Правовое регулирование налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
|
ВВЕДЕНИЕ 2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1 Правовой статус физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как субъекта налогового права
6
1.2 Налогообложение индивидуальных предпринимателей: особенности
правового регулирования 20
1.3 Сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного опыта
налогообложения индивидуальных предпринимателей 32
II ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ
ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1 Общая система налогообложения 45
2.2 Специальные налоговые режимы 55
2.3 Совершенствование правового регулирования налогообложения
индивидуальных предпринимателей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1 Правовой статус физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как субъекта налогового права
6
1.2 Налогообложение индивидуальных предпринимателей: особенности
правового регулирования 20
1.3 Сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного опыта
налогообложения индивидуальных предпринимателей 32
II ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ
ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1 Общая система налогообложения 45
2.2 Специальные налоговые режимы 55
2.3 Совершенствование правового регулирования налогообложения
индивидуальных предпринимателей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
Тема выпускной квалификационной работы «Правовое регулирование налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица».
Предпринимательство как одна из определенных форм проявления социальных отношений способствует не только росту духовного и материального потенциала общества, не только формирует благоприятную почву для практической реализации талантов и способностей каждого человека, но и ведет к единению нации, сохранению ее национальной гордости и национального духа.
Пытаясь перейти к рыночной экономике, наша страна столкнулась с различными трудностями, которые следует срочно решать, ввиду того, что без их решения не может функционировать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем российской экономики - это нехватка материальных ресурсов (следует отметить, что данная трудность существует в нашем государстве довольно давно). В настоящее время наиболее приемлемым способом решения указанной трудности может выступать налоговое регулирование. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одной из сторон представленного регулирования выступает взимание налогов с физических лиц, реализующих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Налоги выступают главной формой доходов страны. Экономическая природа налогов выражается в изъятии в пользу государства доли дохода независимого хозяйствующего субъекта, которая заранее предусмотрена в законодательном порядке.
Одним из наиболее результативных направлений роста экономики страны на ближайшую перспективу можно указать стимулирование развития малого предпринимательства, в том числе предпринимательской деятельности физических лиц без образования юридического лица. Если в государствах ЕС и США на 1000 человек приходится порядка 50 малых организаций, то в нашей стране - лишь 6, если доля малых организаций в ВВП на Западе образует 50 %, в нашем государстве - порядка 12 % . Причин указанного положения много. Это и недостатки собственных оборотных средств, и трудности приобретения банковского кредита, и организационные трудности и другие. Но основная причина, мы полагаем, выражается в том, что российское малое предпринимательство стало развиваться лишь с начала 90-х годов.
Средняя цифра об уплачиваемых налогах не предоставляет представление о налоговой нагрузке на определенное малое предприятие либо индивидуального предпринимателя: вместе с индивидуальными предпринимателями, от которых из года в год поступают нулевые декларации, имеются индивидуальные предприниматели, выступающие крупными налогоплательщиками по объемам платежей.
Краткий анализ литературы показал, что в различных источниках исследуемая тема отражена не полностью. Наиболее полно, на наш взгляд, данная тема разработана в монографических исследованиях, вузовских учебниках и учебных пособиях по налоговому праву следующих авторов: В.С. Белых, А.В. Демин, И.Д. Еналеева, Ю.Ф. Кваша, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.В. Миляков, Э.Н. Нагорная, С.Г. Пепеляев, И.Н. Соловьев.
Объект настоящего исследования - общественные отношения в области правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Предмет исследования - соответствующие статьи нормативных правовых источников, соответствующие разделы специализированной литературы, материалы правоприменительной практики и периодической печати, раскрывающие сущность и особенности правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Цель настоящего исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Задачи исследования:
— рассмотреть правовой статус физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как субъекта налогового права;
— проанализировать особенности правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей;
— провести сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного опыта налогообложения индивидуальных предпринимателей;
— изучить общий порядок налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— рассмотреть специальные налоговые режимы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В процессе исследования использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовая основа исследования:
— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
— Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
— Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
— Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что на основе достижений науки налогового права и действующего российского законодательства, предпринята попытка комплексного анализа проблем правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в формулировании конкретных предложений, направленных на совершенствование налогового законодательства в исследуемой сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего развития налогового законодательства.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка.
