Специальная дисциплинарная ответственность работников транспорта
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ ТРУДА 8
1.1 Понятие и виды дисциплины труда 8
1.2 Международное регулирование дисциплины труда 25
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 36
2.1 Дисциплинарная ответственность работников наземного транспорта 36
2.2 Дисциплинарная ответственность работников авиа транспорта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ ТРУДА 8
1.1 Понятие и виды дисциплины труда 8
1.2 Международное регулирование дисциплины труда 25
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 36
2.1 Дисциплинарная ответственность работников наземного транспорта 36
2.2 Дисциплинарная ответственность работников авиа транспорта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день транспортное средство задействовано во всех организациях. Транспортное средство это источник повышенной опасности, поэтому для работников которые управляют этим средством применяется специальная дисциплинарная ответственность.
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет понятие дисциплины труда, в соответствии со ст. 189 «дисциплина труда обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.»
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от простой дисциплинарной ответственности кругом лиц, определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц и другое.
Специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не только за нарушение трудовых обязанностей, как в дисциплинарной ответственности, но и за такие нарушения, которые приравниваются к дисциплинарному проступку.
В своей работе я рассмотрю лишь некоторых работников транспорта.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть
специальную дисциплинарную ответственность работников транспорта.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Определить понятие дисциплине труда
Рассмотреть виды специальной дисциплинарной ответственности;
Проанализировать международное регулирование дисциплины труда, а так же правовое регулирование специальной дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников;
Проанализировать проблемы не соблюдения работодателем порядок наложения дисциплинарного взыскания;
Ознакомится с судебной практикой.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе применения дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим российским трудовым законодательством.
Предметом исследования являются нормы, закрепляющие правила применения дисциплинарной ответственности.
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет понятие дисциплины труда, в соответствии со ст. 189 «дисциплина труда обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.»
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от простой дисциплинарной ответственности кругом лиц, определением объема дисциплинарной власти различных должностных лиц и другое.
Специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не только за нарушение трудовых обязанностей, как в дисциплинарной ответственности, но и за такие нарушения, которые приравниваются к дисциплинарному проступку.
В своей работе я рассмотрю лишь некоторых работников транспорта.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть
специальную дисциплинарную ответственность работников транспорта.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Определить понятие дисциплине труда
Рассмотреть виды специальной дисциплинарной ответственности;
Проанализировать международное регулирование дисциплины труда, а так же правовое регулирование специальной дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников;
Проанализировать проблемы не соблюдения работодателем порядок наложения дисциплинарного взыскания;
Ознакомится с судебной практикой.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе применения дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим российским трудовым законодательством.
Предметом исследования являются нормы, закрепляющие правила применения дисциплинарной ответственности.
Понятие «дисциплина труда» впервые было представлено основателем российской школы трудового права Львом Семеновичем Талем «Дисциплина труда это совокупность правил поведения, требуемых от лиц, входящих в состав постоянного или временного соединения в целях поддержания порядка, необходимого для его беспрепятственного функционирования».
Специальная дисциплинарная ответственность - это ответственность работника за совершенный дисциплинарный проступок, связанный со спецификой выполняемой им трудовой функции, предусмотренная федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Проблемы обеспечения дисциплины труда работников транспорта, становятся особо актуальными на современном этапе. Как показал проведенный анализ во время прохождения практики в государственной инспекции труда города Челябинска, а так же анализ нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том что, в правовом регулировании дисциплины труда работников транспорта имеются пробелы.
Так, одной из проблем является не соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания работодателем, такая ситуация, может привести к судебному разбирательству, а соответственно и отмене дисциплинарного взыскания. У работника в случае его не согласия с дисциплинарным взысканием, есть право обжаловать его в течении 3 месяцев с момента когда узнал об этом, за исключением дисциплинарного увольнения, которое обжаловать возможно только в течении 1 месяца. Одним из способов защиты свих прав является возможность работника обратиться в Инспекцию труда с подачей заявления о признании дисциплинарного взыскания незаконным. Инспектор у работодателя начнет проверку с документов, а именно объяснительных записок работника, протоколов заседания дисциплинарной комиссии, так же это могут быть различные приказы или же распоряжение работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности. После проверки документов, инспектор делает вывод о законности привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
В случае, незаконного привлечения работника к дисциплинарной ответственности, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Проблема может заключаться в том, что работодатели перед тем как применить к работнику дисциплинарное взыскание, служебные проверки не проводят. Исследуя проблемы дисциплины труда в различных аэропортах, было выявлено, что дисциплинарной ответственности в основном подвергаются инспектора службы авиационной безопасности.
