Введение 3
1 Теоретические основы для оценивания качества профессиональной
деятельности педагога дошкольной организации, при реализации системы М. Монтессори 7
1.1 Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации,
при реализации системы Монтессори 7
1.2 Понятие «оценивание качества» в контексте учебно-воспитательного
процесса дошкольной организации, при реализации системы Монтессори 16
1.3 Влияние оценивания качества на профессиональную деятельность
педагога дошкольной организации 20
2 Опытно-экспериментальная работа по созданию и апробации инструмента для оценивания качества профессиональной деятельности педагога дошкольной
организации, при реализации системы М. Монтессори 23
2.1 Лист наблюдения за ребенком и карта профессиональной
деятельности педагога. Практическое применение 23
2.2 Итоги анкетирования родителей 32
2.3 Самоанализ Монтессори-педагога В. Исаевой 41
2.4 Итоги опытно-экспериментальной работы по созданию и апробации инструмента для оценивания качества профессиональной деятельности
педагога дошкольной организации, при реализации системы Монтессори 43
Заключение 46
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 60
Педагогическая деятельность - один из важнейших видов педагогической активности. Именно благодаря ей, человечество способно устойчиво развиваться в течение многих веков. Нынешний этап развития образования в России ставит перед мыслящим человеком ряд проблем и вопросов, обращенных к самой сути образования, организации учебной деятельности. Их решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, методистов, а так же без учета накопленного опыта российских и зарубежных коллег.
В 2003 г. Россия подписала Болонское соглашение, которое определило ее намерение стать участником единого образовательного пространства. В связи с этим представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании (ДО): с одной стороны - поиск новых критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре, с другой - сохранение и продолжение российских культурно-педагогических традиций.
Монтессори-педагогу важен взгляд на его деятельность со стороны, поддержка и помощь более опытных коллег, а также обратная связь с родителями (или лицами, их заменяющими) своих воспитанников.
За последние 20 лет в России значительно выросло количество групп, детских садов, развивающих центров, в которых педагоги и родители делают выбор в пользу педагогики Марии Монтессори. В Красноярске успешно работают по ее методике «BabyClub», «BambiniClub», «Знайка», детский сад комбинированного вида № 246, частный детский сад «Радость» и др. Думается, это связано с тем, что современная действительность требует внимания, прежде всего, к личности ребенка, требует развития его индивидуальности, что, так или иначе, соотносится с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Главный критерий оценки работы педагога - это результаты обучения, воспитания и развития его учеников. Для объективного оценивания необходим комплексный характер данной процедуры, то есть оценивание учредителем и заказчиком (родителем, или лицом, его заменяющим). Использование оценивания качества деятельности педагога позволяет объективно оценить деятельность по многим направлениям, а информирование педагога о его результатах является, на наш взгляд, хорошим стимулом для повышения своей квалификации.
Виды деятельности, которые подвергаются оцениванию качества профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, работающего по системе Монтессори, нигде не прописаны. Мы в своей работе опишем и дадим характеристику тем или иным компонентам, которые подвергаются оцениванию.
Это и является актуальностью нашей магистерской диссертации.
Указанные положения позволяют сформулировать противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности педагога с одной стороны, и отсутствием комплексной оценки профессиональной деятельности педагогов - с другой.
Из указанного противоречия можно зафиксировать проблему, которая заключается в необходимости разработки системы оценивания с использованием форм высказываний открытого типа, выбора вариантов суждений по отдельным моментам оценивания, который позволил бы произвести комплексное оценивание качества профессиональной деятельности педагога дошкольной организации, работающего по системе Монтессори.
Цель диссертации - оценить качество профессиональной деятельности педагога дошкольной организации при реализации системы М. Монтессори.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, работающего по системе Монтессори.
В своей работе мы придерживаемся гипотезы о том, что оценивание профессиональной деятельности педагога дошкольного образования при реализации системы М. Монтессори будет комплексным, если:
а) Оценке подвергаются основные виды деятельности педагога в среде Монтессори;
б) Разработаны карты оценивания качества профессиональной
деятельности педагога дошкольной организации, работающего по системе М. Монтессори, имеющие разную направленность: самооценка и внешнее оценивание.
в) Проведен сравнительный анализ самооценки и внешней оценки.