Предпринимательство как одна из определенных форм проявления социальных отношений способствует не только росту духовного и материального потенциала общества, не только формирует благоприятную почву для практической реализации талантов и способностей каждого человека, но и ведет к единению нации, сохранению ее национальной гордости и национального духа.
Пытаясь перейти к рыночной экономике, наша страна столкнулась с различными трудностями, которые следует срочно решать, ввиду того, что без их решения не может функционировать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем российской экономики - это нехватка материальных ресурсов (следует отметить, что данная трудность существует в нашем государстве довольно давно). В настоящее время наиболее приемлемым способом решения указанной трудности может выступать налоговое регулирование. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одной из сторон представленного регулирования выступает взимание налогов с физических лиц, реализующих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Налоги выступают главной формой доходов страны. Экономическая природа налогов выражается в изъятии в пользу государства доли дохода независимого хозяйствующего субъекта, которая заранее предусмотрена в законодательном порядке.
Одним из наиболее результативных направлений роста экономики страны на ближайшую перспективу можно указать стимулирование развития малого предпринимательства, в том числе предпринимательской деятельности физических лиц без образования юридического лица. Если в государствах ЕС и США на 1000 человек приходится порядка 50 малых организаций, то в нашей стране - лишь 6, если доля малых организаций в ВВП на Западе образует 50 %, в нашем государстве - порядка 12 % . Причин указанного положения много. Это и недостатки собственных оборотных средств, и трудности приобретения банковского кредита, и организационные трудности и другие. Но основная причина, мы полагаем, выражается в том, что российское малое предпринимательство стало развиваться лишь с начала 90-х годов.
Средняя цифра об уплачиваемых налогах не предоставляет представление о налоговой нагрузке на определенное малое предприятие либо индивидуального предпринимателя: вместе с индивидуальными предпринимателями, от которых из года в год поступают нулевые декларации, имеются индивидуальные предприниматели, выступающие крупными налогоплательщиками по объемам платежей.
Краткий анализ литературы показал, что в различных источниках исследуемая тема отражена не полностью. Наиболее полно, на наш взгляд, данная тема разработана в монографических исследованиях, вузовских учебниках и учебных пособиях по налоговому праву следующих авторов: В.С. Белых, А.В. Демин, И.Д. Еналеева, Ю.Ф. Кваша, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.В. Миляков, Э.Н. Нагорная, С.Г. Пепеляев, И.Н. Соловьев.
Объект настоящего исследования - общественные отношения в области правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Предмет исследования - соответствующие статьи нормативных правовых источников, соответствующие разделы специализированной литературы, материалы правоприменительной практики и периодической печати, раскрывающие сущность и особенности правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Цель настоящего исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в Российской Федерации.
Задачи исследования:
— рассмотреть правовой статус физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как субъекта налогового права;
— проанализировать особенности правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей;
— провести сравнительный анализ развития отечественного и зарубежного опыта налогообложения индивидуальных предпринимателей;
— изучить общий порядок налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— рассмотреть специальные налоговые режимы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В процессе исследования использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовая основа исследования:
— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
— Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
— Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
— Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что на основе достижений науки налогового права и действующего российского законодательства, предпринята попытка комплексного анализа проблем правового регулирования налогообложения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в формулировании конкретных предложений, направленных на совершенствование налогового законодательства в исследуемой сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего развития налогового законодательства.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка.
По результатам проведенного исследования, подведем обобщающие итоги по теме выпускной квалификационной работы:
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы фермерских (крестьянских) хозяйств. Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. На основании ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без формирования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, после чего, индивидуальный
предприниматель совмещает в себе, с точки зрения налогового права, признаки как физического так и юридического лица. Статус индивидуального предпринимателя возникает с момента государственной регистрации. Лица, реализующие предпринимательскую деятельность без формирования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение правил гражданского законодательства страны, при выполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не имеют права ссылаться на то, что они не выступают индивидуальными предпринимателями. Как свидетельствует анализ материалов правоприменительной практики, в настоящее время актуальным выступает вопрос незаконной предпринимательской деятельности физических лиц. Физические лица в ряде случаев традиционно осуществляли предпринимательскую деятельность без приобретения статуса индивидуального предпринимателя, например, риелторы. Последние, без соответствующей регистрации и без уплаты налогов осуществляют перепродажу квартир. Полагаем, что в указанных случаях необходимо начислять налоги и сборы действующие при общей системе налогообложения.
