Основные новообразования личности подростка (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МКОУ Тогучинского района «Лебедевская СОШ».
Выборка: 30 подростков возрасте от 15 до 17 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 6
1.1 Значение подросткового периода в развитии личности 6
1.2 Психологические новообразования в подростковом возрасте 10
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1 Характеристика и планирование исследования 16
2.2Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31
База исследования: МКОУ Тогучинского района «Лебедевская СОШ».
Выборка: 30 подростков возрасте от 15 до 17 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 6
1.1 Значение подросткового периода в развитии личности 6
1.2 Психологические новообразования в подростковом возрасте 10
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1 Характеристика и планирование исследования 16
2.2Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31
Актуальность исследования заключается в том, что среди многообразия проблем современной психологии особое внимание заслуживает процесс формирования и развития личности в подростковый период.
Период подросткового возраста является критическим этапом формирования личности, когда происходят изменения в психоэмоциональной сфере, а также в социальных и когнитивных аспектах.
Современное общество сталкивается с новыми вызовами, такими как влияние цифровых технологий, изменение социальных норм и ценностей, что делает понимание процессов личностного становления подростков особенно важным.
Анализ литературных источников показал, что, несмотря на большое количество психологических исследований по проблеме новообразований личности, остаются недостаточно изученными аспекты, касающиеся воздействия факторов среды на развитие подростков и их идентичности. Это обусловило выбор темы исследования, так как понимание основных новообразований в этом возрасте крайне важно для разработки эффективных методов поддержки и воспитания подростков.
Изучение данных процессов поможет выявить закономерности, которые в дальнейшем могут быть использованы для создания программ по профилактике и коррекции поведения, а также для формирования позитивных социальных навыков у молодежи. Это обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: подростковая личность, находящаяся в процессе формирования и развития в условиях влияния различных внешних и внутренних факторов.
Предметом исследования: основные новообразования личности подростка, включая психические, эмоциональные и социальные аспекты, а также механизмы из взаимодействия с окружающей средой.
Итак, целью настоящего исследования является выявление основных новообразований личности подростка и анализе факторов, влияющих на их формирование.
Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования позволил сформулировать гипотезу. На этапе подросткового возраста происходит формирование основных новообразований, которые являются основой зрелой личности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть значение подросткового возраста в развитии личности;
2. Проанализировать теоретические подходы к описанию психологических новообразований в подростковом возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование новообразований личности в подростковом возрасте;
4. Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Теоретической базой исследования стали работы следующих психологов и ученых: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Ю. М. Горская, Л. Ф. Обухова, В. А. Руженков, С. Холл, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы развития, единства теории и практики, комплексность, системный подход.
В соответствии с поставленными задачами нами было проведено два этапа исследования:
Первый этап. Теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме формирования новообразований личности подростка.
Второй этап. Разработка и проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных данных, подведение итогов исследования.
В работе использовался следующий комплекс методов:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование;
• методы математической статистики – описательной.
Выборка эмпирического исследования составила 30 человек в возрасте от 15 до 17 лет.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики самосознания А.Фенигстайнв, М.Ф. Шайера и А. Х. Басса и Методика диагностики личностной зрелости В.А.Руженкова.
База исследования – МКОУ Тогучинского района «Лебедевская СОШ».
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась критическим анализом данных, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе; соотнесением теоретических положений с результатами эмпирического исследования, применением совокупности валидных, надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, применением при обработке полученных данных адекватных методов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении исследований новым данными о процессах формирования личности в подростковом возрасте, а также углублении понимания механизмов социализации и индивидуализации подростков.
Практическая значимость исследования состоит в применении результатов исследования для разработки программ поддержки и коррекции поведения подростков, более того, результаты исследования повышают эффективность работы психологов и педагогов в школах и способствуют разработке рекомендаций для родителей по поддержке гармоничного развития личности подростка в период его формирования.
Структура работы. Структура соответствует логике и форме построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Период подросткового возраста является критическим этапом формирования личности, когда происходят изменения в психоэмоциональной сфере, а также в социальных и когнитивных аспектах.
Современное общество сталкивается с новыми вызовами, такими как влияние цифровых технологий, изменение социальных норм и ценностей, что делает понимание процессов личностного становления подростков особенно важным.
Анализ литературных источников показал, что, несмотря на большое количество психологических исследований по проблеме новообразований личности, остаются недостаточно изученными аспекты, касающиеся воздействия факторов среды на развитие подростков и их идентичности. Это обусловило выбор темы исследования, так как понимание основных новообразований в этом возрасте крайне важно для разработки эффективных методов поддержки и воспитания подростков.
Изучение данных процессов поможет выявить закономерности, которые в дальнейшем могут быть использованы для создания программ по профилактике и коррекции поведения, а также для формирования позитивных социальных навыков у молодежи. Это обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: подростковая личность, находящаяся в процессе формирования и развития в условиях влияния различных внешних и внутренних факторов.
Предметом исследования: основные новообразования личности подростка, включая психические, эмоциональные и социальные аспекты, а также механизмы из взаимодействия с окружающей средой.
Итак, целью настоящего исследования является выявление основных новообразований личности подростка и анализе факторов, влияющих на их формирование.
Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования позволил сформулировать гипотезу. На этапе подросткового возраста происходит формирование основных новообразований, которые являются основой зрелой личности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть значение подросткового возраста в развитии личности;
2. Проанализировать теоретические подходы к описанию психологических новообразований в подростковом возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование новообразований личности в подростковом возрасте;
4. Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Теоретической базой исследования стали работы следующих психологов и ученых: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Ю. М. Горская, Л. Ф. Обухова, В. А. Руженков, С. Холл, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы развития, единства теории и практики, комплексность, системный подход.
