ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Дополнительные меры социальной поддержки: понятие, функции и
классификация 9
1.2 Категории социально нуждающихся и социально уязвимых граждан в
системе социального обеспечения в Российской Федерации 22
1.3 Правовая охрана персональных данных социально нуждающихся в
дополнительных мерах социальной поддержки граждан 34
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
2.1 Дополнительные меры социальной поддержки граждан Челябинской области 503
2.2 Дополнительные меры социальной поддержки граждан северных
регионов 63
2.3 Дополнительные меры социальной поддержки граждан южных
регионов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Дополнительные меры социальной поддержки: понятие, функции и
классификация 9
1.2 Категории социально нуждающихся и социально уязвимых граждан в
системе социального обеспечения в Российской Федерации 22
1.3 Правовая охрана персональных данных социально нуждающихся в
дополнительных мерах социальной поддержки граждан 34
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
2.1 Дополнительные меры социальной поддержки граждан Челябинской области 503
2.2 Дополнительные меры социальной поддержки граждан северных
регионов 63
2.3 Дополнительные меры социальной поддержки граждан южных
регионов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ
Переход российского общества к рыночным отношениям обострил социальные проблемы, которые коснулись широких слоев населения. В стране обозначилась резкая дифференциация доходов разных групп населения, многие оказались за чертой бедности. Изменение экономических отношений повлекло за собой необходимость модернизации и развития такого направления в деятельности государства как социальная защита населения.
Система социальной защиты населения должна быть ориентирована на все население. Реальное же ее воплощение по отношению к различным слоям и группам населения является дифференцированным. Социальная защита здоровых, трудоспособных, активных членов общества выражается в гарантии равных возможностей в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства. Нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети и др.) оказывается комплекс социальных услуг за счет государства, гарантируется получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создаются необходимые условия для нормальной жизнедеятельности.
Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.
Конституция РФ содержит большое количество правовых норм, содержащих словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не дает.
Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также об их содержании.
Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предоставления и правовой охраны дополнительных мер социальной поддержки.
Предметом исследования являются правовые нормы,
регламентирующие дополнительные меры социальной поддержки.
Целью исследования является анализ дополнительных мер социальной поддержки граждан в системе социальных гарантий в РФ.
Исходя из цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть меры социальной поддержки;
- исследовать категории социально нуждающихся и социально уязвимых граждан;
- проанализировать правовую охрану персональных данных социально нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки граждан;
- раскрыть дополнительные меры социальной поддержки на примере Челябинской области;
- охарактеризовать регионы доноров.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: Д.И. Махник, Н.Б. Крысенкова, Ф.В. Цомартова, М.О. Буянова, К.Н. Гусов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.
Система социальной защиты населения должна быть ориентирована на все население. Реальное же ее воплощение по отношению к различным слоям и группам населения является дифференцированным. Социальная защита здоровых, трудоспособных, активных членов общества выражается в гарантии равных возможностей в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства. Нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети и др.) оказывается комплекс социальных услуг за счет государства, гарантируется получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создаются необходимые условия для нормальной жизнедеятельности.
Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.
Конституция РФ содержит большое количество правовых норм, содержащих словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не дает.
Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также об их содержании.
Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предоставления и правовой охраны дополнительных мер социальной поддержки.
Предметом исследования являются правовые нормы,
регламентирующие дополнительные меры социальной поддержки.
Целью исследования является анализ дополнительных мер социальной поддержки граждан в системе социальных гарантий в РФ.
Исходя из цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть меры социальной поддержки;
- исследовать категории социально нуждающихся и социально уязвимых граждан;
- проанализировать правовую охрану персональных данных социально нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки граждан;
- раскрыть дополнительные меры социальной поддержки на примере Челябинской области;
- охарактеризовать регионы доноров.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: Д.И. Махник, Н.Б. Крысенкова, Ф.В. Цомартова, М.О. Буянова, К.Н. Гусов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.
Социальная защита - это система экономических, правовых, социальных, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, которые ухудшают качество жизни. Социальная защита имеет целью поддержание материального положения граждан с помощью создания в государстве, в регионе, на предприятиях социальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов
социальной защиты, в случаях и на условии, установленных
законодательством. Законодательство о социальной защите в Российской Федерации представляет собой сложный конгломерат разрозненных
нормативных правовых актов, что делает правоприменительную практику в этой сфере общественной жизни весьма противоречивой.
Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, однако объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой статьи 7 Конституции РФ.
В зависимости от существующих обстоятельств, ухудшающих или которые могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах, социальное обслуживание в Челябинской области предоставляется в законодательно установленных формах (предоставление социальных услуг в стационарной форме, полустационарной форме, в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг, профессиональной реабилитации инвалидов, реабилитационных услуг по физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации инвалидов, социальных услуг семьям и детям).
В заключении кратко сделаем сравнительный вывод о социальной защите в Челябинской области, северных и южных регионах.
В Челябинской области действует Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан Челябинской области» на 2015-2017 годы» .
Целью программы является улучшение качества жизни отдельных категорий граждан Челябинской области за счет развития и совершенствования системы социального обслуживания, а также повышения реальных доходов населения.
Реализация социальной политики в сфере социальной защиты населения Челябинской области осуществляется по двум основным направлениям:
- разработка и реализация мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства населения по денежным доходам. Повышение реальных доходов населения обеспечивается за счет предоставления мер социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи: выплаты пособий, компенсаций, предоставления льгот и субсидий;
- улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое обеспечивается, в том числе за счёт развития и совершенствования системы социального обслуживания, оптимизации расходов на обеспечение функционирования этой системы.
За последние годы в области осуществлены меры социальной политики, которые направлены на улучшение медицинского обслуживания детей - инвалидов, условий их жизни, повышение качества образования, трудовой и профессиональной подготовки, оказания помощи семьям, воспитывающим этих детей. Вместе с тем, остается нерешенным целый комплекс социальных и психолого-педагогических проблем детей-инвалидов и их семей. Наиболее актуальные вопросы сегодня - реабилитация детей с ограниченными возможностями. Они требуют новых подходов, своевременной диагностики и коррекции нарушений, создания оптимальных условий для их обучения, воспитания, психолого-педагогической помощи и социально-трудовой адаптации.
Эти проблемы позволяют решать специализированные
реабилитационные центры, функционирующие в области: реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Магнитогорска и социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Челябинска «Здоровье».
В свою очередь, в северных регионах, к примеру, в Югре ведется пропаганда разнообразных форм устройства детей в семью. Список детских пособий в Ханты-Мансийском АО чрезвычайно широк. Они делятся на:
- федеральные (из государственной казны) и региональные (из окружного бюджета);
- ежемесячные, ежегодные и единовременные.
Федеральные выплаты распределяются по принципу категориальности, то есть выплачиваются определенной категории граждан (беременным, роженицам, мамам детей до 1.5 лет).
В целом можно отметить, что одна из приоритетных статей бюджета ХМАО на 2017 г. - социальная поддержка семей с детьми. На регион следует ровняться в плане организации помощи местному населению. Руководство АО старается не только повысить уровень жизни местных родителей с детьми, но и поддержать малочисленные народы Севера.
В свою очередь, в северных регионах основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Саха сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе. В Республике Саха (Якутия) проводится системная работа по повышению уровня жизни населения.
Касательно южных регионов, отметим, что любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшись в трудном материальном положении, могут рассчитывать на государственную поддержку при оплате коммунальных услуг в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также предусмотрена выплата Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы ежемесячной денежной компенсации расходов на автомобильное топливо.
Что касается Республики Адыгеи, то здесь функционирует единая государственная система органов труда и социальной защиты населения, состоящая из республиканского органа - Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, территориальных органов труда и социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея.
Государственная социальная помощь в Республике Адыгея оказывается в следующих видах: 1) денежные выплаты (субсидии, социальные пособия и другие выплаты); 2) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, топливо, медикаменты и другие виды).
В Республике Адыгея, как и в Ставропольском крае, устанавливается дополнительный вид государственной социальной помощи, оказываемый за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея: ежегодная единовременная материальная помощь на приобретение одежды и обуви для детей из малоимущих семей, принимаемых на первую ступень образования и обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Размер материальной помощи на приобретение одежды и обуви для детей из малоимущих семей устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Таким образом, в целом можно отметить, что в рассматриваемых регионах наиболее незащищенным и уязвимым слоям населения предоставляются меры социальной поддержки в полном объеме.