На правовой статус налогоплательщика влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Для того чтобы стать предпринимателем, следует обладать полной правоспособностью и дееспособностью. Представленные категории неразделимы и взаимосвязаны и одна без иной, по сути, функционировать не может. Большей частью, гражданин признается юридически правоспособным с 18 лет, то есть вступления в совершеннолетия. Согласно нормам ГК РФ в случае эмансипации, установленной судом либо органами опеки и попечительства, несовершеннолетний может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель имеет право оформить доверенность на своего представителя в простой письменной форме, заверив ее своей печатью. При присутствии данного документа инспекторы имеют право отказать в приеме отчетности, переданной представителем. Но если у него нет печати, то доверенность должна быть заверена у нотариуса.
Вышеуказанный вопрос на практике вызывает разночтения. На индивидуальных предпринимателей, как и на юридических лиц, распространяются требования оформления доверенности, закрепленные п. 5 ст. 185 ГК РФ. В связи с этим мы признаем целесообразным принятие разъяснений Пленума Верховного суда РФ по вопросу возможности индивидуального предпринимателя передавать свои права и обязанности на основании доверенности оформленной в простой письменной форме.
В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ долги умершего индивидуального предпринимателя по договорам с контрагентами переходят к наследникам в порядке универсального правопреемства. При этом наследники освобождаются от уплаты налоговой задолженности, ввиду того, что исполнение указанной обязанности неразрывно взаимосвязано с личностью ИП- налогоплательщика.
Налоговый статус - это совокупность прав и обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов индивидуальным предпринимателем. Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о наличии обязанности налогового органа направлять требование об уплате налога в адрес налогоплательщика. В случае если индивидуальный предприниматель не согласен с требованиями налогового органа, он имеет право обжаловать действия налогового органа в порядке, установленном налоговом законодательством. В тоже время индивидуальный предприниматель обязан первоначально осуществить требование ФНС и уплатить налог, а уже затем доказывать верность подготовленных им расчетов. Индивидуальный предприниматель также вправе предоставить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Кроме того, отсутствует запрет на предоставление уточненной налоговой декларации и после принятия решения по итогам выездной (или камеральной) налоговой проверки. Аналогичные положения применяются и в отношении юридических лиц.
Индивидуальный предприниматель вправе прекратить
предпринимательскую деятельность на основании заявления, в этом случае физическое лицо утрачивает статус индивидуального предпринимателя. Налоговым законодательством предусмотрены основания принудительного прекращения статуса индивидуального предпринимателя (банкротство, ограничение дееспособности, смерть лица). Однако, физическое лицо вправе неоднократно приобретать статус индивидуального предпринимателя в течение жизни. Повторно зарегистрировавшийся индивидуальный предприниматель обязан уплачивать пеню по прошлым недоимкам.
В настоящее время в качестве одного из наиболее эффективных инструментов роста уровня правового регулирования выступает правовой мониторинг нормативных источников и правоприменительной практики. В рамках работы над представленным вопросом темы, нами было установлено, что на законодательном уровне правовой мониторинг урегулирован не в полной мере. В качестве меры по совершенствованию нормативного регулирования налоговых отношений следует предложить предусмотреть за налоговыми структурами функцию реализации мониторинга правоприменения (на федеральном, региональном и местном уровнях), а также разработки методик его осуществления с учетом потребности оценки результативности осуществления прав и обязанностей налогоплательщиков в пределах разных налоговых статусов, выявления соответствия итогов правоприменения установленным целям нормативного регулирования.
Основным нормативно-правовым источником, закрепляющим порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей в нашей стране на федеральном уровне выступает Налоговый кодекс РФ, закрепляющий систему налогов и сборов, страховые взносы и ключевые начала обложения страховыми взносами, а также единые принципы налогообложения и сборов в государстве. Налоговое законодательство включает в себя региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок расчета и уплаты, в свою очередь, налогов субъектов РФ и муниципальных образований.
