ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности строительных компаний 5
1.1 Понятие и характеристики конкурентоспособности строительных предприятий 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности строительных предприятий 11
1.3 Специфика и особенности локальных рынков строительства жилья 18
2 Оценка конкурентоспособности компаний на рынке строительства жилья в г.Красноярске 26
2.1 Характеристика рынка жилья в г.Красноярске 26
2.2 Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке жилищного строительства
г.Красноярска 32
2.3 Деловая стратегия компании, как способ повышения конкурентоспособности 38
3 Совершенствование методов оценки конкурентоспособности предприятий на рынке жилищного строительства 48
3.1 Обоснование направлений совершенствования методов оценки конкурентоспособности 48
3.2 Разработка и апробация метода оценки конкурентоспособности на примере строительных компаний г. Красноярск 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж 68-76
Строительство является социальным направлением деятельности в силу, удовлетворения, безусловно, важной потребности, потребности в жилье. Так же при развитии строительного рынка происходит развитие экономики территории, за счет миграции трудовых ресурсов, а так же за счет сокращения дисбаланса развития в уровне жилищной обеспеченности.
Конкуренция является неотъемлемым механизмом развития рынка, а конкурентоспособность компании прямым отражением способности вести конкурентную борьбу на рынке. Исходя из этого, можно сказать, что конкурентоспособность является важнейшим внешним фактором развития компании. Важно понимать, что конкурентоспособность является эндогенной переменной, и в данном смысле компания управляет экзогенными факторами. В общем смысле под конкурентоспособностью будет рассматриваться способность фирмы распределять имеющиеся ресурсы, при их эффективном использовании, что порождает развитие фирмы, а так же рациональную деятельность на рынках капитала, труда и товаров при влиянии факторов внутренней и внешней среды.
Основными факторами, определяющими конкурентоспособность строительной организации, являются: качество проводимых работ и оказываемых услуг; квалификация работников, на всех звеньях производства; уровень менеджмента и маркетинга на предприятии; уровень технологичности выполняемых строительных работ; доступность источников финансирования; доступность инновационных решений и разработок в области строительства; налоговая среда.
Анализ конкурентоспособности компании позволяет выявить факторы развития компании, а так же сделать акцент на характеристиках и свойствах производимых работ, и оказываемых услуг подлежащих совершенствованию.
Целью данной работы является совершенствование методов оценки конкурентоспособности предприятий на рынке жилищного строительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности строительных компаний;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности строительных предприятий;
- определить специфику и особенности локальных рынков строительства жилья;
- дать характеристику рынка жилья в г. Красноярске;
- провести анализ состояния конкурентной среды на рынке жилищного строительства г.Красноярска;
-обосновать направления совершенствования методов оценки конкурентоспособности;
- разработать и апробировать методику оценки конкурентоспособности строительных организаций.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме.
Научная новизна заключается в следующем:
- уточнено понятие «конкурентоспособность строительных предприятий»;
- усовершенствован метод оценки конкурентоспособности строительных предприятий в связи с оценкой влияния на конкурентоспособность предприятия организационно-технических и финансовых показателей.
Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Строительный рынок Красноярского края является перспективным сегментом экономики края, который продолжает развиваться в связи с демографическим ростом населения региона, а соответственно и его потребностей в промышленном и жилищном строительстве. Особо следует отметить, что наиболее привлекательным для развития и инвестиций является рынок жилищно-коммунального строительства. Стратегией развития строительного комплекса Красноярского края до 2020 года предусмотрена главная задача - долгосрочное развитие строительства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии на основе комплексного подхода, обеспечивающего сбалансированное развитие всей строительной отрасли.
Конкуренция на данном рынке высока, поэтому вопрос оценки конкурентоспособности строительных компаний в современное время не теряет своей актуальности.
Конкурентоспособность предприятия определяется его уровнем (рейтингом или местом) среди предприятий стратегической конкурентной группы. Основываясь на анализе понятийного аппарата по исследуемой проблематике, в работе дано следующее определение: конкурентоспособность строительной компании - это ее способность удовлетворять потребности клиентов в управлении объектами строительства более качественно и эффективно по сравнению с другими субъектами стратегической конкурентной группы и удерживать долю рынка, обеспечивающую компании требуемый уровень доходности.
В ходе исследования установлено, что на конкурентоспособность компаний влияют две группы факторов; внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, определяющие динамику рынка строительства и соответственно среду, в которой компании реализуют свою конкурентоспособность. Внутренние факторы конкурентоспособности обусловлены деятельностью самой компании и соответственно подвластны ей. Например, такой фактор, как наличие стратегии развития бизнеса. Долгосрочной конкурентоспособности компании не может быть без. разработанной целостной стратегии развития бизнеса; без постановки, долгосрочных целей и задач деятельности, а также без целевых показателей; которые должны быть достигнуты. в. процессе реализации стратегии.
