АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Исторические аспекты. Понятие и виды
контроля 6
1.2 Субъекты и их взаимоотношения при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных
нужд 20
1.3Цели, задачи и принципы осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных
нужд 26
II АНАЛИЗ И ПРАКТИКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Рассмотрение жалоб как оперативная мера регулирования 30
2.2 Проведение проверок и их роль при осуществлении контроля 45
2.3 Реестр недобросовестных поставщиков как инструмент в руках
контрольного органа 54
III РЕЗУЛЬТАТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ВВЕДЕНИЕ 2
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Исторические аспекты. Понятие и виды
контроля 6
1.2 Субъекты и их взаимоотношения при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных
нужд 20
1.3Цели, задачи и принципы осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных
нужд 26
II АНАЛИЗ И ПРАКТИКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Рассмотрение жалоб как оперативная мера регулирования 30
2.2 Проведение проверок и их роль при осуществлении контроля 45
2.3 Реестр недобросовестных поставщиков как инструмент в руках
контрольного органа 54
III РЕЗУЛЬТАТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Современное государство - крупный и влиятельный субъект в рыночных отношениях. Основу экономической роли государства в условиях рыночных отношений составляют государственные финансы и нужды. Удовлетворение государственных нужд, выражает общественные потребности, что является неотъемлемой части общественной жизни.
Государственные заказы выражаются в форме организации бюджетного финансирования, а она оформляет выделения бюджетных средств на основе заданий органов власти и управления на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения государственных нужд .
Государственные нужды и заказы, способствуют развитию экономических отношений и в иных сферах, например, в промышленности, строительстве и т.д.
В сфере государственного заказа антимонопольное регулирование органом Федеральной Антимонопольной Службой выражается в виде контроля за организацией и проведением закупочных процедур.
Законодательство о контрактной системе, а именно Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» также оказывает определенную поддержку и субъектам малого предпринимательства. А преференции инвалидам, предприятиям ФСИН и национальный режим (поддержка отечественных производителей) что позволяет им стойко укрепиться на рынке в сфере закупок и развиваться на равных правах с более авторитетными организациями.
Государственные закупки являются важным этапом реализации государственного заказа, как система экономических отношений по поводу закупок, которые регламентируются законодательно. Контрактная система позволяет более результативным способом воздействовать на закупочные процессы, обеспечивает достижение наибольшего экономического эффекта в данной сфере. А антимонопольное регулирование позволяет предотвратить злоупотребления со стороны должных лиц иные нарушения единого порядка проведения закупочных процедур, установленного законодательством, и принять меры реагирование для создания конкурентной среды и восстановления нарушенных прав участников закупок.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы исследования как в научно-теоретическом аспекте, так и правотворческом и правоприменительном.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, которые возникают между субъектами при проведении антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных нужд.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является нормы права, которая регулирует процессы проведения закупок для государственных нужд.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является выявление недостатков контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд и пути их решения для повышения эффективности правового регулирования в сфере закупок и выявление рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере закупок для государственных нужд.
Чтобы достигнуть данных целей, нужно решить ряд задач:
- раскрыть понятие контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- определить круг субъектов и их взаимоотношения при проведении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- провести анализ действующего законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- выявить недостатки и нарушения контрактной системы при осуществлении контроля в сфере закупок;
- рассмотреть, как проводятся проверки при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть, как работает реестр недобросовестных поставщиков;
- рассмотреть, как подаются жалобы на действия участников закупок;
- раскрыть результаты антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
В качестве методологической основы применялись такие методы как: исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-логический.
Эмпирическую базу исследования выпускной квалификационной работы составляют правовые акты, которые содержат нормы и принципы о контрактной системе; нормативно правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования данной работы составляют положения, сформулированные в работах отечественных ученых- специалистов о контрактной системе, таких как: Храмкин А.А., Кирцнер И., Сидорович А.Р. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список.
Первая глава составляет общие положения. В данной главе раскрывается понятие и виды контроля; определяется круг субъектов и их взаимодействие при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных нужд; выявляются цели, задачи, принципы осуществления контроля в сфере закупок.