Зарубежный опыт налогообложения базируется на использовании в отношении налогоплательщиков разных режимов налогообложения. Налоговые режимы различны в зависимости от государства, целей и условий в которых они используются. Более того, данные режимы можно условно классифицировать на три категории: упрощенные режимы налогообложения; особые режимы налогообложения; режимы, сформированные на применении косвенных методов установления налоговых обязательств налогоплательщика.
Одним из главных налоговых стимулов способствующих становлению индивидуальных предпринимателей выступает использование в пределах общезакрепленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения, таких как повышение налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Уменьшенные ставки налогообложения для организаций, имеющих прибыль ниже пороговой либо определенных к малому и среднему бизнесу, используются в Канаде, Бельгии, Японии, Финляндии, Великобритании и США. В нашей стране к доходам рассматриваемого лица, при налогообложении которых используется упрощенная система налогообложения, социальные, стандартные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не используются.
Вторая разновидность режимов налогообложения индивидуальных предпринимателей выступают упрощенные режимы налогообложения. Указанная разновидность, так же как и первая, довольно часто базируется на общезакрепленной системе налогообложения, но на основании данного режима индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты определенных видов налогов. А самое основное, что указанный режим предполагает систему мер, ориентированных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых указанной группой налогоплательщиков. Такие упрощенные налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей предусмотрены в Мексике, Венгрии, Испании. Упрощенный режим налогообложения предусмотрен и в нашем государстве.
Следующая разновидность режимов налогообложения в полной мере базируется на применении косвенных методов установления налоговых обязательств налогоплательщика. Базой использования вышеуказанных методов налогообложения выступают разные способы установления величины вмененного дохода. К примеру, в Боливии, где стоимость капитала применяется в качестве критерия для использования к налогоплательщику упрощенного режима, величина налога, подлежащая уплате, определяется в виде конкретных выплат, сумма которых зависит от категории собственного капитала налогоплательщика. Указанная система налогообложения анализируемых лиц находит свое закрепление и в нашей стране в виде Единого налога на вмененный доход.
В нашей стране, на основании правовых источников индивидуальные предприниматели могут использовать общую систему налогообложения (ОСНО) и специальный налоговый режим.
Общая система налогообложения (ОСН) - это комплекс норм и правил, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми индивидуальными предпринимателями, которые не используют специальные налоговые режимы. В первую очередь, при указанном режиме налогообложения данные лица выступают плательщиками налога на доходы физических лиц. Более того, предприниматели должны уплачивать акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добавленную стоимость (НДС) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам, а также ЕСН со своих доходов. К указанному прибавляется оплата земельного, имущественного и транспортного налогов. Безусловно, данная выплата осуществляется лишь в тех случаях, когда есть транспортные, земельные либо имущественные ресурсы. В рамках работы над представленным вопросом темы, нами было установлено, что отдельные налоги ОСН нуждаются в дополнительной законодательной регламентации.
Индивидуальные предприниматели в независимости от объема выручки или иных показателях обязаны вести книгу учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей (КУДИР), которая закреплена приказом Минфина «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Расходы и доходы в КУДИР выражаются кассовым методом, книга хранится в течение четырех лет. Предлагаем, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей являющихся микропредприятиями исключить их из числа лиц обязанных вести КУДИР.
Анализ судебной практики показал, что налоговый орган зачастую доходы индивидуального предпринимателя (в т.ч. в натуральной форме, например, материалы приобретенные в долг от третьего лица) расценивает как доходы физического лица и применяет налогообложения характерное для физических лиц, а именно взыскивает НДФЛ (налоговая ставка 13 процентов). Однако, индивидуальный предприниматель вправе применять УСН (например, применяя налоговую ставку в размере 6 процентов). Таким образом, права индивидуального предпринимателя как налогоплательщика зачастую нарушаются. Предлагаем, внести изменения в соответствующую статью НК РФ и указать, что все доходы индивидуального предпринимателя должны расцениваться как доходы индивидуального предпринимателя (и облагаться налогами в соответствии с применяемой им системой налогообложения), и могут расцениваться как доходы физического лица, если индивидуальный предприниматель указывает эти доходы в качестве доходов физического лица, в отношении таких доходов применяется НДФЛ. Предлагаем установить максимальную и минимальную ставки по НДФЛ с учетом критериев, установленных законодательством. На основании вышеизложенного, мы предлагаем, для индивидуального предпринимателя установить дифференцированные ставки по НДФЛ в зависимости от дохода.
