Правовое регулирование и организация деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних (Московский финансово-юридический университет)
|
Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Теоретические и правовые основы социального обеспечения безнадзорных и беспризорных детей.…….6
1.1. Права и гарантии детей в системе социального обеспечения……………..6
1.2. Понятие, признаки и причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних…9
1.3. Система нормативно-правового регулирования социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.…………………………11
2. Организация деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.……20
2.1. Система органов учреждений, осуществляющих социальное обеспечение безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних...20
2.2. Организация системы профилактики и социальной работы безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних …24
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников………30
1. Теоретические и правовые основы социального обеспечения безнадзорных и беспризорных детей.…….6
1.1. Права и гарантии детей в системе социального обеспечения……………..6
1.2. Понятие, признаки и причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних…9
1.3. Система нормативно-правового регулирования социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.…………………………11
2. Организация деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.……20
2.1. Система органов учреждений, осуществляющих социальное обеспечение безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних...20
2.2. Организация системы профилактики и социальной работы безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних …24
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников………30
Актуальность данной темы определена тем, что в современном мире по сей день остается острая проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в России из-за уязвимости детей, влияния на социальную стабильность, необходимости улучшения законов и практики их применения. Социальное обеспечение таких лиц требуется для защиты прав и стабильности общества.
В последнее время безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних является одним из важных вопросов в российском государстве. Отсутствие семьи, поддержки, условий жизни, родительского внимания и воспитания, финансовые трудности приводят детей к лишению базовых потребностей и полноценной интеграции в социум.
Согласно официальным данным межведомственной информационно-статистической системы РФ (ЕМИСС) в 2025 году более 27 тысяч несовершеннолетних в России были признаны безнадзорными или беспризорными. Данное количество служит прямым доказательством, что меры социальной поддержки и защиты детей не эффективны в полной мере. Сложившаяся ситуация требует комплексное и срочное реагирование со стороны государственных институтов, так от общества.
Целью исследования является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, овладение методикой и навыками самостоятельного решения конкретных профессиональных задач на основе ранее приобретенных знаний, овладение начальными навыками исследовательской деятельности, а так же выявление особенностей и обоснование необходимости совершенствования нормативного правового регулирования общественных отношений, определяющих основные подходы института социальной защиты безнадзорных и беспризорных в России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие, признаки, причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- исследовать систему прав и гарантий, предоставляемых безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним в сфере социального обеспечения;
- раскрыть особенности нормативно-правового регулирования социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
- определить виды и формы социального обеспечения для безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Объектом исследования представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и организации социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы права в области профилактики безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, практика их применения.
Теоретическая основа включает в себя научные статьи, таких авторов как: Азарова Е.Г., Чернова Э.Р., Захарченко Д.А., Батуро А.М., Васильева Э.Я., Костина С.Е., Жаглина М.Е., Кубанов А.А, Камилова Т.Н., Ильина О.В. и другие, а также учебная литература.
Методология исследования основывается на общенаучных методах исследования (диалектическом, логическом), используется метод анализа, системный метод, метод обобщений, метод аналогий.
Нормативную основу работы составили: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, нормативные акты в области социального обеспечения как: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».
Эмпирической основой служат материалы судебной практики судов общей юрисдикции, районных судов.
Структура работы определена целью, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрыты теоретические и правовые основы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в системе социального обеспечения, а именно дано понятие, признаки и причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, раскрыты права и гарантии несовершеннолетних в системе социального обеспечения, изучена система нормативно-правового регулирования.
Во второй главе представлена организация деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а именно система органов учреждений, осуществляющих социальное обеспечение, а также организация системы профилактики и социальной работы.
В последнее время безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних является одним из важных вопросов в российском государстве. Отсутствие семьи, поддержки, условий жизни, родительского внимания и воспитания, финансовые трудности приводят детей к лишению базовых потребностей и полноценной интеграции в социум.
Согласно официальным данным межведомственной информационно-статистической системы РФ (ЕМИСС) в 2025 году более 27 тысяч несовершеннолетних в России были признаны безнадзорными или беспризорными. Данное количество служит прямым доказательством, что меры социальной поддержки и защиты детей не эффективны в полной мере. Сложившаяся ситуация требует комплексное и срочное реагирование со стороны государственных институтов, так от общества.
Целью исследования является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, овладение методикой и навыками самостоятельного решения конкретных профессиональных задач на основе ранее приобретенных знаний, овладение начальными навыками исследовательской деятельности, а так же выявление особенностей и обоснование необходимости совершенствования нормативного правового регулирования общественных отношений, определяющих основные подходы института социальной защиты безнадзорных и беспризорных в России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие, признаки, причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- исследовать систему прав и гарантий, предоставляемых безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним в сфере социального обеспечения;
- раскрыть особенности нормативно-правового регулирования социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
- определить виды и формы социального обеспечения для безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Объектом исследования представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и организации социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы права в области профилактики безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, практика их применения.