Просматривается два варианта совершения данных правонарушений. Зачастую инспекторы по досмотру халатно относятся к своим должностным обязанностям, не замечают заложенных взрывных устройств, пропускают в стерильную зону лиц, не досмотренных должным образом. Это недопустимо в связи с возрастанием террористической опасности. Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению безопасности полетов, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Но достаточно частой причиной правонарушения является усталость от напряженности работы, которая снижает бдительность и внимание.
Для решения данной проблемы необходимо закрепить в нормативных и локальных актах положение о введении комнаты отдыха и релаксации для полноценного отдыха диспетчеров. В западных странах комнаты отдыха уже давно практикуются, в России же работодатель считает, что комната отдыха для сотрудников это трата денег на оборудование помещения, да и вообще считают что сотрудники, которые приходят на работу что бы отдохнуть - это не сотрудники. Однако для таких специальных субъектов как работники авиации, считаю данное предложение, целесообразным. Комната отдыха должна быть не проста комнатой с цветами, чайником и диванчиком, а просторной комнаты с релаксационной обстановкой, возможно установка бильярда или отдельного кабинета с расслабляющей музыкой и аромолампами. Время релаксации не может быть меньше 20 и больше 30 минут.
Говоря об усталости работников и потери внимания, необходимо рассмотреть значение трудового стресса. Вообще трудовой стресс является дисфункцией профессиональной роли, возникающий в результате воздействия корпоративно организационной среды и стрессов профессии. Так, проводя исследование на предприятии ОАО «РЖД» (См. приложение 1) анализ показал, что к стрессовым ситуациям приводят низкая культура организации труда, недостаток информирования сотрудников о перемене политики организации и прочие факторы. 15% опрошенных отвили, что причиной стресса для них является низкая культура организации труда, для 28% это недостаток информации, 25% работников боятся сокращения, а поэтому и возникает стресс, по 5% опрошенных ответили, что у них возникает стресс из-за нехватки работы или же наоборот от избытка, ну и наконец, 22% ответили, что рабочий стресс возникает от неинтересной работы. Таким образом, большинство опрошенных ответили, что трудовой стресс развивается на фоне недостатка информационно делового обмена, неопределенность. Стоит отметить, что более 1/3 специалистов уже имеют высокий уровень трудового стресса, а если имеется стресс, то могут увеличатся нарушения, которые приведут к дисциплинарной ответственности. На мой взгляд, необходимо ввести изменение социальной поддержки работников ЖД транспорта, закрепить положения ограничивающие профессиональные стрессы. Ввести дополнительное время отдыха в течении рабочей смены.
Не менее актуальной является проблема соблюдения правил дорожного движения городского транспорта. Пользуясь городским транспортом, замечается такая тенденция как бесконечные разговоры водителей по телефону на протяжении всего маршрута. Пользоваться во время управления транспортным средством не оборудованное техническими устройствами, позволяющие вести переговоры без помощи рук не допустимы. Безоговорочно мобильный телефон является непременным атрибутом каждого человека. Американские исследователи провели ряд исследований и выяснили: если отправлять сообщение по мобильному телефону во время управления ТС, риск столкновения с другим автомобилем возрастает в 6 раз. Так же беседа по телефону ровна эффекту алкогольного опьянения, так как происходит затормаживание реакции. Анализ произошедших ДТП практически подтверждает верность результатов исследований американских учёных. Поэтому в новой редакции ПДД в п. 2.7 введён «запрет на пользование сотовым телефоном во время движения, если он не оборудован специальным держателем, позволяющим разговаривать по нему дистанционно, не беря аппарат в руки.»1
Ученые выяснили, что разговоры по гарнитуре во время управления ТС так же как и по мобильному телефону затормаживают реакцию водителей. Поэтому необходимо не только запретить разговоры во время управления транспортным средством по гарнитуре, путем изменения пункта 2.7 ПДД, но и стимулировать пассажиров обращать внимание на пользование водителем мобильным телефоном и гарнитурой, делать замечание, так как от этого зависит их безопасность. Для этого, средства массовой информации должны разъяснять пассажирам их права, после принятия такого изменения в нормативных актах.
Специальная дисциплинарная ответственность - это ответственность работника за совершенный дисциплинарный проступок, связанный со спецификой выполняемой им трудовой функции, предусмотренная федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Проблемы обеспечения дисциплины труда работников транспорта, становятся особо актуальными на современном этапе. Как показал проведенный анализ во время прохождения практики в государственной инспекции труда города Челябинска, а так же анализ нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том что, в правовом регулировании дисциплины труда работников транспорта имеются пробелы.