Предлагаем более широкое применение налоговых каникул, в том числе необходимо расширить перечень видов деятельности за счет инновационной деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем.
Также в целях поддержки предпринимательства предлагаем для индивидуальных предпринимателей, вынужденно применяющих общую систему налогообложения, снизить размер налоговой ставки по налогу на прибыль (или НДС) с 20 до 18 процентов.
Специальный налоговый режим - особенный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного промежутка времени, используемый в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, другими федеральными источниками. К специальным налоговым режимам анализируемых лиц определены: упрощенная система налогообложения (УСН), система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Лица, применяющие специальные режимы освобождены от уплаты НДС, что в ряде случаев является проблемой, так как ведет к потери некоторой доли рынка, а также лишает возможности обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением по возмещению НДС (например, при строительстве это не совсем выгодно). В отношении УСН, отметим, что индивидуальный предприниматель вправе выбрать УСН в момент получения статуса индивидуального предпринимателя, либо в установленном законом порядке до начала следующего налогового периода. УСН направлена на упрощение налогового учета, однако анализ действующего законодательства показывает, что данная система никак не упрощает бухгалтерский учет, что приводит к не достижению поставленной законодательством цели. Кроме того плательщики УСН в любой момент в течение года могут превысить ограничения, что приведет к начислению налога за весь период. Считаем, это не правильным. Предлагаем изменения в законодательство, которое позволит использовать УСН до достижения ограничений до полного месяца. А с месяца в котором ограничения превышены начислять по общей системе.
Применительно к ЕНВД, укажем, что данная система на текущий момент устарела, так как применяются критерии не соответствующие требованиям современности. Необходимо пересмотреть законодательство и внести новые критерии: сезонность, специальные работы и другие.
Относительно ЕСХН следует указать, что лица, применяющие данный налог столкнулись с проблемой завышенного порога. Предлагаем снизить порог, например, до 50 процентов, что позволило бы многим лицам применять данную систему. Нужны доработки, а именно внедрение коэффициента в зависимости от природной зоны, где индивидуальный предприниматель зарегистрирован).
ПС обладает определенными отрицательными сторонами. Среди основных можно указать - необходимость приобретения патента на каждый вид деятельности, отсутствие цены патента, зависимость от итогов деятельности, а также отсутствие возможности снижения патента на величины страховых взносов. Следовательно, в современное время налоговые режимы все еще нуждаются в уточнении и пересмотре отдельных вопросов, которые образуются в ходе практического их использования.
Следовательно, в современное время налоговые режимы все еще нуждаются в уточнении и пересмотре отдельных вопросов, которые образуются в ходе практического их использования.
Совершенствование правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей должно быть направлено на создание благоприятного налогового климата, что предполагает прямое и косвенное воздействие на финансовые итоги бизнеса. Такое воздействие может осуществляться путем налогового стимулирования. В налоговом кодексе отсутствуют специальные положения о налогообложении индивидуальных предпринимателей. К таким мерам воздействия можно отнести: введение упрощения системы ведение бухгалтерского учета; введение единого налога; уменьшение налоговой ставки; закрепление льготных налоговых режимов; закрепление налогового минимума, налоговых каникул, возможности рассрочки либо отсрочки по уплате налога, налогового кредита и другие.
Автором работы предлагается ввести в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наиболее значимую для государства деятельность, в том числе инновационную, специальные положения, включающие в себя: уменьшение налогового бремени путем уменьшения налоговых ставок, уменьшение административной нагрузки по части налогового администрирования и налогового контроля путем сокращения числа налоговых проверок.
