Государственный надзор за выплатой заработной платы
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 9
1.1 Становление и развитие государственного надзора за соблюдением
трудового законодательства в Российской Федерации 9
1.2 Международное регулирование организации надзора 22
1.3 Понятие и характеристика заработной платы 33
ГЛАВА 2 НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 42
2.1 Государственный надзор за предоставлением гарантий по оплате труда 42
2.2 Ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной
платы 58
2.3 Порядок привлечения к административной ответственности за
несвоевременную выплату заработной платы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 9
1.1 Становление и развитие государственного надзора за соблюдением
трудового законодательства в Российской Федерации 9
1.2 Международное регулирование организации надзора 22
1.3 Понятие и характеристика заработной платы 33
ГЛАВА 2 НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 42
2.1 Государственный надзор за предоставлением гарантий по оплате труда 42
2.2 Ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной
платы 58
2.3 Порядок привлечения к административной ответственности за
несвоевременную выплату заработной платы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны, коллектива, а также человека. Кроме того, она представляет собой важный элемент любого трудового правоотношения. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
Однако не всегда заработная плата выплачивается работодателем вовремя. С целью устранения таких правонарушений Государственная инспекция труда осуществляет надзорную деятельность за своевременной оплатой труда. Так, в 2016 году общая сумма произведенных по требованию инспекторов Гострудинспекции в Челябинской области выплат задержанной заработной платы составила свыше 842 млн. рублей (в 2015 году свыше 1 млрд. 481 млн. рублей) в отношении 35967 работников (в 2015 году в отношении 71221 работников) . По данным Гострудинспекции в Челябинской области по состоянию на 01.01.2017 г. просроченная задолженность по выплате заработной платы в Челябинской области составляла 121054,89 тыс. рублей в отношении 3367 работников. В Реестре организаций, имеющих задолженность по заработной плате, который формируется Гострудинспекцией и публикуется на официальной сайте, к концу отчетного периода имелись данные о 64 предприятиях и организациях имевших (и погасивших) или имеющих в 2016 году долги по заработной плате работников. Согласно статистике Государственной инспекции труда в Челябинской области по результатам проверок в 2016 году в органы прокуратуры и следствия направлено 207 материалов для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства. Для сравнения в 2015 году - 158 материалов. Из них в связи с нарушениями законодательства об оплате труда - 16 материалов, в 2015 году - 10 материалов. Уголовные дела в 2016 году возбуждались в связи с нарушениями законодательства об оплате труда - 5 материалов (в 2015 году уголовные дела не возбуждались).
В процессе изучения данных отличий использовалась учебная и научная литература таких авторов, рассматривающих проблемы правового регулирования надзорной деятельности за своевременной оплатой труда в России как Т.Я. Валетов, А.Ю. Володин, М.Ф. Завьялов, Н.Л. Лютов, Ю.П. Орловский и другие авторы. Следует отметить, что тема достаточно освящена в юридической литературе лишь в свете прошлых лет, то есть труды авторов написаны с учетом социалистического трудового права. Современных научных работ по проблематике правового регулирования надзорной деятельности Государственной инспекции труда за выплатой заработной платы не так много. Таким образом, можно отметить важность продолжения исследования данного вопроса с учетом современных изменений, происходящих в России, что и подтверждает актуальность темы дипломного исследования.
Цель дипломного исследования - комплексный анализ надзорной деятельности за выплатой заработной платы Государственной инспекцией труда.
Достижение поставленной цели будет достигаться за счет решения промежуточных задач. В их число входят:
- раскрытие понятия и характеристики государственного надзора за выплатой заработной платы;
- изучение истории становления государственного надзора за выплатой заработной платы на территории РФ;
- анализ особенностей международного регулирования данной сферы;
- определение основных видов юридической ответственности за невыплату заработной платы на сегодняшний день;
- анализ порядка привлечения к административной ответственности работодателей.
- анализ судебной практики по вопросам привлечения к юридической ответственности за невыплату заработной платы.
При проведении исследования нами были использованы методы историзма и сравнительно - сопоставительный, что позволило достоверно изучить имеющуюся информацию и сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие при осуществлении надзорной деятельности Государственной трудовой инспекцией.
Предметом данной работы являются нормы права, регламентирующие порядок деятельности Государственной трудовой инспекции, порядок привлечения к юридической ответственности.
В работе использовалась учебная и научная литература по трудовому праву, материалы печатных СМИ, нормативная правовая база Российской Федерации, а также собственные разработки автора.