Сложность и точность оценки конкурентоспособности того или иного объекта зависит от глубины его анализа. В настоящее время не существует единого подхода или метода оценки конкурентоспособности, что объективно обусловлено отраслевыми отличиями и особенностями.
Для повышения конкурентоспособности на рынке строительства жилья компаниям необходима продуманная стратегия. Первостепенное значение в конкурентной борьбе имеет обеспечение надлежащего качества услуг, предоставляемых управляющей компанией.
В ходе изучения научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что существует множество методик оценки конкурентоспособности деятельности предприятия, что позволило выявить рекомендуемые направления ее проведения: оценка конкурентоспособности продукции, эффективности маркетинговой деятельности и конкурентоспособности предприятия в целом.
В ходе работы сформулировано определение понятия конкурентоспособности строительных компаний, рассмотрены методы оценки конкурентоспособности строительных предприятий, определена специфика и особенности локальных рынков строительства, приведена характеристика строительного рынка в г. Красноярске, проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке жилищного строительства г. Красноярска.
Усовершенствован метод оценки конкурентоспособности компании при помощи оценки организационно-технических показателей. Данные показатели представляют собой совокупность критериев, от которых зависит результат их деятельности, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности на рынке строительства. Применив оценку конкурентоспособности можно выявить сильные и слабые стороны компаний и в последующем разработать стратегию по повышению конкурентоспособности.
1 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. - М.: Юрайт-Издат, 2015. - 461 с.
2 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. - М.: Юрайт-издат, 2015. - 454 с.
3 Российская Федерация. Законы. О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках: Федеральный закон от 22 марта 1991 г. № 948-1// Российская газета. - 1991. - 27 марта.
4 Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. Пособие / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2012. - 512 с.
5 Адрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ В.Д Адрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №3. - С. 47-57.
6 Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие / Г.Л. Азоев. - М.: ГАУ, 2012. - 75 с.
7 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Е&М,
2012. - 167 с.
8 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 142 с.
9 Антамошкина О.И. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие / О.И. Антамошкина, Т.А. Вашко, С.А. Шабалин; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2015. - 164 с.
10 Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО «издательство экономика», 2013. -231 с.
11 Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
12 Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Монография / Г.Я. Белякова. - Красноярск, 2012. -231 с.
13 Бланк И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк.- Киев: Ника-Центр, 2013.-544 с.
14 Богатин Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. Пособие для ВУЗов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. - М.: Финансы; ЮНИТИ - ДАНА, 2012.- 253 с.
15 Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А.И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2013. - № 5. - С. 46-52.
16 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник /О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардирика, 2013. - 528 с.
17 Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро -, мезо - и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский, В. Жуковская, И Трофимова // РЭЖ. - 2014. - № 3. - С. 67¬73.
18 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2015. - 480с.
19 Глухов А. Оценка конкурентоспособности товаров и способы ее обеспечения / А. Глухов // Маркетинг. - 2015. - № 2. - С. 56-64
20 Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 27-33.
21 Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. - 207 с.
22 Дейян А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж / А. Дейян Л., Троадек. - М.: Прогресс-Универс, 2014. - 152 с.
23 Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия: Мастерство,
2013. - 288 с.
24 Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг / П. С. Завьялов // РЭЖ. -
2014. - № 12. - С. 50-55.
25 Закутин Г.П. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг / Г.П. Закутин, Г.Л. Кедровская, Ю.А. Шумов. - М., 2013. - 141 с.
26 Зулькарнаев И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 15-24.
27 Игольников Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г.Игольников, Е. Патрушева // Российский экономический журнал. - 2014. - № 11. - С. 108-111.
28 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Остожье, 2012. - 336 с.
29 Кокорев В.П. Курс лекций по менеджменту: учеб. Пособие / В.П. Кокорев. - Барнаул: АГУ, 2014. - 436 с.
30 Кондрашев В. Анализ проблем конкурентоспособности / В. Кондрашев// Экономист. - 2013. - № 12. - С. 86-89.
31 Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифолова // Менеджмент в Росси и за рубежом. -
2015. - №3. - С. 88-129.
32 Короткин Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление / Ю.Г. Короткин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 17¬21.
33 Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева// Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 6. - С. 19-24.
34 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. - М.: ДеКА, 2014. - 896 с.
35 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. О.А.Третьяк, Л.А.Волковой, Ю.Н.Каптуревского. - СПб: Питер, 2013. - 896 с.