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы фермерских (крестьянских) хозяйств. Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. На основании ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без формирования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, после чего, индивидуальный
предприниматель совмещает в себе, с точки зрения налогового права, признаки как физического так и юридического лица. Статус индивидуального предпринимателя возникает с момента государственной регистрации. Лица, реализующие предпринимательскую деятельность без формирования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение правил гражданского законодательства страны, при выполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не имеют права ссылаться на то, что они не выступают индивидуальными предпринимателями. Как свидетельствует анализ материалов правоприменительной практики, в настоящее время актуальным выступает вопрос незаконной предпринимательской деятельности физических лиц. Физические лица в ряде случаев традиционно осуществляли предпринимательскую деятельность без приобретения статуса индивидуального предпринимателя, например, риелторы. Последние, без соответствующей регистрации и без уплаты налогов осуществляют перепродажу квартир. Полагаем, что в указанных случаях необходимо начислять налоги и сборы действующие при общей системе налогообложения.
На правовой статус налогоплательщика влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Для того чтобы стать предпринимателем, следует обладать полной правоспособностью и дееспособностью. Представленные категории неразделимы и взаимосвязаны и одна без иной, по сути, функционировать не может. Большей частью, гражданин признается юридически правоспособным с 18 лет, то есть вступления в совершеннолетия. Согласно нормам ГК РФ в случае эмансипации, установленной судом либо органами опеки и попечительства, несовершеннолетний может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель имеет право оформить доверенность на своего представителя в простой письменной форме, заверив ее своей печатью. При присутствии данного документа инспекторы имеют право отказать в приеме отчетности, переданной представителем. Но если у него нет печати, то доверенность должна быть заверена у нотариуса.
Вышеуказанный вопрос на практике вызывает разночтения. На индивидуальных предпринимателей, как и на юридических лиц, распространяются требования оформления доверенности, закрепленные п. 5 ст. 185 ГК РФ. В связи с этим мы признаем целесообразным принятие разъяснений Пленума Верховного суда РФ по вопросу возможности индивидуального предпринимателя передавать свои права и обязанности на основании доверенности оформленной в простой письменной форме.
В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ долги умершего индивидуального предпринимателя по договорам с контрагентами переходят к наследникам в порядке универсального правопреемства. При этом наследники освобождаются от уплаты налоговой задолженности, ввиду того, что исполнение указанной обязанности неразрывно взаимосвязано с личностью ИП- налогоплательщика.
Налоговый статус - это совокупность прав и обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов индивидуальным предпринимателем. Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о наличии обязанности налогового органа направлять требование об уплате налога в адрес налогоплательщика. В случае если индивидуальный предприниматель не согласен с требованиями налогового органа, он имеет право обжаловать действия налогового органа в порядке, установленном налоговом законодательством. В тоже время индивидуальный предприниматель обязан первоначально осуществить требование ФНС и уплатить налог, а уже затем доказывать верность подготовленных им расчетов. Индивидуальный предприниматель также вправе предоставить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Кроме того, отсутствует запрет на предоставление уточненной налоговой декларации и после принятия решения по итогам выездной (или камеральной) налоговой проверки. Аналогичные положения применяются и в отношении юридических лиц.
Индивидуальный предприниматель вправе прекратить
предпринимательскую деятельность на основании заявления, в этом случае физическое лицо утрачивает статус индивидуального предпринимателя. Налоговым законодательством предусмотрены основания принудительного прекращения статуса индивидуального предпринимателя (банкротство, ограничение дееспособности, смерть лица). Однако, физическое лицо вправе неоднократно приобретать статус индивидуального предпринимателя в течение жизни. Повторно зарегистрировавшийся индивидуальный предприниматель обязан уплачивать пеню по прошлым недоимкам.
В настоящее время в качестве одного из наиболее эффективных инструментов роста уровня правового регулирования выступает правовой мониторинг нормативных источников и правоприменительной практики. В рамках работы над представленным вопросом темы, нами было установлено, что на законодательном уровне правовой мониторинг урегулирован не в полной мере. В качестве меры по совершенствованию нормативного регулирования налоговых отношений следует предложить предусмотреть за налоговыми структурами функцию реализации мониторинга правоприменения (на федеральном, региональном и местном уровнях), а также разработки методик его осуществления с учетом потребности оценки результативности осуществления прав и обязанностей налогоплательщиков в пределах разных налоговых статусов, выявления соответствия итогов правоприменения установленным целям нормативного регулирования.