В соответствии с поставленными задачами нами было проведено два этапа исследования:
Первый этап. Теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме формирования новообразований личности подростка.
Второй этап. Разработка и проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных данных, подведение итогов исследования.
В работе использовался следующий комплекс методов:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование;
• методы математической статистики – описательной.
Выборка эмпирического исследования составила 30 человек в возрасте от 15 до 17 лет.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики самосознания А.Фенигстайнв, М.Ф. Шайера и А. Х. Басса и Методика диагностики личностной зрелости В.А.Руженкова.
База исследования – МКОУ Тогучинского района «Лебедевская СОШ».
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась критическим анализом данных, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе; соотнесением теоретических положений с результатами эмпирического исследования, применением совокупности валидных, надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, применением при обработке полученных данных адекватных методов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении исследований новым данными о процессах формирования личности в подростковом возрасте, а также углублении понимания механизмов социализации и индивидуализации подростков.
Практическая значимость исследования состоит в применении результатов исследования для разработки программ поддержки и коррекции поведения подростков, более того, результаты исследования повышают эффективность работы психологов и педагогов в школах и способствуют разработке рекомендаций для родителей по поддержке гармоничного развития личности подростка в период его формирования.
Структура работы. Структура соответствует логике и форме построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В заключение данного исследования, можно сделать следующие выводы.
В подростковом возрасте происходят различные изменения во всех сферах жизни. Это связано с ощущением себя, так как подростки начинают глубже анализировать свою идентичность, личные качества и чувства, что способствует формированию их личного «Я». Более того, меняются отношения с семьей. Подростки стремятся к независимости, что может приводить как к сближению, так и к конфликтам с родителями и родными. Также в этот период значительно усиливаются дружеские связи. Отношения со сверстниками становятся более значимыми. Не менее важно изменение отношения к образованию. Подростки начинают серьезно думать о своем будущем. Можно резюмировать, что все вышеуказанные изменения играют ключевую роль в развитии личности подростка.
Новообразования личности подростка играют ключевую роль в их развитии и формировании. В этот период подростки переживают значительные изменения, которые можно выделить в нескольких важных аспектах.
На основе теоретического анализа было принято решение о проведении эмпирического исследования особенностей новообразования личности подростка.
Методики, которые были выбраны для проведения, помогают оценить новообразования личности в подростковом возрасте. Они позволяют говорить о самосознании подростка, а также помогают выявить, как подросток воспринимает себя и свои эмоции, что является важной основой для формирования зрелой личности.
Более того, обе методики способствуют определению уровня идентичности, так как период подросткового возраста связан с поиском своего места в мире и формирование уникальной индивидуальности, а данные методики помогают понять, насколько данный процесс завершен.
Было определено, что для подростков наиболее характерным является публичное самосознание. В этот период они активно оценивают себя в глазах окружающих, что связано с формированием идентичности и поиском своего места в обществе. Подростки часто беспокоятся о том, как их воспринимают сверстники, и стремятся соответствовать социальным нормам и ожиданиям.
По результатам диагностики было определено, что у всех подростков уровень развития личности «средний». Это связано с тем, что подростки начинают развивать самосознание, понимая свои сильные и слабые стороны, ценности и цели. Они улучшают социальные навыки, учатся общаться и строить отношения с окружающими, а также находить компромиссы и разрешать конфликты.
Можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в начале исследования, были успешно достигнуты, а гипотеза исследования была подтверждена результатами эмпирического исследования.
В подростковом возрасте происходят различные изменения во всех сферах жизни. Это связано с ощущением себя, так как подростки начинают глубже анализировать свою идентичность, личные качества и чувства, что способствует формированию их личного «Я». Более того, меняются отношения с семьей. Подростки стремятся к независимости, что может приводить как к сближению, так и к конфликтам с родителями и родными. Также в этот период значительно усиливаются дружеские связи. Отношения со сверстниками становятся более значимыми. Не менее важно изменение отношения к образованию. Подростки начинают серьезно думать о своем будущем. Можно резюмировать, что все вышеуказанные изменения играют ключевую роль в развитии личности подростка.
Новообразования личности подростка играют ключевую роль в их развитии и формировании. В этот период подростки переживают значительные изменения, которые можно выделить в нескольких важных аспектах.
На основе теоретического анализа было принято решение о проведении эмпирического исследования особенностей новообразования личности подростка.
Методики, которые были выбраны для проведения, помогают оценить новообразования личности в подростковом возрасте. Они позволяют говорить о самосознании подростка, а также помогают выявить, как подросток воспринимает себя и свои эмоции, что является важной основой для формирования зрелой личности.
Более того, обе методики способствуют определению уровня идентичности, так как период подросткового возраста связан с поиском своего места в мире и формирование уникальной индивидуальности, а данные методики помогают понять, насколько данный процесс завершен.
Было определено, что для подростков наиболее характерным является публичное самосознание. В этот период они активно оценивают себя в глазах окружающих, что связано с формированием идентичности и поиском своего места в обществе. Подростки часто беспокоятся о том, как их воспринимают сверстники, и стремятся соответствовать социальным нормам и ожиданиям.
По результатам диагностики было определено, что у всех подростков уровень развития личности «средний». Это связано с тем, что подростки начинают развивать самосознание, понимая свои сильные и слабые стороны, ценности и цели. Они улучшают социальные навыки, учатся общаться и строить отношения с окружающими, а также находить компромиссы и разрешать конфликты.
Можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в начале исследования, были успешно достигнуты, а гипотеза исследования была подтверждена результатами эмпирического исследования.