Вторая глава раскрывает анализ и практику контрольной деятельности. В ней рассматривается, как подаются жалобы на действия (бездействия) участников закупок. Как проводятся проверки при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных нужд. Как работает реестр недобросовестных поставщиков.
В третьей главе определяются результаты антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных нужд. Рассмотрены проблемы в контрактной системе и предложены пути их решения.
Государственные заказы выражаются в форме организации бюджетного финансирования, а она оформляет выделения бюджетных средств на основе заданий органов власти и управления на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения государственных нужд .
Государственные нужды и заказы, способствуют развитию экономических отношений и в иных сферах, например, в промышленности, строительстве и т.д.
В сфере государственного заказа антимонопольное регулирование органом Федеральной Антимонопольной Службой выражается в виде контроля за организацией и проведением закупочных процедур.
Законодательство о контрактной системе, а именно Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» также оказывает определенную поддержку и субъектам малого предпринимательства. А преференции инвалидам, предприятиям ФСИН и национальный режим (поддержка отечественных производителей) что позволяет им стойко укрепиться на рынке в сфере закупок и развиваться на равных правах с более авторитетными организациями.
Государственные закупки являются важным этапом реализации государственного заказа, как система экономических отношений по поводу закупок, которые регламентируются законодательно. Контрактная система позволяет более результативным способом воздействовать на закупочные процессы, обеспечивает достижение наибольшего экономического эффекта в данной сфере. А антимонопольное регулирование позволяет предотвратить злоупотребления со стороны должных лиц иные нарушения единого порядка проведения закупочных процедур, установленного законодательством, и принять меры реагирование для создания конкурентной среды и восстановления нарушенных прав участников закупок.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы исследования как в научно-теоретическом аспекте, так и правотворческом и правоприменительном.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, которые возникают между субъектами при проведении антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных нужд.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является нормы права, которая регулирует процессы проведения закупок для государственных нужд.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является выявление недостатков контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд и пути их решения для повышения эффективности правового регулирования в сфере закупок и выявление рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере закупок для государственных нужд.
Чтобы достигнуть данных целей, нужно решить ряд задач:
- раскрыть понятие контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- определить круг субъектов и их взаимоотношения при проведении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- провести анализ действующего законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- выявить недостатки и нарушения контрактной системы при осуществлении контроля в сфере закупок;
- рассмотреть, как проводятся проверки при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть, как работает реестр недобросовестных поставщиков;
- рассмотреть, как подаются жалобы на действия участников закупок;
- раскрыть результаты антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
В качестве методологической основы применялись такие методы как: исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-логический.
Эмпирическую базу исследования выпускной квалификационной работы составляют правовые акты, которые содержат нормы и принципы о контрактной системе; нормативно правовые акты Российской Федерации; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, также электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования данной работы составляют положения, сформулированные в работах отечественных ученых- специалистов о контрактной системе, таких как: Храмкин А.А., Кирцнер И., Сидорович А.Р. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список.
Первая глава составляет общие положения. В данной главе раскрывается понятие и виды контроля; определяется круг субъектов и их взаимодействие при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных нужд; выявляются цели, задачи, принципы осуществления контроля в сфере закупок.
Вторая глава раскрывает анализ и практику контрольной деятельности. В ней рассматривается, как подаются жалобы на действия (бездействия) участников закупок. Как проводятся проверки при осуществлении контроля в сфере закупок для государственных нужд. Как работает реестр недобросовестных поставщиков.
В третьей главе определяются результаты антимонопольного контроля в сфере закупок для государственных нужд. Рассмотрены проблемы в контрактной системе и предложены пути их решения.
В сфере государственного заказа антимонопольное регулирование выражается в виде контроля за организацией и проведением торгов на размещение государственных торгов.
Контроль в сфере закупок это комплекс мероприятий, которые направлены на предотвращение и выявление нарушений в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Контроль в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контроль, согласно данному закону в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных учреждений, операторов электронных площадок, специализированных организаций.
