Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение конкурентоспособности общеобразовательной организации (на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова»)

Работа №20144

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
789
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки проблемы повышения конкурентоспособности
общеобразовательной организации 7
1.1. Конкурентоспособность общеобразовательной организации как предмет
управленческого анализа 7
1.2. Особенности управления конкурентоспособностью
общеобразовательной организации 18
1.3. Оценка конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 29
2. Опытно — экспериментальная работа по повышению
конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11 49
2.1. Разработка «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ
Гимназия № 11» 49
2.2. Вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной
организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности 59
2.3. Осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности ...67
Заключение
Список использованных источников



Актуальность исследования. В условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции его развития появилась необходимость приведения общего образования в соответствие с новым социальным, политическим и экономическим статусом общественного и экономического устройства России. Задачи, связанные с обеспечением инновационного характера базового образования, модернизацией институтов образования как инструментов социального развития, созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, являются в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» приоритетными [20]. Их решение невозможно без разработки новой методологии управления образовательной организацией, основанной на управлении её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Проблема конкуренции в образовании тесно связана с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления образовательными организациями различных уровней. Рассматривая систему общего образования, следует отметить, что каждая школа, лицей или гимназия, оказывая комплекс образовательных услуг, выступает субъектом рыночных отношений, даже в том случае, если организация не оказывает услуги, стоимость которых возмещает заказчик (законный представитель) или потребитель. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом или бюджетами субъектов РФ образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг.
Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска общеобразовательными организациями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Таким образом, недостаточная разработанность механизмов управления конкурентоспособностью организаций и учреждений общего образования обусловила выбор темы настоящего исследования.
Вопросы управления конкурентоспособностью образовательных организаций достаточно хорошо разработаны в отношении высших учебных заведений, негосударственных образовательных учреждений (Б.С. Яхьяева, А.А., Загородняя). Рыночные инструменты в управленческой деятельности образовательными учреждениями исследуются в работах А.П. Панкрухина, И.А. Дониной, И.Ю. Жданкиной, С.Н. Андреева, А.С. Баталова, Д.А. Бончукова, М.А. Лукашенко, У.Г. Петровой, Э.Р. Рафиковой, Р.А. Фатхутдинова. Однако в отечественном научном сообществе отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности образовательной организации как в целом, так и для общеобразовательной организации в частности [10].
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между:
- возрастающим вниманием общества к проблеме повышения конкурентоспособности государственных образовательных организаций и их неготовностью адаптироваться к условиям конкурентной среды международного и российского рынка образовательных услуг;
- наличием объективных нормативно-правовых условий в системе общего образования для повышения качества образовательных услуг и отсутствием механизмов их реализации в деятельности общеобразовательной организации;
- стремлением общеобразовательной организации к повышению её конкурентоспособности и недостаточностью разработанных управленческих и педагогических условий, способствующих реализации названного стремления.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Таким образом, цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем результативности условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Объект исследования - конкурентоспособность общеобразовательной организации.
Предмет исследования - условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение конкурентоспособности общеобразовательной организации будет более результативным, если в процессе управления будут реализованы следующие условия:
- разработка программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов;
- вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности;
- осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- конкретизировать понятие конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- выявить особенности управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации;
- провести анализ конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11;
- выявить и теоретически обосновать условия повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- проверить опытно-экспериментальным путём результативность выявленных условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации;
- разработать «Программу повышения конкурентоспособности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова».
База проведения исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 имени А. Н. Кулакова» (далее МАОУ Гимназия № 11).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ нормативно-правовых актов, литературы по менеджменту и педагогике, обобщение опыта по управлению конкурентоспособностью организации; эмпирические - анкетирование; формирующий эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации позволило нам сделать следующие выводы.
Анализ психологической, педагогической литературы показал, что решение указанной проблемы исходит из общетеоретических представлений о феномене конкурентоспособности общеобразовательной организации, под которым в нашем исследовании мы понимаем обобщающий показатель результативности деятельности образовательной организации по оказанию качественных, востребованных на рынке образовательных услуг за счет оптимального управления социальными, организационными, экономическими ресурсами.
