактические приемы, устанавливать психологический контакт, более продуктивно решать ряд других вопросов.
Предметом исследования выступают объективные закономерности поведения несовершеннолетних, их проявление в процессе проведения допроса, а также закономерности использования криминалистических знаний при выборе тактики допроса таких лиц, в том числе и при разрешении конфликтов, возникающих в процессе допроса.
Объектом работы являются теория и практика проведения допросов несовершеннолетних, их психологические особенности, а также тактическое поведение следователя в рамках этого следственного действия.
Методологической основой исследования стали законы и категории материалистической диалектики, формальной логики, психологии и других естественных наук, Одновременно применялись такие общенаучные и частно-научные методы эмпирического и теоретического познания, как, сравнительно-правовой, статистический, социологический, метод системного анализа и иные. Науковедческую и методическую базу исследования составили основные нормативные правовые акты, статистические и другие сведения о динамике и структуре преступности несовершеннолетних, а также уголовные дела с участием потерпевших и свидетелей этих же категорий.
Целью работы является изучение основных тактических приемов при проведении допроса несовершеннолетних, основывающихся на психологических особенностях допрашиваемых.
В связи с выше поставленной целью требуется разрешение следующих задач:
• вывести понятие несовершеннолетнего и его социально- психологические особенности;
• изучить общие положения тактики допроса
несовершеннолетнего;
• исследовать особенности тактики допроса несовершеннолетних
потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат параграфы, заключения и библиографического списка. Первая глава не имеет параграфов, в ней главным образом раскрываются понятие «несовершеннолетний» и их социально- психологические особенности. Вторая глава состоит из трех параграфов, которые определяют подготовку к допросу несовершеннолетнего, тактические приемы, применяемые следователем на практике, а также способы фиксации информации, собранной в рамках исследуемого следственного действия. В третьей главе раскрываются особенности тактических приемов допросов несовершеннолетних в зависимости от их процессуального статуса: подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший.
По окончании данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Несовершеннолетний - это физическое лицо возрастом до 18 лет, имеющее определенные законом права и обязанности.
2. Его социально-психологические особенности напрямую зависят от возраста. Периоды жизни ребенка можно разделить на младенчество, дошкольный, младший школьный и подростковый. В первые три периода социальная среда человека непосредственно влияет на психологическое развитие, но уже в подростковом возрасте ребенок сам корректирует свой социум, проявляя себя больше как взрослый, нежели как ребенок.
3. Подготовка к допросу - начальный этап допроса, на котором проводятся предварительные действия, направленные на проведение данного следственного действия как можно эффективней.
4. Подготовка к допросу несовершеннолетнего обладает определенными особенностями, которые связаны с возрастом, психологическими и физическим развитием, полом, культурой и другими факторами.
5. Подготовка к допросу состоит из этапов:
• Изучение материалов дела, определение предмета допроса;
• Изучение личности несовершеннолетнего (направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения на допросе);
• Выбор времени, места допроса и способа вызова допрашиваемого (данные обстоятельства являются объективными факторами, влияющими на процесс формирования показаний допрашиваемого);
• Определение круга участников допроса и предварительная беседа следователя с ними (уголовно-процессуальное законодательство предусматривает участие в допросе законного представителя несовершеннолетнего, педагога (психолога), защитника подозреваемого, обвиняемого и адвоката потерпевшего, свидетеля, в связи с этим следует тщательно следить за тем, что эти лица не наносили вреда интересам ребенка);
• Составление плана допроса, выбор тактических приемов
проведения допроса.
6. Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего - залог его успеха и получения оптимальных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.
7. Основное в допросе - правильный выбор тактических приемов его производства. Правильный выбор тактических приемов, с учетом личности допрашиваемого, возможности допрашивающего и всех обстоятельств дела и эффективное их использование способствуют получению правдивых и полных показаний, изобличению допрашиваемых во лжи, позволяют проверить достоверность показаний в ходе допроса при наименьших затратах времени и сил следователя.
8. Самыми важными тактическими приемами при допросе несовершеннолетнего являются те, которые направлены на установление психологического контакта. Сложность обусловлена психологическим состоянием ребенка, его эмоциональным диапазоном, уровнем образования и социализации.
9. В общем виде тактические приемы при допросе несовершеннолетних можно разделить на те, которые направленны на установление психологического контакта, и на те, которые применяются при психологическом воздействии.
10. Обязательными средствами фиксации допроса
несовершеннолетних является протокол, дополнительными - аудио-, видео- и фотофиксация. Из дополнительных, большую роль играет видеосъемка, так как она позволяет подробно и с нескольких сторон взглянуть на показания ребенка, а также защитить от возможных нарушений его прав и законных интересов.
11. При допросе несовершеннолетних свидетелей, потерпевших должны соблюдаться следующие условия.
• тактические приемы должны минимально влиять на психику допрашиваемого. В виду того, что психологическое влияние неизбежно, следователь должен его минимизировать.
• подготовка к допросу должна осуществляться совместно с педагогом (психологом) или после консультации с ним.
• тщательно нужно подходить в выборе участвующих в допросе педагога (психолога) и законных представителей.
• допрос должен быть не длительным по времени, а место допроса - наиболее благоприятное и безопасное для несовершеннолетнего.
• залог успешного допроса - установление благоприятного психологического контакта.
• тактические приемы для разных возрастных групп различаются.