Практическая значимость дипломного исследования обуславливается возможностью использования полученных данных в высших и средних учебных заведениях при изучении темы «заработная плата», «надзорная деятельность Государственной инспекции труда», а также руководителям предприятий при возникающих трудовых вопросах по данной теме.
Однако не всегда заработная плата выплачивается работодателем вовремя. С целью устранения таких правонарушений Государственная инспекция труда осуществляет надзорную деятельность за своевременной оплатой труда. Так, в 2016 году общая сумма произведенных по требованию инспекторов Гострудинспекции в Челябинской области выплат задержанной заработной платы составила свыше 842 млн. рублей (в 2015 году свыше 1 млрд. 481 млн. рублей) в отношении 35967 работников (в 2015 году в отношении 71221 работников) . По данным Гострудинспекции в Челябинской области по состоянию на 01.01.2017 г. просроченная задолженность по выплате заработной платы в Челябинской области составляла 121054,89 тыс. рублей в отношении 3367 работников. В Реестре организаций, имеющих задолженность по заработной плате, который формируется Гострудинспекцией и публикуется на официальной сайте, к концу отчетного периода имелись данные о 64 предприятиях и организациях имевших (и погасивших) или имеющих в 2016 году долги по заработной плате работников. Согласно статистике Государственной инспекции труда в Челябинской области по результатам проверок в 2016 году в органы прокуратуры и следствия направлено 207 материалов для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства. Для сравнения в 2015 году - 158 материалов. Из них в связи с нарушениями законодательства об оплате труда - 16 материалов, в 2015 году - 10 материалов. Уголовные дела в 2016 году возбуждались в связи с нарушениями законодательства об оплате труда - 5 материалов (в 2015 году уголовные дела не возбуждались).
В процессе изучения данных отличий использовалась учебная и научная литература таких авторов, рассматривающих проблемы правового регулирования надзорной деятельности за своевременной оплатой труда в России как Т.Я. Валетов, А.Ю. Володин, М.Ф. Завьялов, Н.Л. Лютов, Ю.П. Орловский и другие авторы. Следует отметить, что тема достаточно освящена в юридической литературе лишь в свете прошлых лет, то есть труды авторов написаны с учетом социалистического трудового права. Современных научных работ по проблематике правового регулирования надзорной деятельности Государственной инспекции труда за выплатой заработной платы не так много. Таким образом, можно отметить важность продолжения исследования данного вопроса с учетом современных изменений, происходящих в России, что и подтверждает актуальность темы дипломного исследования.
Цель дипломного исследования - комплексный анализ надзорной деятельности за выплатой заработной платы Государственной инспекцией труда.
Достижение поставленной цели будет достигаться за счет решения промежуточных задач. В их число входят:
- раскрытие понятия и характеристики государственного надзора за выплатой заработной платы;
- изучение истории становления государственного надзора за выплатой заработной платы на территории РФ;
- анализ особенностей международного регулирования данной сферы;
- определение основных видов юридической ответственности за невыплату заработной платы на сегодняшний день;
- анализ порядка привлечения к административной ответственности работодателей.
- анализ судебной практики по вопросам привлечения к юридической ответственности за невыплату заработной платы.
При проведении исследования нами были использованы методы историзма и сравнительно - сопоставительный, что позволило достоверно изучить имеющуюся информацию и сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие при осуществлении надзорной деятельности Государственной трудовой инспекцией.
Предметом данной работы являются нормы права, регламентирующие порядок деятельности Государственной трудовой инспекции, порядок привлечения к юридической ответственности.
В работе использовалась учебная и научная литература по трудовому праву, материалы печатных СМИ, нормативная правовая база Российской Федерации, а также собственные разработки автора.
Практическая значимость дипломного исследования обуславливается возможностью использования полученных данных в высших и средних учебных заведениях при изучении темы «заработная плата», «надзорная деятельность Государственной инспекции труда», а также руководителям предприятий при возникающих трудовых вопросах по данной теме.
Государственный надзор в области трудовых отношений берет свое начало в конце XIX века, когда была учреждена первая фабричная инспекция. На сегодняшний же день существует стройная система государственных органов, обладающая правом осуществлять надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства на территории РФ. Основным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является единая централизованная система - федеральная инспекция труда, деятельность которой строится на таких основополагающих началах как принципах законности, объективности, независимости, гласности и уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая государственный надзор за выплатой заработной платы, необходимо в первую очередь разъяснить, что понимается под таким понятием как заработная плата. Легальное определение данного понятия содержится в Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» 1949 г. Данная Конвенция в ст.1 определяет заработную плату как «независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». В национальном законодательстве РФ имеется собственное определение. Так, в ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».
