Проблемы правового регулирования и осуществления местного самоуправления в ХМАО-Югре
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие, задачи и структура местного самоуправления в РФ 8
1.2 Законодательные основы местного самоуправления в РФ 14
1.3 Общие принципы осуществления местного самоуправления как предмет
правового регулирования 24
2 АНАЛИЗ РОЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . 31
2.1 Основные проблемы правового регулирования и осуществления местного
самоуправления в РФ 31
2.2 Анализ проблем правового регулирования и осуществления местного
самоуправления в ХМАО - Югре 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение А. Специфичность положения органов местного самоуправления .. 66 Приложение Б. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующие местное самоуправление 67
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие, задачи и структура местного самоуправления в РФ 8
1.2 Законодательные основы местного самоуправления в РФ 14
1.3 Общие принципы осуществления местного самоуправления как предмет
правового регулирования 24
2 АНАЛИЗ РОЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . 31
2.1 Основные проблемы правового регулирования и осуществления местного
самоуправления в РФ 31
2.2 Анализ проблем правового регулирования и осуществления местного
самоуправления в ХМАО - Югре 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение А. Специфичность положения органов местного самоуправления .. 66 Приложение Б. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующие местное самоуправление 67
Актуальность темы обусловлена тем, что за период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление воспринималось в качестве государственного управления, которое было реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов, связанных с местным назначением.
Местное самоуправление и его самостоятельность закреплены Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.
Органами местной государственной власти назначались территориальные управления государственных органов исполнительной власти. Органами местного самоуправления назначались выборные представительные органы, а также выборные главы местных администраций.
Представительные органы краёв и областные и краевые администрации получали статус органов государственной власти. Федеративный договор между Российской Федерации, краями и областями положил этому начало.
Но в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления избирались только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.
Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.
Основными институтами местного самоуправления являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере регулирования и осуществления местного самоуправления в современных условиях, с учетом изменений в российском законодательстве.
Предметом исследования являются регулирующие деятельность органов местного самоуправления правовые нормы федерального, регионального и муниципального уровней, принципы и формы их взаимоотношений в России на современном этапе.
Цель работы состоит в изучении проблем правового регулирования и осуществления действующей системы органов местного самоуправления. Рассмотреть органы местного самоуправления именно как систему, показать взаимодействия органов между собой и определить их функции в системе.
Для достижения этой цели, были выделены следующие задачи:
- изучить понятие, задачи и структуру органов местного самоуправления;
- определить законодательные основы местного самоуправления;
- выявить основные проблемы правового регулирования и осуществления местного самоуправления в РФ;
- провести анализ проблем правового регулирования и осуществления местного самоуправления в ХМАО-Югре.
Теоретической основой исследования для работы послужили Конституция РФ и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комментарии экспертов к данному закону, а так же учебная литература и периодические издания.
Эмпирическую базу исследования образуют уставы муниципальных образований; регламенты, решения Советов; постановления и распоряжения глав администраций; планы, программы, инструкции, положения, иные акты органов местного самоуправления.
Методологическую основу исследования составляют метод системного анализа, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, индуктивный и дедуктивный методы исследования.
Структура данной работы включает в себя: теоретические основы местного самоуправления в Российской Федерации; понятие, задачи и структура местного самоуправления; законодательные основы местного самоуправления; общие принципы осуществления местного самоуправления как предмет правового регулирования; анализ роли законодательного регулирования в установлении правовых основ местного самоуправления; основные проблемы правового регулирования и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации; анализ проблем правового регулирования и осуществления местного самоуправления в ХМАО - Югре.
Местное самоуправление и его самостоятельность закреплены Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.
Органами местной государственной власти назначались территориальные управления государственных органов исполнительной власти. Органами местного самоуправления назначались выборные представительные органы, а также выборные главы местных администраций.
Представительные органы краёв и областные и краевые администрации получали статус органов государственной власти. Федеративный договор между Российской Федерации, краями и областями положил этому начало.
Но в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления избирались только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.
Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.