социальной защиты, в случаях и на условии, установленных
законодательством. Законодательство о социальной защите в Российской Федерации представляет собой сложный конгломерат разрозненных
нормативных правовых актов, что делает правоприменительную практику в этой сфере общественной жизни весьма противоречивой.
Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, однако объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой статьи 7 Конституции РФ.
В зависимости от существующих обстоятельств, ухудшающих или которые могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах, социальное обслуживание в Челябинской области предоставляется в законодательно установленных формах (предоставление социальных услуг в стационарной форме, полустационарной форме, в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг, профессиональной реабилитации инвалидов, реабилитационных услуг по физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации инвалидов, социальных услуг семьям и детям).
В заключении кратко сделаем сравнительный вывод о социальной защите в Челябинской области, северных и южных регионах.
В Челябинской области действует Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан Челябинской области» на 2015-2017 годы» .
Целью программы является улучшение качества жизни отдельных категорий граждан Челябинской области за счет развития и совершенствования системы социального обслуживания, а также повышения реальных доходов населения.
Реализация социальной политики в сфере социальной защиты населения Челябинской области осуществляется по двум основным направлениям:
- разработка и реализация мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства населения по денежным доходам. Повышение реальных доходов населения обеспечивается за счет предоставления мер социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи: выплаты пособий, компенсаций, предоставления льгот и субсидий;
- улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое обеспечивается, в том числе за счёт развития и совершенствования системы социального обслуживания, оптимизации расходов на обеспечение функционирования этой системы.
За последние годы в области осуществлены меры социальной политики, которые направлены на улучшение медицинского обслуживания детей - инвалидов, условий их жизни, повышение качества образования, трудовой и профессиональной подготовки, оказания помощи семьям, воспитывающим этих детей. Вместе с тем, остается нерешенным целый комплекс социальных и психолого-педагогических проблем детей-инвалидов и их семей. Наиболее актуальные вопросы сегодня - реабилитация детей с ограниченными возможностями. Они требуют новых подходов, своевременной диагностики и коррекции нарушений, создания оптимальных условий для их обучения, воспитания, психолого-педагогической помощи и социально-трудовой адаптации.
Эти проблемы позволяют решать специализированные
реабилитационные центры, функционирующие в области: реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Магнитогорска и социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Челябинска «Здоровье».
В свою очередь, в северных регионах, к примеру, в Югре ведется пропаганда разнообразных форм устройства детей в семью. Список детских пособий в Ханты-Мансийском АО чрезвычайно широк. Они делятся на:
- федеральные (из государственной казны) и региональные (из окружного бюджета);
- ежемесячные, ежегодные и единовременные.
Федеральные выплаты распределяются по принципу категориальности, то есть выплачиваются определенной категории граждан (беременным, роженицам, мамам детей до 1.5 лет).
В целом можно отметить, что одна из приоритетных статей бюджета ХМАО на 2017 г. - социальная поддержка семей с детьми. На регион следует ровняться в плане организации помощи местному населению. Руководство АО старается не только повысить уровень жизни местных родителей с детьми, но и поддержать малочисленные народы Севера.
В свою очередь, в северных регионах основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Саха сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе. В Республике Саха (Якутия) проводится системная работа по повышению уровня жизни населения.
Касательно южных регионов, отметим, что любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшись в трудном материальном положении, могут рассчитывать на государственную поддержку при оплате коммунальных услуг в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также предусмотрена выплата Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы ежемесячной денежной компенсации расходов на автомобильное топливо.
Что касается Республики Адыгеи, то здесь функционирует единая государственная система органов труда и социальной защиты населения, состоящая из республиканского органа - Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, территориальных органов труда и социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея.
Государственная социальная помощь в Республике Адыгея оказывается в следующих видах: 1) денежные выплаты (субсидии, социальные пособия и другие выплаты); 2) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, топливо, медикаменты и другие виды).
В Республике Адыгея, как и в Ставропольском крае, устанавливается дополнительный вид государственной социальной помощи, оказываемый за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея: ежегодная единовременная материальная помощь на приобретение одежды и обуви для детей из малоимущих семей, принимаемых на первую ступень образования и обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Размер материальной помощи на приобретение одежды и обуви для детей из малоимущих семей устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Таким образом, в целом можно отметить, что в рассматриваемых регионах наиболее незащищенным и уязвимым слоям населения предоставляются меры социальной поддержки в полном объеме.