Рассмотрев определения, данные международным актом и Трудовым Кодексом РФ, несмотря на схожесть формулировок, можно выявить яркое различие между ними. В Конвенции речь идёт не только об оплате выполненной работы, но и об оплате той работы, которая должна быть выполнена в будущем. Следовательно, мы можем заметить несоответствие норм российского трудового права международному. Примером такой ситуации может быть оплата труда при простое. Так, в случае простоя, согласно международной позиции, заработная плата должна выплачиваться в полном размере, т.к. это работа, которая в принципе должна быть совершена в будущем. Однако по действующему ТК РФ - простой по вине работодателя оплачивается в размере лишь двух третей средней заработной платы работника и не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя по независящим от сторон обстоятельствам.
Также необходимо заметить, что несмотря на различия в определениях, на практике реализуется такая оплата труда как «аванс». В современном ТК РФ не содержится определения данного понятия. Однако, если исходить из буквального понятия аванса, то под ним можно понимать предоплату, производимую работодателем в счет будущей работы (т.е. оплата за неотработанное еще время), которая зачастую выплачивается за первую половину месяца. На практике же аванс выплачивается уже за выполненную работу, что не соответствует смыслу данного термина. Для разрешения данной ситуации предлагаем закрепить понятие авансирования в ТК РФ. Кроме того, необходимо закрепить положение, которое бы соответствовало международному праву. Так, выплату аванса за выполненный в будущем труд можно установить для категории работников, которые относятся к малообеспеченному населению. Назначение выплаты аванса в таком случае необходимо устанавливать по личному заявлению заинтересованного работника. Сумму же уплачиваемого аванса следует ограничить максимальной отметкой в 50 % от заработной платы соответствующего работника.
В случае невыплаты заработной платы работодатель может быть привлечен к юридической ответственности. Самым часто применяемым видом ответственности является административная. КоАП РФ в ч. 6 ст. 5.27 предусматривает административную ответственность за невыплату или неполную выплату «в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством». В случае уклонения от исполнения административного наказания, согласно ст. 20.25 КоАП РФ, лицо обязано оплатить административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей. В ином случае может быть назначен административный арест на срок до пятнадцати суток или обязательные работы на срок до пятидесяти часов. В 2016 году госинспекторами труда в Челябинской области составлены и направлены в суды протоколы в отношении виновных должностных и юридических лиц за правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 48 протокола (по 44 судом вынесены решения).
Трудовым Кодексом РФ также закреплена возможность привлечения работодателя к материальной ответственности за задержку выплаты заработной платы, которая заключается в том, что работодатель обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (со 2 мая 2017 г. она составляет 9,25 %) от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). Следует отметить, позитивную тенденцию реформирования трудового законодательства, т.к. вдвое возросла компенсация, которую работодатель уплачивает работнику за задержку зарплаты. Ранее она рассчитывалась исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в день от задержанной суммы. Однако с целью дальнейшего реформирования трудового законодательства предлагаем ввести материальную ответственность не только в качестве выплаты работодателем задержанных сумм с уплатой индексируемых процентов, но и также с обязательной компенсацией морального вреда, сумма которого бы составляла не менее среднемесячной заработной платы работника. Кроме того, на законодательном уровне закрепить положение, о возможности назначения компенсации морального вреда не только судом, но и государственной инспекцией труда, расширив компетенцию органа. Рассматривая уголовную ответственность за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации (ст. 145.1 УК РФ) также следует ввести обязательную компенсацию морального вреда без представления доказательств о физических и нравственных страданиях. Данные изменения бы являлись позитивным шагом в развитии трудового законодательства, которое на сегодняшний день постепенно совершенствуется и приближается к стандартам, которые характерны для демократического общества.
Рассмотрев существующее положение государственного надзора за выплатой заработной платы в РФ, формы ответственности, применяемые к работодателям, можно сделать вывод, что задержка выплаты заработной платы до сих пор остается одним из серьезных нарушений трудовых прав работника. Решение данной проблемы требует изменения трудового законодательства и усиления роли государственной инспекции труда в сфере привлечения работодателей к юридической ответственности.