Конкурентоспособность общеобразовательной организации выражается в достижении эффектов: социального (связанного с изменением характера взаимодействия общеобразовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом); организационного (связанного с развитием и преобразованием организационной структуры общеобразовательной организации) и экономического (связанного с динамикой финансовых результатов деятельности общеобразовательной организации).
Основными особенностями управления конкурентоспособностью общеобразовательной организации являются необходимость осуществления стратегического планирования деятельности с учетом маркетингового подхода, совершенствование организационной структуры общеобразовательной организации.
Условиями повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации считаем разработку программы повышения конкурентоспособности, направленной на достижение социального, организационного, экономического эффектов; вовлечение сотрудников и партнеров общеобразовательной организации в процессы её разработки и реализации, осуществление организационного менеджмента общеобразовательной организации на основе программы повышения конкурентоспособности.
В процессе исследования были получены данные, подтверждающие результативность выявленных и реализованных в опытно-экспериментальной работе условий повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации.
В ходе выполнения исследования была разработана и апробирована «Программы повышения конкурентоспособности МАОУ Гимназия № 11», направленная на реализацию приоритетных направлений деятельности общеобразовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.



1. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации /Под общ. ред. Тряпицыной А.П., - СПб., 2005.
2. Андреев, С.Н. Некоммерческий маркетинг и его особенности. Проблемы современного маркетинга: сборник научных трудов/ Под общ.ред. Б.А.Соловьева. - М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2007. - С.145-161.
3. Андреев, С.Н. Некоммерческий маркетинг: практикум/ С.Н.Андреев.- М.: Российская экономическая академия, 2006. - 384с.
4. Баталов, А.С. Маркетинг образовательных услуг в системе внутришкольного управления: дисс.... канд.пед. наук : 13.00.01 / Баталов Антон Сергеевич.- Москва, 2003. - 221c.
5. Богданова, Т. В. Формирование обучающихся организаций в контексте концепции непрерывного образования социально- технологический аспект: дис.
. канд. социолог. наук: 22.00.08 / Богданова Татьяна Владимировна. - Москва, 2009.- 185с.
6. Бончукова, Д.А. Экономические и имиджевые механизмы обеспечения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования (Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук)/ Бончукова, Д.А.- Санкт-Петербург, 2012.
7. Булаев, Н. И. Налоговое и бюджетное регулирование инновационной, научной и образовательной деятельности [Текст] / Н.И. Булаев, А.П. Бердашкевич. - М. : Интерконтакт Наука, 2005. - 488 с.
8. Болонский процесс. Миф или реальность: Высшее образование в России / Ю.Давыдов.- М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2005. -№ 10.- 6с.
9. Гребенюк, Е.Н. Синергетический подход в гуманитарном исследовании: монография / Е.Н. Гребенюк.-Астрахань, 2011.- 100с.
10. Голубятникова, Н.В. К вопросу о развитии конкурентных преимуществ субъектов образовательной сферы // Сборник научных трудов Пятого международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2010». - М.: МФПА, 2010. - 0,30 п.л.
11. Голубятникова, Н. В. Управление конкурентоспособностью учреждений среднего общего образования : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Голубятникова Наталья Валерьевна; [Место защиты: Моск. финансово-пром. акад.].- Москва, 2011.- 143 с.
12. Донина, И.А. Развитие образовательных организаций в контексте становления территориальных обучающихся сообществ: формирование территориальных сообществ в контексте развития образовательных организаций / И.А. Донина, Р.М. Шерайзина // Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. -199с.
13. Донина, И.А. Образовательный маркетинг - современный этап маркетинга взаимоотношений [Электронный ресурс] /И.А.Донина// Фундаментальные исследования. - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/issue/index.
14. Жданкина, И.Ю., Смирнов, А.Н., Шамин, Е.А., Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования, Вектор науки ТГУ, 2014, № 4 (30)
15. Жданкина, И. Ю., Шамин, Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций. - Вестник НГИЭИ, № 9 (40) 2014.
16.Забелин, П.В. , Моисеева, Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Маркетинг, 1998.- 195с.
