ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
|
Введение 3
1. Современное состояние научно-методических исследований подготовки
высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции 7
1.1 Современные методические подходы подготовки бегунов
на короткие дистанции 7
1.2 Основные направления тренировочных занятий, средства и методы
подготовки спортсменов в беге на короткие дистанции 16
1.3 Индивидуализированное управление в системе
спортивной подготовки 27
2 Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 36
3 Теоретическое обоснование экспериментальной методики, ее разработка
и опытная проверка в педагогическом эксперименте 38
3.1 Теоретическое обоснование экспериментальной методики 38
3.2 Результаты педагогического эксперимента и их анализ 44
Заключение 50
Практические рекомендации 52
Список использованных источников 55
Приложения А-В 61
1. Современное состояние научно-методических исследований подготовки
высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции 7
1.1 Современные методические подходы подготовки бегунов
на короткие дистанции 7
1.2 Основные направления тренировочных занятий, средства и методы
подготовки спортсменов в беге на короткие дистанции 16
1.3 Индивидуализированное управление в системе
спортивной подготовки 27
2 Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 36
3 Теоретическое обоснование экспериментальной методики, ее разработка
и опытная проверка в педагогическом эксперименте 38
3.1 Теоретическое обоснование экспериментальной методики 38
3.2 Результаты педагогического эксперимента и их анализ 44
Заключение 50
Практические рекомендации 52
Список использованных источников 55
Приложения А-В 61
Актуальность. В последние годы потребность поиска свежих способов решения задач в теории и методике спортивной тренировки в значимой степени обуславливается постоянно растущими требованиями к уровню подготовленности спортсменов высокой квалификации, большими объемами тренировочных и соревновательных нагрузок и нарастющей борьбой с использованием валеологически неприемлемых методов увеличения уровня спортивной работоспособности.
Современные способы подготовки спортсменов высокой квалификации, базирующаяся на общих принципах адаптации организма к нагрузкам, исчерпывает свои ресурсы. Об этом говорит факт стабилизации объемов тренировочных нагрузок в большинстве видов спорта и постановка вопроса поиска адекватных индивидуализированных нагрузок, которые будут адекватны по отношению к возможностям организма спортсменов и дающих наибольший тренировочный эффект или его усиление путем применения допингов, игнорирующих научное обеспечение.
Становится очевидным, что пути дальнейшего роста спортивных результатов должны обеспечиваться путем перевода традиционной общепедагогической системы спортивной тренировки в русло индивидуализированной подготовки конкретного спортсмена. Ведь каждый человек, имея уникальную генетическую структуру, обладает единственным в своем роде способом реагирования на социальные и физические воздействия, предопределяющим "норму" реакции на адекватные ему влияния [9]. Впрочем осуществление персонального подхода и в спорте и в образовании станет реальностью лишь тогда, когда преподаватели данных предметных областей - в силу внутреннего убеждения, основанного на системе познаний, станут трудиться не с объектом или субъектом изучения и тренировки, а с индивидуальностью.
Это связано с тем, что варианты поведения последней могут быть весьма универсальны, т.е. даже максимальная унификация критериев жизни (в том числе обучения и тренировки) не «размывает» индивидуальность, поскольку изменить в ней возможно лишь ситуативные внутрииндивидуальные особенности выполнения деятельности.
Одним из самых многообещающих направлений исследований индивидуализации учебно-тренировочного процесса признается поиск условий, приводящих к формированию стиля деятельности, который обуславливается типологическими особенностями в соответствии с требованиями деятельности.
Причем формирование спортивных стилей является лишь одним из путей повышения эффективности соревновательной деятельности, так как при невысокой исходной выраженности требуемой системы способностей (одаренности) существенных сдвигов в ее развитии не наблюдается и дефицит способностей не компенсируется никаким стилем деятельности.
Наиболее остро эта проблема относится к видам спорта скоростно-силовой направленности (спринта, прыжков, единоборств и др.), которые предъявляют высокие запросы к реактивности нервной системы, от которой в значимой степени в итоге зависит спортивный результат.
Эффективность системы спортивной подготовки зависит от увеличения эффективности каждой из сторон тренировочного процесса и значимой степени их взаимной связи. Многие из тренеров России полагают, что техника спринтерского бега индивидуальна и, зависит от определенных индивидуальных возможностей спортсмена. Кроме того, техника спринтерского бега находится в зависимости от уровня скоростно- силовых и скоростных способностей, которых достигает спринтер.