Основными институтами местного самоуправления являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере регулирования и осуществления местного самоуправления в современных условиях, с учетом изменений в российском законодательстве.
Предметом исследования являются регулирующие деятельность органов местного самоуправления правовые нормы федерального, регионального и муниципального уровней, принципы и формы их взаимоотношений в России на современном этапе.
Цель работы состоит в изучении проблем правового регулирования и осуществления действующей системы органов местного самоуправления. Рассмотреть органы местного самоуправления именно как систему, показать взаимодействия органов между собой и определить их функции в системе.
Для достижения этой цели, были выделены следующие задачи:
- изучить понятие, задачи и структуру органов местного самоуправления;
- определить законодательные основы местного самоуправления;
- выявить основные проблемы правового регулирования и осуществления местного самоуправления в РФ;
- провести анализ проблем правового регулирования и осуществления местного самоуправления в ХМАО-Югре.
Теоретической основой исследования для работы послужили Конституция РФ и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комментарии экспертов к данному закону, а так же учебная литература и периодические издания.
Эмпирическую базу исследования образуют уставы муниципальных образований; регламенты, решения Советов; постановления и распоряжения глав администраций; планы, программы, инструкции, положения, иные акты органов местного самоуправления.
Методологическую основу исследования составляют метод системного анализа, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, индуктивный и дедуктивный методы исследования.
Структура данной работы включает в себя: теоретические основы местного самоуправления в Российской Федерации; понятие, задачи и структура местного самоуправления; законодательные основы местного самоуправления; общие принципы осуществления местного самоуправления как предмет правового регулирования; анализ роли законодательного регулирования в установлении правовых основ местного самоуправления; основные проблемы правового регулирования и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации; анализ проблем правового регулирования и осуществления местного самоуправления в ХМАО - Югре.
Таким образом, можем увидеть, что на основе Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. выделил и определил структуру и функции органов местного самоуправления.
В данном законе, с одной стороны определяется система органов местного самоуправления, то есть выделяются обязательные органы, присутствующие в структуре, а также их полномочия и функции. С другой стороны, отражается свобода выбора за муниципальным образованием и его населением.
Тип организации структуры местного самоуправления зависит от следующих факторов:
1) численности населения муниципального образования,
2) от традиций (исторические, национальные, культурные);
3) от размеров, а также от географической особенности территории;
4) от сложности вопросов, которые решаются органами местного самоуправления;
5) От ситуаций в регионе (социальной, политической, экономической) и др.
Эффективность органов местного самоуправления в свою очередь зависит от правильного выбора структуры организации.
В Российской Федерации государственная власть едина и единственна, а Федеративное устройство государства, в свою очередь обусловливает наличие двух ее уровней и двух форм проявления:
- федеральную;
- региональную.
Дополняя и заменяя друг друга, эти формы «работают» путём образования единства всей системы государственной власти в Российской Федерации.
Тенденции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требуют нормативные материалы , которые накопились в сфере правового регулирования местного самоуправления.
Право законодательных органов субъектов РФ регламентировать вопросы местного самоуправления, которые не урегулированы федеральным законодательством, вытекает из Конституции РФ. Реализация данного права не должна зависеть от наличия отсылочных норм в Федеральном законе.
Образованная организация, связанная с народовластием на местном уровне переходит к полноценному законодательному урегулированию вопросов, осуществляющих муниципальную государственную власть. То, что роль законов в области муниципально-правовых отношений возрастает, не значит, что это должно привести к свёртыванию процессов демократизации власти на местном уровне.
Следует обратить внимание та то, что нужно заниматься развитием института местного самоуправления, на основе которого будут соблюдаться конституционные принципы.
Проблемным считается создание новых законодательных подходов к территориальному устройству местного значения. Для того, чтобы их спешно реализовать, нужно учитывать мнение населения соответствующих территорий. Нормативно правовые акты органов местного самоуправления являются одним из средств осуществления власти народа:
- издаются в ходе реализации функций местного самоуправления;
- направляются на установление общих правил поведения (норм права)
Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: в эффективном управлении делами муниципального образования и развитии демократических начал.