Формами антимонопольного контроля в сфере закупок являются: осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Так, в компетенцию ФАС России и его территориальных органов входит проверка всех субъектов антимонопольного контроля. Орган контроля субъекта РФ может проводить внеплановые проверки в отношении заказчиков, которые осуществляют закупки за счет бюджетных средств этого субъекта и муниципальных заказчиков, которые находятся на территории этого субъекта, также всех специализированных организаций, которые осуществляют закупки для государственных нужд этого субъекта. Муниципальные органы контроля в сфере закупок могут осуществлять внеплановые проверки в отношении муниципальных заказчиков, которые осуществляют закупки для муниципальных нужд.
Реестр недобросовестных поставщиков является одним из механизмов защиты предпринимателей заказчиков от ненадежных контрагентов. Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Основаниями для включения в реестр по Закону № 44-ФЗ являются:
-уклонение от заключения договора;
-расторжение контракта по решению суда;
-и односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Как было сказано в 3 главе, основными проблемами являются противоречивость правовых актов и практики их применения. Между решениями ФАС и письмами Минфина. Нет органа, который бы официально объяснял каждое решение и разъяснял письма и приказы. Так же существует много судебной практики, с которой так же имеются много противоречий.
Нужно также подготовить учеными различные методические пособия и справочники в области правовой терминологии. Кроме этого, нужно систематизировать нормативно правовые акты.
Можно сказать о том, что возникают проблемы при проведении электронных аукционов, которые так же содержат коррупционные риски. При проведении контрольных мероприятий выявляются массовые нарушения в действиях заказчиков, которые ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, влекут отклонения заявок, не эффективный расход бюджетных средств.
Для этого Минэкономразвитием уже ведется разработка каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Его целью является унификация наименований и характеристик, обеспечение единообразного указания заказчиками наименований товаров, работ, услуг при формировании предмета, закупки, описания объекта закупки, для последнего сравнения цен. Это должно позволить избежать установления излишних требований к составу заявок, необоснованному отклонению заявок участников. Это должно будет обеспечить формирование референтных цен, что будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств.
Можно выделить еще одну проблему. Это проблема деловой репутации. Так, недобросовестные поставщики, которые внесены в РНП, закрывают свои предприятия и открывают другие, продолжая работать на рынке директором и учредителем.
Нужно создать такой реестр поставщиков, в который входили бы поставщики с положительной репутацией и только они имели бы право участвовать в закупочных процедурах. Благодаря этому будет ограничен круг лиц, участвующих в процедурах.
Есть недочеты в РНП, которые свидетельствуют о неравном положении поставщиков, нарушивших условия контракта, о нарушении принципа равенства субъектов одного уровня, которые находятся в аналогичных условиях. С одной стороны решение суда о расторжении контракта является основанием для включения поставщика в РНП. В связи с этим возникают вопросы о соразмерности совершенного правонарушения и последствий.
Таким образом, в Закон № 44-ФЗ нужно внести поправки, указав в качестве основания расторжения контракта по решению суда существенное нарушение поставщиком условий контракта. С другой стороны многие контракты расторгаются во внесудебном порядке. В результате этого, поставщики, которые нарушают существенные условия контракта, не включаются в РНП, т.к. расторжение контракта по соглашению сторон не является основанием для включения поставщика в реестр. Следовательно, в Закон нужно внести следующие поправки: «в реестр включается информация об участниках закупки, которые отклонялись от заключения контракта, также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда в связи с существенными нарушениями ими условий, во внесудебном порядке в соответствии с гражданским законодательством, предусмотренном для расторжения договора по решению суда, или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта»
Государственные закупки являются важным этапом реализации государственного заказа, как система экономических отношений по поводу закупок, которые регламентируются законодательно. Контрактная система позволяет наиболее результативным способом воздействовать на закупочные процессы и обеспечивает достижение наибольшего экономического эффекта в данной сфере.
Но в результате анализа видно, что контрактная система нуждается в доработках, без которых показатели эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд будут падать, а экономика не будет должным образом работать в системе развития конкурентной среды.
Контроль в сфере закупок это комплекс мероприятий, которые направлены на предотвращение и выявление нарушений в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Контроль в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контроль, согласно данному закону в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных учреждений, операторов электронных площадок, специализированных организаций.
