Государственное регулирование трудовой занятости населения
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 11
1.1 Трудовая занятость населения: сущность и содержание ключевых
понятий 11
1.2 Управление занятостью и государственная политика занятости 19
1.3 Методологические подходы к оценке государственного регулирования
трудовой занятости населения через территориальные центры занятости 34
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ЧЕЛЯБИНСК 41
2.1 Характеристика рынка труда г. Челябинска 41
2.2 Организация и направления государственного регулирования трудовой
занятости населения г. Челябинска 48
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ЧЕЛЯБИНСК 68
3.1 Рекомендации в части развития активной политики занятости населения 68
3.2 Оценка эффекта предложенных мер 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 11
1.1 Трудовая занятость населения: сущность и содержание ключевых
понятий 11
1.2 Управление занятостью и государственная политика занятости 19
1.3 Методологические подходы к оценке государственного регулирования
трудовой занятости населения через территориальные центры занятости 34
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ЧЕЛЯБИНСК 41
2.1 Характеристика рынка труда г. Челябинска 41
2.2 Организация и направления государственного регулирования трудовой
занятости населения г. Челябинска 48
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ЧЕЛЯБИНСК 68
3.1 Рекомендации в части развития активной политики занятости населения 68
3.2 Оценка эффекта предложенных мер 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Проблема государственного регулирования трудовой занятости населения является актуальной, поскольку трудовая занятость тесно связана с целым рядом экономических и социальных аспектов жизнедеятельности общества.
Одним из важных факторов, обеспечивающих формирование социально ориентированной рыночной экономики в России, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для решения данной задачи требуется формирование цивилизованного рынка труда, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных и правовых услуг. Несоответствие спроса и предложения такого специфического товара как рабочая сила на рынке труда, особенно в условиях развивающейся, нестабильной экономики России, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов работодателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности и умения на рынке труда. В этой связи повышается роль анализа и прогнозирования рынка труда, без которых невозможна разработка эффективных мер по управлению рынком труда.
В работе исследуется проблема государственного регулирования трудовой занятости населения на примере работы ОКУ ЦЗН г. Челябинска по управлению сложившейся ситуации на региональном рынке труда. Анализ публикаций по данной проблеме отражает неоднозначное мнение экспертов в оценке роли органов государственной службы занятости населения в регулировании рынка труда. Многие специалисты утверждают, что на сегодняшний момент в России отсутствует действенный эффективный механизм государственного
регулирования рынка труда и, кроме того, постепенно разрушается единственный институт - система органов занятости населения - который на протяжении более чем 20 лет, обеспечивал реализацию государственной политики в сфере занятости и оказывал на рынок труда реальное воздействие. Вместе с тем, кризис 2008 года и последующие экономические события, явившиеся причиной резкого ухудшения ситуации на рынке труда, показал, что органы службы занятости могут оказывать серьезное регулирующее воздействие на рынок и эффективно управлять им.
Цель работы заключалась в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования трудовой занятости населениядляОКУ ЦЗН г. Челябинска.
В рамках работы для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения;
- составлен алгоритм оценки государственного регулирования рынка труда;
- проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска;
- проанализирована и дана оценка практической деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по стабилизации ситуации на региональном рынке труда и произведена оценка эффективности финансирования мероприятий в области государственного регулирования занятости населения;
- разработанырекомендации по совершенствованию управления трудовой занятостью населениядляОКУ ЦЗН г. Челябинска и дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
Объектом исследования в рамках работы выступилатрудовая занятость населения.
Предмет исследования - государственное регулирование трудовой занятости населения, в частности рассмотрена деятельность ОКУ ЦЗН г. Челябинска, как основного института, призванного осуществлять государственное задание по регулированию трудовой занятости населения на региональном рынке труда.
Информационной базой исследования выступили научные публикации, монографии отечественных авторов по проблеме анализа рынка труда, трудовой занятости населения, материалы, государственные задания и отчётность ОКУ ЦЗН г. Челябинска за период 2014-2016 годы.
