Анализ эффективности расходов субъекта РФ на социальную сферу (на примере Челябинской области)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНОВ 6
1.1 Содержание понятия социальная сфера: определение, структура, функции .. 6
1.2 Состав и структура расходов бюджета на социальную сферу 17
1.3 Методические подходы к оценке эффективности расходов бюджета региона
на социальную сферу 24
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ НА
ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Анализ развития социальной сферы Челябинской области 30
2.2 Оценка эффективности расходов бюджета Челябинской области на
социальную сферу 50
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ 67
3.1 Проблемы эффективности расходов бюджета на социальную сферу в
Челябинской области 67
3.2 Меры по повышению эффективности расходов бюджета на социальную
сферу в Челябинской области и оценка их эффективности 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Основные показатели социальной сферы 87
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНОВ 6
1.1 Содержание понятия социальная сфера: определение, структура, функции .. 6
1.2 Состав и структура расходов бюджета на социальную сферу 17
1.3 Методические подходы к оценке эффективности расходов бюджета региона
на социальную сферу 24
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ НА
ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Анализ развития социальной сферы Челябинской области 30
2.2 Оценка эффективности расходов бюджета Челябинской области на
социальную сферу 50
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ 67
3.1 Проблемы эффективности расходов бюджета на социальную сферу в
Челябинской области 67
3.2 Меры по повышению эффективности расходов бюджета на социальную
сферу в Челябинской области и оценка их эффективности 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Основные показатели социальной сферы 87
В современных условиях необходимо всесторонне повышать качество жизни населения регионов и страны в целом, поскольку все это является непосредственной составляющей социально-экономического развития Российской Федерации. В последние десятилетия заметен отчётливый разворот государства в сторону социальной политики, который проявляется в реализации значительного числа социальных проектов, повышенном внимании к вопросам реформирования социальной сферы со стороны власти и общества, что свидетельствует об актуальности проблемы формирования оптимальной для России модели социальной политики. Становится очевидно, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер.
Наблюдаемые в современной экономике России кризисные явления, которые самым непосредственным образом касаются социальной сферы, ухудшая социальное положение граждан, а также острый дефицит финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в социальную сферу, остро ставят вопрос о повышении эффективности реализуемой социальной политики государства и его субъектов.
Актуальность исследования темы определяется так же необходимостью глубокого исследования бюджетных проблем, связанных с расходами бюджета субъектов Российской Федерации на социальную сферу на современном этапе развития экономики России и их трансформации в средне- и долгосрочной перспективе; особенностями реализации бюджетных реформ в регионах, спецификой их социально-экономического развития, потребностью повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании эффективного управления расходами регионального бюджета и предложении мер по улучшению и совершенствованию применения программно-целевого метода планирования расходов на социальную сферу (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические аспекты финансового обеспечения социальной сферы регионов;
- провести анализ развития социальной сферы Челябинской области;
- дать оценку эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу;
- выработать рекомендации по повышению эффективности расходов на социальную сферу Челябинской области.
Объектом исследования является социальная сфера.
Предметом исследования выступает анализ расходов социальной сферы территории.
Теоретико-методологической основой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, правовые документы по бюджету Челябинской области, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Челябинской области, а также труды российских ученых и практических работников.
Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Челябинской области, Правительства Челябинской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, периодические издания и данные, размещенные в сети Интернет.
Наблюдаемые в современной экономике России кризисные явления, которые самым непосредственным образом касаются социальной сферы, ухудшая социальное положение граждан, а также острый дефицит финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в социальную сферу, остро ставят вопрос о повышении эффективности реализуемой социальной политики государства и его субъектов.
Актуальность исследования темы определяется так же необходимостью глубокого исследования бюджетных проблем, связанных с расходами бюджета субъектов Российской Федерации на социальную сферу на современном этапе развития экономики России и их трансформации в средне- и долгосрочной перспективе; особенностями реализации бюджетных реформ в регионах, спецификой их социально-экономического развития, потребностью повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании эффективного управления расходами регионального бюджета и предложении мер по улучшению и совершенствованию применения программно-целевого метода планирования расходов на социальную сферу (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические аспекты финансового обеспечения социальной сферы регионов;
- провести анализ развития социальной сферы Челябинской области;
- дать оценку эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу;
- выработать рекомендации по повышению эффективности расходов на социальную сферу Челябинской области.
Объектом исследования является социальная сфера.
Предметом исследования выступает анализ расходов социальной сферы территории.
Теоретико-методологической основой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, правовые документы по бюджету Челябинской области, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Челябинской области, а также труды российских ученых и практических работников.
Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Челябинской области, Правительства Челябинской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, периодические издания и данные, размещенные в сети Интернет.