Формами антимонопольного контроля в сфере закупок являются: осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Так, в компетенцию ФАС России и его территориальных органов входит проверка всех субъектов антимонопольного контроля. Орган контроля субъекта РФ может проводить внеплановые проверки в отношении заказчиков, которые осуществляют закупки за счет бюджетных средств этого субъекта и муниципальных заказчиков, которые находятся на территории этого субъекта, также всех специализированных организаций, которые осуществляют закупки для государственных нужд этого субъекта. Муниципальные органы контроля в сфере закупок могут осуществлять внеплановые проверки в отношении муниципальных заказчиков, которые осуществляют закупки для муниципальных нужд.
Реестр недобросовестных поставщиков является одним из механизмов защиты предпринимателей заказчиков от ненадежных контрагентов. Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Основаниями для включения в реестр по Закону № 44-ФЗ являются:
-уклонение от заключения договора;
-расторжение контракта по решению суда;
-и односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Как было сказано в 3 главе, основными проблемами являются противоречивость правовых актов и практики их применения. Между решениями ФАС и письмами Минфина. Нет органа, который бы официально объяснял каждое решение и разъяснял письма и приказы. Так же существует много судебной практики, с которой так же имеются много противоречий.
Нужно также подготовить учеными различные методические пособия и справочники в области правовой терминологии. Кроме этого, нужно систематизировать нормативно правовые акты.
Можно сказать о том, что возникают проблемы при проведении электронных аукционов, которые так же содержат коррупционные риски. При проведении контрольных мероприятий выявляются массовые нарушения в действиях заказчиков, которые ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, влекут отклонения заявок, не эффективный расход бюджетных средств.
Для этого Минэкономразвитием уже ведется разработка каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Его целью является унификация наименований и характеристик, обеспечение единообразного указания заказчиками наименований товаров, работ, услуг при формировании предмета, закупки, описания объекта закупки, для последнего сравнения цен. Это должно позволить избежать установления излишних требований к составу заявок, необоснованному отклонению заявок участников. Это должно будет обеспечить формирование референтных цен, что будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств.
Можно выделить еще одну проблему. Это проблема деловой репутации. Так, недобросовестные поставщики, которые внесены в РНП, закрывают свои предприятия и открывают другие, продолжая работать на рынке директором и учредителем.
Нужно создать такой реестр поставщиков, в который входили бы поставщики с положительной репутацией и только они имели бы право участвовать в закупочных процедурах. Благодаря этому будет ограничен круг лиц, участвующих в процедурах.
Есть недочеты в РНП, которые свидетельствуют о неравном положении поставщиков, нарушивших условия контракта, о нарушении принципа равенства субъектов одного уровня, которые находятся в аналогичных условиях. С одной стороны решение суда о расторжении контракта является основанием для включения поставщика в РНП. В связи с этим возникают вопросы о соразмерности совершенного правонарушения и последствий.
Таким образом, в Закон № 44-ФЗ нужно внести поправки, указав в качестве основания расторжения контракта по решению суда существенное нарушение поставщиком условий контракта. С другой стороны многие контракты расторгаются во внесудебном порядке. В результате этого, поставщики, которые нарушают существенные условия контракта, не включаются в РНП, т.к. расторжение контракта по соглашению сторон не является основанием для включения поставщика в реестр. Следовательно, в Закон нужно внести следующие поправки: «в реестр включается информация об участниках закупки, которые отклонялись от заключения контракта, также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда в связи с существенными нарушениями ими условий, во внесудебном порядке в соответствии с гражданским законодательством, предусмотренном для расторжения договора по решению суда, или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта»
Государственные закупки являются важным этапом реализации государственного заказа, как система экономических отношений по поводу закупок, которые регламентируются законодательно. Контрактная система позволяет наиболее результативным способом воздействовать на закупочные процессы и обеспечивает достижение наибольшего экономического эффекта в данной сфере.
Но в результате анализа видно, что контрактная система нуждается в доработках, без которых показатели эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд будут падать, а экономика не будет должным образом работать в системе развития конкурентной среды.