Эффективность в улучшении спортивного мастерства спортсменов в беге на короткие дистанции существенно определяется степенью управления процессом тренировки [9].
Главным направлением технологических решений подготовки высококвалифицированных спортсменов специалисты считают индивидуализацию их подготовки. В выстраивании и практической реализации программ подготовки спортсменов должна быть прерогатива получения индивидуально запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов, а не стремление к выполнению запредельных (в основном нацеленных на максимум) параметров задаваемых нагрузок, что во многом характерно для сегодняшнего дня. Впрочем, индивидуализацию в спорте нередко трактуют как тренировку, осуществляемую с учетом отдельных данных спортсмена - морфологических, функциональных, психических и др.
При этом наиболее полно определено, что необходимо учитывать при индивидуализации подготовки, и значительно хуже стоит положение, как это осуществить.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции на основе двигательных особенностей, кинематических характеристик бега.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования - методика индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенная методика индивидуализации подготовки спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, основанная на кинематических характеристиках бега позволит повысить уровень спортивного результата на соревновательной дистанции.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние по данной проблеме.
2. Теоретически обосновать и разработать методику индивидуализации подготовки легкоатлетов-спринтеров, основанную на учете их индивидуальных особенностей.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
В ходе исследования были применены следующие методы:
- анализ и обобщение научной и научно-методической литературы
- педагогическое наблюдение
- педагогический эксперимент
- контрольные испытания;
- методы математической статистики;
Научная новизна исследования заключается в разработанной методике определения индивидуальных характеристик соревновательной деятельности спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, как основного критерия, определяющего и обеспечивающего учет и реализацию их индивидуальных возможностей в достижении высоких спортивных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в использовании в методике индивидуализации максимальной ориентации на индивидуальные особенности спринтеров, и подборе тренирующих воздействий, наиболее полно соответствующих их индивидуальным особенностям с моделированием характеристик соревновательной и тренировочной деятельности.
Практическая значимость исследования выражается в том, что использование положений и выводов магистерской диссертации непосредственно в тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, содействует увеличению их спортивных достижений без ущерба здоровью, а также сохранению спортивного долголетия.
Структура работы. Работа включает 63 страницы текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений.
Современные способы подготовки спортсменов высокой квалификации, базирующаяся на общих принципах адаптации организма к нагрузкам, исчерпывает свои ресурсы. Об этом говорит факт стабилизации объемов тренировочных нагрузок в большинстве видов спорта и постановка вопроса поиска адекватных индивидуализированных нагрузок, которые будут адекватны по отношению к возможностям организма спортсменов и дающих наибольший тренировочный эффект или его усиление путем применения допингов, игнорирующих научное обеспечение.
Становится очевидным, что пути дальнейшего роста спортивных результатов должны обеспечиваться путем перевода традиционной общепедагогической системы спортивной тренировки в русло индивидуализированной подготовки конкретного спортсмена. Ведь каждый человек, имея уникальную генетическую структуру, обладает единственным в своем роде способом реагирования на социальные и физические воздействия, предопределяющим "норму" реакции на адекватные ему влияния [9]. Впрочем осуществление персонального подхода и в спорте и в образовании станет реальностью лишь тогда, когда преподаватели данных предметных областей - в силу внутреннего убеждения, основанного на системе познаний, станут трудиться не с объектом или субъектом изучения и тренировки, а с индивидуальностью.
Это связано с тем, что варианты поведения последней могут быть весьма универсальны, т.е. даже максимальная унификация критериев жизни (в том числе обучения и тренировки) не «размывает» индивидуальность, поскольку изменить в ней возможно лишь ситуативные внутрииндивидуальные особенности выполнения деятельности.
Одним из самых многообещающих направлений исследований индивидуализации учебно-тренировочного процесса признается поиск условий, приводящих к формированию стиля деятельности, который обуславливается типологическими особенностями в соответствии с требованиями деятельности.
Причем формирование спортивных стилей является лишь одним из путей повышения эффективности соревновательной деятельности, так как при невысокой исходной выраженности требуемой системы способностей (одаренности) существенных сдвигов в ее развитии не наблюдается и дефицит способностей не компенсируется никаким стилем деятельности.
Наиболее остро эта проблема относится к видам спорта скоростно-силовой направленности (спринта, прыжков, единоборств и др.), которые предъявляют высокие запросы к реактивности нервной системы, от которой в значимой степени в итоге зависит спортивный результат.