В исследовании было проведено теоретическое и практическое обоснование эффективного управления расходами регионального бюджета и предложены меры по улучшению и совершенствованию применения программно-целевого метода планирования расходов на социальную сферу (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели в работе были изучены теоретикометодологические аспекты финансового обеспечения социальной сферы регионов; проведен анализ развития социальной сферы Челябинской области; дана оценка эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу; разработаны рекомендации по повышению эффективности расходов на социальную сферу Челябинской области. По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
Социальная сфера предстаёт как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Она призвана обеспечивать повышение качества человеческого капитала в национальном масштабе и обеспечивать социальную стабильность через систему гарантий. В отраслевой комплекс социальной сферы включены: образование и наука; медицина и здравоохранение; социальное обеспечение; культура; физическая культура и спорт; жилищнокоммунальное хозяйство.
Состояние и развитие социальной сферы обеспечивается целым рядом факторов, как регулируемых, так и нерегулируемых. К основным из них следует отнести организационно-управленческий и финансовый факторы, поскольку именно они призваны непосредственным образом формировать организационные и экономические условия функционирования социальной сферы.
Расходы бюджета на социальную сферу - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, что представляет широкий круг расходов в отрасли медицины, образования, социального обеспечения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счёт: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.
В рамках исследования был предложен алгоритм оценки эффективности расходов бюджета на социальную сферу:
- выделение групп отраслей, включаемых в социальную сферу;
- определение ключевого индикатора, свидетельствующего о состоянии развития сферы, который определялся исходя из главной цели функционирования отрасли;
- сбор информации о значениях ключевых индикаторов в динамике за период (3 года), их анализ и оценка темпов роста;
- сбор информации о расходах бюджета региона по исследуемым отраслям социальной сферы в динамике за период (3 года), их анализ и оценка темпов роста;
- сопоставление темпов роста ключевых индикаторов и темпов роста расходов на социальную сферу в разрезе отраслей и оценка показателя эффективности;
- оценка динамики показателя эффективности расходов бюджета.
Использование алгоритма позволило объективно оценить эффективность расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу в разрезе отдельных отраслей. Произведённые расчёты показали, что значение показателя эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу превышают 100% в таких отраслях социальной сферы, как: образование; здравоохранение; социальная политика; культура, кинематография; физическая культура и спорт. Следует отметить положительную динамику Итогового показателя эффективности расходов бюджета в указанных отраслях.
Вместе с тем значение показателя «Итоговый показатель эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу» меньше 100% в таких отраслях социальной сферы, как: жилищно-коммунальное хозяйство. Динамика Итогового показателя эффективности расходов бюджета в указанной отрасли отрицательная. Таким образом, проведенная оценка эффективности расходов бюджета Челябинской отрасли на социальную сферу показала наличие неэффективной бюджетной политики в отношении сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В целях повышения эффективности расходов бюджета на социальную сферу по направлению «жилищно-коммунальное хозяйство» в Челябинской области необходимо обеспечить прирост объемов вводимого жилья.
В рамках проработки решения проблем социальной сферы было проанализировано состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства. Был сделан вывод о том, что обеспеченность населения Челябинской области жилыми помещениями - комплексная задача, которая решается с участием как органов власти, так и с привлечением организаций финансового сектора - прежде всего, банковской сферы - посредством их участия в программах, предусматривающих софинансирование процентной ставки по ипотеке.
Для того, что бы обеспечить достижение показателя эффективности по направлению «жилищно-коммунальное хозяйство» в сложившихся условиях роста численности населения Челябинской области и объемов финансирования сферы, необходимо обеспечить увеличение жилищного фонда в прогнозном периоде до 92,7 млн. кв. м. Достижение указанных объемов жилищного фонда позволят достичь желаемого значения показателя целевого индикатора сферы «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» в 26,7 кв. м.
В этой связи органам государственной власти Челябинской области целесообразно реализовать комплекс мер по направлениям:
- принятие и утверждение проекта государственной программы Челябинской области «Развитие на территории Челябинской области рынка арендного (наемного) жилья, в том числе создание жилищного фонда социального использования» (будет способствовать вводу 80,2 тыс. кв. м. жилья);
- продолжение реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, снос ветхого и аварийного жилья (будет способствовать вводу 90,0 тыс. кв. м. жилья);
- разработка проекта поддержки индивидуального строительства жилья;
- развитие программ софинансирования ставок по ипотечному жилищному кредитованию.
Первые два из указанных направлений реализуются за счет средств бюджета и позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в размере 170,2 тыс. кв. м. Остальные - с привлечением бюджетных ассигнований.
С учетом того, что средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов, построенных в 2016 году, составила 30846 рублей, на реализацию первых двух мер потребуется бюджетное финансирование в размере 5 242,2 млн. рублей.
Эффектом реализации указанных мер будет достижение значения Итогового показателя эффективности на уровне 100%.