При выполнении работы были использованы методы теоретического, эмпирического и статистического анализа, синтеза, дедукции, индукции и другие общенаучные и специальные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Указана информационная база и методология исследования, структура работы.
В первой главе представлены результаты изучения теоретических аспектов механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения, представлен разработанный алгоритм оценки государственного регулирования трудовой занятости населения.
Во второй главе представлены результаты анализа текущего состояния рынка труда г. Челябинска и практических аспектов деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по регулированию регионального рынка труда и трудовой занятости населения.
В третьей главе представлены разработанные рекомендации по совершенствованию управления региональным рынком труда дляОКУ ЦЗН г. Челябинска, сформулированные на основе результатов проведённого анализа.
В заключении представлены ключевые выводы по результатам проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа представлена на 93 страницах текста. В работе содержится 7 таблиц, 35 рисунков, в списке использованных источников представлено 50 наименований.
Одним из важных факторов, обеспечивающих формирование социально ориентированной рыночной экономики в России, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для решения данной задачи требуется формирование цивилизованного рынка труда, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных и правовых услуг. Несоответствие спроса и предложения такого специфического товара как рабочая сила на рынке труда, особенно в условиях развивающейся, нестабильной экономики России, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов работодателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности и умения на рынке труда. В этой связи повышается роль анализа и прогнозирования рынка труда, без которых невозможна разработка эффективных мер по управлению рынком труда.
В работе исследуется проблема государственного регулирования трудовой занятости населения на примере работы ОКУ ЦЗН г. Челябинска по управлению сложившейся ситуации на региональном рынке труда. Анализ публикаций по данной проблеме отражает неоднозначное мнение экспертов в оценке роли органов государственной службы занятости населения в регулировании рынка труда. Многие специалисты утверждают, что на сегодняшний момент в России отсутствует действенный эффективный механизм государственного
регулирования рынка труда и, кроме того, постепенно разрушается единственный институт - система органов занятости населения - который на протяжении более чем 20 лет, обеспечивал реализацию государственной политики в сфере занятости и оказывал на рынок труда реальное воздействие. Вместе с тем, кризис 2008 года и последующие экономические события, явившиеся причиной резкого ухудшения ситуации на рынке труда, показал, что органы службы занятости могут оказывать серьезное регулирующее воздействие на рынок и эффективно управлять им.
Цель работы заключалась в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования трудовой занятости населениядляОКУ ЦЗН г. Челябинска.
В рамках работы для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения;
- составлен алгоритм оценки государственного регулирования рынка труда;
- проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска;
- проанализирована и дана оценка практической деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по стабилизации ситуации на региональном рынке труда и произведена оценка эффективности финансирования мероприятий в области государственного регулирования занятости населения;
- разработанырекомендации по совершенствованию управления трудовой занятостью населениядляОКУ ЦЗН г. Челябинска и дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
Объектом исследования в рамках работы выступилатрудовая занятость населения.
Предмет исследования - государственное регулирование трудовой занятости населения, в частности рассмотрена деятельность ОКУ ЦЗН г. Челябинска, как основного института, призванного осуществлять государственное задание по регулированию трудовой занятости населения на региональном рынке труда.
Информационной базой исследования выступили научные публикации, монографии отечественных авторов по проблеме анализа рынка труда, трудовой занятости населения, материалы, государственные задания и отчётность ОКУ ЦЗН г. Челябинска за период 2014-2016 годы.
При выполнении работы были использованы методы теоретического, эмпирического и статистического анализа, синтеза, дедукции, индукции и другие общенаучные и специальные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Указана информационная база и методология исследования, структура работы.
В первой главе представлены результаты изучения теоретических аспектов механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения, представлен разработанный алгоритм оценки государственного регулирования трудовой занятости населения.
Во второй главе представлены результаты анализа текущего состояния рынка труда г. Челябинска и практических аспектов деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по регулированию регионального рынка труда и трудовой занятости населения.