В соответствии с целью и гипотезой предстоит решить ряд следующих задач:
1. Выполнить логико-предметный анализ литературы по данной теме.
2. Определить, какие виды профессиональной деятельности Монтессори- педагога будут подвергаться оцениванию.
3. Разработать карты оценивания профессиональной деятельности педагога дошкольного образования системы М. Монтессори.
4. Разработать вопросы и провести анкетирование (сбор данных) и интервьюирование родителей с целью выявления недостатков в работе педагога и их дальнейшего устранения.
5. Проанализировать степень влияния объективных (карта) и субъективных (родители) факторов на качество профессиональной деятельности педагога дошкольного образования системы М. Монтессори.
Методологическую и теоретическую основы данной диссертации составляют:
- работы основательницы метода М. Монтессори и ее последователей (Фаусек Ю.И., Хилтунен Е.А., Сумнительный К.Е. и др.)
- исследования по педагогике, в том числе и по Монтессори-педагогике (Зимняя И.А., Жукова О.Г., Бим-Бад Б.М., Дьяченко И.И., Сумнительный К.Е., Хилтунен Е.А. , Молоканова Е.А., Березовская Т.Ю., Петрова Н.Б., Кемниц С., Амонишвили Ш.А. и др.);
- последние разработки в области образования (в частности, Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Проект Межрегиональной Монтессори-Ассоциации «Стандарт деятельности дошкольной организации, работающей по системе М. Монтессори);
- подходы в области гуманистической психологии (Роджерс К., Маслоу А.)
Научная новизна исследования заключается в том, что:
а) Определены критерии оценок деятельности Монтессори-педагога;
б) Разработаны и введены в практику карта профессиональной деятельности педагога, бланк анкетирования родителей (или лиц, их заменяющих);
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные материалы могут быть использованы в работе учреждений дошкольного образования, работающих по методике Монтессори.
Методы исследования: комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу; метод анализа продуктов деятельности, состоящий в изучении результатов педагогической деятельности отдельных воспитателей, работающих по системе Монтессори; метод открытого наблюдения за реальным образовательным процессом в дошкольных учреждениях, работающих по системе Монтессори в г. Красноярске; анкетирование; интервьюирование. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведенный теоретический анализ и исследование показали, что на данном этапе развития и функционирования системы М. Монтессори в России и за рубежом необходимо совершенствование системы оценивания качества профессиональной деятельности педагога дошкольной организации при реализации системы Монтессори для повышения качества деятельности педагогов, в частности, и работы ДО в целом.
1. На основе проведенного теоретического анализа по теме диссертации, изучения государственных образовательных стандартов, анализа деятельности Монтессори педагогов других городов Красноярского края, России, непосредственного общения с экспертами в области педагогики Монтессори обоснована необходимость выделения критериев оценивания качества профессиональной деятельности педагога Монтессори.
2. Доказана комплексность оценивания качества профессиональной деятельности педагога дошкольной организации, реализующей систему Монтессори. Проведен анализ изменений в профессиональной деятельности педагога с учетом разработанных методических документов (Лист наблюдения за ребенком, карта профессиональной деятельности). Проведена самооценка деятельности педагога Монтессори.
3. Разработаны и апробированы документы, отражающие состояние дел в группе: адаптацию, индивидуальную деятельность и развитие каждого ребенка, а также общие моменты образовательного процесса.
4. В ходе эксперимента была подтверждена эффективность работы, направленной на оценивание профессиональной деятельности педагога дошкольной организации, реализующей систему Монтессори, была разработана методика коррекции деятельности педагогов.
Результаты выполненной работы могут быть использованы педагогом- воспитателем в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
В развитие темы исследования можно предложить разработку инструментария по отслеживанию изменений в работе педагога Монтессори.
1. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш.А. Амонишвили. - Донецк, 2010
2. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш.А. Амонишвили. - М.: 1980. - 96 с.
3. Амонишвили, Ш. А. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать в себя море света / Ш.А. Амонишвили. - Донецк, 2009. - 54 с.
4. Бережнова, О. В. Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения // Оценка педагогической деятельности, опыта и достижений: рекомендательный список литературы / О. В. Бережнова // сост. Е. В. Шутько; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». - Екатеринбург, 2014. - 5 с.