Основным нормативно-правовым источником, закрепляющим порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей в нашей стране на федеральном уровне выступает Налоговый кодекс РФ, закрепляющий систему налогов и сборов, страховые взносы и ключевые начала обложения страховыми взносами, а также единые принципы налогообложения и сборов в государстве. Налоговое законодательство включает в себя региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок расчета и уплаты, в свою очередь, налогов субъектов РФ и муниципальных образований.
Зарубежный опыт налогообложения базируется на использовании в отношении налогоплательщиков разных режимов налогообложения. Налоговые режимы различны в зависимости от государства, целей и условий в которых они используются. Более того, данные режимы можно условно классифицировать на три категории: упрощенные режимы налогообложения; особые режимы налогообложения; режимы, сформированные на применении косвенных методов установления налоговых обязательств налогоплательщика.
Одним из главных налоговых стимулов способствующих становлению индивидуальных предпринимателей выступает использование в пределах общезакрепленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения, таких как повышение налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Уменьшенные ставки налогообложения для организаций, имеющих прибыль ниже пороговой либо определенных к малому и среднему бизнесу, используются в Канаде, Бельгии, Японии, Финляндии, Великобритании и США. В нашей стране к доходам рассматриваемого лица, при налогообложении которых используется упрощенная система налогообложения, социальные, стандартные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не используются.
Вторая разновидность режимов налогообложения индивидуальных предпринимателей выступают упрощенные режимы налогообложения. Указанная разновидность, так же как и первая, довольно часто базируется на общезакрепленной системе налогообложения, но на основании данного режима индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты определенных видов налогов. А самое основное, что указанный режим предполагает систему мер, ориентированных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых указанной группой налогоплательщиков. Такие упрощенные налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей предусмотрены в Мексике, Венгрии, Испании. Упрощенный режим налогообложения предусмотрен и в нашем государстве.
Следующая разновидность режимов налогообложения в полной мере базируется на применении косвенных методов установления налоговых обязательств налогоплательщика. Базой использования вышеуказанных методов налогообложения выступают разные способы установления величины вмененного дохода. К примеру, в Боливии, где стоимость капитала применяется в качестве критерия для использования к налогоплательщику упрощенного режима, величина налога, подлежащая уплате, определяется в виде конкретных выплат, сумма которых зависит от категории собственного капитала налогоплательщика. Указанная система налогообложения анализируемых лиц находит свое закрепление и в нашей стране в виде Единого налога на вмененный доход.
В нашей стране, на основании правовых источников индивидуальные предприниматели могут использовать общую систему налогообложения (ОСНО) и специальный налоговый режим.
Общая система налогообложения (ОСН) - это комплекс норм и правил, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми индивидуальными предпринимателями, которые не используют специальные налоговые режимы. В первую очередь, при указанном режиме налогообложения данные лица выступают плательщиками налога на доходы физических лиц. Более того, предприниматели должны уплачивать акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добавленную стоимость (НДС) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам, а также ЕСН со своих доходов. К указанному прибавляется оплата земельного, имущественного и транспортного налогов. Безусловно, данная выплата осуществляется лишь в тех случаях, когда есть транспортные, земельные либо имущественные ресурсы. В рамках работы над представленным вопросом темы, нами было установлено, что отдельные налоги ОСН нуждаются в дополнительной законодательной регламентации.
Индивидуальные предприниматели в независимости от объема выручки или иных показателях обязаны вести книгу учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей (КУДИР), которая закреплена приказом Минфина «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Расходы и доходы в КУДИР выражаются кассовым методом, книга хранится в течение четырех лет. Предлагаем, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей являющихся микропредприятиями исключить их из числа лиц обязанных вести КУДИР.