12. При подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует тщательно изучить личность ребенка, этого будет зависеть тактика следственного действия.
13. Особое внимание следует уделять лицам, которые представляют интересы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Их действия не должны нарушать права и законные интересы ребенка, а также пресечь попытку внушения допрашиваемому, что органы предварительного расследования являются недоброжелателями.
14. В связи с этим, важно дать понять несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), что выявляются не только те факты, которые изобличают его в совершении преступления, но и обстоятельства, которые смягчат его будущее наказание
15. В случае допроса подозреваемого, обвиняемого могут сложиться бесконфликтные или конфликтные ситуации.
16. Наиболее сложной является конфликтная ситуация, при которой
несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый формирует
отрицательную установку на утаивание сведений, имеющих значение для уголовного дела, либо в открытой форме противодействует следователю.
17. В таких случаях следователю следует проявлять хладнокровие, использовать убедительную аргументацию и проявлять уважение к подростку, чтобы настроить его на беседу и дачу правдивых показаний.
1. Несовершеннолетний - это физическое лицо возрастом до 18 лет, имеющее определенные законом права и обязанности.
2. Его социально-психологические особенности напрямую зависят от возраста. Периоды жизни ребенка можно разделить на младенчество, дошкольный, младший школьный и подростковый. В первые три периода социальная среда человека непосредственно влияет на психологическое развитие, но уже в подростковом возрасте ребенок сам корректирует свой социум, проявляя себя больше как взрослый, нежели как ребенок.
3. Подготовка к допросу - начальный этап допроса, на котором проводятся предварительные действия, направленные на проведение данного следственного действия как можно эффективней.
4. Подготовка к допросу несовершеннолетнего обладает определенными особенностями, которые связаны с возрастом, психологическими и физическим развитием, полом, культурой и другими факторами.
5. Подготовка к допросу состоит из этапов:
• Изучение материалов дела, определение предмета допроса;
• Изучение личности несовершеннолетнего (направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения на допросе);
• Выбор времени, места допроса и способа вызова допрашиваемого (данные обстоятельства являются объективными факторами, влияющими на процесс формирования показаний допрашиваемого);
• Определение круга участников допроса и предварительная беседа следователя с ними (уголовно-процессуальное законодательство предусматривает участие в допросе законного представителя несовершеннолетнего, педагога (психолога), защитника подозреваемого, обвиняемого и адвоката потерпевшего, свидетеля, в связи с этим следует тщательно следить за тем, что эти лица не наносили вреда интересам ребенка);
• Составление плана допроса, выбор тактических приемов
проведения допроса.
6. Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего - залог его успеха и получения оптимальных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.
7. Основное в допросе - правильный выбор тактических приемов его производства. Правильный выбор тактических приемов, с учетом личности допрашиваемого, возможности допрашивающего и всех обстоятельств дела и эффективное их использование способствуют получению правдивых и полных показаний, изобличению допрашиваемых во лжи, позволяют проверить достоверность показаний в ходе допроса при наименьших затратах времени и сил следователя.
8. Самыми важными тактическими приемами при допросе несовершеннолетнего являются те, которые направлены на установление психологического контакта. Сложность обусловлена психологическим состоянием ребенка, его эмоциональным диапазоном, уровнем образования и социализации.
9. В общем виде тактические приемы при допросе несовершеннолетних можно разделить на те, которые направленны на установление психологического контакта, и на те, которые применяются при психологическом воздействии.
10. Обязательными средствами фиксации допроса
несовершеннолетних является протокол, дополнительными - аудио-, видео- и фотофиксация. Из дополнительных, большую роль играет видеосъемка, так как она позволяет подробно и с нескольких сторон взглянуть на показания ребенка, а также защитить от возможных нарушений его прав и законных интересов.
11. При допросе несовершеннолетних свидетелей, потерпевших должны соблюдаться следующие условия.
• тактические приемы должны минимально влиять на психику допрашиваемого. В виду того, что психологическое влияние неизбежно, следователь должен его минимизировать.
• подготовка к допросу должна осуществляться совместно с педагогом (психологом) или после консультации с ним.
• тщательно нужно подходить в выборе участвующих в допросе педагога (психолога) и законных представителей.
• допрос должен быть не длительным по времени, а место допроса - наиболее благоприятное и безопасное для несовершеннолетнего.
• залог успешного допроса - установление благоприятного психологического контакта.
• тактические приемы для разных возрастных групп различаются.
12. При подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует тщательно изучить личность ребенка, этого будет зависеть тактика следственного действия.
13. Особое внимание следует уделять лицам, которые представляют интересы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Их действия не должны нарушать права и законные интересы ребенка, а также пресечь попытку внушения допрашиваемому, что органы предварительного расследования являются недоброжелателями.
14. В связи с этим, важно дать понять несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), что выявляются не только те факты, которые изобличают его в совершении преступления, но и обстоятельства, которые смягчат его будущее наказание
15. В случае допроса подозреваемого, обвиняемого могут сложиться бесконфликтные или конфликтные ситуации.
16. Наиболее сложной является конфликтная ситуация, при которой
несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый формирует
отрицательную установку на утаивание сведений, имеющих значение для уголовного дела, либо в открытой форме противодействует следователю.
17. В таких случаях следователю следует проявлять хладнокровие, использовать убедительную аргументацию и проявлять уважение к подростку, чтобы настроить его на беседу и дачу правдивых показаний.