На федеральном и региональном уровнях законодатели устанавливают цели и задачи местного самоуправления в соответствии с объективными и субъективными предпосылками, конкретизируя границы нормотворчества муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование должно разработать и иметь аналитикоправовую программу прогнозирования, выявления и предотвращения внешних, внутренних и смешанных угроз муниципальной безопасности с учетом своей специфики.
Устав муниципального образования является главным нормативным регулятором организации участия населения в местных самоуправленческих отношениях. Построение эффективной модели местного самоуправления во многом зависит от четкой его регламентации в уставе муниципального образования.
В ходе выполнения данной работы были изучены вопросы о системе органов местного самоуправления. Органы МСУ были рассмотрены и проанализированы как элементы целостной структуры. Были рассмотрены полномочия, функции и особенности каждого обязательного органа местного самоуправления и иных органов тоже.
Таким образом, цель работы была достигнута, а поставленные в работе задачи были решены.
В данном законе, с одной стороны определяется система органов местного самоуправления, то есть выделяются обязательные органы, присутствующие в структуре, а также их полномочия и функции. С другой стороны, отражается свобода выбора за муниципальным образованием и его населением.
Тип организации структуры местного самоуправления зависит от следующих факторов:
1) численности населения муниципального образования,
2) от традиций (исторические, национальные, культурные);
3) от размеров, а также от географической особенности территории;
4) от сложности вопросов, которые решаются органами местного самоуправления;
5) От ситуаций в регионе (социальной, политической, экономической) и др.
Эффективность органов местного самоуправления в свою очередь зависит от правильного выбора структуры организации.
В Российской Федерации государственная власть едина и единственна, а Федеративное устройство государства, в свою очередь обусловливает наличие двух ее уровней и двух форм проявления:
- федеральную;
- региональную.
Дополняя и заменяя друг друга, эти формы «работают» путём образования единства всей системы государственной власти в Российской Федерации.
Тенденции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требуют нормативные материалы , которые накопились в сфере правового регулирования местного самоуправления.
Право законодательных органов субъектов РФ регламентировать вопросы местного самоуправления, которые не урегулированы федеральным законодательством, вытекает из Конституции РФ. Реализация данного права не должна зависеть от наличия отсылочных норм в Федеральном законе.
Образованная организация, связанная с народовластием на местном уровне переходит к полноценному законодательному урегулированию вопросов, осуществляющих муниципальную государственную власть. То, что роль законов в области муниципально-правовых отношений возрастает, не значит, что это должно привести к свёртыванию процессов демократизации власти на местном уровне.
Следует обратить внимание та то, что нужно заниматься развитием института местного самоуправления, на основе которого будут соблюдаться конституционные принципы.
Проблемным считается создание новых законодательных подходов к территориальному устройству местного значения. Для того, чтобы их спешно реализовать, нужно учитывать мнение населения соответствующих территорий. Нормативно правовые акты органов местного самоуправления являются одним из средств осуществления власти народа:
- издаются в ходе реализации функций местного самоуправления;
- направляются на установление общих правил поведения (норм права)
Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: в эффективном управлении делами муниципального образования и развитии демократических начал.
На федеральном и региональном уровнях законодатели устанавливают цели и задачи местного самоуправления в соответствии с объективными и субъективными предпосылками, конкретизируя границы нормотворчества муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование должно разработать и иметь аналитикоправовую программу прогнозирования, выявления и предотвращения внешних, внутренних и смешанных угроз муниципальной безопасности с учетом своей специфики.
Устав муниципального образования является главным нормативным регулятором организации участия населения в местных самоуправленческих отношениях. Построение эффективной модели местного самоуправления во многом зависит от четкой его регламентации в уставе муниципального образования.
В ходе выполнения данной работы были изучены вопросы о системе органов местного самоуправления. Органы МСУ были рассмотрены и проанализированы как элементы целостной структуры. Были рассмотрены полномочия, функции и особенности каждого обязательного органа местного самоуправления и иных органов тоже.
Таким образом, цель работы была достигнута, а поставленные в работе задачи были решены.