5. Березовская, Т. Ю. Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори [Электронный ресурс] / Т. Ю. Березовская // - режим доступа: ps.1september.ru/2001/35/5-2.htm
6. Бим-Бад, Б. М. Антропологические обоснования теории и практики образования / Б. М. Бим-Бад // Педагогика. - 1994. - № 5. - с.3 - 10.
7. Блонский, П. П. о Марии Монтессори / П. П. Блонский // Дошкольное воспитание. Публ. С.Володина. - 1994. - №10. - С. 56 - 64
8. Богуславский, М.В. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори / М. В. Богуслаский, Г. Б. Корнетов . - Москва : Издат. Дом «Карапуз». - 2000. - 272 с.
9. Богуславский, М.В. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. - Москва : ММЦ, 1994. - 136 с.
10. Большая книга Монтессори : Система раннего развития, которая потрясла мир /под ред. Д. Орлова. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 185 с.
11. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. - Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
12. Детский сад по системе Монтессори: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.А Хилтунен.- Москва: Изд-во «Национальное образование», 2014. - 186с.
13. Дичковская, И. Н. Индивидуализация воспитания в педагогическом наследии Монтессори, дис. ...канд. пед. Наук : 13. 00. 01 / Дичковская Илона Николаевна. - Одесса, 1997. — 196 с.
14. Дьяченко, И. И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Мурманск, 2000. - 167 c.
15. Жукова, О. Г. Педагогика М. Монтессори в опыте современных педагогов / О. Г. Жукова // Методист. 2007. - №8. - С. 63-66
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. / И. А. Зимняя. - Москва: Издательская корпорация «Логос», - 2000. - 384 с.
17. Иванов, Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 1996. - 201 c.
18. Исаева, И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям [Электронный ресурс] / И. Исаева. - Москва . - 2015. - Режим доступа: http://www.businki74.ru/stati/84-montessori-podkhodit-vsem-detyam-no-ne-vsem-roditelyam.html.
19. Как помочь ребенку построить себя: (беседы о педагогике М. Монтессори) / ред. К. Е. Сумнительный. - Москва: Синее яблоко, 1999. - 63 с.
20. Как школа Монтессори решает социальные задачи общества / Е. Хилтунен // Пед. техника. - 2007. - № 3. - С. 30-34.
21. Кемниц С. Применение идей Монтессори и наблюдения развития маленьких детей / С. Кемниц // Дошкольное воспитание. 1914. - № 6. - с. 449 - 462.
22. Кларина, Л. М. Космическое воспитание в педагогической системе М. Монтессори / Л. М. Кларина; под ред. К. Е. Сумнительного ; Центр Монтессори. - Москва : Грааль, 2000. - 110 с.
23. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность и талант учителя./ Н.В. Кузьмина. - Л., 1985. - 32с.
24. Любина, Г. А. Работа с родителями в Монтессори-группе: из опыта работы / Г. А. Любина. - Москва, 1995. - 40 с.
25. Макаренко, А.С. О воспитании / А. С. Макаренко. - Москва : Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.
26. Мария Монтессори: система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошк. воспитание. - 2007. - № 2. - С. 110-114.
27. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. - Санкт- Петербург : Евразия, 1999. - 478с.
28. Молоканова, Е.А. Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогической технологии Марии Монтессори) : автореф. дис. на соискание степени магистра : 050400.68 / Молоканова Екатерина Анатольевна. - Москва, 2014. - 10с.
29. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - Москва : Детство-пресс, 2009. - 320 с.
30. Монтессори, М. Дети - другие / М. Монтессори - Москва: Карапуз, 2014. - 320 с.
31. Монтессори, М. Мой метод. Дом ребенка / М. Монтессори - Москва : Астрель, 2005 . - 317 с.
32. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - Москва : Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.
33. Монтессори-педагогика в практике детского сада / Новокузнец. ин-т повышения квалификации ; [авт.-сост. М. Н. Якимова]. - Новокузнецк : ИПК, 1999. - 91 с. : ил. - Библиогр.: с. 87-90
34. Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
35. Павлышева, С. Ю. Образовательная система Монтессори и культурные традиции: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.02.03 / С. Ю. Павлыщева. - Омск, 2000. - 181 c.
