Повышение конкурентоспособности общеобразовательной организации (на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова»)
|
Введение 3
1 Теоретические предпосылки проблемы повышения конкурентоспособности
общеобразовательной организации 7
1.1. Конкурентоспособность общеобразовательной организации как предмет
управленческого анализа 7
1.2. Особенности управления конкурентоспособностью
общеобразовательной организации 18
1.3. Оценка конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 29
2. Опытно — экспериментальная работа по повышению
конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 49
2.1. Разработка «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ
Гимназия № 11» 49
2.2. Вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной
организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности 59
2.3. Осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности ...67
Заключение
Список использованных источников
1 Теоретические предпосылки проблемы повышения конкурентоспособности
общеобразовательной организации 7
1.1. Конкурентоспособность общеобразовательной организации как предмет
управленческого анализа 7
1.2. Особенности управления конкурентоспособностью
общеобразовательной организации 18
1.3. Оценка конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 29
2. Опытно — экспериментальная работа по повышению
конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 49
2.1. Разработка «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ
Гимназия № 11» 49
2.2. Вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной
организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности 59
2.3. Осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности ...67
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. В условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции его развития появилась необходимость приведения общего образования в соответствие с новым социальным, политическим и экономическим статусом общественного и экономического устройства России. Задачи, связанные с обеспечением инновационного характера базового образования, модернизацией институтов образования как инструментов социального развития, созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, являются в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» приоритетными [20]. Их решение невозможно без разработки новой методологии управления образовательной организацией, основанной на управлении её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Проблема конкуренции в образовании тесно связана с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления образовательными организациями различных уровней. Рассматривая систему общего образования, следует отметить, что каждая школа, лицей или гимназия, оказывая комплекс образовательных услуг, выступает субъектом рыночных отношений, даже в том случае, если организация не оказывает услуги, стоимость которых возмещает заказчик (законный представитель) или потребитель. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом или бюджетами субъектов РФ образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг.
Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска общеобразовательными организациями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Таким образом, недостаточная разработанность механизмов управления конкурентоспособностью организаций и учреждений общего образования обусловила выбор темы настоящего исследования.
Вопросы управления конкурентоспособностью образовательных организаций достаточно хорошо разработаны в отношении высших учебных заведений, негосударственных образовательных учреждений (Б.С. Яхьяева, А.А., Загородняя). Рыночные инструменты в управленческой деятельности образовательными учреждениями исследуются в работах А.П. Панкрухина, И.А. Дониной, И.Ю. Жданкиной, С.Н. Андреева, А.С. Баталова, Д.А. Бончукова, М.А. Лукашенко, У.Г. Петровой, Э.Р. Рафиковой, Р.А. Фатхутдинова. Однако в отечественном научном сообществе отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности образовательной организации как в целом, так и для общеобразовательной организации в частности [10].
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающим вниманием общества к проблеме повышения конкурентоспособности государственных образовательных организаций и их неготовностью адаптироваться к условиям конкурентной среды международного и российского рынка образовательных услуг;
- наличием объективных нормативно-правовых условий в системе общего образования для повышения качества образовательных услуг и отсутствием механизмов их реализации в деятельности общеобразовательной организации;
- стремлением общеобразовательной организации к повышению её конкурентоспособности и недостаточностью разработанных управленческих и педагогических условий, способствующих реализации названного стремления.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Таким образом, цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем результативности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Объект исследования - конкурентоспособность общеобразовательной организации.
Предмет исследования - условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение конкурентоспособности общеобразовательной организации будет более результативным, если в процессе управления будут реализованы следующие условия:
- разработка программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов;
- вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности;
- осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- конкретизировать понятие конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- выявить особенности управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации;
- провести анализ конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11;
- выявить и теоретически обосновать условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- проверить опытно-экспериментальным путём результативность выявленных условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- разработать «Программу повышения конкурентоспособности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова».
База проведения исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 имени А. Н. Кулакова» (далее МАОУ Гимназия № 11).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ нормативно-правовых актов, литературы по менеджменту и педагогике, обобщение опыта по управлению конкурентоспособностью организации; эмпирические - анкетирование; формирующий эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Проблема конкуренции в образовании тесно связана с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления образовательными организациями различных уровней. Рассматривая систему общего образования, следует отметить, что каждая школа, лицей или гимназия, оказывая комплекс образовательных услуг, выступает субъектом рыночных отношений, даже в том случае, если организация не оказывает услуги, стоимость которых возмещает заказчик (законный представитель) или потребитель. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом или бюджетами субъектов РФ образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг.
Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска общеобразовательными организациями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Таким образом, недостаточная разработанность механизмов управления конкурентоспособностью организаций и учреждений общего образования обусловила выбор темы настоящего исследования.
Вопросы управления конкурентоспособностью образовательных организаций достаточно хорошо разработаны в отношении высших учебных заведений, негосударственных образовательных учреждений (Б.С. Яхьяева, А.А., Загородняя). Рыночные инструменты в управленческой деятельности образовательными учреждениями исследуются в работах А.П. Панкрухина, И.А. Дониной, И.Ю. Жданкиной, С.Н. Андреева, А.С. Баталова, Д.А. Бончукова, М.А. Лукашенко, У.Г. Петровой, Э.Р. Рафиковой, Р.А. Фатхутдинова. Однако в отечественном научном сообществе отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности образовательной организации как в целом, так и для общеобразовательной организации в частности [10].
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающим вниманием общества к проблеме повышения конкурентоспособности государственных образовательных организаций и их неготовностью адаптироваться к условиям конкурентной среды международного и российского рынка образовательных услуг;
- наличием объективных нормативно-правовых условий в системе общего образования для повышения качества образовательных услуг и отсутствием механизмов их реализации в деятельности общеобразовательной организации;
- стремлением общеобразовательной организации к повышению её конкурентоспособности и недостаточностью разработанных управленческих и педагогических условий, способствующих реализации названного стремления.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Таким образом, цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем результативности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Объект исследования - конкурентоспособность общеобразовательной организации.
Предмет исследования - условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение конкурентоспособности общеобразовательной организации будет более результативным, если в процессе управления будут реализованы следующие условия:
- разработка программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов;
- вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности;
- осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- конкретизировать понятие конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- выявить особенности управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации;
- провести анализ конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11;
- выявить и теоретически обосновать условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- проверить опытно-экспериментальным путём результативность выявленных условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- разработать «Программу повышения конкурентоспособности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова».
База проведения исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 имени А. Н. Кулакова» (далее МАОУ Гимназия № 11).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ нормативно-правовых актов, литературы по менеджменту и педагогике, обобщение опыта по управлению конкурентоспособностью организации; эмпирические - анкетирование; формирующий эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации позволило нам сделать следующие выводы.
Анализ психологической, педагогической литературы показал, что решение указанной проблемы исходит из общетеоретических представлений о феномене конкурентоспособности общеобразовательной организации, под которым в нашем исследовании мы понимаем обобщающий показатель результативности деятельности образовательной организации по оказанию качественных, востребованных на рынке образовательных услуг за счет оптимального управления социальными, организационными, экономическими ресурсами.
Конкурентоспособность общеобразовательной организации выражается в достижении эффектов: социального (связанного с изменением характера взаимодействия общеобразовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом); организационного (связанного с развитием и преобразованием организационной структуры общеобразовательной организации) и экономического (связанного с динамикой финансовых результатов деятельности общеобразовательной организации).
Основными особенностями управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации являются необходимость осуществления стратегического планирования деятельности с учетом маркетингового подхода, совершенствование организационной структуры общеобразовательной организации.
Условиями повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации считаем разработку программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов; вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы её разработки и реализации, осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность выявленных и реализованных в опытно-экспериментальной работе условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
В ходе выполнения исследования была разработана и апробирована «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11», направленная на реализацию приоритетных направлений деятельности общеобразовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.
Анализ психологической, педагогической литературы показал, что решение указанной проблемы исходит из общетеоретических представлений о феномене конкурентоспособности общеобразовательной организации, под которым в нашем исследовании мы понимаем обобщающий показатель результативности деятельности образовательной организации по оказанию качественных, востребованных на рынке образовательных услуг за счет оптимального управления социальными, организационными, экономическими ресурсами.
Конкурентоспособность общеобразовательной организации выражается в достижении эффектов: социального (связанного с изменением характера взаимодействия общеобразовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом); организационного (связанного с развитием и преобразованием организационной структуры общеобразовательной организации) и экономического (связанного с динамикой финансовых результатов деятельности общеобразовательной организации).
Основными особенностями управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации являются необходимость осуществления стратегического планирования деятельности с учетом маркетингового подхода, совершенствование организационной структуры общеобразовательной организации.
Условиями повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации считаем разработку программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов; вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы её разработки и реализации, осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность выявленных и реализованных в опытно-экспериментальной работе условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
В ходе выполнения исследования была разработана и апробирована «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11», направленная на реализацию приоритетных направлений деятельности общеобразовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.