Теоретическая основа включает в себя научные статьи, таких авторов как: Азарова Е.Г., Чернова Э.Р., Захарченко Д.А., Батуро А.М., Васильева Э.Я., Костина С.Е., Жаглина М.Е., Кубанов А.А, Камилова Т.Н., Ильина О.В. и другие, а также учебная литература.
Методология исследования основывается на общенаучных методах исследования (диалектическом, логическом), используется метод анализа, системный метод, метод обобщений, метод аналогий.
Нормативную основу работы составили: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, нормативные акты в области социального обеспечения как: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».
Эмпирической основой служат материалы судебной практики судов общей юрисдикции, районных судов.
Структура работы определена целью, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрыты теоретические и правовые основы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в системе социального обеспечения, а именно дано понятие, признаки и причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, раскрыты права и гарантии несовершеннолетних в системе социального обеспечения, изучена система нормативно-правового регулирования.
Во второй главе представлена организация деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а именно система органов учреждений, осуществляющих социальное обеспечение, а также организация системы профилактики и социальной работы.
В рамках данной курсовой работы были рассмотрены ключевые аспекты правового регулирования и организации деятельности в сфере социального обеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. Основной целью исследования было изучение понятий, признаков, причин и содержание защиты прав социальной защиты безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в России.
В результате проведенного исследования можно выделить несколько ключевых выводов.
Правовую основу деятельности по социальному обеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних играют Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124. Действующая правовая база является динамичной и постоянно развивающейся, однако она характеризуется значительной фрагментарностью, поскольку нормы, регулирующие различные аспекты поддержки этой категории детей, рассредоточены по многочисленным отраслевым законам и подзаконным актам.
Организация деятельности в данной сфере построена на принципе межведомственного взаимодействия. В ней задействованы органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Основными направлениями деятельности являются выявление безнадзорных и беспризорных детей, их первичный учет, предоставление временного проживания в специализированных учреждениях (социально-реабилитационных центрах, приютах), оказание комплексной социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи, а также содействие в дальнейшем устройстве (возвращении в семью, передаче под опеку или в государственное учреждение).
Изучив общие основы организации данной работы, было выявлено, что одной из наиболее значительных проблем остается недостаточная эффективность механизмов межведомственного взаимодействия и документального подтверждения статуса и потребностей ребенка. Решить эту проблему представляется необходимым путем совершенствования правовой базы, в частности, разработки и принятия комплексного федерального закона, который бы более четко регламентировал порядок межведомственного информационного обмена, унифицировал процедуры оценки потребностей ребенка и разграничил ответственность каждого органа системы профилактики. Можно предположить, что повысить эффективность помощи позволит внедрение индивидуальных программ социальной реабилитации, имеющих обязательную юридическую силу для всех участвующих ведомств.
Таким образом, несмотря на наличие развитой законодательной базы и разветвленной сети учреждений, существующая система социального обеспечения для безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в России по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями, требующими многостороннего решения. Дальнейшее усовершенствование и повышение результативности этой системы в значительной мере зависят от объединения правовых норм, укрепления координации между всеми участниками профилактики и внедрения активных методов работы с проблемными семьями и детьми.
В результате проведенного исследования можно выделить несколько ключевых выводов.
Правовую основу деятельности по социальному обеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних играют Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124. Действующая правовая база является динамичной и постоянно развивающейся, однако она характеризуется значительной фрагментарностью, поскольку нормы, регулирующие различные аспекты поддержки этой категории детей, рассредоточены по многочисленным отраслевым законам и подзаконным актам.
Организация деятельности в данной сфере построена на принципе межведомственного взаимодействия. В ней задействованы органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Основными направлениями деятельности являются выявление безнадзорных и беспризорных детей, их первичный учет, предоставление временного проживания в специализированных учреждениях (социально-реабилитационных центрах, приютах), оказание комплексной социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи, а также содействие в дальнейшем устройстве (возвращении в семью, передаче под опеку или в государственное учреждение).
Изучив общие основы организации данной работы, было выявлено, что одной из наиболее значительных проблем остается недостаточная эффективность механизмов межведомственного взаимодействия и документального подтверждения статуса и потребностей ребенка. Решить эту проблему представляется необходимым путем совершенствования правовой базы, в частности, разработки и принятия комплексного федерального закона, который бы более четко регламентировал порядок межведомственного информационного обмена, унифицировал процедуры оценки потребностей ребенка и разграничил ответственность каждого органа системы профилактики. Можно предположить, что повысить эффективность помощи позволит внедрение индивидуальных программ социальной реабилитации, имеющих обязательную юридическую силу для всех участвующих ведомств.
Таким образом, несмотря на наличие развитой законодательной базы и разветвленной сети учреждений, существующая система социального обеспечения для безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в России по-прежнему сталкивается с серьезными трудностями, требующими многостороннего решения. Дальнейшее усовершенствование и повышение результативности этой системы в значительной мере зависят от объединения правовых норм, укрепления координации между всеми участниками профилактики и внедрения активных методов работы с проблемными семьями и детьми.