17. Загвоздкин, В. Эффективная школа. О направлениях обеспечения и развития
качества школьного образования за рубежом. Управление школой, №19, 2007г.. URL:
http://upr.1september.ru/article.php?ID=200701909 .
18. Загородняя, А.А. Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью вуза (на примере негосударственного высшего учебного заведения): дисс канд.эк. наук:
08.00.05/ Загородняя Анна Александровна.- Находка, 2007. - 172с.
19. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Электронный журнал Эйдос.- Режим доступа:http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
44
20. Каспржак, А.Г. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: доклад экспертной группы /А.Г.Каспржак, электронный ресурс
21. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf .
22. Лукашенко, М.А. Развитие рыночных отношений в системе образования современной России: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Лукашенко Марианна Анатольевна.- Москва, 2002. - 316c.
23. Магура, М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации/ М.И. Магура, М.Б. Курбатова.- М.: АО «Бизнес-школа «Интел- Синтез», 2002.-176с.
24. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] / А.П. Панкрухин.- Режим доступа: url: http://mou.marketologi.ru/content.
25. Патрахина, Т.Н. SWOT - анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации// http://naukovedenie.ru/PDF/08PVN215.pdf.
26. Петрова, У.Г. Маркетинговая деятельность как условие модернизации управления адаптивной школой: дис.. канд.пед. наук: 13.00.01/ Петрова Ульяна Гаврильевна.- Якутск, 2007.- 206с.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 http://www.krao.ru/files/fck/File/.SOVET/Prikaz___1547_ot_05_12_2014.pdf.
28. Проект «Разработка критериев качества и механизмов общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений». Система критериев и показателей оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием региональных общественных структур. [электронный ресурс] / Сайт Научно-методического центра кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ. URL:http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1185285125.
29. Поташник, М.М. Управление современной школой / М.М. Поташник.- М.: Знание, 1992. - 167с.
30. Профессиональный стандарт: «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» Предварительный проект [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekty
%20doc/rukov.pdf.
31. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. //Вопросы образования. - 2012. - № 1. С.6- 59.
32. Рафикова, Э.Р. Технологии оценки деятельности конкурентов на рынке образовательных услуг как концептуальный вектор алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников образования: дис.. д-ра эк. наук: 08.00.05 / Рафикова Элина Рашитовна.- Сочи, 2011.- 299с.
33. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика практического менеджмента / П.И.Третьяков.- Москва: Новая школа, 1997.- 288с.
34. Третьякова, Т.Н. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Третьякова Татьяна Николаевна. - Челябинск, 2001. - 423c.
35. Ушаков, К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий /К. М. Ушаков.- М.: Новая школа, 2004. -192с.
36. Фатхутдинов, Р.А., Инновационный менеджмент, Питер, 2003
37. Фатхутдинов, Р.А., Ориентация обучения на конкурентоспособность, Высшее образование в России, выпуск №9, 2007
38. Фатхутдинов, Р.А., Управленческие решения, М., Инфра-М, 2015
39. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70291362/.
40. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.07.2013. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70291362/.
41. Фрумин, И.Д. // Вопросы образования, 2012 . - С.6-58.
42. Фурсик, С.Н. Маркетинг на рынке образовательных услуг и эффективность управления образовательным учреждением. Управление качеством непрерывного образования / С.Н.Фурсик.- Вологда, ВГПУ, 2011. - 192с.
43. Хакен, Г. Синергетика / Г.Хакен.- М.: Мир, 1980. - С.231.
44. Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования/ А.В.Хуторской.- М.: «ИНЭК», 2007. - 327с.
45. Шапкин, И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов. - М.: «Юрайт», 2011, 690с.
46. Шерайзина, Р.М. Образовательный менеджмент как ресурс организационного развития/ Р.М.Шерайзина.- Великий Новгород, НовГУ, 2008.- 44с.
47. Яхьяева, Б.С. Формирование маркетинговых технологий управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Яхьяева Бава Селимовна.- Махачкала, 2003. - 124c.
48. Michael E. Porter. Competitive Advantage / Gardners Books. - London, 2011, 210с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