В третьей главе представлены разработанные рекомендации по совершенствованию управления региональным рынком труда дляОКУ ЦЗН г. Челябинска, сформулированные на основе результатов проведённого анализа.
В заключении представлены ключевые выводы по результатам проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа представлена на 93 страницах текста. В работе содержится 7 таблиц, 35 рисунков, в списке использованных источников представлено 50 наименований.
В результате проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования трудовой занятости населения для ОКУ ЦЗН г. Челябинска.
В ходе выполнения работы для достижения поставленной цели были изучены теоретические вопросы организации, функционирования и регулирования рынка труда; проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска; проанализирована и дана оценка практической деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по стабилизации ситуации на региональном рынке труда, а также эффективности финансирования мероприятий в области регулирования занятости населения; выделены основные проблемы рынка труда г. Челябинска; разработан проект по совершенствованию управления рынком труда для ОКУ ЦЗН г. Челябинска; дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие ключевые выводы.
ОКУ ЦЗН г. Челябинска выполняет целый ряд важных функций, связанных с оказанием содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников в г. Челябинске. Функции ОКУ ЦЗН г. Челябинска реализует в виде государственных услуг при установленных показателях объема и качества их предоставления. Анализ показал, что не все из числа востребованных со стороны, прежде всего, населения, услуг, реализуются силами ОКУ ЦЗН г. Челябинска эффективно и в установленных объёмах. В частности, востребованы, но слабо реализуются программы по:
- направлению безработных граждан для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности;
- содействию самозанятости безработных граждан.
Вместе с тем, указанные направления являются элементами активной политики занятости и действенного воздействия на процессы регулирования рынка труда в муниципальном образовании, поскольку первое из них позволяет обеспечить более качественное предложение на рынке труда востребованных профессий, а второе — стимулирует создание рабочих мест и обеспечивает кумулятивный эффект развития экономики муниципального образования.
В целом проведённый анализ позволил разработать целый ряд рекомендаций как общих, так и для г. Челябинска. В числе рекомендаций, позволяющих улучшить ситуацию на рынке труда муниципального района, было предложено:
- развитие направления «Организация проведения оплачиваемых общественных работ»;
- развитие направления «Организация временного трудоустройства»;
- развитие программ обучения безработных граждан;
- развитие самозанятости.
Развитие самозанятости в числе предложенных к развитию направлений деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска является самым перспективным. Перспективность данного направления обусловлена двумя факторами:
- наметившейся тенденцией диверсификации экономики г. Челябинска и уход муниципального образования от узкой специализации на горнодобывающей промышленности;
- высокой востребованностью данной услуги со стороны незанятого населения муниципального образования.
В пользу перспективности развития данного направления свидетельствует также мировая и отечественная практика регулирования рынка труда и обеспечения устойчивого экономического развития территории. Малый бизнес, несмотря на свои небольшие размеры, оказывает положительное воздействие как на экономику территории.
В ходе проработки проекта был разработан организационный план его реализации, а также определён размер затрат. Требуемые затраты на реализацию проекта составляют 8 млн рублей бюджетных средств.
Реализация проекта развития самозанятости в г. Челябинске приведёт к ряду социальных и экономических эффектов. В частности, в результате развития самозанятости незанятого населения в г. Челябинске:
- увеличится число занятого населения, трудоустроенного на предприятиях малого и среднего бизнеса до 213,7 тыс. человек (+61,9 тыс. человек или +40,8% к уровню 2016 года);
- увеличится количество предприятий малого и среднего бизнеса до 27 693 единиц (+1 393 предприятия или +5,3% к уровню 2016 года);
- увеличится объём получаемой прибыли предприятиями малого и среднего бизнеса до 62 184,1 млн рублей (+5 376,1 млн рублей или +9,5%);
- увеличится объёмы уплаченных субъектами малого и среднего бизнеса налогов и сборов до 15 675,9 млн рублей (+1 473,9 млн рублей или +10,4%).