Так, одной из проблем является не соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания работодателем, такая ситуация, может привести к судебному разбирательству, а соответственно и отмене дисциплинарного взыскания. У работника в случае его не согласия с дисциплинарным взысканием, есть право обжаловать его в течении 3 месяцев с момента когда узнал об этом, за исключением дисциплинарного увольнения, которое обжаловать возможно только в течении 1 месяца. Одним из способов защиты свих прав является возможность работника обратиться в Инспекцию труда с подачей заявления о признании дисциплинарного взыскания незаконным. Инспектор у работодателя начнет проверку с документов, а именно объяснительных записок работника, протоколов заседания дисциплинарной комиссии, так же это могут быть различные приказы или же распоряжение работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности. После проверки документов, инспектор делает вывод о законности привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
В случае, незаконного привлечения работника к дисциплинарной ответственности, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Проблема может заключаться в том, что работодатели перед тем как применить к работнику дисциплинарное взыскание, служебные проверки не проводят. Исследуя проблемы дисциплины труда в различных аэропортах, было выявлено, что дисциплинарной ответственности в основном подвергаются инспектора службы авиационной безопасности.
Просматривается два варианта совершения данных правонарушений. Зачастую инспекторы по досмотру халатно относятся к своим должностным обязанностям, не замечают заложенных взрывных устройств, пропускают в стерильную зону лиц, не досмотренных должным образом. Это недопустимо в связи с возрастанием террористической опасности. Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению безопасности полетов, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Но достаточно частой причиной правонарушения является усталость от напряженности работы, которая снижает бдительность и внимание.
Для решения данной проблемы необходимо закрепить в нормативных и локальных актах положение о введении комнаты отдыха и релаксации для полноценного отдыха диспетчеров. В западных странах комнаты отдыха уже давно практикуются, в России же работодатель считает, что комната отдыха для сотрудников это трата денег на оборудование помещения, да и вообще считают что сотрудники, которые приходят на работу что бы отдохнуть - это не сотрудники. Однако для таких специальных субъектов как работники авиации, считаю данное предложение, целесообразным. Комната отдыха должна быть не проста комнатой с цветами, чайником и диванчиком, а просторной комнаты с релаксационной обстановкой, возможно установка бильярда или отдельного кабинета с расслабляющей музыкой и аромолампами. Время релаксации не может быть меньше 20 и больше 30 минут.
Говоря об усталости работников и потери внимания, необходимо рассмотреть значение трудового стресса. Вообще трудовой стресс является дисфункцией профессиональной роли, возникающий в результате воздействия корпоративно организационной среды и стрессов профессии. Так, проводя исследование на предприятии ОАО «РЖД» (См. приложение 1) анализ показал, что к стрессовым ситуациям приводят низкая культура организации труда, недостаток информирования сотрудников о перемене политики организации и прочие факторы. 15% опрошенных отвили, что причиной стресса для них является низкая культура организации труда, для 28% это недостаток информации, 25% работников боятся сокращения, а поэтому и возникает стресс, по 5% опрошенных ответили, что у них возникает стресс из-за нехватки работы или же наоборот от избытка, ну и наконец, 22% ответили, что рабочий стресс возникает от неинтересной работы. Таким образом, большинство опрошенных ответили, что трудовой стресс развивается на фоне недостатка информационно делового обмена, неопределенность. Стоит отметить, что более 1/3 специалистов уже имеют высокий уровень трудового стресса, а если имеется стресс, то могут увеличатся нарушения, которые приведут к дисциплинарной ответственности. На мой взгляд, необходимо ввести изменение социальной поддержки работников ЖД транспорта, закрепить положения ограничивающие профессиональные стрессы. Ввести дополнительное время отдыха в течении рабочей смены.
Не менее актуальной является проблема соблюдения правил дорожного движения городского транспорта. Пользуясь городским транспортом, замечается такая тенденция как бесконечные разговоры водителей по телефону на протяжении всего маршрута. Пользоваться во время управления транспортным средством не оборудованное техническими устройствами, позволяющие вести переговоры без помощи рук не допустимы. Безоговорочно мобильный телефон является непременным атрибутом каждого человека. Американские исследователи провели ряд исследований и выяснили: если отправлять сообщение по мобильному телефону во время управления ТС, риск столкновения с другим автомобилем возрастает в 6 раз. Так же беседа по телефону ровна эффекту алкогольного опьянения, так как происходит затормаживание реакции. Анализ произошедших ДТП практически подтверждает верность результатов исследований американских учёных. Поэтому в новой редакции ПДД в п. 2.7 введён «запрет на пользование сотовым телефоном во время движения, если он не оборудован специальным держателем, позволяющим разговаривать по нему дистанционно, не беря аппарат в руки.»1
Ученые выяснили, что разговоры по гарнитуре во время управления ТС так же как и по мобильному телефону затормаживают реакцию водителей. Поэтому необходимо не только запретить разговоры во время управления транспортным средством по гарнитуре, путем изменения пункта 2.7 ПДД, но и стимулировать пассажиров обращать внимание на пользование водителем мобильным телефоном и гарнитурой, делать замечание, так как от этого зависит их безопасность. Для этого, средства массовой информации должны разъяснять пассажирам их права, после принятия такого изменения в нормативных актах.