Рассматривая государственный надзор за выплатой заработной платы, необходимо в первую очередь разъяснить, что понимается под таким понятием как заработная плата. Легальное определение данного понятия содержится в Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» 1949 г. Данная Конвенция в ст.1 определяет заработную плату как «независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». В национальном законодательстве РФ имеется собственное определение. Так, в ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».
Рассмотрев определения, данные международным актом и Трудовым Кодексом РФ, несмотря на схожесть формулировок, можно выявить яркое различие между ними. В Конвенции речь идёт не только об оплате выполненной работы, но и об оплате той работы, которая должна быть выполнена в будущем. Следовательно, мы можем заметить несоответствие норм российского трудового права международному. Примером такой ситуации может быть оплата труда при простое. Так, в случае простоя, согласно международной позиции, заработная плата должна выплачиваться в полном размере, т.к. это работа, которая в принципе должна быть совершена в будущем. Однако по действующему ТК РФ - простой по вине работодателя оплачивается в размере лишь двух третей средней заработной платы работника и не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя по независящим от сторон обстоятельствам.
Также необходимо заметить, что несмотря на различия в определениях, на практике реализуется такая оплата труда как «аванс». В современном ТК РФ не содержится определения данного понятия. Однако, если исходить из буквального понятия аванса, то под ним можно понимать предоплату, производимую работодателем в счет будущей работы (т.е. оплата за неотработанное еще время), которая зачастую выплачивается за первую половину месяца. На практике же аванс выплачивается уже за выполненную работу, что не соответствует смыслу данного термина. Для разрешения данной ситуации предлагаем закрепить понятие авансирования в ТК РФ. Кроме того, необходимо закрепить положение, которое бы соответствовало международному праву. Так, выплату аванса за выполненный в будущем труд можно установить для категории работников, которые относятся к малообеспеченному населению. Назначение выплаты аванса в таком случае необходимо устанавливать по личному заявлению заинтересованного работника. Сумму же уплачиваемого аванса следует ограничить максимальной отметкой в 50 % от заработной платы соответствующего работника.
В случае невыплаты заработной платы работодатель может быть привлечен к юридической ответственности. Самым часто применяемым видом ответственности является административная. КоАП РФ в ч. 6 ст. 5.27 предусматривает административную ответственность за невыплату или неполную выплату «в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством». В случае уклонения от исполнения административного наказания, согласно ст. 20.25 КоАП РФ, лицо обязано оплатить административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей. В ином случае может быть назначен административный арест на срок до пятнадцати суток или обязательные работы на срок до пятидесяти часов. В 2016 году госинспекторами труда в Челябинской области составлены и направлены в суды протоколы в отношении виновных должностных и юридических лиц за правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 48 протокола (по 44 судом вынесены решения).
Трудовым Кодексом РФ также закреплена возможность привлечения работодателя к материальной ответственности за задержку выплаты заработной платы, которая заключается в том, что работодатель обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (со 2 мая 2017 г. она составляет 9,25 %) от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). Следует отметить, позитивную тенденцию реформирования трудового законодательства, т.к. вдвое возросла компенсация, которую работодатель уплачивает работнику за задержку зарплаты. Ранее она рассчитывалась исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в день от задержанной суммы. Однако с целью дальнейшего реформирования трудового законодательства предлагаем ввести материальную ответственность не только в качестве выплаты работодателем задержанных сумм с уплатой индексируемых процентов, но и также с обязательной компенсацией морального вреда, сумма которого бы составляла не менее среднемесячной заработной платы работника. Кроме того, на законодательном уровне закрепить положение, о возможности назначения компенсации морального вреда не только судом, но и государственной инспекцией труда, расширив компетенцию органа. Рассматривая уголовную ответственность за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации (ст. 145.1 УК РФ) также следует ввести обязательную компенсацию морального вреда без представления доказательств о физических и нравственных страданиях. Данные изменения бы являлись позитивным шагом в развитии трудового законодательства, которое на сегодняшний день постепенно совершенствуется и приближается к стандартам, которые характерны для демократического общества.
Рассмотрев существующее положение государственного надзора за выплатой заработной платы в РФ, формы ответственности, применяемые к работодателям, можно сделать вывод, что задержка выплаты заработной платы до сих пор остается одним из серьезных нарушений трудовых прав работника. Решение данной проблемы требует изменения трудового законодательства и усиления роли государственной инспекции труда в сфере привлечения работодателей к юридической ответственности.