Эффективность системы спортивной подготовки зависит от увеличения эффективности каждой из сторон тренировочного процесса и значимой степени их взаимной связи. Многие из тренеров России полагают, что техника спринтерского бега индивидуальна и, зависит от определенных индивидуальных возможностей спортсмена. Кроме того, техника спринтерского бега находится в зависимости от уровня скоростно- силовых и скоростных способностей, которых достигает спринтер.
Эффективность в улучшении спортивного мастерства спортсменов в беге на короткие дистанции существенно определяется степенью управления процессом тренировки [9].
Главным направлением технологических решений подготовки высококвалифицированных спортсменов специалисты считают индивидуализацию их подготовки. В выстраивании и практической реализации программ подготовки спортсменов должна быть прерогатива получения индивидуально запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов, а не стремление к выполнению запредельных (в основном нацеленных на максимум) параметров задаваемых нагрузок, что во многом характерно для сегодняшнего дня. Впрочем, индивидуализацию в спорте нередко трактуют как тренировку, осуществляемую с учетом отдельных данных спортсмена - морфологических, функциональных, психических и др.
При этом наиболее полно определено, что необходимо учитывать при индивидуализации подготовки, и значительно хуже стоит положение, как это осуществить.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции на основе двигательных особенностей, кинематических характеристик бега.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования - методика индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенная методика индивидуализации подготовки спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, основанная на кинематических характеристиках бега позволит повысить уровень спортивного результата на соревновательной дистанции.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние по данной проблеме.
2. Теоретически обосновать и разработать методику индивидуализации подготовки легкоатлетов-спринтеров, основанную на учете их индивидуальных особенностей.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции.
В ходе исследования были применены следующие методы:
- анализ и обобщение научной и научно-методической литературы
- педагогическое наблюдение
- педагогический эксперимент
- контрольные испытания;
- методы математической статистики;
Научная новизна исследования заключается в разработанной методике определения индивидуальных характеристик соревновательной деятельности спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, как основного критерия, определяющего и обеспечивающего учет и реализацию их индивидуальных возможностей в достижении высоких спортивных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в использовании в методике индивидуализации максимальной ориентации на индивидуальные особенности спринтеров, и подборе тренирующих воздействий, наиболее полно соответствующих их индивидуальным особенностям с моделированием характеристик соревновательной и тренировочной деятельности.
Практическая значимость исследования выражается в том, что использование положений и выводов магистерской диссертации непосредственно в тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, содействует увеличению их спортивных достижений без ущерба здоровью, а также сохранению спортивного долголетия.
Структура работы. Работа включает 63 страницы текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений.
1. Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время концептуальные положения подготовки спортсменов высокой квалификации недостаточно используют специфику разнообразных тренирующих воздействий применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, что служит препятствием на пути результативного выстраивания тренировочного процесса спринтеров высокой квалификации.
2. Теоретически обоснована методика индивидуализации высококвалифицированных спортсменов-спринтеров на основе кинематических характеристик бега, в которой использовались средства и методы направленные на увеличение частоты и длины шагов, на конкретных участках соревновательной дистанции с моделированием соревновательной структуры в спринте. Разработана практическая методика совершенствования тренировочного процесса спринтеров, описаны специальные упражнения для совершенствования базовых технических элементов спринта, длины шагов на различных отрезках дистанции и их частоты.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика индивидуализации подготовки
высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции, является эффективной, результаты спортсменов в беге на 100 метров улучшились у всех испытуемых, с достоверностью на уровне 95%. Проведен корреляционный анализ взаимосвязей основных кинематических характеристик и спортивного результата в беге на 100 м.
2. Теоретически обоснована методика индивидуализации высококвалифицированных спортсменов-спринтеров на основе кинематических характеристик бега, в которой использовались средства и методы направленные на увеличение частоты и длины шагов, на конкретных участках соревновательной дистанции с моделированием соревновательной структуры в спринте. Разработана практическая методика совершенствования тренировочного процесса спринтеров, описаны специальные упражнения для совершенствования базовых технических элементов спринта, длины шагов на различных отрезках дистанции и их частоты.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика индивидуализации подготовки
высококвалифицированных спортсменов в беге на короткие дистанции, является эффективной, результаты спортсменов в беге на 100 метров улучшились у всех испытуемых, с достоверностью на уровне 95%. Проведен корреляционный анализ взаимосвязей основных кинематических характеристик и спортивного результата в беге на 100 м.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАРТОВОЙ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В
ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА 400 МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ У ДЕВУШЕК 15-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ 15 - 16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика развития скоростно-силовых способностей у спортсменов-
ориентировщиков 15-16 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