36. Педагогика Марии Монтессори : ст., дневники, рукописи / Ю. И. Фаусек ; [предисл. М. В. Крулехт]. - Москва : Генезис, 2007. - 366 с. : ил. - Библиогр.: с. 344-346. - [74.03 3354104 Ф 287]
37. Педагогика Марии Монтессори : учеб. пособие / ред. М. И. Богомолова. - Ульяновск : Вектор-С, 2008. - 147 с. - Библиогр.: с. 123¬124.
38. Петрова, Н. Б. Формирование профессиональной культуры педагога в реализации педагогической системы Марии Монтессори [Электронный ресурс] : Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2012». - Череповец : ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2013. - Режим доступа: http://www.crr53.ru/publications/scientific- articles/50-formirovanie-professionalnoj-kultury-pedagoga-v-realizatsii- pedagogicheskoj-sistemy-marii-montessori.html
39. Петровский, В. А. Личность в психологии. Парадигма субъективности: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Петровский. - Ростов на Дону : Феникс, 1996. - 509 с.
40. Пилюгина, Э. Г. Мария Мотессори: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / Э.Г. Пилюгина. - Москва, 1993. - Т. 1 : А-М. - С. 591-592.
41. Проект Межрегиональной Монтессори-Ассоциации «Стандарт деятельности дошкольной организации, работающей по системе М. Монтессори. - Санкт-Петербург, 2015. - 16 с.
42. Пьянкова, Л. О детских садах Монтессори / Л. Пьянкова // Дошкольное воспитание. - 1994. -№ 11.- с. 41-42.
43. Римович, К.Н. Предметно-развивающая среда ДОУ // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в свете внедрения ФГОС ДО: учеб. курс. - Москва, - 2013.
44. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс . - Москва: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
45. Руссо, Ж.-Ж. Сочинения / Ж.-Ж. Руссо. - Москва: Янтарный сказ,2001. - 416 с.
46. Седова, Л. Н., Толстолуцких, Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких // Москва : Высшее образование, 2006. - 208 с.
47. Сумнительный, К. Е. Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины ХХ века : монография / К. Е. Сумнительный; под научн. ред. члена - корреспондента РАО М.В. Богуславского. - Москва : АПК и ППРО, 2008. - 176 с.
48. Сумнительный, К. Е. Педагогическая система М. Монтессори в поле российского образования / К. Е. Сумнительный // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. -2002. - № 1. - С. 96-100.
49. Сумнительный, К. Е. Подготовка педагога для работы в группах М. Монтессори / К. Е. Сумнительный // Доп. образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 20-25.
50. Сорокова, М. Г. Развитие и применение идей М. Монтессори в современном мире / М. Г. Сорокова // Шк. технологии. - 2003. - № 6. - С. 74-83.
51. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1981. - 111 с.
52. Фаусек, Ю. И. Педагогика Марии Монтессори / Ю. И. Фаусек. - Москва : Генезис, 2007. - 368 с.
53. Федеральный Закон Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Москва, Кремль. - 2012. - 135 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ: федер. закон от 17.10.2013. № 1155. - Москва, Министерство образования и науки РФ.
- 2013. - 15 с.
55. Хилтунен, Е. А. Авторская программа «Воспитание и обучение в российском монтессори-детском саду и начальной школе» (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России» в учебно¬воспитательном комплексе № 1641 г. Москвы, 1993-2000 гг.) / Е. А. Хилтунен.
— Москва : Первое сентября, 2000.
56. Хилтунен Е. А. Признать право ребенка быть самим собой - легко. Гораздо труднее дать ему это право / Е. А. Хилтунен // Москва: Первое сентября. - 1998. - №15.
57. Montessori, M. Education for people / M. Montessori // Montessori- Padagogik heute. - Frankfurt a.M., Fischer. - 1992. - 160 p.
58. Esser, В. Montessori schools / В. Esser, Chr. Wilde. - Rowohlt. - 1991. - 190 p.
59. Oljvson, A. Cosmic education in the pedagogy of Maria Montessori / A. Oljyson. - 1996. - 19 p.
60. Seefeldt, C. Early childhood education / С. Seefeldt, N. Barbour. 3-d ed. - New York et al.. - 1994.
61. Raapke,H. - D. Montessori today: a modern pedagogy for family, Kindergarten and school / Hans-Dietrich Raapke. - Reinbek bei Hamburg. - 2001.