Для достижения поставленной цели в работе были изучены теоретикометодологические аспекты финансового обеспечения социальной сферы регионов; проведен анализ развития социальной сферы Челябинской области; дана оценка эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу; разработаны рекомендации по повышению эффективности расходов на социальную сферу Челябинской области. По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
Социальная сфера предстаёт как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Она призвана обеспечивать повышение качества человеческого капитала в национальном масштабе и обеспечивать социальную стабильность через систему гарантий. В отраслевой комплекс социальной сферы включены: образование и наука; медицина и здравоохранение; социальное обеспечение; культура; физическая культура и спорт; жилищнокоммунальное хозяйство.
Состояние и развитие социальной сферы обеспечивается целым рядом факторов, как регулируемых, так и нерегулируемых. К основным из них следует отнести организационно-управленческий и финансовый факторы, поскольку именно они призваны непосредственным образом формировать организационные и экономические условия функционирования социальной сферы.
Расходы бюджета на социальную сферу - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, что представляет широкий круг расходов в отрасли медицины, образования, социального обеспечения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счёт: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.
В рамках исследования был предложен алгоритм оценки эффективности расходов бюджета на социальную сферу:
- выделение групп отраслей, включаемых в социальную сферу;
- определение ключевого индикатора, свидетельствующего о состоянии развития сферы, который определялся исходя из главной цели функционирования отрасли;
- сбор информации о значениях ключевых индикаторов в динамике за период (3 года), их анализ и оценка темпов роста;
- сбор информации о расходах бюджета региона по исследуемым отраслям социальной сферы в динамике за период (3 года), их анализ и оценка темпов роста;
- сопоставление темпов роста ключевых индикаторов и темпов роста расходов на социальную сферу в разрезе отраслей и оценка показателя эффективности;
- оценка динамики показателя эффективности расходов бюджета.
Использование алгоритма позволило объективно оценить эффективность расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу в разрезе отдельных отраслей. Произведённые расчёты показали, что значение показателя эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу превышают 100% в таких отраслях социальной сферы, как: образование; здравоохранение; социальная политика; культура, кинематография; физическая культура и спорт. Следует отметить положительную динамику Итогового показателя эффективности расходов бюджета в указанных отраслях.
Вместе с тем значение показателя «Итоговый показатель эффективности расходов бюджета Челябинской области на социальную сферу» меньше 100% в таких отраслях социальной сферы, как: жилищно-коммунальное хозяйство. Динамика Итогового показателя эффективности расходов бюджета в указанной отрасли отрицательная. Таким образом, проведенная оценка эффективности расходов бюджета Челябинской отрасли на социальную сферу показала наличие неэффективной бюджетной политики в отношении сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В целях повышения эффективности расходов бюджета на социальную сферу по направлению «жилищно-коммунальное хозяйство» в Челябинской области необходимо обеспечить прирост объемов вводимого жилья.
В рамках проработки решения проблем социальной сферы было проанализировано состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства. Был сделан вывод о том, что обеспеченность населения Челябинской области жилыми помещениями - комплексная задача, которая решается с участием как органов власти, так и с привлечением организаций финансового сектора - прежде всего, банковской сферы - посредством их участия в программах, предусматривающих софинансирование процентной ставки по ипотеке.
Для того, что бы обеспечить достижение показателя эффективности по направлению «жилищно-коммунальное хозяйство» в сложившихся условиях роста численности населения Челябинской области и объемов финансирования сферы, необходимо обеспечить увеличение жилищного фонда в прогнозном периоде до 92,7 млн. кв. м. Достижение указанных объемов жилищного фонда позволят достичь желаемого значения показателя целевого индикатора сферы «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» в 26,7 кв. м.
В этой связи органам государственной власти Челябинской области целесообразно реализовать комплекс мер по направлениям:
- принятие и утверждение проекта государственной программы Челябинской области «Развитие на территории Челябинской области рынка арендного (наемного) жилья, в том числе создание жилищного фонда социального использования» (будет способствовать вводу 80,2 тыс. кв. м. жилья);
- продолжение реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, снос ветхого и аварийного жилья (будет способствовать вводу 90,0 тыс. кв. м. жилья);
- разработка проекта поддержки индивидуального строительства жилья;
- развитие программ софинансирования ставок по ипотечному жилищному кредитованию.
Первые два из указанных направлений реализуются за счет средств бюджета и позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в размере 170,2 тыс. кв. м. Остальные - с привлечением бюджетных ассигнований.
С учетом того, что средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов, построенных в 2016 году, составила 30846 рублей, на реализацию первых двух мер потребуется бюджетное финансирование в размере 5 242,2 млн. рублей.
Эффектом реализации указанных мер будет достижение значения Итогового показателя эффективности на уровне 100%.