Учитывая требуемые бюджетные затраты на реализацию проекта в размере 11,76 млн рублей и ожидаемый прирост поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней на сумму 1 473,9 млн рублей, проект следует считать экономически целесообразным.
В ходе выполнения работы для достижения поставленной цели были изучены теоретические вопросы организации, функционирования и регулирования рынка труда; проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска; проанализирована и дана оценка практической деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска по стабилизации ситуации на региональном рынке труда, а также эффективности финансирования мероприятий в области регулирования занятости населения; выделены основные проблемы рынка труда г. Челябинска; разработан проект по совершенствованию управления рынком труда для ОКУ ЦЗН г. Челябинска; дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие ключевые выводы.
ОКУ ЦЗН г. Челябинска выполняет целый ряд важных функций, связанных с оказанием содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников в г. Челябинске. Функции ОКУ ЦЗН г. Челябинска реализует в виде государственных услуг при установленных показателях объема и качества их предоставления. Анализ показал, что не все из числа востребованных со стороны, прежде всего, населения, услуг, реализуются силами ОКУ ЦЗН г. Челябинска эффективно и в установленных объёмах. В частности, востребованы, но слабо реализуются программы по:
- направлению безработных граждан для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности;
- содействию самозанятости безработных граждан.
Вместе с тем, указанные направления являются элементами активной политики занятости и действенного воздействия на процессы регулирования рынка труда в муниципальном образовании, поскольку первое из них позволяет обеспечить более качественное предложение на рынке труда востребованных профессий, а второе — стимулирует создание рабочих мест и обеспечивает кумулятивный эффект развития экономики муниципального образования.
В целом проведённый анализ позволил разработать целый ряд рекомендаций как общих, так и для г. Челябинска. В числе рекомендаций, позволяющих улучшить ситуацию на рынке труда муниципального района, было предложено:
- развитие направления «Организация проведения оплачиваемых общественных работ»;
- развитие направления «Организация временного трудоустройства»;
- развитие программ обучения безработных граждан;
- развитие самозанятости.
Развитие самозанятости в числе предложенных к развитию направлений деятельности ОКУ ЦЗН г. Челябинска является самым перспективным. Перспективность данного направления обусловлена двумя факторами:
- наметившейся тенденцией диверсификации экономики г. Челябинска и уход муниципального образования от узкой специализации на горнодобывающей промышленности;
- высокой востребованностью данной услуги со стороны незанятого населения муниципального образования.
В пользу перспективности развития данного направления свидетельствует также мировая и отечественная практика регулирования рынка труда и обеспечения устойчивого экономического развития территории. Малый бизнес, несмотря на свои небольшие размеры, оказывает положительное воздействие как на экономику территории.
В ходе проработки проекта был разработан организационный план его реализации, а также определён размер затрат. Требуемые затраты на реализацию проекта составляют 8 млн рублей бюджетных средств.
Реализация проекта развития самозанятости в г. Челябинске приведёт к ряду социальных и экономических эффектов. В частности, в результате развития самозанятости незанятого населения в г. Челябинске:
- увеличится число занятого населения, трудоустроенного на предприятиях малого и среднего бизнеса до 213,7 тыс. человек (+61,9 тыс. человек или +40,8% к уровню 2016 года);
- увеличится количество предприятий малого и среднего бизнеса до 27 693 единиц (+1 393 предприятия или +5,3% к уровню 2016 года);
- увеличится объём получаемой прибыли предприятиями малого и среднего бизнеса до 62 184,1 млн рублей (+5 376,1 млн рублей или +9,5%);
- увеличится объёмы уплаченных субъектами малого и среднего бизнеса налогов и сборов до 15 675,9 млн рублей (+1 473,9 млн рублей или +10,4%).
Учитывая требуемые бюджетные затраты на реализацию проекта в размере 11,76 млн рублей и ожидаемый прирост поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней на сумму 1 473,9 млн рублей, проект следует считать экономически целесообразным.





