🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Работа №201680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность, признаки 7
1.2 Виды и формы недобросовестной конкуренции 17
II ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ
НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Правовое регулирование недобросовестной конкуренции.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
2.2 Практика выявления, пресечения и привлечения к ответственности за
недобросовестную конкуренцию антимонопольными органам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69


Актуальность темы. Необходимое условие полноценного перехода к рыночной экономической системе - это конкуренция. Но она не всегда бывает добросовестной, а значит, есть потребность в развитом антимонопольном законодательстве и тщательном регулировании поведения субъектов в конкурентной среде. В XXI в. особенно остро стоит проблема защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции. Это касается, прежде всего, товарных знаков и фирменных наименований. В связи с быстрым развитием информационных технологий повышается актуальность вопроса об их эффективной правовой защите, как во всем мире, так и в России.
Сегодняшнюю российскую модель правового регулирования отношений, складывающихся в связи с недопущением недобросовестной конкуренции, построенную на множественности источников, имеющих разноуровневый характер по юридической силе и принадлежащих к различным отраслям права, можно считать крайне эклектичной.
В основу такого регулирования положена формула, закрепленная в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющей объем прав каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В данном случае следует согласиться с тем мнением, что в основу правового регулирования недобросовестной конкуренции в Российской Федерации положена некорректная по своему содержанию норма. Конкурентное законодательство по своей природе направлено, в частности, на борьбу не собственно с монополиями, а с их злоупотреблениями - монополистической деятельностью, а также на недопущение недобросовестной конкуренции.
Ряд норм, отражающих запрет на реализацию актов недобросовестной конкуренции, закреплен в Гражданском Кодексе РФ. Некоторые из них отдельно не именуют запрет на совершение недобросовестных конкурентных действий, но получают развитие и конкретизацию в содержащих прямой запрет на совершение таких действий нормах: 1. п. 3 ст. 1 ГК РФ: «При установлении осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских отношений должны действовать добросовестно»; 2. п. 4 ст. 1 ГК РФ: «Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения»; 3. абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ: «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
В ГК РФ включены нормы, определяющие формулу прикрепления, применимую к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции (ст. 1222); положения, определяющие взаимодействие гражданского и конкурентного законодательства при установлении актов недобросовестной конкуренции в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (п. 7 ст. 1252, подп. 6 п. 2 ст. 1512).
Специальным нормативным актом, содержащим положения о недопущении недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон «О защите конкуренции». Комплексная природа данного акта соответствует правовой природе института недобросовестной конкуренции как посягающего на интересы не только хозяйствующих субъектов-конкурентов, но и потребителей. Указанное обстоятельство предполагает не только частноправовые черты, но и публично- правовые свойства. Однако дефиниция недобросовестной конкуренции, закрепленная в отечественной правовой системе, не предполагает непосредственной защиты потребителей от соответствующих актов, что подтверждает частноправовой характер нормативно закрепленной конструкции недобросовестной конкуренции.
В свете вступивших в силу в январе 2016 года поправок в антимонопольное законодательство (в рамках так называемого четвертого антимонопольного пакета) очевидным становится тот факт, что правовое регулирование отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, приобретает все большую актуальность - как в доктрине, так и в правоприменительной практике. Отдельной главы, посвященной формам недобросовестной конкуренции, свидетельствует о том, что необходимость совершенствования законодательной регламентации рассматриваемой категории признается не только на правоприменительном, но и на законодательном уровне.
Объект исследования выпускной квалификационной работы выступили общественные отношения, возникающие в связи с использованием недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере недобросовестной конкуренции.
Цель исследования выпускной квалификационной работы является выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию антимонопольного регулирования недобросовестной конкуренцией.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность, признаки недобросовестной конкуренции;
- определить виды недобросовестной конкуренции;
-проанализировать правовое регулирование противодействия
недобросовестной конкуренции. Ответственность за недобросовестную конкуренцию;
- проанализировать практику выявления, пресечения и привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию антимонопольными органами.
При написании настоящей работы мы использовали историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социально-правовой, конкретно-социологический, формально-логический методы исследования.
Для проведения комплексного анализа нормативно-правовой базы были использованы такие методы как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, В.И. Емельянов, В.И. Еременко, И.В. Князева, АИ. Калпина, А.И. Масляева, С.А. Пузыревского, О.Р. Чудинов, И.А. Ульянов и других.
В работе использована судебная практика Верховного Суда РФ суда, а также судебная практика по данному виду преступлений иных судов Российской Федерации.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания дипломной работы были сделаны следующие выводы.
На отечественном товарном рынке работают миллионы компаний, многие из которых вступают в конкуренцию. Принятый в 2006 году Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) установил запрет на любые действия конкурентов, имеющие намерения причинить друг другу вред, либо направленные на получение преимуществ. Данное правило призвано обеспечить равные условия предпринимателям при осуществлении хозяйственной деятельности.