Анализ судебной практики показал, что налоговый орган зачастую доходы индивидуального предпринимателя (в т.ч. в натуральной форме, например, материалы приобретенные в долг от третьего лица) расценивает как доходы физического лица и применяет налогообложения характерное для физических лиц, а именно взыскивает НДФЛ (налоговая ставка 13 процентов). Однако, индивидуальный предприниматель вправе применять УСН (например, применяя налоговую ставку в размере 6 процентов). Таким образом, права индивидуального предпринимателя как налогоплательщика зачастую нарушаются. Предлагаем, внести изменения в соответствующую статью НК РФ и указать, что все доходы индивидуального предпринимателя должны расцениваться как доходы индивидуального предпринимателя (и облагаться налогами в соответствии с применяемой им системой налогообложения), и могут расцениваться как доходы физического лица, если индивидуальный предприниматель указывает эти доходы в качестве доходов физического лица, в отношении таких доходов применяется НДФЛ. Предлагаем установить максимальную и минимальную ставки по НДФЛ с учетом критериев, установленных законодательством. На основании вышеизложенного, мы предлагаем, для индивидуального предпринимателя установить дифференцированные ставки по НДФЛ в зависимости от дохода.
Предлагаем более широкое применение налоговых каникул, в том числе необходимо расширить перечень видов деятельности за счет инновационной деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем.
Также в целях поддержки предпринимательства предлагаем для индивидуальных предпринимателей, вынужденно применяющих общую систему налогообложения, снизить размер налоговой ставки по налогу на прибыль (или НДС) с 20 до 18 процентов.
Специальный налоговый режим - особенный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного промежутка времени, используемый в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, другими федеральными источниками. К специальным налоговым режимам анализируемых лиц определены: упрощенная система налогообложения (УСН), система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Лица, применяющие специальные режимы освобождены от уплаты НДС, что в ряде случаев является проблемой, так как ведет к потери некоторой доли рынка, а также лишает возможности обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением по возмещению НДС (например, при строительстве это не совсем выгодно). В отношении УСН, отметим, что индивидуальный предприниматель вправе выбрать УСН в момент получения статуса индивидуального предпринимателя, либо в установленном законом порядке до начала следующего налогового периода. УСН направлена на упрощение налогового учета, однако анализ действующего законодательства показывает, что данная система никак не упрощает бухгалтерский учет, что приводит к не достижению поставленной законодательством цели. Кроме того плательщики УСН в любой момент в течение года могут превысить ограничения, что приведет к начислению налога за весь период. Считаем, это не правильным. Предлагаем изменения в законодательство, которое позволит использовать УСН до достижения ограничений до полного месяца. А с месяца в котором ограничения превышены начислять по общей системе.
Применительно к ЕНВД, укажем, что данная система на текущий момент устарела, так как применяются критерии не соответствующие требованиям современности. Необходимо пересмотреть законодательство и внести новые критерии: сезонность, специальные работы и другие.
Относительно ЕСХН следует указать, что лица, применяющие данный налог столкнулись с проблемой завышенного порога. Предлагаем снизить порог, например, до 50 процентов, что позволило бы многим лицам применять данную систему. Нужны доработки, а именно внедрение коэффициента в зависимости от природной зоны, где индивидуальный предприниматель зарегистрирован).
ПС обладает определенными отрицательными сторонами. Среди основных можно указать - необходимость приобретения патента на каждый вид деятельности, отсутствие цены патента, зависимость от итогов деятельности, а также отсутствие возможности снижения патента на величины страховых взносов. Следовательно, в современное время налоговые режимы все еще нуждаются в уточнении и пересмотре отдельных вопросов, которые образуются в ходе практического их использования.
Следовательно, в современное время налоговые режимы все еще нуждаются в уточнении и пересмотре отдельных вопросов, которые образуются в ходе практического их использования.
Совершенствование правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей должно быть направлено на создание благоприятного налогового климата, что предполагает прямое и косвенное воздействие на финансовые итоги бизнеса. Такое воздействие может осуществляться путем налогового стимулирования. В налоговом кодексе отсутствуют специальные положения о налогообложении индивидуальных предпринимателей. К таким мерам воздействия можно отнести: введение упрощения системы ведение бухгалтерского учета; введение единого налога; уменьшение налоговой ставки; закрепление льготных налоговых режимов; закрепление налогового минимума, налоговых каникул, возможности рассрочки либо отсрочки по уплате налога, налогового кредита и другие.
Автором работы предлагается ввести в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наиболее значимую для государства деятельность, в том числе инновационную, специальные положения, включающие в себя: уменьшение налогового бремени путем уменьшения налоговых ставок, уменьшение административной нагрузки по части налогового администрирования и налогового контроля путем сокращения числа налоговых проверок.