36 Кузин Д.В. Конкурентоспособность национальной экономики (вопросы теории и мировая практика) / Д.В. Кузин // Общество и экономика. - 2014. - № 3-4. - С. 121-134.
37 Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента / Ю. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. - 2013.-№4.-с.110-113.
38 Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1 / Г. Кунц, С. О'Доннел: пер. с англ. Общ. Ред. И предисловие Д.М.Гвишиани. - М.: ПРОГРЕСС, 2012. - 249 с
39 Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. - 2014. - № 3. - С. 33 - 39.
40 Маркетинг / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, 2005. - 560с.
41 Менеджмент: Вопросы и ответы: учеб. Пособие / А.Н. Чаплина, С.В. Здрестова; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2013. - 175с.
42 Методы стратегического анализа: учеб. Пособие / Сост. Т.А. Вашко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2013. - 110 с.
43 Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 2013. - 451 с.
44 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой.-18- е изд.-М.: Рус.яз., 1987.- с.538.
45 Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова. - М.: Ось - 89, 2013. - 80 с.
46 Печенкин А. Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. - 2014. - № 2. - С. 23 - 25.
47 Портер М. Конкуренция: Учебное пособие/ М. Портер. - М.: Вильямс, 2014. - 495 с.
48 Разработка стратегии развития организации: учебно-практическое пособие / Сост. Вашко Т.А., Григоревская Т.В.; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2014. - 64с.
49 Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / К.А. Раицкий - 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2013. - 696 с.
50 Родионова Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции / Л.Н. Родионова,
O. Г. Кантор, Ю.Р. Хакимова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 63—77.
51 Румянцева И.А. Условия создания и функционирования системы сотрудничества. / И.А. Румянцева // Маркетинг. - 2014. - №15. - С. 6 - 19
52 Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С.Г. Светуньков, А.А. Литвинов. - Ульяновск: Издательство: «Корпорация технологий продвижения», 2013. - 256 с.
53 Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России / А. Селезнев // Экономист. - 2012. - № 2. - С. 9-13.
54 Теляков А.В. Управление процессом формирования и развития локального рынка жилья: Авореф. дис ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2003.-26с.
55 Теляков А.В. Управление процессом формирования и развития локального рынка жилья: Авореф. дис ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2003.-26с.
56 Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / Н. Титова, И. Гурков // Маркетинг. - 2013. - № 1. - С. 30-35.
57 Трувец В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии / В.Е. Трувец. - Л.: ЛДНТП, 2013. - 32 с.
58 Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 669 с.
59 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. - 892 с.
60 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление /
P. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
61 Фатхутдинов Р. Система менеджмента: учебник / Р. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М.: Бизнес-школа, 2012. - 287 с.
62 Цветков А.В., Шапиро В.Д. Управление конкурентоспособностью в инвестиционно-строительном бизнесе: справ. пособие / под ред. Цветкова А.В., Шапирова В.Д. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013-486с.
63 Целикова Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки / Л.В. Целикова // Вестник МУ. Серия 6. Экономика. - 2014. - № 2. - С. 57-61.
64 Чубаров, И.А. Особенности развития и функционирования локального рынка жилья в крупном городе (на примере Кургана): Афтореф. Дис. канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2003. - 23 с.
65 Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 305 c.
66 Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, Т.М. Ахтямов // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 44 - 54.
67 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие / А.Ю. Юданов. - 2-е изд. - М.: Гном-Пресс, 2014. - 314 с.
68 Рейтинг застройщиков недвижимости в Красноярске [Электронный ресурс] / Деловой квартал - Режим доступа: http://krasnoyarsk.dk.ru/wiki/reyting-zastroyshchikov- nedvizhimosti
69 Аналитическая справка по итогам I квартала 2016 года [Электронный ресурс] / Аревера - Режим доступа: http://www.arevera.ru/analytics/krasnoyarsk/5305-analiticheskaya- spravka-po-itogam-i-kvartala-2016-goda
70 Исследование рынка недвижимости в Красноярске [Электронный ресурс] / Деловой квартал - Режим доступа: http://krasnoyarsk.dk.ru/wiki/issledovanie-rynka- nedvizhimosti
71 Строительная деятельность [Электронный ресурс] / Федеральная
служба государственной статистики - Режим доступа:
http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat__ts/krsdstat/ru/statistics/enterprises/construction/
72 Итоги года участников рынка [Электронный ресурс] / Сибирский дом - Режим доступа: http://www.sibdom.ru
73 Итоговые документы [Электронный ресурс] / Сбис - Режим доступа: https://sbis.ru/#msid=s1465875002544
74 Чубаров, И.А. Особенности развития и функционирования локального рынка жилья в крупном городе (на примере Кургана): Афтореф. Дис. канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2003. - 23 с.