В Законе используется универсальный термин «хозяйствующий субъект», под которым понимается любое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность. Сюда можно отнести не только предпринимателей и коммерческие организации любых форм собственности (частные и государственные), но и некоммерческие организации, так или иначе, в большинстве своем ведущие хозяйственную деятельность.
Недобросовестная конкуренция представляет из себя соперничество за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется не в соответствии с существующими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как своеобразного метода конкуренции заложены в психических особенностях человека.
Недобросовестная конкуренция в хозяйственной практике находит свое проявление через следующие формы:
- демпинг.
- установление контроля над деятельностью конкурента.
- экономический или промышленный шпионаж.
- подделка продукции конкурентов.
- махинации с деловой отчетностью.
- ограничительная торговая практика.
- деловая коррупция.
На практике, недобросовестная конкуренция имеет огромное количество форм проявления и все эти формы перечислить объективно невозможно из-за глубины и специфики данного понятия как детерминированного этическими нормами, которые также бесконечны в своем проявлении и которые также все перечислить невозможно.
В России введена уголовная и административная ответственность за недобросовестную конкуренцию.
Надзирает за соблюдением антимонопольного законодательства федеральная антимонопольная служба (в тексте мы используем аббревиатуру ФАС) через свои территориальные управления. Именно ФАС уполномочена рассматривать административные дела о нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию, выносить постановления и выдавать предпринимателям предписания с требованием устранить нарушения Закона о защите конкуренции.
В случае если акт недобросовестной конкуренции не попадает под уголовно- наказуемое деяние, предприниматель привлекается к административной ответственности.
За совершение акта недобросовестной конкуренции может быть назначен только штраф. Санкции, предусмотренные ст. 14.33 КоАП РФ не предусматривают назначение такого вида наказания как конфискация, административное приостановление деятельности и пр.
В ст.14.33 КоАП РФ ч.1 ограничивается штрафом до 500 000 рублей, ч. 2 устанавливает возможность взымать штраф пропорционально полученной правонарушителем выручки от реализованного товара.
Срок давности привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию составляет один год. Учитывая, что совершение акта недобросовестной конкуренции может носить как однократный, так и длящийся характер, возникает необходимость каждый раз определять момент, с которого стоит исчислять срок давности.
Хотелось бы отметить, что понятие недобросовестной конкуренции, которое закреплено в законодательстве содержит большое количество квалифицирующих признаков, которые делают его не только сложным для понимания, но и затрудняют его применение на практике.
Изменения в регулирование недобросовестной конкуренции, вводимые Поправками, в целом не несут в себе каких-либо принципиальных нововведений, так как они были разработаны на основании сложившейся административной и судебной практики. Основной целью Поправок является конкретизация общих положений ст. 14 Закона о защите конкуренции и, как следствие, упрощение их понимания и применения. В то же время благодаря проведенной детализации запретов на недобросовестную конкуренцию практика их применения должна стать более единообразной и предсказуемой. Кроме того, Поправки снимают ряд спорных вопросов, существовавших ранее в правоприменительной практике (например, вопрос о возможности защиты прав на неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, такие как фирменный стиль и т.п.).
Необходима тщательная проработка условий, при которых наступает ответственность за совершение недобросовестных конкурентных действий, а так же разработка комплексной системы мер ответственности за нарушения. Такие меры могут быть закреплены либо в самостоятельном Законе о недобросовестной конкуренции, либо путем расширения рамок действующего раздела III Закона о защите конкуренции с включением в него развернутых составов правонарушений в области пресечения недобросовестной конкуренции и внесение соответствующих изменений и дополнений в другие разделы Закона. Принятия такого Закона могло бы поспособствовать формированию негативного отношения общественности к недобросовестной предпринимательской деятельности.
Помимо таких способов пресечения недобросовестной конкуренции как предписание антимонопольного органа или органа местного самоуправления для повышения эффективности указанных способов при применении на практике необходимо постоянное взаимодействие государственных органов, занимающихся проблемами недобросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, таможенных и иных органов между собой.
Так же требуется гласное обсуждение проблем добросовестности в бизнесе и обобщение практики пресечения недобросовестной конкуренции - как федеральным антимонопольным органом, так и судебными органами, торгово-промышленными палатами и т.п.
Таким образом, сочетание государственного контроля и контроля самих хозяйствующих субъектов за добросовестным осуществлением конкуренции в целом при осуществлении предпринимательской деятельности также могло бы оказаться весьма эффективным.



1. Конвенция по охране промышленной собственности. Париж, 20 марта 1883 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -1996. - № 2.
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
3. Гражданский кодекс РФ (Ч. IV) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 52. - Ст. 5496.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 -ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. Гражданский кодекс РФ (Ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3310.
7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 22. - Ст. 1977.
8. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
9. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
10. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135- ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434.
11. Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5497.
12. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 31. - Ст. 3922.
13. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 7600.
14. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I // СЗ РФ. - 1991. - № 16. - Ст. 499.
15. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